Ильдар Абдуллин
Ильдар Абдуллин не явился сегодня на судебное заседание. Адвокаты проректора заявили, что у ученого отнялась нога, и предъявили справку из больницы

ОТНЯЛАСЬ НОГА

Сегодня в Вахитовском районном суде Казани состоялось судебное заседание, на котором решался вопрос ареста проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина, обвиняемого в нанесении вузу ущерба в 40 млн. рублей. Напомним, что в минувшую пятницу следователям МВД не удалось добиться решения суда. Следствие, требуя ареста ученого, настаивало на том, что его необходимо заключить под стражу ввиду его неявки на допрос. Однако заседение и принятие решения были отложены на сегодня, 10 ноября. Хотя уже тогда было известно, что сегодня Абдуллину предстоит плановая операция.

На судебное заседение сегодня явились сразу два защитника проректора. Адвокат Нина Ожигихина, которая специально прибыла на процесс из Курска, некоторое время до начала суда знакомилась с объемным обвинительным заключением, фотографируя его листы на iPad. Чуть позже подошел казанский адвокат проректора Владимир Гусев, а вот самого Абдуллина участники процесса так и не дождались. На резонный вопрос судьи о том, где находится Абдуллин, адвокаты проректора предоставили справку из больницы.

Как выснилось, проректор попал не на плановую операцию, как говорилось в суде в пятницу, а был экстренно госпитализирован. Защита сообщила, что накануне проректора в связи с острым заболеванием увезли в городскую клиническую больницу №5. «Насколько мне известно, вчера он был госпитализирован в городскую клиническую больницу №5 в связи с тем, что у него полностью отказала одна нога и он не может передвигаться», — пояснила суду Ожигихина, но так и не смогла разъяснить, какой именно диагноз поставили Абдуллину.

Владимир Гусев
По мнению адвоката Владимира Гусева, следователю еще придется уточнять сумму ущерба, которая «по разным источникам у следствия разная»

«Что это за острый... непонятное дальше слово какое-то», — недоумевал судья Наиль Камалетдинов. «Рентгеноскопия чего была проведена? Какое лечение было назначено? Какие предположительно сроки госпитализации, вы можете объяснить?» — обратился он к защите.

Разобраться в почерке врачей больницы №5 не смогли ни судья, ни следователь, ни прокурор. Поочередно рассматривая справку из медучреждения, они вслух могли прочитать только слово «острый», а дальше терялись в догадках, какой именно диагноз поставлен проректору. Гусев по настоянию гособвинения даже позвонил самому Абдуллину, но тот, по всей видимости, и сам не знал, что у него нашли врачи. В итоге адвокаты проректора сообщили, что Абдуллин лежит под капельницей и как минимум проведет в больнице 10 дней. «Полагаю, что без самого лица, в отношении которого избирается мера пресечения, невозможно рассмотреть данное ходатайство, и закон прямо обязывает материал вернуть и производство прекратить», — заявил суду Гусев. Гособвинение настаивало на рассмотрении ходатайства следователя в отсутствие подозреваемого.

В результате судья согласился с мнением адвокатов Абдуллина, вернул ходатайство следователю и прекратил производство по нему.

С НЕУСТАНОВЛЕННЫМИ ЛИЦАМИ ИЛИ ОДИН?

Адвокат проректора Гусев прокомментировал «БИЗНЕС Online» увеличение эпизодов в громком деле. Напомним, что на минувшей неделе, в среду, 5 ноября, Абдуллину было предъялено обвинение в окончательной редакции, в котором было в общей сложности 7 эпизодов вместо 2 первоначальных.

Мурат Алиасхабов
Мурат Алиасхабов: «Скорее всего, будем обжаловать сегодняшнее решение суда»

По его словам, объем обвинения остался прежним — увеличилось лишь число статей, которыми следователь квалифицировал действия подозреваемого. «Эпизоды, о которых идет речь, остались прежними. Просто действия Абдуллина помимо мошенничества дополнительно квалифицировали как должностные преступления», — заявил Гусев.

По мнению адвоката, следователю еще придется уточнять сумму ущерба, которая «по разным источникам у следствия разная». «Изначально следствие настаивало на том, что Абдуллин совершил преступление с неустановленными лицами. Теперь, по версии следствия, он совершил эти преступления один. Но как он мог похитить мошенническим путем с расчета фирмы, ему не принадлежащей, какие-либо деньги? Это невозможно! — считает Гусев. — Один обвиняемый по мошенничеству в 70 или 40 миллионов, неважно, сколько, 16 или 13 миллионов, он их просто похитить не мог. А в окончательном обвинении звучит так, что он каким-то образом похитил мошенническим путем с расчета чужой фирмы эти денежные средства. Поэтому думаю, что в этой части вопрос все равно будет уточняться и сумма ущерба будет пересчитываться».

«Он не совершил преступление, это просто достаточно свободная трактовка следствием тех обстоятельств, которые произошли. Если по первому эпизоду он подписывал какие-то документы, то по второму эпизоду он ведь вообще ничего не подписывал, он был в это время в отпуске, он ни в чем не участвовал. Он не организовывал никаких аукционов, комиссий», — рассказал адвокат.

Гособвинение, в свою очередь, намерено обжаловать решение Вахитовского райсуда и добиться заключения Абдуллина под стражу. «Следствием предъявлено, что сумма ущерба составляет свыше 40 миллионов рублей, сумма ущерба никак не изменилась, — заявил «БИЗНЕС Online» прокурор отдела №2 прокуратуры РТ Мурат Алиасхабов. — Скорее всего, будем обжаловать сегодняшнее решение суда».

В СИЗО — ЗА НЕЯВКУ НА ДОПРОС

Напомним, скандал в КНИТУ разгорелся 9 июня 2014 года: 60-летнего проректора по научной работе тогда вывели из здания в наручниках. Абдуллина заподозрили в создании мошеннической схемы систематического хищения бюджетных средств, которые выделялись на развитие вуза и проведение научных разработок. В частности, по версии следствия, в декабре прошлого года проректор технологического университета решил вопрос о выделении вузу 40 млн. рублей для приобретения дорогостоящего научного оборудования, 16 млн. из которых вывел через подконтрольные ему коммерческие структуры. Кроме того, по версии силовиков, в феврале того же 2013 года он обеспечил победу в проводимом КНИТУ конкурсе «нужной» компании.

17 июня проректору предъявили обвинение в преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Масла в огонь скандальной истории добавила июльская пресс-конференция Артема Хохорина, на которой глава МВД Татарстана заявил, что министерство инкриминирует проректору КНИТУ-КХТИ еще 38 млн. рублей ущерба, нанесенного госбюджету, и считает его причастность к преступлениям доказанным фактом. К слову, о еще одном эпизоде, подробности которого пока остаются тайной, заявил в конце октября начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Татарстана Ринат Акчурин. «У нас есть третий факт, тоже на большую сумму. Все три факта хищений связаны с бюджетными деньгами и проведением аукционов, общая сумма ущерба устанавливается», — сказал тогда Акчурин.

5 ноября Абдуллину было предъявлено обвинительное заключение в окончательной редакции. Изначально ему вменялись только два эпизода по статье «Мошенничество». По данным прокуратуры РТ, в настоящий момент ему также вменяются два эпизода превышения должностных полномочий, еще два эпизода по злоупотреблению должностными полномочиями и один эпизод по нанесению ущерба организации своими действиями. Всего проректору КНИТУ-КХТИ вменяются 7 эпизодов. Сумма ущерба составляет свыше 40 млн. рублей.

К слову, Абдуллин ранее уже находится под стражей в СИЗО: 11 июня Вахитовский районный суд Казани удовлетворил ходатайство следователя о назначении для него меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца. В августе райсуд изменил меру пресечения для проректора на домашний арест, а 9 сентября уже Верховный суд РТ отменил решение районного о продлении домашнего ареста для Абдуллина на два месяца. Проректор фактически остался без всякой меры пресечения.

Официальным поводом для повторного заключения Абдуллина под стражу стала неявка на допрос 7 ноября. В этот же день за Абдуллиным в университет приехали сотрудники ГСУ МВД по РТ и доставили его в суд для избрания меры пресечения. Как ранее заявил «БИЗНЕС Online» проректор, следственных действий не пропускал, а со следователем была договоренность на 10 ноября. К слову, в этот же день Абдуллин планировал лечь в стационар для проведения плановой операции. На предыдущее заседание не смогли явиться защитники проректора, поэтому судья согласился с просьбой Абдуллина о перенесении процесса на другой день.