Наиль Магдеев пообещал поддержать индустриальный парк «Челны» на всех уровнях: деньгами на республиканском и морально в федеральных структурах

САМЫЙ БОЛЬШОЙ ИЗ ЧАСТНЫХ ПАРКОВ

Сегодня руководитель исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев побывал в строящемся индустриальном парке «Челны» и пообещал поддержать проект на всех уровнях: деньгами на республиканском и морально в федеральных структурах. С последними у владельца управляющей компании Алексея Миронова возникло легкое недопонимание. Но обо всем по порядку.

Общий объем инвестиций в строительство оценивается в 13 млрд. рублей. Сумма прогнозная, поскольку в общую копилку предполагается собрать средства не только инвестора и государственные, но и деньги инвесторов. К примеру, управляющая компания (ООО «УК «Индустриальный парк «Челны») рассчитывает реализовывать наряду с готовыми помещениями и землю с сетями под строительство. Предполагаемые средства резидентов также учитываются в общей сумме инвестиций. Сам инвестор на сегодня вложил в промпарк 200 млн. рублей — на эти деньги построены административно-бытовые корпуса из стекла площадью 3 тыс. кв. метров и 4 производственных модуля по 1,5 тыс. кв. м каждый. Плюс сети, парковки, дороги первой очереди строительства. Первый этап можно считать почти завершенным — тепло, свет и парковка есть, АБК готов на 90%, промышленная площадка — на 70%. Примерно в феврале 2015 года ожидается запуск первой очереди в эксплуатацию, сегодня управляющая компания ищет резидентов и уже ведет переговоры с компаниями из других регионов.

Сам Миронов на презентации не присутствовал, Магдеева сопровождал исполнительный директор ООО «УК «Индустриальный парк «Челны» Владимир Микрюков. Он напомнил, что на сегодня в республике имеется лишь один частный индустриальный парк — «М-7» в Зеленодольском районе. Напомним, что этот проект контролирует через фонд прямых инвестиций Руслан Шигабутдинов — сын гендиректора ТАИФа, заявленная сумма инвестиций в него — 900 млн. рублей, занимаемая территория — 30 гектаров.

Парк «Челны» общей стоимостью в 13 млрд. рублей

«Челны» станут вторым из построенных, но при этом более крупным, чем «М-7». Его площадь составит 100 га, из которых общая площадь помещений — 580 тыс. кв. м, в том числе 520 тыс. кв. м отводятся под производственные площади и 60 тыс. кв. м — под офисные. Еще 219 тыс. кв. м составляет территория транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Инвесторы планируют запустить на площадку категории green-field более 100 резидентов. Кроме производства и офисов в парке будет логистический центр со складами и контейнерная площадка. Все это должно быть достроено к 2020 году.

САМЫЙ НЕПУБЛИЧНЫЙ

Владелец компании «ЕвроГрупп» Миронов — одна из самых непубличных персон из числа деловой элиты Набережных Челнов. И это при том, что он является крупнейшим владельцем недвижимости в городе, в собственности у принадлежащей ему компании «ЕвроГрупп» порядка 400 тыс. кв. метров. Это автоматически делает его одним из богатейших людей Татарстана, по крайней мере, легально мало кто может похвастаться такими активами.

Миронов является собственником и руководителем 25 компаний, большинство из которых занимается сдачей внаем собственного недвижимого имущества, а также покупкой и продажей недвижимости. Причем компании он называет, просто нумеруя их или добавляя приставку «Евро». Например, по данным СПАРК, зарегистрированы такие компании, как «ЕвроГрупп 1», «ЕвроГрупп 2», «ЕвроГрупп 46». Есть «Евро + групп», «Евроинвестгрупп», «Еврокапиталгрупп», «Еврохолдинг» и «Еврохолдинг 11». Также ему принадлежит промпарк «Челны», ООО «Парковое», «Компаньон Ч» и другие компании.

Практически все мироновские предприятия зарегистрированы с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Исключением стало лишь ООО ИК «ADG Челны» с уставным капиталом в 20 тыс. рублей — Миронов владеет предприятием на двоих с Наилей Гусмановой. В «Чаллы Яр» Миронов вложился с соучредителем Еленой Цехмайстренко — по 5 тыс. рублей, в ООО «Российский Национальный Проект «Доступное жилье» на тех же условиях — с Сергеем Серендеевым, но в 2011 году остался единственным владельцем.

Среди крупных объектов, которые находятся в собственности у «ЕвроГрупп», можно упомянуть торгово-офисные центры в 11 и 9 микрорайонах, 4-этажное здание по Набережночелнинскому проспекту, 62 (с рестораном «Фергана» на первом этаже), складские помещения в Промкомзоне площадью 860 кв. метров и в 56 комплексе площадью 580 кв. метров. Осталась за Мироновым и «Евромебель», рядом с которой вырос City line, а затем и еще несколько зданий, объединенных в общий комплекс «Мебель Сити». Кроме того, владельцем здания торгового комплекса «Шелковый путь», известного также как китайский рынок, являются структуры Миронова.

Широкая известность пришла к Миронову в апреле 2014 года, когда в автограде правоохранительные органы начали распутывать сложный клубок игорного дела.

Миронов был задержан 5 апреля по подозрению в организации азартных игр (ст. 171.2 УК РФ) в рамках масштабной спецоперации против организаторов сети подпольных игровых салонов в Набережных Челнах, которые за «продолжительное время деятельности» заработали свыше 100 млн. рублей. Правда, уже 10 апреля челнинский горсуд отклонил ходатайство следственных органов о заключении его под стражу. В здание суда он вошел в наручниках в сопровождении конвоя, а вышел уже в обнимку с родными и близкими.

Напомним также, что в материалах антикоррупционной проверки в Челнах, опубликованных «БИЗНЕС Online», были раскрыты факты незаконного получения участков в автограде Мироновым по схеме реализации земель по акту выбора. Например, было установлено, что только в 2012 году ГК «ЕвроГрупп» получила по акту выбора земельные участки в размере 1,1 га и 45 соток. При этом договоры аренды были заключены только в 2013 году на 6,3 и 2,4 млн. рублей в год соответственно. После этого мэрия с небывалой легкостью согласилась изменить вид разрешенного использования участков. В результате уже в декабре того же года ГК «ЕвроГрупп» переуступила их компании «Агава» за 53 млн. рублей.

В 2013 году самым шумным проектом с участием Миронова стал заход в Набережные Челны турецкого инвестора «Кастамону Интегрейтед». Турецкая компания обещала вложить порядка $500 млн. в застройку «общегородского центра» Челнов. Земля в 19 микрорайоне, который должен в 2018 году превратиться в жилой комплекс Sunrise City, до передачи ее застройщику была оперативно передана в пользование «ADG Челны» — компании Миронова и Гусмановой. Выступив посредником между муниципалитетом и турками, завладев самым лакомым куском Набережных Челнов площадью 11,9 га, Миронов в чем-то повторил сценарий 2012 года, когда он переуступил землю «Агаве».

Алексей Миронов (слева) в сентябре презентовал промпарк Челны экс-главе АИР Линару Якупову
Алексей Миронов (слева) в сентябре презентовал промпарк «Челны» экс-главе АИР Линару Якупову

НУЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ С ФЕДЕРАЛАМИ

Если посмотреть на новую площадку Миронова глазами потенциального резидента, то в «Челнах» можно увидеть отличия от других промпарков автограда, таких как КИП «Мастер» или государственная площадка «Развитие». Уже определенно управляющая компания обещает снижение налога на имущество до 0,1% не более чем на 7 лет, для машиностроителей — на 13 лет. Снизится и налог на прибыль до 15,5%. Резидентам сулят преференции по участию в госпрограммах, в частности, в «Лизинг-гранте», и минэкономики РТ сейчас прорабатывает соответствующие директивы.

Главное же преимущество нового промпарка перед государственными конкурентами, как отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома города Радмир Беляев, заключается в его универсальности. Если в «Развитии» земля отдается в аренду резидентам, которые сами строятся на готовых сетях, а в КИП «Мастер» предлагается только аренда производственных площадок, то в «Челнах» будут практиковаться все формы сотрудничества с резидентами. Можно взять землю, можно арендовать площадь с последующим выкупом или сразу купить готовую площадку с государственными преференциями по программам субсидирования. Таким образом, иностранным и межрегиональным инвесторам предлагается без лишних усилий разместиться на готовых площадях под боком у КАМАЗа, Ford-Sollers, интегрироваться в Камский экономический кластер. У малого бизнеса, как полагают инвесторы, интерес отдельный — «Челны» готовы предоставлять арендуемые объекты в залог, под который можно взять кредит, к примеру, на оборудование.

Чего же не хватает сегодня Миронову, так это послаблений в налоге на землю. Микрюков обратил внимание Магдеева на то, что льготы по земельному налогу есть и у чистопольского индустриального парка, и в «Алабуге», и на других площадках, и что «Челны» ничем не хуже. На этом просьбы не закончились. У управляющей компании возникли трудности с лимитами по подключению к электрическим и газовым сетям. Если по электроэнергии проектная мощность парка — 14 мегаватт, то согласовано инвестору пока только 4 мегаватта. Газ «Челнам» нужен в объеме 5,6 тыс. кубометров в час.

«Мы подали заявку на увеличение лимита по газу, а нам говорят, что только когда «Газпром» согласует перемычку между Челнами и Елабугой — только тогда нам смогут дать нужный объем. Но когда они это реализуют, большой вопрос», — рассказал Микрюков. Поскольку Магдеев сам поинтересовался у исполнительного директора, кто чем мешает работать, Микрюков изложил и сложности с федеральным управлением автомобильных дорог Волго-Вятского региона, обслуживающим прилегающую трассу М7.

— Для резидентов важен удобный заезд, — доложил Микрюков. — Мы обратились в федеральную компанию, чтобы нам согласовали заезд с трассы. По стандартам заезд возможен только через определенные отрезки. Они нам говорят: тяните свой заезд куда-то далеко, пусть оттуда заезжают.

— Это кто у нас? Мингазов? — на лету подхватил Магдеев, взяв из рук Микрюкова бумагу, видимо, с ответом Волго-Вятского управления и убрал ее в карман со словами. — Это домашнее задание.

В целом инфраструктура парка обойдется инвесторам примерно в 1 млрд. рублей

И ЕЩЕ ПО 200 МЛН. В ГОД ИЗ МОСКВЫ

Дошла речь и до материальной помощи со стороны государства — деньги нужны на дальнейшее строительство инфраструктуры, так как первый этап близок к завершению. В целом инфраструктура парка обойдется инвесторам примерно в 1 млрд. рублей. В частности, внутренние дороги площадью 219 тыс. кв. м обойдутся в 425 млн. рублей — в промпарке «Челны» рассчитывают на помощь республики в этой части, поскольку резиденты смотрят в первую очередь на инфраструктуру. Как подтвердил Магдеев корреспонденту «БИЗНЕС Online», подобные вопросы всегда влияют на темпы развития площадки, и «Челны» не исключение. Поэтому администрация восприняла просьбу управляющей компании и займется вопросом республиканского финансирования инфраструктуры.

«Это важная и нужная форма как крупного бизнеса, так и малого, — заявил Магдеев журналистам. — Планируется создание на этой площадке более 3 тысяч рабочих мест. Соответственно, высокая добавленная стоимость, хорошая зарплата, хорошие отчисления в бюджеты всех уровней. Вопрос льготирования земельного налога мы также услышали и возьмем его в работу с депутатами горсовета. За этим будущее».

Магдеев также оценил выгоду для резидентов — он рассказал, что в бытность министром лесного хозяйства РТ однажды подсчитал, сколько экономит на льготах «Алабуги» турецкий резидент «Кастамону интегрейтед Вуд Индастри». Насчитал порядка $20 миллионов. «Это грубый подсчет, но в любом случае деньги серьезные для любой компании».

Отметим, что Миронов рассчитывает не только на республиканские деньги. В России не первый год работает программа поддержки индустриальных парков, по которой частный индустриальный парк имеет возможность получить 200 млн. в год на развитие инфраструктуры. Напомним, по похожей программе только для государственных парков в прошлом году уже получил 200 млн. рублей КИП «Мастер», а в этом году 106 млн. рублей — промпарк «Развитие». «Челны» планируют подать заявку по федеральной программе на получение 200 млн. рублей в 2015 году и затем в течение 5 лет ежегодно заявляться на такую же сумму. По словам Беляева, Миронова уже состыковали с московскими экспертами из ассоциации индустриальных парков России, у них прошли переговоры. «Ассоциация одобрила проект и предложила готовить документацию», — сообщил Беляев «БИЗНЕС Online», добавив, что члены ассоциации входят в экспертную комиссию минэкономразвития РФ, которая выделяет гранты. Управляющая компания промпарка, кстати, и сама вступила в ассоциацию.

4.jpg
Наиль Магдеев: «Это важная форма бизнеса, которую нужно поддерживать»

«ЕСЛИ ДЕТАЛЬНО СРАВНИТЬ ЦЕННИКИ, МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬСЯ ПРИЛИЧНАЯ РАЗНИЦА...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили привлекательность предлагаемых новой площадкой условий.

Сергей Майоров — председатель совета директоров ГК «Магнолия»:

— Если озвученные преференции действительно имеются, это, безусловно, плюс перед всеми остальными промпарками. В КИП «Мастер», насколько мне известно, резиденты могут взять площади только в аренду, а промпарк «Челны» может предоставить аренду с последующим выкупом либо сразу выкуп. Причем не обязательно построенных площадей, а даже просто земельного участка. Это достаточно удобно — тебе сразу предлагается несколько вариантов. Устраивает аренда, платишь аренду. Деньги появились — берешь в рассрочку. В Калужской области рискнули и за счет бюджета подготовили площадку, подвели сети, создали корпорацию «Развитие», которая напрямую подчинялась губернатору, и получился великолепный автомобильный кластер. За пять лет они увеличили в пять раз бюджет, превратившись из дотационного региона в регион-донор.

А если у промпарка «Челны» есть и налоговые льготы — ну так флаг им в руки. Если сравнивать с промпарком «Развитие», который создавался как муниципальная площадка, там и землю предприятиям на конкурсной основе бесплатно передавали, и обещают бесплатно же отдать после завершения строительства и запуска, о налоговых льготах там речь никогда не шла. Но меня пока смущает возможность получить эти льготы, потому что на последней комиссии, и решение этой комиссии у нас на руках имеется, промпарк «Челны» аккредитацию не получил. Аккредитация пока есть только у одного промпарка в Челнах — у КИП «Мастер». Понятно, что над этим надо работать, там огромное количество требований, документов. Это вопрос времени.

Минусов я пока в этом проекте не вижу. Может, если детально сравнивать ценники на свободные земельные участки вне парка и у них, возможно, получится приличная разница в ценах. Но минусом я бы это не назвал. Потому что ребята действительно вложились — подготовили сети, дороги, инфраструктуру. Для проектирования они привлекали ведущие мировые компании, поэтому у них и проект очень выверенный с точки зрения удобства для резидентов. Расположение тоже удобное — на федеральной трассе. Что еще нужно?

Дмитрий Курочкин — руководитель ООО «Сидус»:

— Однозначно могу сказать, что когда есть льготы, это всегда хорошо для бизнеса. Особенно на этапе становления компании. В данном случае, я думаю, что условия, предлагаемые промпарком «Челны», вполне привлекательны для предпринимателей. Особенно мне интересно снижение налога на прибыль. Но вся эта привлекательность хороша в том случае, если заявленные условия будут выполнены в полном объеме. Чтобы не получилось так, что предприниматель заявился резидентом, вложил определенные средства, а потом ему заявляют, что условия изменились. Такого, конечно, быть не должно, учитывая интерес к развитию промпарков со стороны руководства республики.

Иван Шигин — генеральный директор ТПП города Набережные Челны и региона «Закамье», генеральный директор мебельной фабрики «Идея комфорта»:

— Условия заявлены, конечно, хорошие. Но надо еще учитывать, на каких условиях в промпарке «Челны» будут предоставляться земельные участки или помещения. Надо иметь в виду, что крупный бизнес может теоретически и сам себе все построить, а у малого бизнеса возможности ограничены. Но, насколько я знаю, у промпарка «Челны» и местоположение хорошее — на трассе М7, где нет пробок, качество дороги хорошее, и с электрификацией у них все хорошо, с другими коммуникациями тоже порядок. В общем, если они найдут своего клиента, то будут работать и пойдут в рост. А я уверен, что они найдут своего клиента.