Элита бизнес-образования России искала в Казани пути, как реально помочь реальному бизнесу

Известные ученые из разных регионов России и из-за рубежа собрались накануне в КФУ на XVIII международную научно-практическую конференцию «Бизнес-образование: вклад в инновационное развитие экономики региона». Конференция была посвящена 210-летию Казанского университета. Участники говорили о том, что за последние пять лет в Европе по экспоненте вырос рынок специализированных мастеров. Что надо предлагать действительно продвинутые профессии, те, которых сегодня остро не хватает. Что преподавателями должны быть люди, которые плоть от плоти региона, тесно с ним связанные. Что в Казахстане запускается новый проект и город Алматы станет Силиконовой долиной. Что обнаружен потрясающий пример коррупции среди… собак. «БИЗНЕС Online» рассказывает о наиболее интересных выступлениях.

DSC_9704.jpg

ЕСТЬ СИЛЬНЕЙШЕЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МЫ В ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ РАБОТАЕМ БЕССИСТЕМНО

Организатор и модератор конференции, директор Высшей школы МВА КФУ Алсу Ахметшина после традиционных приветствий первому предоставила слово научному руководителю конференции, профессору, президенту российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергею Мясоедову. Тему он выбрал важнейшую: как повысить эффективность российского бизнес-образования в новых условиях. Профессор напомнил, что бизнес-образование в нашей стране существует около 25 лет и можно «констатировать определенные его достижения». Однако есть и проблемы, и одна из самых острых – проблема смены поколений, «потому что в 90-е годы очень мало молодых преподавателей и администраторов приходило в бизнес-образование, сейчас мы идем на разрыве поколений, это болезненно».

Поднял докладчик и тему частно-государственного партнерства: «На последних конференциях европейской ассоциации школ бизнеса все время говорится о подготовке многофункциональных менеджеров. Людей, которые 5 - 7 лет работают в бизнесе, потом уходят на 5 - 7 лет в органы госвласти, потом на новом уровне возвращаются в бизнес, потом уходят вновь в органы госвласти... Я могу сказать, господа, что подготовка госслужбы и подготовка бизнес-образования имеют разные корпоративные культуры. Нам нужно думать, как перебросить мостики между этими людьми, чтобы они дополняли друг друга своим опытом».

DSC_9709.jpg
Алсу Ахметшина

Между прочим, профессор сообщил, что преподавателей бизнес-школ на Западе называют кого гуру (умеет вести исследования и читать лекции), а кого… кенгуру (скачет по треугольнику: работа в аудитории, исследования, консультирование предприятий).

Еще одна поднятая тема и нерешенная проблема, о которой говорил в Казани Мясоедов: «Как только мы вступаем в сферу управленческого образования, у меня есть сильнейшее ощущение, что мы в значительной степени работаем бессистемно… Если мы хотим, чтобы наши публикации вызывали интерес в мире, привлекали к нам студентов, мы должны говорить об особенностях моделей управления в узком смысле в России и в широком смысле в постсоветском пространстве. И в еще более широком смысле – об особенностях управления в динамичных странах, как сейчас их называют, в странах, где еще экономика не устоялась, где идет развитие, где идет поиск экспериментальных новых путей движения».

Докладчик также отметил, что «нужно выводить на рынок бизнес-образования новый продукт», и напомнил о важной тенденции: «Мировой тренд — Европа и США. За последние 5 лет рынок МВА сократился на 10 - 15 процентов. Он растет сейчас только в Китае… В то же время за последние пять лет в Европе по экспоненте в два с половиной раза вырос рынок так называемых специализированных мастеров… Это годичные программы, вариант перевернутой МВА. Это программа вообще по менеджменту, и в конце маленькая специализация, программа специализированного мастера, годичная программа специализации, где 10 - 20 процентов общих управленческих дисциплин, а дальше… Одни названия какие: мастер в области оценки недвижимости, мастер корпоративных финансов, мастер промышленного и операционного менеджмента. То есть это сложные дисциплины, имеющие, как правило, математику в своей основе и дающие людям действительно продвинутую профессию, экспертизу, которой не хватает. Этого продукта не существует на нашем образовательном пространстве сегодня, я думаю, его надо создавать».

Судя по вниманию, с которым слушали участники конференции профессора Мясоедова, его рекомендации втуне не пропадут.

ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО, УЧИ ЛОКАЛЬНО

В конференции участвовали не только ученые, но и промышленники, бизнесмены. Так, на пленарном заседании выступил замгендиректора Сетевой компании по корпоративной политике Вадим Лукин. Ахметшина сообщила для приехавших в Казань гостей, что «Сетевая» – одна из самых передовых инновационных компаний Татарстана и самый крупный и верный партнер бизнес-школы КФУ. Лукин обратил внимание участников конференции на тренды. Это, например, появление первых домов с положительным (!) энергобалансом, не только потребляют, но и отдают энергию. Пока, правда, такие дома есть только в Германии, но… Это все большее количество на дорогах электромобилей. Это строительство потребителями собственных электростанций, которые работают на природном газе и могут поставлять энергию в сеть, или используются солнечные батареи. «В Татарстане у нас есть такой пример – совхоз «Майский», который выдает в сеть электроэнергию», – сообщил Лукин. Он упомянул также и термоядерный синтез, заметив: «Общемировое развитие коснется и нас, мы никуда от этого не уйдем».

Доктор экономических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента Сергей Мордовин свой доклад назвал оригинально: «Думай глобально, учи локально! Размышления о сомнительной пользе иногородних варягов для регионального бизнес-образования». Ректор говорил о том, что бизнес-образование должно помогать решать реальные задачи реальному бизнесу, подсказывать, как реализовать конкретный проект на конкретном предприятии.

Очень интересным опытом поделился гость из Казахстана, президент-ректор Международной академии бизнеса в Алматы, директор Алматинской школы менеджмента Асылбек Кожахметов. Он привел убедительный пример капитализации знаний: «В нашем предпринимательском университете студенты сами создают рабочие места даже до окончания учебы». Университет получает ежегодно $4 млрд. (170,6 млрд. рублей на 30.10.14) от исследований, из них $1 млрд. (42,65 млдр. рублей на 30.10 14) приносят стартапы, которые были созданы 20 - 30 лет назад. А сегодня создаются новые стартапы. Ректор также рассказал, что в Казахстане запускается новый проект: «Алматы становится Силиконовой долиной». Потому что в городе много университетов, и, помимо этого, Алматы – финансовый центр Казахстана.

ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЛИТИКА НАБОРА И ВЫПУСКА СЛУШАТЕЛЕЙ ИЗ РЕГИОНА И ДЛЯ РЕГИОНА

Заместитель гендиректора концерна ООО «Русэлпром» (Москва) Святослав Масютин, вооружившись графиками и таблицами, доказывал, что санкции против нашей страны будут длиться (к сожалению!) не месяцы, а годы. И надо к этому готовиться. Ну, а эффект срабатывания всевозможных ограничений мы почувствуем довольно скоро – уже в феврале-марте 2015-го…

DSC_9709.jpg

Доктор экономических наук, профессор, ректор Института управления, бизнеса и права, президент Южно-Российской ассоциации бизнес-образования (Ростов-на-Дону) Имран Акперов говорил о том, что бизнес-школы должны стать центром развития региона. Поддержал его и Леонид Евенко – тоже доктор экономических наук, профессор, почетный президент РАБО: «А нужна ли регионализация бизнес-образования? Нужна! Преподавателями должны быть люди, которые плоть от плоти региона, связанные с ним, которые здесь консультируют, ведут исследования, разрабатывают кейсы, проводят конференции, семинары, обсуждения. Это первое, нужны такие люди. И второе: конечно, нужна тесная связь с базой практики, нужны консультационные проекты на предприятиях региона. Должна быть политика набора и выпуска слушателей из региона и для региона». Профессор заметил, насколько трудно воспитать нового «предпринимательского Чингизхана».

Гендиректор РАБО, декан Международной школы бизнеса Финансового университета при правительстве РФ Наталья Евтихиева подробно рассказала о возможностях и проблемах международной аккредитации школ бизнеса. В заключение пленарного заседания Ахметшина познакомила участников с тем, как развивается бизнес-образование в Татарстане. К слову, в адрес Алсу Ринатовны и Казанского университета участники конференции говорили очень много теплых слов, благодарили за организацию такого интересного и полезного форума. Четыре круглых стола, которые здесь работали, тоже подтвердили и высокий уровень организации, и высокую квалификацию участников конференции. Кстати, на первом круглом столе его модератор, депутат Госсовета РТ, известный экономист Марат Галеев привел потрясающий пример коррупции среди… собак. Как маленькая собачка, которую все время обижала большая, нашла выход: подкупила (!) обидчицу тем, что стала подкладывать в ее миску часть своей еды. В общем, дожили.

DSC_9743.jpg

Когда подводили итоги конференции, профессор Мясоедов рассказал «старую добрую историю про скрипку Страдивари». Которую просветили всем, чем можно, сделали химический и прочие анализы, нашли нужное дерево, нужный лак, все скопировали до микрона – и воспроизвели абсолютно такую же скрипку. Она отличалась от скрипки Страдивари всего одним качеством: звучала плохо. «А вот там, где идет чистое звучание, там всегда есть неявные знания, которые рождаются на порыве талантливых людей. Я очень верю в талантливых людей», – сказал профессор.

НЕ СЛУЧАЙНО ПРОВОДИТСЯ В СТЕНАХ КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сергей Мясоедов – научный руководитель конференции, доктор социологических наук, профессор, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО):

– Крайне важна тема нашей конференции, связанная с повышением эффективности бизнес-образования, взаимодействия образования с нашей национальной экономикой, обсуждением новых путей развития бизнес-образования.

Андрей Поминов – первый заместитель министра образования и науки РТ:

– Конференция не случайно проводится в стенах Казанского федерального университета. С одной стороны, КФУ – один из старейших вузов нашей страны, а с другой, входит в число наиболее быстро развивающихся вузов.

DSC_9779.jpg

Марат Галеев – заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:

– Перед всеми странами мира стоит задача создать экономику, адекватную веку. Здесь необходимо, безусловно, объединение усилий. Никаких изоляционных моделей бизнес-образования, инновационной экономики быть не может, это требует широчайшего сотрудничества. И сегодняшняя конференция, думаю, послужит определенным импульсом в этом направлении.

Шамиль Агеев – председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

– У меня есть предложения, может быть, немного фантастические для системы МВА. Например, как восстановить гражданскую авиацию. Или Волга – она сегодня не работает, и предложение такое: чтобы работали по Волге. Или сейчас есть программы борьбы с наркозависимостью, с алкоголезависимостью. А как добиться, чтобы молодежь была менее зависима? Также мы очень озабочены качеством образования, высшего в том числе. И рассчитываем, что проведение таких конференций дает крупинки опыта, которые помогут повысить эффективность нашего производства.

DSC_9728.jpg
22.jpg
11.jpg