DSC09221.jpg


В СОЧИ ПРОБКИ БЫЛИ НЕ НА ДОРОГАХ, А В АЭРОПОРТУ

Примечательно, что сочинский этап гран-при «Формулы-1» проходил спустя ровно 100 лет после аналогичного события в России. В дореволюционное время, в 1913 и 1914 году, два заезда состоялись на трассе в Санкт-Петербурге. Но тогда и скорости были другими, и болиды, и сам формат мероприятия.

То, что происходило в нашем знаменитом городе-курорте, по масштабу, конечно, меньше зимней Олимпиады, тем не менее все равно привлекло внимание всего мира. По сути, проведение «Формулы» — это имиджевый проект как для курорта, так и для всей России. Говорить про то, что будут какие-то накладки с точки зрения организации мероприятия, практически не приходилось. Инфраструктура у Сочи осталась олимпийской, а масштаб самих автомобильных соревнований гораздо меньше (вместимость трибун — 42 тыс. человек). Единственное, в воскресенье после окончания заездов огромная очередь скопилась на входе в аэропорт.

В городе всюду царила атмосфера соревнований, везде висели плакаты, говорящие о том, что в городе — королева автогонок. Люди всячески пытались обозначить себя, за кого они болеют. Больше всего, естественно, было атрибутики «Ред Булл», напоминая о том, что эта команда станет очень близкой всем россиянам уже в следующем году.

DSC09256.jpg

МЕХАНИКИ — МОЗГ КОМАНДЫ

Сама трасса «Формулы» расположилась прямо в Олимпийском парке в Имеретинской низменности. По признанию многих, она оказалась одной из самых красивых, потому что проходила мимо спортивных объектов, которые зимой были задействованы при проведении Олимпиады.

Мне посчастливилось попасть в гостевую ложу и боксы команды Williams Martini Racing, поэтому была возможность ознакомиться с тем, как идет подготовка болидов для weekend, посмотреть на работу механиков, в общем, побывать, так сказать, в «святая святых» команды, и это, скажу вам, производит впечатление не меньшее, чем сама гонка. При подготовке болида каждый член команды отвечает за определенный участок, при этом обязанности давно распределены и механики являются настоящими профессионалами своего дела. Кто-то отвечает за работу охлаждающих систем, кто-то — за подготовку шин, кто-то следит за показателями двигателя, и так со всеми процессами. При этом все механики постоянно находятся в контакте друг сдругом, для этого они используют внутрикомандную радиосвязь. Разумеется, есть и люди, которые руководят всей этой командой непосредственно на капитанском мостике, — гоночные инженеры, образующие с пилотом боевой тандем. Именно они являются основным элементом, соединяющим боксы команды и пилота на трассе. И именно они доводят до него все телеметрические данные об автомобиле во время гонки в режиме оnline. А в боксы поступает огромное количество информации: и поведение аэродинамических элементов, и работа двигателя, в том числе и всех электрических блоков, и температурные показатели шин, тормозов, и множество других важных данных. Все это возможно при помощи огромного количества датчиков, установленных на болиде. Пилот же на трассе, слушая корректировки с капитанского мостика, может сам изменять определенные параметры болида, например, регулировать количество максимальных оборотов работы двигателя или распределять баланс передних и задних тормозов. Все это делается с помощью кнопок, рычажков и переключателей, расположенных непосредственно на руле. А во время проведения пит-стопа в гонке каждый инженер уже знает, какой элемент подкрутить, где что-то изменить, и даже протирает гонщику шлем...

DSC09236.jpg

Кроме того, у посетителей паддока была возможность сфотографироваться и взять автографы у гонщиков команды и огромного количества звезд, присутствующих на пит-лейн. Мне удалось взять автограф у Филиппе Массы и сфотографироваться с легендой «Формулы-1», трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой.

ДО ТРИБУНЫ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЕ

Уже подходя к «Сочи Автодром», начинаешь понимать, какую большую работу проделали организаторы. Одно вежливое и радостное отношение волонтеров чего стоит. Организация мероприятия была на высшем уровне. Добраться было очень просто как общественным транспортом, так и на автомобиле, а многие отели вообще находятся в непосредственной близости. Удивило, что при досмотре на входе на автодром не было никакой толкотни. После прохождения контроля тебе на шею одевали бейджик с определенным цветом и надписью, которые зависели от тех мест и трибуны, на которую был куплен билет. И волонтерам не составляло труда быстро направить вас в нужном направлении. Для того чтобы добраться до дальних трибун на трассе, а расстояние, я вам скажу, там немаленькое (длина Сочинского кольца — 5,872 км), можно было воспользоваться возможностью электромобилей, которые постоянно курсировали до начала и во время соревнований абсолютно бесплатно, нужно было только выстоять очередь.

DSC09336.jpg

Открытие гран-при было впечатляющим. Около тысячи человек приняли участие в шоу, которое традиционно началось с парада пилотов команд. Гонщики поднялись на импровизированный подиум, собранный на грузовой машине, после чего сделали круг почета по трассе, приветствуя болельщиков. Далее на трассу вынесли огромный флаг России, состоящий из трех полотен по 450 м каждое. Вынос флага сопровождался грандиозным авиашоу в исполнении пилотажной группы «Русь», которая исполнила фигуры высшего пилотажа и украсила небо триколором. Гимн Российской Федерации исполнил Кубанский казачий хор. В такие моменты, признаться, чувство патриотизма просто переполняет, особенно когда осознаешь, что к Сочи в этот момент приковано внимание всего мира.

Отрицательной особенностью этапа в России стали и трагические события, произошедшие на предшествующем этапе — гран-при Японии — с одним из пилотов российской команды «Формулы-1» «Маруся» Жюлем Бьянки, который попал в тяжелую аварию. В настоящее время состояние гонщика критическое, но стабильное. Пилоты команд после церемонии открытия в знак поддержки своему коллеге выстроились на пит-лейн и, обнявшись, выразили ему свою поддержку.

DSC09225.jpg

С трибуны смотреть гонку менее интересно, чем по телевизору. К обзору доступен только один участок трассы, при этом болиды проносятся мимо тебя за считанные секунды. Для того чтобы быть в курсе всех событий гонки, на трибунах установлены большие экраны, где можно отслеживать ее ход. Большие экраны установлены и по всему Олимпийскому парку, зрители могли располагаться на лужайке, смотря гонку на экране, при этом ты слышишь рев моторов и проникаешься общей атмосферой.

Это не первые соревнования, которые мне удалось увидеть в своей жизни. До этого я был на гран-при Бельгии год назад. В то время действовал предыдущий технический регламент «Формулы-1» и машины оснащались мощнейшими атмосферными двигателями V8 объемом 2,4 литра. При этом звучание мотора было соответствующим! В этом же году регламентом предусмотрены турбированные моторы объемом 1,6 литра. Их мощность с учетом двух рекуперирующих систем этого года не слишком снизилась. Но зато звук этих моторов, скорее, напоминает визжание и не идет ни в какое сравнение с мощным и брутальным ревом старых добрых атмосферников.

DSC09323.jpg

5 ТЫС. ЗА ФУТБОЛКУ

Цены на атрибутику в Европе процентов на 20 дешевле, однако это не помешало зрителям смести в день гонки все с прилавков магазинов за считанные часы. Под конец соревнований там оставались только самые большие размеры... Поло любимой команды стоило от 5,5 тыс. рублей до 7 тыс., бейсболка — 3,5 тысячи.

Билет на гран-при включал в себя посещение полного гоночного weekend, в том числе три сессии свободных заездов, квалификацию и гонки поддержки GP2 и GP3. Цены были не из дешевых. За несколько месяцев до проведения гран-при билет на адекватные места можно было купить за 10 тыс. рублей, а непосредственно перед соревнованием и места за 25 тыс. все были распроданы. Однако мои друзья умудрились за полчаса до начала «Формулы» купить билеты за полцены от назначенного номинала. Понятно, что через 30 минут ценная проходка превратилась бы в обыкновенную бумажку, поэтому спекулянты стремились избавиться от них любой ценой.

DSC09355.jpg

Если сравнивать с Бельгией, то трасса в Спа проходит через лес, а трибуны в основном без персонифицированных мест, среди зрителей было гораздо больше людей, кто фанатеет от «Формулы». Там люди приезжают на все три дня, устанавливают палатки и живут на трассе, у нас, конечно же, такого нет. И организация гран-при в Бельгии, надо признать, не на таком высоком уровне, как в Сочи. Взять хотя бы те же очереди в туалет и за питанием, которые там были просто огромны.

ЗНАМЕНИТОСТИ ЗА СОСЕДНИМ СТОЛИКОМ

И все же «Формула-1» для многих россиян — это прежде всего тусовка. В Сочи приехало огромное количество бизнесменов, которые рассматривали соревнование именно как повод для личной встречи и налаживания новых контактов. Количество мероприятий, которые устраивались вечерами, просто зашкаливало. О количестве первых лиц можно судить по тому, что вечером в воскресенье в аэропорту скопилась пробка из частных самолетов.

Многие специально покупали номера в гостинице, где жили пилоты, за 35 тыс. рублей за ночь. При этом ты получал возможность встретить своего кумира и на завтраке, и в холле, и в лифте. Примечательно, что после окончания «Формулы» ночь проживания в таком отеле стоила уже 5 тыс. рублей.

Однако встретить знаменитостей было совсем несложно и в иных местах. За соседним столиком в ресторане рядом с нашей компанией сидел актер Стивен Сигал, также нам удалось пообщаться с российским гонщиком Виталием Петровым. И все без охраны, без пафоса, можно легко сфотографироваться...

ВМЕСТО КУРШАВЕЛЯ «РОЗА ХУТОР»

В понедельник, после того как отгремела «Формула-1», город быстро опустел. Удивительно, но в туриндустрии в Сочи работают в основном приезжие с Урала, местные идут туда почему-то неохотно. И даже они уже собираются домой.

Южному городу нужна «Формула-1» или мероприятия подобного масштаба, потому что необходимо как можно чаще задействовать ту огромную инфраструктуру, которая осталась после Олимпиады. Кстати, есть идея сделать следующее гран-при ночным, как в Сингапуре, или проходящим при закате солнца, как в Абу-Даби, когда ты начинаешь гонку при свете солнца, а заканчиваешь под светом мощнейших прожекторов, освещающих трассу. Это должно стать незабываемым зрелищем.

Большие надежды сочинцы возлагают на открывшиеся современные зимние курорты. К примеру, места в гостиницах «Розы Хутор» на Новый год уже все забронированы. А такие масштабные мероприятия, как Олимпиада, гран-при «Формулы-1» или матчи чемпионата мира по футболу, должны помочь «раскрутить» наш город-курорт. Возможно, часть элиты из-за введенных санкций все же поменяла привычные Альпы на курорты Краснодарского края...

Адель Ягудин
Фото и видео автора