Сегодня новый состав Госсовета РТ провел парламентские слушания по бюджету на следующий год. Тон мероприятию задал премьер Ильдар Халиков, де-факто признавший, что главный финансовый документ 2015 года составляется в условиях «большой неопределенности». По его мнению, даже король Саудовской Аравии и президент Америки сейчас не смогли бы ответить на вопрос, какими будут цены на нефть через месяц. Видимо, на фоне этого депутаты и чиновники правительства, как отметил корреспондент «БИЗНЕС Online», впали еще в больший пессимизм и тревогу. Плюс подлил масла в огонь шеф минэкономики Артем Здунов, который сообщил, что в Татарстане терпят убытки уже предприятия, которые работают на экспорт, и назвал отрасли, где сейчас возникли наибольшие проблемы, — среди них, в частности, строительство, легпром, возникли негативные тенденции и в нефтехимии.
Вместо Фарида Мухаметшина парламентские слушания впервые проводил новый председатель комитета по бюджету Леонид Якунин |
ИЛЬДАР ХАЛИКОВ — ДЕПУТАТАМ: БЕЗ ПАНИКИ, ГОСПОДА!
Сегодня вместо председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина парламентские слушания впервые проводил новый председатель комитета по бюджету Леонид Якунин — напомним, раньше он был замруководителя управления федеральной налоговой службы по РТ и прошел в парламент по спискам «Единой России». Мухаметшин находится в Страсбурге на конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, где, кстати, он был переизбран председателем комитета по актуальным вопросам.
Премьер-министр Ильдар Халиков, пришедший на слушания, чтобы как-то защищать букву и дух главного финдокумента республики (отметим, что формально и реально бюджет готовится правительством), отметил рекордную явку депутатов. Что и понятно — во-первых, обсуждается бюджет на целый год, во-вторых, много новых депутатов, которым неприлично с самого начала начать игнорировать такие знаковые заседания. Сам же глава правительства связал явку с существующим диссонансом — впервые формируется бюджет с основными показателями, которые существенно отличаются от данных на биржах. И заглянул в свой планшет — вот на конец вчерашнего дня доллар стоит 41 рубль, а в бюджете заложено 39 рублей, по состоянию на 9:49 нефть стоит $83 за баррель, а в бюджете — $100. Естественно, огромное количество вопросов у депутатов. В последние дни обсуждение бюджета на комитетах Госсовета происходило довольно напряженно — как рассказывал «БИЗНЕС Online», депутаты настойчиво интересовались причинами оптимистичных прогнозов минэкономики и минфина, а известный предприниматель и бывший мэр Альметьевска Фоат Комаров и вовсе потребовал составить кризисный план действий. Собственно, на комитетах, судя по характеру сегодняшних слушаний, был в основном и выпущен почти весь пар.
Халиков поспешил упредить многочисленные вопросы. Во-первых, он тонко отметил, что бюджет надо «принимать как можно скорее» (?!), чтобы обеспечить функционирование всей республики — надо проводить торги, госзакупки, чтобы с «1 января у нас был и свет, и тепло, и зарплата, и лекарства, и продукты». Во-вторых, через месяц или через год цена на нефть и курс доллара все равно изменится и Татарстан «шарахаться» не будет. Базовые показатели сформированы после работы с крупными налогоплательщиками республики, пояснил премьер. Конечно, минфин и минэкономики готовят запасные сценарии, но «это не сегодня, это не октябрь 2014 года и даже не ноябрь». Халиков не исключил, что «к каким-то вопросам нам придется вернуться, но не раньше начала следующего года».
«Мы должны предусматривать различные варианты. Но кто в этом зале не может сказать, что нефть не будет стоить 120 долларов? Никто! Кто в этом зале не может сказать, что доллар будет стоить 32 рубля? Никто! Даже король Саудовской Аравии, который имеет наибольшее влияние на эти процессы, или даже президент США, который имеет некоторое влияние на эти процессы, я не думаю, что и они смогут ответить на эти вопросы. Когда штормит, самое опасное, когда начинается паника на корабле. Паники на корабле быть не может! Если надо будет корректировать курс, будем корректировать», — заявил Халиков.
ПОКА БЮДЖЕТ НЕ ТЕРЯЕТ, НО...
Видение экономики Татарстана на следующий год депутатам рассказал профильный министр Артем Здунов, у которого, кстати, состоялся дебют за парламентской трибуной. С самого начала он заявил, что нефть показывает «большую волатильность». Сегодня она стоит $83 за баррель, тогда как средняя цена на январь-сентябрь составляет $106 — и это выше заложенных в бюджет параметров. По оценке МВФ и минэкономразвития РФ текущее снижение цен на нефть является краткосрочным. В среднесрочной перспективе нефть будет стоить $100 за баррель. Позднее министр финансов Радик Гайзатуллин сообщил, что, по расчетам минфина РТ и «Татнефти», резких выпадающих доходов у республики не будет. Нефть дешевеет, но курс доллара эту потерю частично восполняет, увеличивая выручку нефтяников. «Если будет падение ниже 80 долларов, то тогда начнется минусовая.... Расчеты мы с «Татнефтью» провели — пока бюджет не теряет. А дальше уже пойдет снижение».
Правда, Здунов признал, что рост доллара негативно скажется на предприятиях, имеющих кредиты в иностранной валюте. «Вместе с тем фундаментальных причин для дальнейшего ослабления рубля не существует. Банк России ожидает, что тренд на снижение цен на нефть переломится и курс рубля начнет расти», — с оптимизмом сообщил министр экономики.
Говоря о рисках, он напомнил о «противоядии» — в России создан фонд развития промышленности, идет работа по развитию моногородов, помогут отраслевые программы по импортозамещению, в Татарстане возобновлена работа экономического совета. И если по итогам 2014 года ВРП Татарстана составит, по прогнозам, 1 трлн. 630 млрд. рублей (при темпах роста 101,3%), то по итогам 2015 года ВРП вырастет до 1 трлн. 750 млрд. рублей (при темпах роста 102%).
А ЕСЛИ ЗАПАД НЕ ЗАХОЧЕТ ДРУЖИТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ?
Настало время вопросов. Ильдар Гильмутдинов — депутат Госдумы, спросил, как Татарстан намерен избавиться в условиях санкций от зависимости от западных технологий или хотя бы ее сократить.
Здунов признал, что экономика Татарстана очень сильно технологически зависима, например, если говорить о предприятиях нефтехимии (ключевой отрасли и, как говорят, «точке роста»), «то это и катализаторы, и сами технологии, и оборудование». «В настоящее время по ключевым отраслям мы создаем региональные центры инжиниринга. Мы сумели доказать на уровне Российской Федерации, что на это стоит привлечь значительные финансовые ресурсы, — сообщил Здунов. — Созданы инжиниринговые центры в области робототехники, это существенно поможет снизить себестоимость продукции КАМАЗа, оптимизировать производство. В области нефтехимии в Лаишевском районе у нас создан РЦИ, который будет обслуживать весь нефтесервис и малотонажную химию на территории республики. «КАИ-лазер», который настроен на машино-, авиа- и судостроение. Это уникальные зарубежные технологии, которые мы принесли из США, президент лично встречался с Гапонцевым, он входит в список Forbes и занимает 86 процентов рынка оптоволоконных лазеров. И этот производитель находится в Казани. В дальнейшем будет производство в ОЭЗ «Алабуга» по производству лазеров. Сельское хозяйство — у нас открывается центр инжиниринга в области биотехнологии. Именно продукты питания будут определять облик нашей экономики, поэтому импортозамещение мы планируем не только в области высоких технологий, но и в области продовольствия».
В Татарстане будет создан специальный электронный каталог производимых в РТ продуктов питания, сообщил Здунов — точнее, он создан, сейчас вместе с минсельхозом в него вносят данные. «Госзаказчики и все регулируемые заказчики (а у нас в РТ наибольшее число регулируемых заказчиков), перед тем как закупать товар на стороне, обязаны будут войти туда и посмотреть», — сказал Здунов.
ПУТИНСКИЕ УКАЗЫ И РЕВИЗИОНИЗМ МАРАТА ГАЛЕЕВА И АРТЕМА ЗДУНОВА
О количестве в РТ высокотехнологичных рабочих мест спросил старожил парламента Марат Галеев и объяснил, почему он задал именно такой вопрос: «По майским указам Владимира Путина в общественном мнении сложилось впечатление, что главное — это повысить зарплату. Между тем источником зарплаты всегда является рост производительности труда...»
Министр почему-то не стал рассказывать Марату Гадыевичу, что Путин дал вектор на повышение зарплаты прежде всего бюджетников (врачей, учителей и т.д.) и что в основе существования нормального общества не может быть нищих тех же учителей. Он зачем-то стал рассказывать, что в Татарстане работает программа повышения производительности труда. «Она финансируется, и по итогам 2013 года число высокопроизводительных рабочих мест в Татарстане составило 489,7 тысячи. В каждой отрасли на каждом предприятии составляются свои подпрограммы. Комплекс глубокой переработки нефти «ТАНЕКО» — там практически все места высокопроизводительные», — сообщил министр.
Об «ужасающем» суммарном убытке в 19,7 млрд. рублей за 9 месяцев, которые получили предприятия Татарстана, спросила Лилия Маврина: «Как убыточные предприятия распределены по отраслям экономики?» — таков был ее вопрос. Сейчас минэкономики наблюдает убытки предприятий легкой промышленности — текстильной, деревообрабатывающей, есть проблемы в строительстве, есть негативные тенденции и в области нефтехимии, сказал министр. «Все, что связано с убытками наших предприятий, — это убытки на внешних рынках. Поэтому мы и провели экономический совет, на котором обсудили, как мы будем работать и продвигать наш товар на внешних рынках», — сказал Здунов. Кстати, ситуация в других регионах еще хуже: если в Татарстане убыточными являются четверть предприятий, то в России в среднем доля доходит до 34%. Но кому от этого легче?
Артем Прокофьев |
КОММУНИСТЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ВЕРИТЬ НА СЛОВО МИНФИНУ?
Депутат от КПРФ Артем Прокофьев напомнил, что в мае минэкономразвития РФ представило несколько сценарных вариантов: базовый, умеренно оптимистический и «вариант А», который подразумевал стоимость нефти до $92 за баррель со среднегодовой ценой $99 за баррель. В 2015 году — $91 за баррель, а среднегодовой курс рубля составит 42 рубля за доллар. «Почему, если реалии сегодняшнего дня полностью укладываются в «вариант А», бюджет проектируется из базового сценария, который выглядит слишком оптимистично?» А дальше Прокофьев и вовсе раскритиковал работу с бюджетом, заявив, что главный финансовый документ в течение года распухает иногда в два раза. Еще более трудно, а часто невозможно работать с ним «по причине изменения бюджетных классификаторов, а также постоянных переносов расходов из одного раздела в другой».
«Депутаты поставлены в ситуацию — с одной стороны, перед нами пугающий документ в 1500 страниц, который и так тяжело проанализировать. С другой стороны, если кто-то и осмеливается это сделать, то толку из этого выходит мало», — сказал Прокофьев.
И привел пример: если посмотреть на статью «Образование», то с первоначальным разделом бюджета-2014 она сокращена на 22%, а если сравнивать с прогнозом по исполнению бюджета-2014, то более чем на 30%. «Культура и кинематография» — на 9 и 39% соответственно. «Физкультура и спорт» — на 34 и 77%.
«Звучит страшно. Но если начнем смотреть отдельные статьи, то сокращения не видно. Причина — перемещение расходов в общегосударственные расходы. Результатом этих перемещений является то, что депутаты должны на слово верить минфину, что ничего не снижается, так как достоверно проверить почти невозможно. А в следующем году нас ждут еще более революционные изменения — программное формирование бюджета, что сделает работу с бюджетом еще менее прозрачной», — заявил Прокофьев.
Бюджет он назвал «шифровкой» и попросил у правительства от этого секрета таинственный «ключ». «Мы выражаем тревогу в связи с формальным снижением объемов средств по статьям «Образование», «Культура», «Физкультура и спорт», «Здравоохранение». Просим дать объяснения, какова там действительно ситуация. Если действительно есть снижение, то мы против».
Глава правительства поспешил успокоить — никаких сокращений по данным статьям не предвидится. А если есть вопросы у депутатов, то «ключ» — это письмо минфину, который все объяснит.
В итоге кризис кризисом, а нефть нефтью, но слушания по бюджету закончились ровно за два часа. И это тоже рекорд, отметил довольный Халиков.
Справка
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Доходы бюджета Республики Татарстан сформированы исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, основных направлений налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов, отчетных данных управления федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан по налогооблагаемой базе и оценки поступлений доходов в бюджет Республики Татарстан в 2014 году.
Прогнозируется общий объем доходов бюджета-2015 в сумме 147 571 673,2 тыс. рублей. Общий объем расходов — 152 954 769,4 тыс. рублей. Дефицит — 5 383 096,2 тыс. рублей.
Главными доходными источниками проектируемого бюджета являются:
— налоги на прибыль, доходы физических лиц и имущество — 84% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов;
— налог на прибыль организаций — 38%. Сумма поступлений налога на прибыль в 2015 году прогнозируется в размере 50 150,0 млн. ублей, в 2016 году — 51 504,0 млн. рублей, в 2017 году — 52 585,0 млн. рублей;
— налог на доходы физических лиц прогнозируется в сумме 58 886,6 млн. рублей, в 2016 году — 63 479,4 млн. рублей, в 2017 году — 68 875,2 млн. рублей, из них в бюджет Республики Татарстан — 41 220,6 млн. рублей, 44 435,6 млн. рублей и 48 212,6 млн. рублей соответственно;
— акцизы на 2015 год в бюджет Республики Татарстан составят 13 107,5 млн. рублей;
— налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2015 году прогнозируется в сумме 3 512,2 млн.рублей, на 2016 год поступление налога прогнозируется в размере 3 650,5 млн. рублей, на 2017 год — в размере 3 788,5 млн. рублей;
— налога на имущество организаций в 2015 году прогнозируется в размере 18 650,0 млн. рублей. На 2016 - 2017 годы сумма налога прогнозируется в размере 18 950,0 млн. рублей и 19 250,0 млн. рублей соответственно;
— транспортный налог в 2015 году оценивается в размере 3 550,0 млн. рублей, на 2016 год — 3 709,8 млн. рублей, на 2017 год — 3 869,3 млн. рублей;
— государственная пошлина в бюджет Республики Татарстан на 2015 - 2017 годы прогнозируется в сумме 269,5 млн. рублей ежегодно;
— налоги и сборы за пользование природными ресурсами в бюджет Республики Татарстан на 2015 - 2017 годы прогнозируются в сумме 65,7 млн. рублей ежегодно, в том числе налог на добычу полезных ископаемых — по 64,7 млн. рублей, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 1,0 млн. рублей.
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Расходы бюджета Республики Татарстан сформированы исходя из действующих расходных обязательств, индексов-дефляторов, основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов.
По разделу «Общегосударственные вопросы» прогнозный объем расходов на 2015 год составит 25 461,8 млн. рублей, на 2016 год — 29 698,5 млн. рублей, на 2017 год — 35 762,4 млн. рублей;
Основной объем по данному разделу составляют расходы на бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры государственной (муниципальной) собственности Республики Татарстан в сумме 9 625,1 млн. рублей ежегодно.
По разделу «Национальная экономика» прогнозный объем расходов на 2015 год составил 29 013,8 млн. рублей, на 2016 год — 30 777,6 млн. рублей, на 2017 год — 31 213,2 млн. рублей.
По подразделу «Общеэкономические вопросы» объем расходов на 2015 год составил 711,6 млн. рублей, на 2016 год — 691,5 млн. рублей, на 2017 год — 701,4 млн. рублей.
По подразделу «Транспорт» расходы запланированы на 2015 год в объеме 2 759,0 млн. рублей, на 2016 год — 2 743,0 млн. рублей, на 2017 год — 2 586,4 млн. рублей.
По подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» объем расходов на 2015 год учтен в сумме 12 744,7 млн. рублей, на 2016 год — 14 458,3 млн. рублей, на 2017 год — 15 035,7 млн. рублей в рамках подпрограммы «Совершенствование, развитие и сохранение сети автомобильных дорог на 2014 - 2020 годы» государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы».
Расходы по подразделу «Связь и информатика» составляют в 2015 году 1 124,2 млн. рублей, в 2016 году — 1 125,6 млн. рублей, в 2017 году — 1 127,0 млн. рублей.
В проекте бюджета Республики Татарстан по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» на 2015 год объем расходов планируется в сумме 3 415,6 млн. рублей, на 2016 год — 3 493,2 млн. рублей, на 2017 год — 2 970,6 млн. рублей;
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» прогнозный объем расходов на 2015 год составил 4 300,2 млн. рублей, на 2016 год — 3 478,9 млн. рублей, на 2017 год — 2 735,9 млн. рублей.
Прогноз социально-экономического развития Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Отраженные в прогнозе социально-экономического развития Татарстана на 2015 год макроэкономические показатели характеризуются снижением темпов роста:
— валового регионального продукта, так, в 2014 году ВРП прогнозировался 104,2% (факт (оценка) — 101,3%), прогноз СЭР к проекту закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы» был более оптимистичен: в 2015 году — 104,7%, в 2016 году — 104,9% относительно прогноза СЭР на 2015, 2016, 2017 годы — 102,0% 103,2%, 103,5% соответственно;
— индекса промышленного производства — с 106,9% в 2012 году до 100,8% в 2014 (оценка) (с незначительным ростом в 2015 году до 102,1%);
— заработной платы — с 116% в 2012 году до 110% в 2014 году (оценка). Рост средней заработной платы к предыдущему периоду составит: 109,4% — в 2015 году, 109,6 — в 2016 году, 109,5% — в 2017 году. Следовательно, темпы роста средней заработной платы замедляются как относительно фактических показателей, так и относительно прогнозов, так, прогнозы в 2013 году на плановый период выглядели следующим образом — 111,7% в 2014 году, 112% в 2015 году, 112% — в 2016 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.