Сегодня в Госсовете на комитетах началось обсуждение бюджета Татарстана на следующий год. Первым его рассмотрели на комитете по экономике, инвестициям и предпринимательству, на котором впервые в роли председателя выступил экс-министр спорта Рафис Бурганов. Депутаты забросали минфин и минэкономики вопросами об источниках оптимистичных прогнозов по ценам на нефть ($100) и курсу доллара (37 - 38 рублей), предложили озвучить план действий, направленных на преодоление последствий западных санкций, и высказали большие опасения относительно будущего села. Правда, как убедился корреспондент «БИЗНЕС Online», конкретных ответов парламентариям практически не дали, но выглядели убедительнее представителей исполнительной власти...
Сегодня прошло заседание комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству, на котором впервые в роли председателя выступил экс-министр спорта Рафис Бурганов |
МЫ ВЫТАЩИЛИ НАСЕЛЕНИЕ ИЗ ДЕРЕВНИ И ПОТЕРЯЛИ ТАМ ОСНОВУ РОСТА
Сегодня новый состав Госсовета Татарстана начал обсуждение бюджета республики на следующий год. Первым его рассмотрели на комитете по экономике, инвестициям и предпринимательству, на котором впервые в роли председателя выступил экс-министр спорта Рафис Бурганов.
Основные параметры бюджета и прогноз по развитию экономики РТ депутатам представили заместитель министра финансов Данил Волков и первый заместитель министра экономики РТ Сария Сиразиева (о том, как видят в правительстве ситуацию на следующие три года и какие при этом есть риски, газета «БИЗНЕС Online» писала ранее). Напомним лишь, что президент РТ Рустам Минниханов назвал вчера ситуацию «тревожной» и призвал не питать иллюзий — экономика замедляется, дефицит растет. ВРП по итогам этого года составит 101,3%, по итогам следующего увеличится до 102%, как и в 2016-м — 103,2%.
Сложность ситуации депутаты, многие из которых являются руководителями крупных предприятий, представляют очень хорошо, поэтому и вопросы задавали довольно конкретные. В качестве «точек роста» сегодня Сиразиева назвала промплощадки в районах. Сейчас открыты 22 из них в 17 районах, где размещено около 100 резидентов, создано 1,7 тыс. мест, совокупный объем выручки по итогам прошлого года составил 2,4 млрд. рублей. Будет создано еще 57 площадок в 35 районах. Именно ситуация с промплощадками и вызвала неожиданный вопрос у руководителя Госжилфонда при президенте РТ Талгата Абдулллина. «Когда идет разработка таких парков, как «Тюлячи»... Это нормальное явление, что мы сначала всю республику в Казань стащили — одна треть населения живет в Казани, а теперь в райцентрах будет жить две трети населения района? А природные сырьевые ресурсы, я имею в виду зерно, мясо, будут перерабатываться в другом месте. Экономически это оправдано? Как будет построена логистика?» — спросил он.
Сария Сиразиева отметила, что на малый бизнес в РТ выделяется ежегодно 2 млрд. рублей, а промплощадки создаются, потому что свою состоятельность доказали различные технопарки РТ |
И в качестве примера он привел шведскую модель, где производство открыто в каждой деревне, а рынок сбыта формируется крупными торговыми центрами, которые работают в городах и даже за пределами страны. В результате они сохранили село «и производителю меньше головной боли». И в продолжение Абдуллин спросил: почему бы у нас не стимулировать предприятия, которые создают рабочие места на селе?
Сиразиева ответила, что на малый бизнес в Татарстане и так выделяется ежегодно 2 млрд. рублей, а промплощадки создаются, потому что свою состоятельность доказали различные технопарки РТ. «Если в 2012 году мы говорили, что объем произведенной технопарками продукции у нас был 50 миллиардов рублей, то по последнему году это уже 95 миллиардов рублей», — сообщила она.
«Если распределением производительных сил, мощностей, ресурсов не было целенаправленной работы, то ее надо начать, — заявил Бурганов. — Вчера этот вопрос, может быть, и не стоял бы, но теперь есть санкции — теперь мы должны считать не просто наши затраты, но и эффективность этих затрат».
Талгат Абдулллин (справа): «Почему бы у нас не стимулировать предприятия, которые создают рабочие места на селе?» |
После чего предполагалось, что депутаты поставят точку в вопросе, но Абдуллин добавил, что надо провести круглые столы, слушания или что-то подобное вместе с Торгово-промышленной палатой, предприятиями, учеными. Надо поднять этот вопрос.
«Мы потеряли очень много после того, как не стало госплана, — сказал он. — Рынок не справился с произошедшими структурными изменениями. Мы получили очень важный отрицательный фактор: мы сменили акценты размещения производительных сил, мы вытащили (население) из деревни и потеряли там основу роста. Я уже не говорю про культурную составляющую. Проблема очень сложная, и просто так вмешиваться, мол, давайте построим... Это не так просто».
В итоге в протоколе решили в качестве рекомендации правительству и министерствам включить проведение слушаний на эту тему. Куратор — минэкономики.
Мунир Гайнуллов (справа): «Я бы хотел, чтобы министерство экономики представляло четкую программу, как оно будет действовать. Импортозамещение, все понятно. Но как отразится? На что обратить внимание?» |
ОТКУДА ТАКОЙ ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ?
Затем «источниками оптимизма» у представителя минэкономики поинтересовался депутат и генеральный директор ООО «Домкор» Мунир Гайнуллов. «Сегодня курс доллара — более 40 рублей. Откуда такой оптимистический прогноз — на 2015 год 37 рублей за доллар (в 2016 году в сценарных условиях заложено 38 рублей за доллар, в 2017-м — 38,8 — прим. авт.)? — спросил он.
Сиразиева развела руками: сценарные условия спускаются из федерального министерства экономического развития, и менять параметры на местах — не во власти республиканского министерства. «Действительно, сейчас очень много вопросов вызывает и курс доллара, и заложенная в сценарий цена на нефть — 100 долларов за баррель, при том что сейчас она уже 88 долларов. Но минэкономразвития РФ рассчитывает, что текущее снижение цен на нефть носит временный характер», — сказал первый замминистра.
Тогда Гайнуллов спросил о том, что же тогда «во власти» минэкономики РТ. «По линии строительства вы говорите, что ежегодно будет снижение объемов порядка 2 процентов в 2015 - 2017 годах. При этом объемы ввода жилья в прогнозе обозначены в те же 2,4 миллиона квадратных метров. Хотя суммы ставок по ипотечным кредитам растут и последние тенденции говорят о снижении в отрасли. Откуда такой оптимистичный прогноз?» — вновь спросил депутат.
Прогноз дал минстрой, и его выполнение контролируется каждую субботу на совещании у президента РТ, ответила Сиразиева. Несколько смягчил ситуацию Бурганов, который перефразировал вопрос: готово ли министерство к изменениям правил игры в худшую сторону? И сам же ответил — он был на слушаниях по бюджету в Совете Федерации, где эти же вопросы задавались министру финансов РФ Антону Силуанову, который сообщил: правительство предусматривает несколько вариантов развития событий. Несмотря на то что в регионы спускаются вот такие прогнозные показатели, варианты действий есть.
Но какие? Это так и осталось загадкой.
Тогда Гайнуллов уточнил «с другого бока»: как отразятся санкции на экономике Татарстана? Ответ, что в республике проводится экономический совет, что на нем решается, как начать производить в РТ то, что у нас не производится (а стороннего товара завозится в республику на 350 млрд. рублей), устроил парламентария лишь частично. «При всем при этом я бы хотел, чтобы министерство экономики представляло четкую программу, как оно будет действовать. Импортозамещение, все понятно. Но как отразится? На что обратить внимание?»
На такие вопросы минэкономики пообещало подготовить отдельный ответ.
Фарид Сафин — генеральный директор компании «Ваш быт», как представитель Общественной палаты РТ напомнил, что в 2015 году доля малого и среднего бизнеса в ВРП должна дойти до 34%. В этом году она составляет 25,5%. Остался год. При этом государственная финансовая поддержка оказывается, «и существенная». «Кто-то оценивал, насколько эти программы эффективны? Что надо изменить, чтобы достичь поставленной задачи?» — спросил Сафин у минэкономики. Все действующие в РТ программы уже прошли такой анализ, ответила Сиразиева и перечислила: на этот год запланированы финансовая поддержка промышленных парков, субсидирование затрат на приобретение оборудования для резидентов, субсидирование затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, на развитие промышленных парков в районах, создание региональных инжиниринговых центров. И в качестве небольшого, но оправдания она напомнила: в РТ хотя и небольшой, но рост. В других регионах и вовсе снижение. По оценкам минэкономики, по итогам года доля МСБ в ВРП составит 26,2%, в 2015 году — 28,6%.
Рафис Бурганов (слева): «Теперь есть санкции — теперь мы должны считать не просто наши затраты, но и эффективность этих затрат» |
В ТАТАРСТАНЕ 2/3 КАРТОФЕЛЯ ВЫРАЩИВАЮТ ЧАСТНЫЕ ЛИЦА. ЧТО ОНИ БУДУТ ДЕЛАТЬ?
После чего депутаты начали заваливать вопросами Волкова. Почему дефицит бюджета Татарстана с каждым годом увеличивается, поинтересовался Гайнуллов. В следующем году он составит 5,3 млрд. рублей, в 2016-м — 8,5 млрд. рублей, в 2017-м — около 13 млрд. рублей.
Основная причина, как пояснил замминистра финансов, высказав довольно крамольную мысль, — это «майские указы» президента РФ, касающиеся повышения зарплат бюджетников. Социально значимые расходы с 67% в бюджете РТ вырастут до 80% к 2017 году. Гайнуллов даже переспросил: ежегодное увеличение дефицита на 50% обусловлено только этим? Замминистра кивнул.
Еще одна порция горячих вопросов минфину касалась новых налогов.
Муслима Латыпова (слева): «Мы говорим про импортозамещение, а как будут защищены фермеры, подворья? Будут ли дотированы агропромышленные комплексы?» |
«Сейчас мы с волнением ждем, как будет определяться кадастровая стоимость на недвижимость. Это дает увеличение уплаты налога до 10-кратного размера, — рассказала Муслима Латыпова (напомним, что гендиректор «Бахетле» впервые избрана в Госсовет). — Мы говорим про импортозамещение, а как будут защищены фермеры, подворья? Будут ли дотированы агропромышленные комплексы?»
«В Татарстане 2/3 картофеля выращивают частные лица, которые живут в своих домах. И другой занятости не имеют. Что они будут делать?» — добавил Абдуллин.
Волков сообщил, что расчеты по поводу изменения налога еще проводятся и тут надо много чего принять во внимание. Бурганов согласился — у физлица себестоимость картошки складывается исходя из налогов, стоимости галош и лопаты: «С одной стороны, мы дотируем и помогаем, а с другой — своими же руками можем увеличивать себестоимость продукции. Нужно проанализировать».
«Дотации даже не хватит на покрытие уплаты налогов, — предположила Латыпова. — Кредиты выросли, и это тоже будет отражаться на себестоимости продукции».
— Если вчера мы говорили, что увеличение стоимости собственной продукции или неэффективность производства возмещались продуктами из-за «бугра», то завтра, может, просто продуктов не будет. Сами не будем делать, потому что не можем или невыгодно, а на Западе купить не можем. Там эмбарго. И это тоже может быть, — предположил Абдуллин.
Представитель минфина в обсуждении не участвовал. В итоге депутаты попросили представителям министерств приходить в Госсовет более подготовленными. Тем более что в конце октября состоится заседание парламента, где им будут заданы эти же вопросы. Но уже в прямой трансляции и на всю республику.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.