Незадолго до отставки Василя Шайхразиева челнинские перевозчики написали жалобу в адрес депутатов горсовета, потребовав навести порядок в пассажирских перевозках и обвинив во всех бедах бездействующий, на их взгляд, на протяжении последних лет исполком города. Между тем начальник отдела транспорта Ильфат Исмагилов, к которому, судя по письму, больше всего претензий у транспортников, заверяет, что все идет своим чередом. В горсовете же заявляют, что с помощью подобных переписок одна ассоциация перевозчиков пытается убрать с рынка другую. Корреспондент «БИЗНЕС Online», выслушав мнения противоборствующих сторон, попытался разобраться в конфликте.
«ЛИБО БЕЗГРАМОТНОСТЬ, ЛИБО ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЧИНОВНИКОВ»
Некоммерческое партнерство «Союз камских перевозчиков», в которое входит примерно половина предприятий и ИП, занимающихся пассажирскими перевозками в автограде, обратилось с письмом (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online») к председателю комиссии горсовета Набережных Челнов по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению Максиму Федорову. В нем они просят навести порядок в транспортной системе города. Президент партнерства Дамир Гарафов в письме обращает внимание на «неспособность или нежелание исполкома Набережных Челнов навести порядок и установить законность на муниципальных маршрутах города». В связи с этим он просит вынести на рассмотрение депутатской комиссии вопрос соответствия должностных лиц исполкома, отвечающих за транспортное обеспечение города, занимаемым ими постам. И хотя в письме не указываются фамилии чиновников, деятельность которых не устраивает ассоциацию, понятно, что речь идет в первую очередь о начальнике отдела транспорта исполкома Ильфате Исмагилове, вступившем в эту должность в мае 2013 года.
«На протяжении 8 лет исполком Набережных Челнов не ввиду нежелания, либо личной заинтересованности отдельных чиновников, либо безграмотности не в состоянии провести конкурс между транспортными организациями на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам города, который бы соответствовал законодательству РФ и РТ», — пишет Гарафов. Видимо, имеется в виду, что два конкурса на пассажирские перевозки, проведенные в 2010 и в 2013 годах, в конечном итоге признавались судами недействительными.
Гарафов считает, что, прежде чем выставлять маршруты на конкурс, неплохо было бы исследовать пассажиропотоки и, только серьезно проанализировав эти исследования, браться за утверждение схемы движения автобусных маршрутов в городе. А этого, по его словам, не сделано по сей день. В дополнение к претензиям в адрес городских властей президент союза камских перевозчиков выдвигает и предложения. В частности, определить исполкому предельные сроки проведения конкурса и назначить конкретных должностных лиц, которые будут ответственны за соблюдение указанных сроков и соответствие проводимого конкурса законодательству РФ и РТ, а в период до объявления конкурса он просит заключить с каждым из перевозчиков временные договора.
«Все то время, пока в природе не существовало утвержденной схемы движения автобусов по маршрутам, челнинские перевозчики были вольны работать, кто как хочет или кто как может. Мало того, что конкурс летом прошлого года исполком начал проводить без утвержденных правил перевозки пассажиров, так еще и действовавшая ранее схема движения автобусных маршрутов в ноябре 2013 года постановлением руководителя исполкома была аннулирована, а новую схему приняли только 7 месяцев спустя, в конце июня этого года! Да и это было сделано только после предписания, которое в исполком прислала прокуратура города», — сокрушается Гарафов.
«ПИСАТЬ ОБРАЩЕНИЕ НА ИМЯ МЭРА НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА»
Обращает на себя внимание тот факт, что письмо адресовано не первым руководителям города — мэру или сити-менеджеру, а председателю депутатской комиссии, что уже само по себе вызывает вопросы. Гарафов объяснил это тем, что обращение к исполнительной власти результата не принесет. «Мы хотим, чтобы наше обращение рассмотрели именно депутаты. Считаю, что писать на имя мэра или руководителя исполкома города нет никакого смысла. Мэр эту жалобу все равно отпишет руководителю исполкома Фархаду Латыпову. За организацию пассажирских перевозок в городе отвечает в том числе и Латыпов, а также начальник юротдела Рината Канеева и Исмагилова. И фактически письмо в этом случае будет отписано лицу, чьи действия нами и обжалуются», — сказал Гарафов.
Федоров заявил «БИЗНЕС Online», что обращение перевозчиков будет рассматриваться на ближайшей комиссии горсовета, правда, высказал при этом мнение, что подобными переписками одна группа перевозчиков борется с другой. «В городе две ассоциации перевозчиков. Одна борется с другой путем подобных переписок, тем не менее наша комиссия уже запросила у исполкома тендерную и конкурсную документацию, планы развития автотранспорта до конца 2014 года. На первом же заседании, которое должно состояться в конце сентября, мы планируем рассмотреть этот вопрос», — сказал Федоров.
При этом он недобрым словом вспомнил руководителя ассоциации перевозчиков Закамья Фаргата Набиева, который с февраля 2006 по январь 2010 года руководил тогда еще управлением транспорта и связи мэрии города, а затем, возглавив ассоциацию перевозчиков Закамья, был назначен гендиректором ООО «ПАК-Инвест» — преемника крупнейшей в Челнах транспортной организации, занимающейся пассажирскими перевозками. «Господин Набиев — известная личность. Он, извините меня, вообще весь транспорт в городе убил. Я об этом говорил еще в прошлый созыв горсовета. В этом лично его заслуга», — сказал Федоров, добавив, что подписанты обращаются к депутатам, потому что у них никаких других законных методов воздействия на исполком нет. Ведь если в действиях исполкома есть что-то противоречащее закону, депутаты могут потребовать у прокуратуры разобраться в вопросе.
Следует отметить, что прокуратура города еще в апреле 2014 года «по факту бездействия исполкома Челнов» обратилась с иском в челнинский горсуд. В итоге последний тендер был признан недействительным. Вместе с этим иском прокуратура направила материалы по результатам своей проверки в УФАС по РТ для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц исполкома к административной ответственности за ограничение конкуренции органами власти. После этого исполком был вынужден приостановить проведение конкурсов и направить конкурсную документацию на доработку. Таким образом, с осени прошлого года конкурсы в городе не проводятся, а на маршрутах работают перевозчики, выигравшие тендер в далеком уже 2006 году — единственный тендер, результаты которого никто не оспаривал.
«ПЕРЕВОЗЧИКИ — ЭТО ТАКОЙ НАРОД...»
Исмагилов, на которого и катят бочку перевозчики, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что не знает о существовании письма перевозчиков в адрес депутатской комиссии. «Переписка перевозчиков с депутатами мне не особо интересна, у меня работы много. И если бы в этом письме были ко мне вопросы, наверное, оно до меня дошло бы. Если мне задают конкретные вопросы, я на них отвечаю. Перевозчики — это такой народ... Они думают, что правда всегда только на их стороне, что все остальные глупые и никто ничего не понимает», — начальник отдела транспорта.
При этом Исмагилов заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что проведение конкурса, на чем настаивают перевозчики, будет продолжено в самое ближайшее время, не конкретизировав при этом ни времени начала их проведения, ни того, какие изменения претерпела с момента отмены конкурсная документация. Не ответил начальник отдела и на вопрос, когда будут завершены исследования пассажиропотоков в городе. «Исследования пассажиропотоков в городе еще не завершены. Это очень длительная работа, договор с Институтом экономики управления и права заключен, конкретных сроков, когда должна быть завершена эта работа, нет. Это же исследования, это не какие-то подрядные работы», — сказал Исмагилов.
На вопрос, изменится ли в связи с этим в городе количество автобусных маршрутов, Исмагилов заявил, что количество маршрутов уже уменьшилось. «Раньше в схеме транспортного движения города было много маршрутов, дублирующих друг друга. Часть таких маршрутов мы уже убрали», — сказал он, пояснив, что по новому постановлению исполкома от 20 июня этого года в городе остался лишь 21 маршрут, а 7 маршрутов было ликвидировано.
Утвердительно ответить на вопрос относительно заключения исполкомом с перевозчиками временных договоров Исмагилов затруднился. «Пока сложно сказать... Если мы в ближайшее время продолжим проведение конкурсов на маршрут, тогда такие договора заключаться не будут», — сказал чиновник, добавив, что у исполкома есть желание возобновить конкурсы в течение ближайшего месяца. По его данным, новая конкурсная документация, в которой должны быть учтены все изменения, уже находится на согласовании.
При этом руководитель отдела не согласился с тем, что отсутствие договоров с перевозчиками приводит к «бардаку на линиях», потому что у исполкома в этом случае отсутствуют законные рычаги влияния на перевозчиков. «Контролировать перевозчиков мы можем и без договоров, как такового бардака на линиях сейчас стало уже заметно меньше. Старых автобусов на линиях практически нет, гонок среди водителей маршруток лично я пока не замечаю. Мы можем контролировать превышение скорости, нарушение заданного маршрута, остановки в неположенных местах, это все видно», — заявил он.
«ПРОБЛЕМУ НУЖНО РЕШАТЬ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свой взгляд на решение транспортных проблем автограда.
Марат Нуруллин — гендиректор ООО «Автомастер», председатель комиссии по экономической политике и бюджету горсовета Набережных Челнов:
— Признаться, я вообще не знаю, чем сейчас занимается отдел транспорта исполкома, это для меня большая загадка. Я считаю, что сегодня в городе абсолютно отсутствует транспортная политика. Никто за последние 20 лет не проводил реального научного исследования пассажиропотоков и не занимался их организацией. Это касается и транспортных потоков, и загрузки наших магистралей, и появления пробок. Как у нас люди ездят, на чем они предпочитают ездить? Это все в основном умозрительные заключения руководителей, которые очень часто выдают свои собственные суждения, с моей точки зрения, очень часто ошибочные, за истину в последней инстанции.
Я знаю, кто такие перевозчики — это тоже те еще кадры! Я больше 7 лет проработал начальником транспортной инспекции, поэтому я знаю, что говорю. Но я считаю, что серьезные исследования транспортных потоков и пассажиропотоков Челны должны заказывать у сторонней организации, как это сделала, к примеру, Казань, заключив договор с Санкт-Петербургским институтом. Нужно делать нормальные исследования на научной основе и только после этого принимать решения и по организации транспортных маршрутов, и по организации конкурсов, и по тому, какой подвижной состав должен выходить на линии. Нужно решить, как он должен взаимодействовать с трамваем, что становится актуальным с появлением новой ветки электротранспорта.
Марат Хафизов — экс-начальник отдела транспорта исполкома Набережных Челнов, коммерческий директор ООО «Унидом»:
— В городе скоро появится трамвайная ветка, которая соединит старую и новую части города по центральному проспекту. Это означает, что в смысле транспортного обеспечения Набережных Челнов лед уже тронулся. Новая ветка, думаю, расклад на транспортном рынке серьезно поменяет. Пассажиропоток у «автобусников» будет заметно снижаться, если, конечно, все идеи по поводу развития трамвая будут реализованы. Поэтому можно сделать вывод, что исполком об этом думает, работу ведет. Во всяком случае появление новой ветки — это положительный качественный сдвиг в транспортном обеспечении города. И в плане обеспечения безопасности движения и развития инфраструктуры сдвиги есть. Не скажу, что они кардинальные, но положительные моменты, безусловно, есть.
Проблема проведения конкурсов на право осуществления автобусных перевозок состоит в том, что в настоящее время нет федерального закона, который бы жестко, однозначно и всеобъемлюще описывал бы, как все это должно быть. Конкурс на перевозки проводится на основании ФЗ №94. Это неправильно. Должен быть один регламент, один закон для проведения перевозок автомобильным транспортом. А сейчас этот конкурс проводится на основании множества законов, и только сама процедура конкурса определяется ФЗ №94. Нормальной нормативной федеральной базы для этого нет. Ее нужно привести в порядок.
Что касается смены маленьких автобусов на большие — это достаточно сложный и болезненный вопрос. Достаточно вспомнить, как болезненно это происходило в Казани. Тогда практически все республиканские структуры участвовали в том, чтобы выдавить с рынка маленькие микроавтобусы. И даже в данном случае это был страшно болезненный процесс. В Челнах будет то же самое. Это задача не уровня Исмагилова. И это даже не уровень муниципалитета Челнов. Чтобы принципиально осуществить смену микроавтобусов на большие в течение года, необходимо участие республики и даже федеральная помощь.
Юрий Иванов — гендиректор Нижнекамского ПАТП:
— Челнинские перевозчики правильно сделали, что обратились к властям. Если этого не делать, проблемы не будут решаться. Челны сейчас в смысле транспортного обеспечения и проведения конкурсов можно сравнить с тем, что было в Казани до 2007 года. Ситуация точь-в-точь. Такие же маленькие автобусы, неуправляемая ситуация, хаос на дорогах. В Казани же, вы видите сами, совершенно другая обстановка, потому что там была воля руководства изменить ситуацию кардинально.
Набережные Челны в свое время потеряло ПАТП — эталонное в плане организации пассажирских перевозок предприятие, куда многие руководителя ездили учиться и перенимать опыт, как реализуются проездные билеты, как организован сбор выручки и т.д. А сейчас город имеет то, что имеет. И новая трамвайная ветка особо ситуацию не изменит. Безусловно, свою часть пассажиропотока трамвай заберет, но его будет хватать и для автобуса как более мобильного вида транспорта. Решение проблем, связанных с пассажирскими перевозками в Челнах, назрели. Рано или поздно, но мы все равно вернемся к «советской» системе организации перевозок. Сейчас перевозчику невыгодно работать в позднее время, когда пассажиров мало, ему интересно работать только в час пик. А в советской системе платили за количество выполненных рейсов, автобусы бесперебойно работали вплоть до 11 часов вечера. Хоть и пустые, но они ездили. Если мы хотим получить нормальный общественный транспорт, то так и должно быть. Человек должен выйти в 23:00 на остановку и спокойно уехать, но повторюсь, за это нужно платить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.