Как стало известно «БИЗНЕС Online», 10 казанских отелей («Ривьера», «Регина» и т.д.) обратились в татарстанское управление федеральной миграционной службы с письмом, в котором пожаловались на возникшую у них проблему с online-регистрацией иностранных гостей. Система, разработанная казанской IT-компанией «Центр», была запущена к Универсиаде-2013 и значительно упростила работу отельеров. Однако сейчас все ранее подключенные гостиницы Казани — а это 94 отеля и хостела — оказались неожиданно отключены от системы и возят в федеральную миграционную службу документы на постояльцев по старинке — на бумажных носителях. Причина в том, что на сегодня не определено, кто должен финансировать эту систему — бюджет или бизнес. Одним словом, ведомственная неразбериха, для которой слова о поддержке МСБ и привлекательности города ничего не значат...
ЖУТКО НЕУДОБНО
Как стало известно «БИЗНЕС Online», 10 казанских гостиниц (среди них гостиница IT-парка, отели «Новинка», «Ривьера», «Регина» и другие) направили коллективное письмо в адрес татарстанского управления федеральной миграционной службы. Поводом для демарша стало отключение казанских гостиниц от программы оnline-регистрации иностранцев в УФМС. «Мы хотим высказать УФМС свое мнение о том, почему программа не работает, — рассказала менеджер «Регины» Юлия Костина, которая занимается в том числе регистрацией иностранных граждан. — Сейчас стало очень неудобно работать. А по системе было очень удобно загружать все данные».
Как выяснила наша газета, речь идет об упрощенной системе регистрации иностранных гостей в отелях Казани. В России все гостиницы обязаны ставить на учет прибывающих иностранцев в местные управления миграционной службы. До Универсиады отельерам приходилось регистрировать гостей на бумажном носителе и отвозить в одно из трех отделений УФМС.
Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее |
Но все изменилось в лучшую сторону с началом подготовки ко Всемирным студенческим играм. Тогда началось внедрение информационной системы, которая подразумевала максимальный охват гостиниц города и в режиме оnline давала возможность регистрировать постояльцев в УФМС. В октябре 2011 года система в тестовом режиме была установлена в отелях «Сулейман» и «Арт», а к началу Игр охватила большую часть гостиниц — 94 (данные УФМС). Система работала до августа этого года, но затем вдруг была отключена. Что самое удивительное, отключение происходит накануне следующего международного мероприятия — чемпионата мира по водным видам спорта, который пройдет в Казани уже в следующем году и обязательно вызовет наплыв иностранных гостей.
КАЗАНЬ ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ
Интересно, что похожая система оnline-регистрации функционирует сейчас в Москве и Санкт-Петербурге. Впрочем, время от времени о желании подключиться к этой схеме высказываются и другие российские города. Еще в 2013 году российские отельеры, недовольные тем, что внедрение системы online-регистрации в ФМС идет с большим скрипом, написали коллективное письмо Дмитрию Медведеву. Что интересно, Казань в нем была представлена как некое прекрасное исключение из российской действительности. «В зависимости от проведения международных мероприятий используется различный подход к регистрации иностранцев по месту пребывания. В Казани существует программное обеспечение, которое позволят гостиницам регистрировать гостей прямо в ПО «Территория», при этом регистрация осуществляется бесплатно. Причина тому — студенческая Универсиада, соревнование является международным, нарушать правила международного этикета считается нежелательным, поэтому УФМС Казани работает в режиме максимального благоприятствования... Таким образом, средства размещения в отдельных регионах имеют преимущества перед другими такими же хозяйствующими субъектами в других регионах РФ», — возмущались участники рынка. Но, как выясняется теперь, Казань перестала быть позитивным исключением из правила. Оnline-регистрация отключена.
По словам Лодвиговой, действительно есть наложенные штрафы, суммы пока не озвучиваются |
ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ
В министерстве по делам молодежи и спорту газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что никаких комментариев предоставить не могут, в госкомитете по туризму РТ ответили так же. Частично разъяснила ситуацию с работой системы Евгения Лодвигова — председатель комитета внешних связей и туризма исполнительного комитета Казани. Она рассказала, что к системе были подключены и работали в ней 62 отеля города. «У УФМС был подрядчик, который внедрял систему, — уточнила она. — Внедрение стоило около 2 миллионов рублей. Мы очень надеемся, что к концу года система вновь заработает».
Игроки гостиничного рынка Казани, пожелавшие остаться неназванными, рассказали «БИЗНЕС Online», что остановка работы системы может вести к наложению достаточно серьезных штрафов: если иностранец оформлен неверно, сумма штрафа достигает 400 тыс. рублей. По словам Лодвиговой, уже действительно есть наложенные штрафы — на отель «Кристалл» и «Давыдов». «Суммы не озвучиваются, так как все идет пока в судебном порядке. Конкретных сумм пока нет», — сказала она. Однако наши источники сообщают, что «Кристалл» оштрафован на 4 млн. рублей, еще 400 тыс. рублей штрафа наложено на директора гостиницы.
ВСЕ С СОГЛАСОВАНИЯ ФСБ
Как выяснило наше издание, разработчиком системы для УФМС по РТ стала крупная казанская IТ-группа компаний «Центр», которую контролируют Айдар Хуснутдинов и Олег Окунев. «Программное обеспечение в гостиницах устанавливалось бесплатно. От отелей требовалось лишь приобрести электронную цифровую подпись», — уточнила Лодвигова. По словам игроков рынка, цена электронной подписи была невысока.
В компании «Центр» нам сообщили, что УФМС сейчас отказалось работать с системой компании. «В службе нам сказали, что до конца сентября проведут совещание со всеми заинтересованными сторонами. Никакие конкретные сроки по возобновлению работы нам не озвучили, — рассказала представитель компании Евгения Халикова. — Система работала с 2012 года».
В пресс-службе ФМС России нашему изданию сообщили, что способ передачи сведений о постояльцах выбирает сама гостиница — пользоваться своими разработками или продуктами подрядных организаций. «Прямое подключение базы данных, подразумевающее объединение информационных систем гостиницы и ФМС России, относится к технологическим вопросам в сфере информационной безопасности. Каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально с учетом согласования ФСБ России», — говорится в ответе.
КТО ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ ЗА УДОБСТВО?
Спустя неделю после направления запроса газете «БИЗНЕС Online» удалось получить комментарий из УФМС по РТ с объяснением причины остановки работы системы. Приведем некоторые цитаты из него.
«Согласно решению ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Республики Татарстан, во время подготовки и проведения Универсиады-2013 к данной системе были подключены и использовали в работе 94 гостиницы Казани. Подключение к системе составляло около 3 тысяч рублей. Данные расходы шли на изготовление электронно-цифровой подписи для идентификации гостиницы, — говорится в ответе чиновников нашему изданию. — На сегодняшний день УФМС России по Татарстану наряду с гостиницами является пользователем системы, со стороны управления система находится в рабочем состоянии. Обслуживание системы за счет средств федерального бюджета не представляется возможным». Одним словом, федералы отказались обслуживать данную систему бесплатно, и теперь предстоит решить, кто будет платить за удобство.
В письме УФМС сообщается, что прорабатывалось несколько вариантов, которые бы позволили бесперебойный режим передачи данных в электронном виде. Первый — это интегрировать систему с порталом государственных и муниципальных услуг Татарстана. Второй — передать управление системой некой коммерческой организации. «Абонентская плата в данном случае должна будет производиться за счет гостиниц либо за счет средств республиканского бюджета», — предлагает УФМС.
«МЫ ГОТОВЫ ПЛАТИТЬ РАЗУМНЫЕ ДЕНЬГИ»
Участники рынка прокомментировали «БИЗНЕС Online» трудности, возникшие из-за прекращения работы системы.
Александр Ракушев — директор Bilyar Palace:
— Сейчас мы вернулись к старым временам, когда регистрация иностранных гостей была не очень удобной для гостиниц. Мы теперь вынуждены тратить много времени, чтобы, во-первых, делать все вручную, а во-вторых, самостоятельно отвозить. Все это не очень удобно. Сначала нам дали попробовать эту систему, и это была хорошая, правильная идея. Когда все перевели на программный уровень и можно было работать в электронном виде, удобно было всем: и гостиницам, и УФМС. Приостановку работы объясняют какими-то техническими сбоями, неполадками. Я удивлен и вразумительного ответа так и не получил, поправимы эти сбои или нет, надолго ли это все зависло.
Такая ситуация неудобна в первую очередь крупным отелям, где поток иностранных гостей практически непрерывен.
Насколько я помню, когда вводилась эта система и был человеческий подход к отелям, отели, понятное дело, осторожно применяли ее у себя. Была техническая поддержка и со стороны разработчиков, и стороны УФМС, можно было задавать им вопросы в режиме оnline почти круглые сутки. И если кто-то в чем-то ошибался, но ездил, объяснял ситуацию, все было нормально — о штрафах я не слышал. Наверное, штрафы выписываются тем, кто злонамеренно что-то скрывает.
В печатной версии теперь стало больше человеческого фактора. А в электронной версии гораздо быстрее приходил и ответ о какой-то ошибке, которую нужно исправить. А теперь нужно все заполнить вручную, отвезти. Хорошо, если есть человек, который отдельно сидит на заполнении документов и отвозит их. А если речь идет о небольшом отеле?
Если речь пойдет, скажем, о какой-то абонентской плате за пользование системой, то, например, когда система вводилась, отели сравнивали себя друг с другом: у кого-то больше иностранцев, а у кого-то меньше. Я бы сделал так: например, устанавливайте программный продукт, он платный. Если хотите, пользуйтесь. А в качестве альтернативы можно предлагать печатную версию заполнения документов. Каждый отель мог бы сам выбирать, что ему удобнее.
Гульнара Сафина — управляющий отеля Relita-Kazan:
— Сейчас есть трудности, которые были и до внедрения системы. Каждый отель отдельно ездит регистрировать прибывающих иностранцев. Есть три пункта, куда нужно ездить: первый на Островского — по ближнему зарубежью, второй на Спартаковской — по дальнему зарубежью, и третий пункт, введенный после Универсиады, — на Тверской. Нужно выделять сотрудника, который будет ездить. Также это отдельные деньги на бензин или на такси. Тратится время сотрудника, либо этим занимается сам руководитель. В любом случае сложности есть.
Когда действовала система, по которой регистрировать иностранных гостей можно было оnline, все было замечательно. Для нас это было спасение — очень удобно. Не знаю, по какой причине убрали данный сервис. Поэтому теперь есть трудности организационного плана.
Система для отельеров была бесплатной. Может быть, временный отказ от нее означает то, что ее хотят сделать доступной на платной основе. Если в пределах разумного, то пусть даже будет платной.
Иностранцы постоянно приезжают. Нужно ездить практически каждый день или через день — регистрировать либо снимать с регистрации.
Николай Нестягин — директор гостиницы «Колви»:
— Если восстановить работу этой системы, то будет прекрасно. УФМС работало с этой системой, а теперь, похоже, она сломалась, служба, как я понял, ничего с этим делать не собирается. Живем как в старые времена: пишем все от руки и сами отвозим в три пункта.
Системой отельеры пользовались бесплатно и лишь покупали электронный ключ. Стоил он небольших денег. Сейчас работать очень неудобно. Приходится ездить практически каждый день.
ООО «Центр» основано в 1998 году в Казани. В настоящее время в нем работают более 100 сотрудников.
Компания работает на российском рынке, решая комплексные задачи, реализуя крупные технологически законченные проекты для органов госвласти и управления, организаций финансовой, социальной, торговой сферы, промышленных предприятий, операторов связи. В перечень работ входят предпроектное обследование, консультирование, проектирование, пуско-наладка, сервисное обслуживание.
Компания «Центр» сотрудничает с ведущими мировыми производителями: Alcatel, Avaya, Cisco Systems, IBM, А Commscope Company, Microsoft, Novell, Oracle, Sun, Zyxel и др.
Уставный капитал: 15 тыс. рублей.
Учредители: Айдар Шайхелисламович Хуснутдинов (50%) и Олег Александрович Окунев (50%).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.