Депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин в очередной раз проявил себя на ниве писательского ремесла. В прессе довольно широко обсуждалось его выдвижение в число номинантов на премию им. Тукая за книги по этнографии и истории татар, а теперь он презентует свою новую книгу «Какой Бог правильный?». Что скрывается за этим названием, каковы, с точки зрения автора, недостатки современного ислама и христианства, а также что думает о вопросах веры первый президент Татарстана, Сибагатуллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин представил свою новую книгу «Какой Бог правильный?» |
РЕЛИГИЯ — САМАЯ АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА НА ЗЕМНОМ ШАРЕ
— Фатих Саубанович, у вас вышла уже пятая по счету книга с немного провокационным названием «Какой Бог правильный?». О чем она? Какой Бог правильный, на ваш взгляд?
— Сегодня это самая актуальная тема на всем земном шаре. Верьте своему Богу, молитесь, но слишком не увлекайтесь, не надо глубоко нырять, это не должно доходить до фанатизма. Это касается и православия, и ислама.
Историю я изучаю с 1967 года, а религию — еще с конца 50-х. Там, где я родился, были и христиане, и кряшены, и мусульмане. Сейчас же я прихожу к мнению, что мой папа был приверженцем тенгрианства, несмотря на то что называл себя мусульманином. Тенгрианство — это первая мировая религия, древняя религия тюрков, в которой не было понятия пророка. Человек должен верить небесному Богу или природной силе в душе. Я спрашивал у отца потом, верит ли он муллам, он отвечал: «Не всем. И если ты в душе веришь, этого достаточно». Когда мне было 40 лет, я все спрашивал у Минтимера Шаймиева про Бога, про Аллаха, а он мне ответил: «В моем понимании это природная сила». Потом я данное дело изучал, действительно, оказалось, что это природная сила. Бог был не в облике седовласого старца с бородой, он вообще не в облике человека, просто есть некая природная сила.
ДЕВУШКА-ТАТАРКА БЕЗ ТРУСОВ ФОТОГРАФИРУЕТСЯ — ВОТ ТЕБЕ И ДЕМОКРАТИЯ
— То есть вы в результате своих исследований и размышлений пришли к своему пониманию того, что есть Бог?
— Я этому верю. Есть природная сила, которую нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни услышать, но она есть. Это и есть основа единобожия. Тенгрианство, кстати, очень часто путают с язычеством, но это далеко не одно и тоже.
После совершенствования тенгрианства получился иудаизм. Создали иудаизм, пророком стал Иуда — пророк, это было на 200 - 300 лет раньше того Иуды, который предал за 30 серебренников Иисуса. Идеология этой веры — миссия спасения. Но от чего спасать, неясно. От грехов человека спасти религия не может, это может только Бог. Так от чего спасать-то? Я начал искать от чего. Искал долгие годы, оказывается, от римского солдата, от римского ига. Это и есть миссия спасения. А спасать кто может? Начальник может спасти, богатый человек, интеллигенция, а это всего 15 - 20 процентов, остальные не хотели принимать иудаизм. И приняли, значит, идею Христа. Слово «Христос» от греческого «обновление» или «помазанник». В новой религии Иисуса называли Иешуа.
Фатих Сибагатуллин: «Многие считают, что религии без Бога не бывает. Но как же не бывает? Сколько людей исповедует буддизм? Там ведь нет Бога, там четыре философии. А Будда — это человек, это не Бог. Об этом написано в моей книге» |
Новая религия понравилась всем, даже рабам. Она была по принципу «терпи, казак, атаманом будешь». Мол, терпи и живи. Вот и вся идеология. Это тоже не прижилось в Иерусалиме, христианству долго не давали распространиться иудеи. В 33 году нашей эры Христа распяли. Проходит почти 300 лет, появляется римский император Константин Великий. На месте сегодняшнего Стамбула тогда был построен город Константинополь. Константин изучил христианство, и ему оно понравилось. Он принял эту веру, попросил принять ее Иерусалим, так началось распространение.
Согласно документам, книгам, прошло 100 - 200 лет, евреи собрались в Иерусалиме и поняли, что с христианством у них ничего не получается, нужна новая религия. В чем была необходимость новой религии? Первое — христианство не запрещает пьянку, все поголовно пьянствуют. Они же хотели это исключить, запретить. Второе — женщины ходят полунагишом, не знают, от кого рожают, и это тоже надо упорядочить. Третье — христиане едят свинину. Вот и придумали ислам, где есть запреты, харам. Нельзя пить, нельзя кушать свинину, а женщин красиво окутали, оставив только глаза. Но что с ним было дальше?
Проходит 1 тысяча лет, теперь только люди собрались не в Иерусалиме, а возле реки Рейн. Здесь собрались хазарские евреи, иерусалимские и говорят: а давайте сделаем религию безбожия, ведь главное — это идеология. Это был коммунизм, безбожие, от каждого по способностям, каждому по потребностям. Коммунистическая идеология, идея коммунизма — это тоже религия. Религия, чтобы как можно лучше управлять людьми. Это понравилось всем.
Проходит еще 200 - 250 лет, в Европе придумали новую религию — демократия. Идеология демократии: делай что хочешь! Бог понравится всем, а пророк здесь — доллар. Мы сейчас живем в период, когда наша религия — демократия, доллар. Причем изначальный постулат демократии — это принцип «делай то, что необходимо, в тот период, когда актуально». А у нас делают что хотят. Девушка-татарка раздевается догола, фотографируется возле достопримечательностей города, выкладывает фото в интернет, и никакого наказания за это ей не будет. Вот тебе и демократия.
«ТАМ, ГДЕ ИСЛАМ, ВЕЗДЕ УБИВАЮТ ПОЧЕМ ЗРЯ»
— Вы пишете в своей книге, что арабский ислам в том виде, в каком он сейчас существует, нам не нужен. Что вы имеете в виду?
— У нас было тенгрианство — «Ходай» («Бог»). Мы от этого перешли на бухарский ислам. Бухарский ислам, православие-старообрядство по 18 параметрам с нашим поволжским исламом были один к одному. Поэтому у храмов, построенных до 1666 года, сверху крест — снизу полумесяц. До этого, повторюсь, было тенгрианство.
Знак тенгрианства — это равнозначный крест. Верхняя часть креста означает небо, нижняя — землю, правая — огонь, левая — воду. Их рисовали у мужчин на лбу 3 тысячи лет назад. Это означало у них, что есть природные силы — небесный Бог. Так делал вождь гуннов Аттила, он жил с 406 по 453 год нашей эры. Имя Аттила — Этиль, что по-татарски значит «Итиль», по-русски произносится как «Волга». Он завоевал всю Европу и впервые поставил Римскую империю на колени. Тогда Папа Римский Лев сказал: «Их Бог сильнее, давайте возьмем их крест». От этого все и пошло.
Первое правило во всех религиях: не убий. Но мы видим, что во многих странах, где ислам, убивают почем зря. Где захотели заработать денег, устраивали крестовые походы — католицизм. Было пять походов, за которые уничтожили огромное количество человек. Все для того, что якобы вот-вот из Иерусалима в Рим или Византию привезут Гроб Господень. Но ведь ни тогда, ни сейчас в Израиле в гробу не хоронят.
Очень интересно и с православием. Мы переняли православие у греков, а там, где греческое православие, там бедность — взять Грецию, Румынию, Болгарию, Россию.
— Каково, наш взгляд, будет развитие религиозных взглядов в мире?
— Я уверен, что лет через 200 мы вернемся к тенгрианству. Многие считают, что религии без Бога не бывает. Но как же не бывает? Сколько людей исповедует буддизм? Там ведь нет Бога, там четыре философии. Сейчас молодежь по всему миру стремится принимать именно буддизм. А Будда — это человек, это не Бог. Об этом написано в моей книге.
«МОЯ КНИГА НАПИСАНА НА ПРОСТОМ ЯЗЫКЕ»
— А есть ли сегодня в мире религия, похожая на тенгрианство?
— Есть — японский синтоизм. Они, ничего не имея, живут богато. Не грабь народ, не накапливай богатства. Они делились всем, что у них было. Такова религия тенгрианства.
— Кому вы посоветуете прочесть эту книгу?
— Сегодня, мы говорим, в школах должны изучать основы религий мира. Это будет полезно учащимся, это нужно знать, но нет учебников, нет материала для учителей, чтобы подготовиться к этим урокам.
Моя книга написана на простом языке, где описано все, есть примеры, какая лучше, какая средняя. Ну а назвать какую бы то ни было религию плохой я права не имею. В общем, как учебное пособие для учителей это будет отличная книга, я думаю.
Отрывок из книги Фатиха Сибагатуллина «Какой Бог правильный?»
ПЕРВАЯ РЕЛИГИЯ ЛЮДЕЙ — ТЕНГРИАНСТВО
В последние годы среди татар активизируется древняя религия тюрков — тенгрианство. Например, в Высокогорном районе Республики Татарстан на территории Старой Казани проводятся различные сходы, где организуются посадки деревьев, очистка и приведение в порядок родников, другие различные ритуалы. Тенгрианство — вера в Единого, Небесного Бога. У него нет письменной доктрины, нет и Священной Книги. Оно передавалось из уст в уста многими поколениями людей.
Примерно 4 - 5 тысяч лет назад у кочевых тюркских народов был особый взгляд на мир, на окружающую их природу, Вселенную. В отличие от язычества люди признавали Единого Бога — Тенгри. Сведения о тенгрианстве сохранились в некоторых китайских источниках. Тюрки себя считали сыновьями Великого Тенгри. У них никогда не было рабства. Они жили в соответствии с Небесной концепцией. Главная идея тенгрианства — утверждение справедливости. Было принято считать, что когда избирался глава государства, Бог Тенгри вручал ему мандат на управление государством, народом. И этот мандат сохранял свою силу до тех пор, пока глава государства (общины), скажем, хан, правил справедливо, соблюдал открытость, был милостивым и милосердным. Если хан переставал заботиться о своем государстве и народе, он лишался этого мандата. Если хан со своего престола добровольно не уходил, то его отстраняли от руководства и ставили другого.
В общем, все дела в государстве — повседневная хозяйственная деятельность, дипломатия и т. д. — велись, опираясь на законы тенгрианства и руководствуясь ими. Эту концепцию приняли китайцы, а затем японцы. Так, в 2695 году до н.э. княжество народности Шань, на севере Китая, за основу своего правления берет законы Небесной концепции и, изменив самоназвание «Тенгрианство», переделывает его в наименовани «Шань», и начинает поклоняться именам императоров.
Традиции тенгрианства у татар (не только) сохранились и сегодня: наречение имени ребенку после рождения, обряды захоронения умерших (том числе установка памятников на местах захоронения), поминание умерших — 3 дня, 7 дней, 40 дней, чтение «никаха» в бракосочетании, —все эти обряды достались нам в наследство от тенгрианства.
...Тюрки жили в полной гармонии с окружающей средой, пользуясь ею, при этом не нарушая ее природных свойств. Кочуя по бескрайней степи, выбирали для себя и своего многочисленного скота удобные пастбища, обильные травой и водой. Поэтому поклонялись Солнцу, Небу, Огню, Земле и Воде.
В VI тысячелетии до н.э. над всеми языческими верованиями и культами начала господствовать вера в Единого Бога. Единое Небо — по-казахски «Биг Тэнiр» и его символ Солнце. И этот символ в виде равностороннего креста пращуры и предки современных тюрков в качестве амулета носили на груди, повесив на цепочку, его наносили на лоб либо краской, либо в виде татуировки. Конечности креста означали: нижняя — Землю, верхняя — Небо, левая — Огонь, правая — Воду.
Началом начал в тенгрианстве являлось признание Единого Бога — Творца всего сущего, в том числе человечества. В понимании кочевников Бог — это Создатель, Самодержец и Контролер Вселенной — «Кок Тэнiр». «Кок» — это небесная синева без конца и края, бесконечная Вселенная, «верхний мир», божья обитель, «Teнiрi» (Тенгри), познать его невозможно, но его присутствие всегда и во всем ощутимо. Необходимо преклоняться перед Природой — «Умай» — и ее творениями. Что касается земной природы «Умай», то это одна из бесконечного множества граней созидательной деятельности «Tенiрi».
Византийский историк Фео-филакт Симокатта еще в 595 году записал следующее: «Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, но поклоняются Единственному тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом Тенгри».
Все необозримые степи Евразии от устья Дуная до Маньчжурии исповедовали тенгрианство. Образ верховного божества у тюркских народов был создан в глубочайшей древности. Л. Н. Гумилев отмечал, что в тенгрианстве было утверждающееся представление о бессмертии души и загробное существование. Именно поэтому тюркские народы хоронили умерших с конем, в полном вооружении, с жертвенной пищей.
Кресты, обнаруженные археологами в слоях земли, а также в тюркских захоронениях и могильных камнях, на территории от Алтая до Дуная имели так называемую «мальтийскую» форму. Тогда как на территории Европы, в том числе и в самой Мальте, в том же исследуемом историческом периоде времени ни в толщах земли, ни на могилах древних европейцев ни одного креста обнаружено не было. Гунны — завоеватели пришли в языческую Европу с Богом на устах и под хоругвиями с крестом — знаком Солнца, символом Тенгри, амулетом тюркского народа, который навсегда остался в Европе. И другие религиозные атрибуты и богослужебные правила (ритуалы, каноны) христиане заимствовали у тенгрианцев в IV веке: алтарь, строительство храмов, монастырей, иконы, праздники (Рождество, Пасха) и другие религиозные обряды.
Именно так в 301 году в Армении была утверждена первая в Европе церковь, где приняли каноны и крест Тенгри, приняли тенгрианские обряды богослужения. Поэтому армяне называют себя первыми христианами в мире, так как они первыми отошли от правил иудейской религии, чем вызвали возмущение Рима. После Никейского Собора (325 г.), вслед за Арменией, каноны, крест Тенгри и новое христианство на тюркский лад приняли Византия, Кавказская Албания, Иверия, Сирия, Египет и Эфиопия. Вера тюрков тогда дала им свободу от Рима.
Да, тюрки верили в Единого Бога Тенгри, относительно которого считали, что Он — создатель всего видимого и невидимого, а также считали, что он настолько же является подателем благ в этом мире, сколь и наказаний, однако не почитали его ни молитвами, ни словословиями, ни каким-либо обрядом. Однако в христианском мире тюркский Тенгри остался непонятым и непризнанным.
Понял его гениальный русский писатель и философ Лев Николаевич Толстой, довольно долго формировавший свои религиозные взгляды, так как не был удовлетворен трактовкой веры в Бога в православном христианстве. В «Исповеди» он писал, что «с 18-ти лет... я не верил уже ни во что из того, чему меня учили». Слепая дань «традициям» никогда не смущала его — он шел своим путем философских изысканий и переосмысления всего вокруг. «Механическая вера» в христианское учение не удовлетворяла его. Л. Н. Толстой писал: «Надо верить — говорит церковь, но я должен умом постигнуть то, во что я поверю». Его рациональный подход к данной теме дал свои плоды. По сути, Лев Николаевич вернулся к истокам — фактически к тому самому тюркскому тенгрианству, который не признает посредников между людьми и Богом, не приписывает Богу человеческих свойств, но который признает Бога олицетворением мировой души, всеобщего закона, «разлитого» во всем божественного начала, не имеющего конкретной физической сущности. А современная церковь, в частности православная, по мнению Л. Н. Толстого, совершенно исказила сущность веры в Бога...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.