По словам Вадима Лигая, объемы производства КВЗ в последнее время увеличиваются на 10 - 15%: «Так запланировано и на этот год, выпустим в районе 110 единиц»

«ЧТО ТАМ ВНУТРИ, НИКТО НЕ ЗНАЕТ»

Сегодня КВЗ устроил для татарстанских журналистов очередной пресс-тур на предприятие. Для начала репортерам показали новый комплекс из 14 складских модулей, которые были созданы в рамках первого этапа модернизации складского хозяйства. А всего для центрального комплектовочного склада (ЦКС) приобретено и установлено 44 автоматизированных складских модуля (оставшиеся готовятся к вводу). Плюсы этой модернизации — в уменьшении времени на обработку информации, более оперативной доставке комплектующих. Журналисты среди прочего поинтересовались, бывают ли случаи хищений. «У нас такого нет», — заверил начальник центрального склада товарно-материальных ценностей Евгений Фадеев. Круговая порука, в полушутку объяснил он, каждый следит за каждым, и уточнил, что в случае кражи, если не удастся найти виновного, отвечать будут коллективно.

Далее наступила очередь механообрабатывающего производства. Его начальник Николай Гордеев провел экскурсию по чистеньким цехам с импортным — японским, немецким, швейцарским — оборудованием. Конечно, в такой обстановке не могло возникнуть вопросов по западным санкциям. «На нашем производстве программа модернизации почти выполнена, а потому покупать новые станки в таких количествах мы не будем, — рассказал «БИЗНЕС Online» Гордеев. — Что касается того оборудования, которое вы видите, то я как начальник производства пока санкций не чувствую. Обслуживаем станки сами, но если мы что-то не можем, то представители иностранных компаний оперативно подъезжают. Если я утром позвоню в Москву, вечером они будут здесь».

Промышленники не раз говорили о том, что в иностранных станках установлены «жучки», позволяющие отслеживать работу оборудования. Так ли это? Гордеев отметил, что при поставке четко оговаривается, где конкретно будут использоваться станки, и их перемещение производитель, действительно, может контролировать. А может ли он отслеживать, что на них делается, неизвестно. Можно ли дистанционно остановить станок? «Возможности электроники сейчас безграничны, и что там внутри есть, никто не знает, — отметил Гордеев. — Службы, которые стали кузницей руководящих кадров в нашей стране, в свое время упустили этот момент. И вам об этом никто не скажет. В электронику наши службы «влазят» минимально. Платы мы не меняем, впрочем они и не выгорают пока... Но вы же знаете, что современная технология позволяет чуть ли не по вибрации провода прослушивать помещение».

Напомним, что всего на программу модернизации производства (началась в 2007 году) планируется потратить примерно 12,2 млрд. рублей, из них 3,6 млрд. — в 2014-м.

«НО ГОЛЛАНДСКАЯ КРАСКА ЧУТЬ ПОЛУЧШЕ»

Впечатлил малярно-отделочный цех, на строительство и оснащение которого потратили 467 млн. рублей. Естественно, и тут, в связи с недавним отказом голландского концерна Akzo Nobel поставлять на КВЗ краску, возник вопрос об импортозамещении.

Директор КВЗ по маркетингу и сбыту Валерий Пашко полагает, что проблема и яйца выеденного не стоит: «У нас немало используется российских красок. Производителей много. Если голландцы отказываются, без краски не останемся. Вопрос совершенно не смертельный. Например, из Ярославля получаем краску с советских времен. И из Беларуси. Почему в свое время начали искать замену белорусской краске? У нее были определенные недостатки, в частности, через год происходило мелование — трешь и следы остаются, хотя она хорошо держалась на вертолете и вообще была достаточно неплохой. Но заказчики попросили: а вы можете сделать краску получше, чтобы она блестела? Начали искать и нашли Akzo Nobel. Взяли пробную партию, начали красить, получилось хорошо. Мы считаем, что и голландцам хорошо. Да, сейчас они «расчесали» этот вопрос, но мы-то все равно вывернемся, это не вопрос жизни и смерти, поверьте мне. Почему с голландцами связались? Качество устраивало. Но мы не проводили экспериментов с продукцией других производителей, но могли бы провести, если бы были предпосылки, и сейчас использовали бы ее. Сейчас будем работать с ярославскими производителями».

Главный металлург КВЗ Ренат Габдулхаков уточнил, что ярославцы недавно приезжали на завод: «Сказали: на следующей неделе мы вам рекомендации дадим, и проблем не будет». При этом Габдулхаков все же заметил, что «голландская краска чуть получше».

ИНОСТРАННЫЕ ПОСТАВЩИКИ ПОКА ДЕРЖАТ СЛОВО

Звездой экскурсии со сборочному производству стали разные модификации «Ансатов» — «Ансат-У», «Ансат» с электродистанционной системой управления, «Ансат» с гидромеханической системой управления (ГМСУ), на который КВЗ возлагает особые надежды. По словам Пашко, в отношении «Ансата» с ГМСУ у завода пока «сдерживающий маркетинг»: «Но мы активно работаем во всех странах мира, есть видение, кто его будет эксплуатировать. Портфель заказов сформирован в том виде, в котором мы сможем вертолет сделать, потому что обещать людям продукт и не смочь его сделать — это хуже, чем просто не продать». Также директор КВЗ по маркетингу и сбыту рассказал, что в 2015 году военным планируется передать «определенное» количество «Ансат-У». Будет построено и «несколько» «Ансатов» с ГМСУ, один из них — для корпоративных целей холдинга «Вертолеты России», в который входит КВЗ: «Когда в «Вертолеты России» приезжают высокие гости, хорошо будет в аэропорту их встретить на своем вертолете — это будет красиво, эффектно и эффективно с точки зрения маркетинга. То же самое — и в Казани».

Завершала тур пресс-конференция с генеральным директором КВЗ Вадимом Лигаем. Среди прочего он рассказал, что за 6 лет модернизации КВЗ достиг хороших результатов: «Когда начинали реконструкцию, выпускали продукции на 6 миллиардов 700 миллионов рублей. Работали у нас тогда 6700 человек. Сегодня работает столько же, а продукции выпускаем на 42 миллиарда».

Отвечая на вопрос об импортозамещении, он отметил: «Если есть ограничения в поставках, мы должны быть готовы к тому, чтобы изготавливать комплектующие российского производства. Есть позиции, которые можно прямо сегодня заменить, другие — на следующий год, а есть позиции, на которые понадобится года три. В любом случае мы выход найдем. Но если до санкций дойдет, то, думаю, для наших иностранных поставщиков потери будут намного больше. Они кровно заинтересованы в том, чтобы все осталось как есть... Да, программа импортозамещения у завода есть, но у нас пока нет информации, что какой-то поставщик отказывается поставлять продукцию по договорам, которые на сегодня заключены».

Лигай сообщил, что продажи долгожданного вертолета Ми-38 начнутся в 2017 году: «Сегодня есть определенный интерес у покупателей, в том числе и у госорганизаций, но до завершения сертификационных работ подписание твердых контрактов невозможно. Базовый вертолет получит сертификат типа в 2015 году. Далее начнется подготовка серийного производства, на что понадобится время». По словам Лигая, объемы производства КВЗ в последнее время увеличиваются на 10 - 15%. «Так запланировано и на этот год, — заверил гендиректор предприятия, — выпустим в районе 110 единиц».