350 ТЫС. ЗА СТАРЫЙ «КАМАЗ»

КАМАЗ вчера объявил о старте программы утилизации автомобилей, которая продлится до 31 декабря 2014 года. «Программа направлена на обновление парка грузовиков и автобусов, повышение экологичности и безопасности автотранспорта и поддержку спроса на новые автомобили», — сообщает пресс-служба челнинского автогиганта. Скидка в 350 тыс. рублей будет предоставляться покупателю грузовика «КАМАЗ» при сдаче им в утилизацию любого бывшего в употреблении транспортного средства. При этом на момент сдачи в утилизацию автомобиль должен быть полнокомплектным и не менее полугода находиться в собственности участника программы. Также приобрести новый «КАМАЗ» можно будет по схеме «трейд-ин». В этом случае покупатель получит скидку 300 тыс. рублей. Программа будет реализовываться через дилерскую сеть компании.

Комментируя старт программы, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин отметил: «Утилизация грузового автопарка — неизбежный шаг, потому что из 1,5 миллионов автомобилей, находящихся в эксплуатации, 730 тысяч старше 15 лет. Это достаточно большой процент». По его мнению, главным положительным эффектом программы станет ускорение выбытия парка автомобилей, не соответствующих актуальным требованиям по выбросам вредных веществ в окружающую среду и безопасности.

Руководитель пресс-службы компании Олег Афанасьев отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что утилизация стартовала на КАМАЗе в ожидании аналогичной федеральной программы. «Соответствующее постановление правительства еще не подписано, и точный срок, когда оно появится, назвать сложно, но вопрос только в бюрократических прохождениях документов. Мы собственно ничего нового не придумали, в конце прошлой недели аналогичные программы стартовали на АвтоВАЗе, Sollers, ГАЗе. На реализацию программы до конца года российским правительством выделяется 10 миллиардов рублей. Мы предполагаем, что на КАМАЗ придется около 2 миллиардов рублей. Насколько эти меры помогут увеличить продажи, покажет время, пока прогнозировать сложно», — отметил Афанасьев.

Сергей Когогин: «Утилизация грузового автопарка — неизбежный шаг, потому что из 1,5 миллионов автомобилей, находящихся в эксплуатации, 730 тысяч старше 15 лет. Это достаточно большой процент»

Как сообщила пресс-служба группы ГАЗ, компания запустила программу утилизации с 5 сентября, скидка на легкие коммерческие автомобили составит до 175 тыс. рублей, на среднетоннажные грузовики — до 350 тыс. рублей. На АвтоВАЗе программа стартовала 4 сентября, и при сдаче автомобилей в утилизацию компенсация составит 50 тыс. рублей, машины старше 6 лет по «трейд-ин» — 40 тыс. рублей плюс стоимость самого автомобиля. Компания Sollers объявила о том, что с 3 сентября в дилерских центрах SsangYong действуют льготные условия приобретения автомобилей. Выгода клиента составляет от 50 до 120 тыс. рублей в зависимости от выбранной модели. Скидка на «УАЗ» — 90 тыс. рублей.

Напомним, в 2010 году вследствие мирового финансового кризиса правительство России уже реализовало программу по утилизации легковых автомобилей. На ее финансирование было направлено порядка 5 млрд. рублей, по итогам 2010 года рост продаж АвтоВАЗа, например, увеличился на 30%.

«НОВЫЕ МАШИНЫ НЕ НАЧНУТ РАСХВАТЫВАТЬ, КАК ГОРЯЧИЕ ПИРОЖКИ»

На сайте минпромторга РФ сообщается, что с 5 сентября 2014 года льготная программа покупки автомобилей вступила в действие в дилерских центрах крупнейших российских автопроизводителей. «Автомобилестроение — один из ключевых секторов промышленности, от которого зависит целый ряд других смежных отраслей. На сегодняшний день около 40 процентов легкового и почти половина коммерческого транспорта, эксплуатируемого в России, имеют возраст старше 10 лет. Программа по утилизации, реализуемая сегодня автопроизводителями, позволит обновить парк автотранспортных средств и скомпенсировать наметившееся снижение на автомобильном рынке», — приводит слова замминистра Андрея Дутова пресс-служба министерства.

Как поделился в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто, соответствующее постановление правительства может увидеть свет ближе к 20 сентября. «Я не могу сказать, можно ли сильно рассчитывать на эту программу, но что-то на рынке она, безусловно, изменит, — сказал Моржаретто. — Государство пока озвучило только одну цифру — до конца года рассчитывают дополнительно продать 170 тысяч автомобилей. Какая часть из них будут грузовики, пока сказать сложно, поскольку соответствующее постановление правительства еще не подписано и не опубликовано. По моим сведениям, оно должно вступить в силу ближе к концу месяца. До этих пор производители будут работать самостоятельно, потому что в любом случае они дают скидку, а государство компенсирует эти издержки только потом. Если, как утверждает руководство КАМАЗа, из 10 миллиардов рублей, выделяемых на программу, челнинский автогигант получит 2 миллиарда рублей, то для этой компании это будет очень хорошо. Но еще раз повторюсь, о конкретных цифрах, пока не издано постановление правительства, очень трудно судить».

«БИЗНЕС Online» уже писал о том, что последние показатели итогов социально-экономического развития автограда, озвученные чиновниками, довольно удручающие. По итогам 7 месяцев индекс промышленного производства (ИПП) по городу составил 97,4% (производство грузовых автомобилей, то есть КАМАЗ, — 90,6%), всего отгружено продукции на 102,8 млрд. рублей. Таким образом, автоград лишь незначительно выправил положение, поскольку по итогам 5 месяцев также было зафиксировано падение, причем еще более глубокое — 91%. Кстати, напомним, что 2013 год ИПП Челнов составил 95,1%, то есть из кризисного пике экономика города не может выбраться уже второй год.

К слову, несложный подсчет показывает, что если КАМАЗ действительно сможет использовать 2 млрд. рублей из тех средств, что выделены по федеральной программе утилизации старых автомобилей, то это поможет продать как минимум 5700 автомобилей. Однако эксперты, наблюдающие за данным рынком, мягко говоря, не настроены оптимистично. В частности ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что при сегодняшних условиях в экономике потенциальные клиенты, скорее всего, не будут торопиться покупать автомобили.

«Сомневаюсь в успешном выполнении программы утилизации, — сказал Баранов корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Потому что на данном рынке у потребителей хороший выбор. Естественно, кто-то будет покупать «КАМАЗы» и «НЕФАЗы», но это вовсе не означает, что все будут покупать только их. Это раз. Во-вторых, и это, на мой взгляд, главная угроза успешности программы утилизации, ситуация в экономике не очень хорошая, пока не видно причин для улучшения. Я бы, например, поостерегся приобретать новую технику в то время, когда неясны экономические перспективы. К тому же за сданный старый автомобиль дают лишь небольшую часть стоимости, а остальные деньги покупатели должны выложить сами. В текущих экономических условиях немногие согласятся платить эти деньги. Тем более что их у потенциального покупателя может просто не быть в наличии. Поэтому я не думаю, что сейчас новые машины начнут расхватывать, как горячие пирожки, а компании побегут в пункты утилизации, выстроятся в большие очереди. Все факторы, которые я перечислил, как мне кажется, помешают тому, что программа нынешнего года повторит успех прежней программы по утилизации автомобилей».

«500 ТЫСЯЧ НАДО, И ЭТО КАК МИНИМУМ!»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», дали свой прогноз относительно реализации новой госпрограммы по утилизации автомобилей.

Дмитрий Ярыгин — ведущий аналитик АА «Автостат»:

— Программа стартовала своевременно, она позволит приостановить дальнейшее падение рынка. На сегодня нет четких инструкций и правил работы, но уже выделены денежные средства и прописаны суммы материального поощрения касаемо сдаваемых на утилизацию транспортных средств. На наш взгляд, КАМАЗ запустил собственную программу утилизации автомобилей, скорее всего, будучи уверенным в том, что все понесенные сегодня издержки в дальнейшем компания сможет перекрыть за счет государственной утилизационной программы. Компания пошла на такой шаг с целью привлечения покупателей к своей продукции, так как пока госпрограмма начнет работать пройдет определенное количество времени, скорее всего, первые плоды ее работы можно будет почувствовать в октябре-ноябре. На таком фоне можно ожидать, что КАМАЗ будет в выигрыше и спрос на продукцию бренда вырастет. С точки зрения производителей автомобилей, данную программу стоит запускать, как только рынок начинает показывать отрицательную динамику. На мой взгляд, ее можно было бы запустить пораньше, тогда бы сегодня мы не наблюдали столь серьезного падения рынка.

Несомненно, положительный эффект от программы утилизации был. В 2010 году она стала спасительной вакциной, которая позволила больному пойти на поправку. После ее старта рынок постепенно начал расти. Почему тогда приостановили программу? Дальнейшее стимулирование утилизационной программой не было необходимым, это видно по результатам 2012 года, тогда рынок вышел на докризисный уровень продаж. Также не будем забывать, что утилизационная программа требует больших финансовых вливаний со стороны государства.

Леонид Штейнберг — генеральный директор ООО «Кама-Тракс»:

— Я считаю, что компенсация в размере 350 тысяч рублей по утилизации и 300 тысяч рублей по Trade In — это совсем маленькая сумма. Это где-то в пределах 8 - 9 процентов от стоимости нового грузовика. 500 тысяч надо, и то это как минимум! Trade In, я считаю, надо было предварительно обговорить КАМАЗу со своими потребителями. Чтобы все было прозрачно и понятно — когда отдать свою машину, когда получишь новую, чтобы сроки были определены.

Программа утилизации легковых автомобилей была однобокая. Почему обязательно нужно утилизировать машины? Я бы отдал бы их в школы. «Жигули», «Москвичи», «УАЗики» — в кружки технического творчества. Разбирайте, ковыряйте, восстанавливайте. Я не видел ни одного пацана, которому бы было неинтересно разбирать автомобиль. В спортивные школы опять же. И появились бы свои гонщики, механики. Много хороших дел можно было бы сделать через эту программу.

«РЫНОК НЕ РЕЗИНОВЫЙ, ПОХОЖИЕ ПРОДУКТЫ МОГУТ МЕШАТЬ ДРУГ ДРУГУ»

Евгений Гольдфайн — бывший главный бухгалтер КАМАЗа:

— Тут надо смотреть весь процесс экономически. Что касается непосредственно программы утилизации, то она действительно, я считаю, будет востребована. И время сейчас для нее оптимальное. Рынок достаточно съежился, и нужно искать новые пути привлечения покупателей. Кроме того, сейчас рыночные стимуляторы, такие как поощрение потребительского спроса, уже недостаточно эффективные. А вот что касается программы Trade In, то она вызывает много вопросов. Насколько она может помешать действующим процессам — прямым продажам и продажам в лизинг? Потому что рынок не резиновый, а несколько похожих продуктов могут мешать друг другу.

Непонятно, как зарабатывать на Trade In. Речь идет о компенсации в 350 тысяч рублей. Большой вопрос: насколько это будет интересно потребителю. Насколько вообще процесс окупит затраты на капитальный ремонт и предпродажную подготовку автомобилей, поступивших по этой программе. Кроме того, насколько этот процесс будет интересен для покупателей. Ведь не каждый человек готов избавиться от какой-то вещи, в данном случае, грузовика, довольно дорогого грузовика, который вполне рабочий.

Виктор Тимохин — директор по аудиту компании «Аудэкс»:

— Руководство КАМАЗа очень взвешенно подходит ко всем маркетинговым мероприятиям. Данная программа тоже один из элементов маркетинговой стратегии акционерного общества. Естественно, они оценивают определенную ситуацию на рынке. И программа утилизации — один из инструментов продвижения своей продукции, увеличения объемов продаж. Так что я оцениваю этот ход положительно. С точки зрения своевременности могу сказать то же самое: раз программа запускается, значит состояние рынка требует принять какие-то определенные шаги. Кроме того, КАМАЗ заботится о своих потребителях. В нынешней экономической ситуации купить новую технику довольно проблематично. А сдав старый автомобиль и приобрести новый, получив компенсацию, несколько проще.

Программа утилизации легковых автомобилей 2009 года для тех, кто ею занимался, безусловно, принесла положительные плоды. И потому было достаточно много предложений по ее продолжению. Так что этот шаг со стороны государства оказался поддержкой отечественного автопрома. Почему потом прекратили программу? По моему мнению, тут главное было придать импульс. Наверное, предполагалось, что после этого будет определенная положительная инерция в этом плане. И в какой-то степени это и было. А потом потребители опять стали больше внимания уделять не только цене, но и сравнивать качество. И пошел спад продаж отечественных автомобилей. И я думаю, что в каком-то виде мы опять к этому вернемся.

Олег Коробченко — гендиректор ГК «Кориб»:

— Я работаю с огромным количеством транспортных предприятий, у которых в автопарке есть и «КАМАЗы», и «Уралы», и «КрАЗы», и «МАЗы» 80 - 90-х годов выпуска, которые уже давно нужно было обновлять. Все хотят от них избавиться. Одному из таких предприятий мы предложили услугу: мы, забирая у них автомобиль, выкупаем по минимальной цене, а им предоставляем либо новый автомобиль, либо капитально отремонтированный, модернизированный. Их такие условия даже очень сильно устроили, они обновили порядка 50 процентов автопарка, потому что просто так выбросить старый автомобиль на свалку им жалко, как тот чемодан без ручки. Если эта программа сейчас заработает, думаю, огромное количество предприятий, имеющих старый автопарк, ею с удовольствием воспользуются.

Что касается конкуренции, то у КАМАЗа имеется свой очень большой рынок, потому что у покупателей совершенно разные потребности. Я думаю, что, например, в сельском хозяйстве никакая иномарка вообще не нужна. Для городских коммунальных служб тоже. Для строителей, дорожников, нуждающихся в спецтехнике, по большому счету иномарки тоже не нужны. Поэтому неправильно говорить о том, что «КАМАЗы» на сегодня не востребованы. Иномарки используются в основном только на трассе для междугородних перевозок, я имею в виду тягачи. Но сейчас КАМАЗ начал выпускать свой неплохой тягач, конкурентоспособный и по цене, и по качеству. Поэтому я считаю, что у КАМАЗа есть огромные перспективы. И никакие китайские машины им не конкуренты, поскольку у них нет сервисной сети, и никаких гарантийных обязательств они не выполняют, приобрести запчасти вообще невозможно, а ломаются чаще, чем отечественные автомобили.