У России значительный ресурс для самовыживания, причем он никак не зависит от политики, которую ведут на конкретном историческом этапе центральные власти, считает вице-президент академии наук РТ Рафаэль Хакимов. В своей очередной статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», ученый размышляет о причинах, обусловивших отличия российской цивилизации от западного мира, объясняет, почему именно здесь родились главные идеологи анархизма, и уверен, что многонациональная Россия не может развиваться как в рамках европоцентризма, так и в качестве православного государства.
СТРАНА СОХРАНИЛАСЬ НЕ БЛАГОДАРЯ, А ВОПРЕКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
О Русь! в тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!
Твоих равнин немые дали
Полны томительной печали,
Тоскою дышат небеса,
Среди болот, в бессилье хилом,
Цветком поникшим и унылым,
Восходит бледная краса.
Твои суровые просторы
Томят тоскующие взоры
И души, полные тоской.
Но и в отчаянье есть сладость.
Тебе, отчизна, стон и радость,
И безнадежность, и покой.
Федор Сологуб. Гимны Родине.
Любой политический и тем более военный конфликт чреват пересмотром границ и даже переделом мира. Возвращение Крыма в лоно России заставило многих задуматься о своих собственных границах. Аргумент об исконной принадлежности Крыма России возвращает старые имперские амбиции, он не связан с Беловежскими соглашениями и мироустройством после распада СССР. Ссылки на ошибки Хрущева — слабый аргумент, ведь он не собирался распускать Союз, а укреплял его. Любая экскурсия в историю в политических целях чревата осложнением, а не прояснением ситуации — кто-то начинает вспоминать царские хоромы в Крыму, а другие — ханские дворцы. Если копать дальше, то кроме коренных татар, объявятся хазары и наши родные булгары. Хорошо еще трудно определить потомков скифов, говоривших, по словам Геродота, на 7 языках. На любую территорию может претендовать одновременно множество народов. Политизация истории может довести до абсурда. А современная международная политика складывается из соотношения сил на мировой арене, а не по учебникам истории России.
Любое расшатывание или одностороннее изменение границ ведет к конфликту и даже изменениям в международных отношениях. События последних десятилетий в Европе вращались вокруг распада Югославии и СССР, расширения Европейского Союза. Обстановка стабилизировалась относительно недавно, собственно после признания независимости Косово. В 90-е гг. международную общественность держала в страхе обстановка в России, да и в стране были напуганы «парадом суверенитетов». Казалось, Россию ждет та же участь, что и СССР. Распада не произошло. Мудрыми оказались не руководители, а сама природа страны, имеющая иммунитет против самораспада.
В 90-е гг. можно было наблюдать воочию, как регионы оказались реально суверенными (даже уральские франки отпечатали), но не вследствие политических амбиций, а для выживания. Социалистическую собственность разворовывали, экономика практически развалилась, включая оборонку, а центр был неспособен удержать курс рубля и собирать налоги. Что было делать субъектам, брошенным центром на произвол судьбы? Обвиняли Татарстан и другие республики, но анархию в стране создала именно Москва своей неграмотной политикой и жадностью приватизаторов. Страсти по захвату собственности оказались сильнее инстинкта самосохранения. Политику вырабатывали под личные интересы, а заокеанские советники плохо понимали природу страны, они действовали по канонам политологии, но беда в том, что Россия не прописана в этих учебниках. Политологи считали, что общественный строй России должен просто дорасти до западных стандартов, а все ее особенности объясняются отсталостью и советскими извращениями. Европоцентризм и сегодня подводит западных аналитиков и российских политиков.
Страна выдержала очередной удар судьбы, поскольку при отсутствии нефтедолларов, все полагались на свои ресурсы, местные налоги, собственную изворотливость и интеллектуальный потенциал. Руководство региона несло ответственность перед населением, а не перед узким кругом коррумпированных чиновников в Москве. Любой местный производитель стал дорог, считали не только каждую копейку, но и каждый килограмм продовольствия. Регионы тормозили вывоз продуктов питания, судорожно напрягали мозги и искали способы выживания. Страна сохранилась не благодаря, а вопреки центральной политике. В стране реально произошла децентрализация и если бы ее закрепили в федеративных отношениях, то Россия вернула бы себе статус супердержавы. Кстати, и Украина, будь федеративным государством, давно стала бы ведущей страной Европы. Страх перед федерализмом — это страх потерять насиженные места для кормления.
БОГАТЫЕ И СЫТЫЕ НИКОГДА НЕ ЗАВОЮЮТ СЕРДЦА РОССИЯН
У России значительный ресурс для самовыживания. Конечно, в стране, которая опускается на уровень саморегулирования, возникает множество первичных стай, схожих с одичавшими собачьими ватагами, но наряду с этим появляются инициативные группы, берущиеся за производство. Инициатива возрождает дух народа, а это главное, ведь история определяется не столько финансами и другими ресурсами, сколько духом народа, способного грамотно воспользоваться материальными средствами. Историей движет не предпринимательская жадность, а бескорыстие и стремление к высокой цели, не вертикаль власти, а навыки народа к самоорганизации и желание лучшей доли. Достаточно вспомнить в каком состоянии был СССР после разрушительной войны, но страна восстановилась и стала достойным соперником США, разжиревшим за годы Второй мировой войны. Состояние побежденной, расчлененной, лежавшей в руинах и платившей репарацию Германии было плачевным. Она восстановила свою мощь благодаря духу народа.
Людям, доведенным до отчаяния, поставленным на грань выживания, все равно на кого молиться, им подходит любая идеология, лишь бы она позволяла справедливо распределять средства к существованию. Они в равной степени поддержат христианство или же коммунистов, социалистов, анархистов, лишь бы прокормить свою семью. Именно поэтому народ легко отказался от монархии и перешел на сторону большевиков, а в годы перестройки точно также отверг коммунистов. Россию спасала идеология выживания, а не абстрактные ценности. Так было в гражданскую войну после революции, так было в Великую Отечественную войну, так это происходило в 90-е годы. Сегодня народ будет защищать не того лидера, который покажется самым решительным и смелым с врагами, предложит красивую, заманчивую идеологию, а того, кто накормит его семью.
Богатые и сытые никогда не завоюют сердца россиян. Большевикам народ поверил, поскольку они жертвовали собой ради революции, совсем как Христос. У Александра Блока в знаменитой поэме «Двенадцать» во главе большевиков шел Иисус Христос «в белом венчике из роз». Или ты способен прокормить население, и тогда будут терпеть твою политику и болтовню, которая теперь называется PR-компанией, или же ты выступаешь жертвенной фигурой ради высоких идей и тащишь свой крест на Голгофу.
РОССИЯ ВЕКАМИ СТРОИЛАСЬ СНИЗУ, А НЕ СВЕРХУ
«Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник,
будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Поведение России не поддается прогнозу, а потому у других стран оно вызывает страх. Европейскому уму трудно представить сотни километров не жилой степи или дремучей тайги, а в России это нормально. Западные политики мечтают о распаде России и одновременно боятся этого из-за непредсказуемости последствий. И впредь все мечты западных идеологов о самораспаде России будут разбиваться о способность страны жить даже со слабой центральной властью, которая никогда не занималась обустройством территории, предпочитая украшать две столицы и собственные дворцы.
Освоение громадных территорий за столетия колонизации вырабатывали навыки самоорганизации. Это не то же самое, что самоуправление, которое связано с оседлым населением. Колонизация в определенной степени напоминает кочевников по образу жизни, только перекочевки были связаны в большей степени с подсечным земледелием — поджигали лес, выращивали 5 - 7 лет хороший урожай, а затем перебирались на новые территории. При такой жизни капитальное строительство было невыгодно, обживаться было неинтересно, достаточно было землянки. Колонизация обширных территорий приучила к выживанию и сформировала генетический характер русского народа. Аналогичная «колонизация» происходила даже относительно недавно — мы еще помним великие стройки СССР: освоение Крайнего Севера, распашка целины, строительство БАМа. Люди легко срывались с насиженных мест и ехали в далекие дали, в неизвестность, на «авось». В результате территория страны так и оставалась необустроенной, хотя и отчасти заселенной, с другой стороны народ привык к выживанию, обходясь минимальным комфортом.
Эти же просторы приучили в случае ужесточения власти убегать в казаки и жить привольной жизнью, самоорганизуясь по своему усмотрению. Анархическая психология, присущая природе России, была порождена громадными просторами, системой колонизации, казачеством. Казахские, калмыцкие, донские степи были важнейшим элементом всей российской политики вплоть до ХХ века. Может быть, именно поэтому в России родились столпы мирового анархизма. Один из лучших и интеллигентнейших русских умов кн. Петр Кропоткин был знаменем мирового анархизма. Михаил Бакунин держал в страхе всю Европу, поднимая народ против зажравшихся буржуев и коррумпированной власти. Он полагал, что нельзя власть отдавать отдельным чиновникам: если даже посадить ангелов в государственные кресла, писал он, то у них очень быстро вырастут рога. А потому, считал Бакунин, власть должна оставаться у народа. Анархизм — это не безвластье, а ее организация без государственной иерархии, так сказать, не по вертикали, а по горизонтали. Только после ликвидации казачества как сословия, а также победы над Махно с его знаменитым изобретением — тачанкой, исчезают из истории страны сюжеты о степных просторах. В советские времена родились другие сюжеты — об анархистах как бандитах. С тех пор принято любое неподчинение власти называть анархизмом.
Россия веками строилась снизу, а не сверху. Монархи, хвастаясь своими просторами, знать не знали, что у них творится на Дальнем Востоке, в сибирской тайге, и даже в Подмосковье, где можно было найти «медвежьи углы», т.е. места, куда не добралась православная церковь и монаршие указания.
РОССИЕЙ МОЖНО УПРАВЛЯТЬ, ЕСЛИ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ЕЕ
МНОГОГОЛОСИЮ
Разбойники больших дорог
При свете киноварь-луны.
Корчме пьянит жигучий грог
Дальневосточно-стороны.
Тесовой горнице купец —
Набитый туго кошелек,
Отбросив блеклый поставец,
Ужасозрит смертенкурок.
И тройка скачуща опор
Лиловоискроглаз волков
Снегами занесенных гор,
Яблококрупных рысаков.
Исходотваг — прошлостолет?
Поэзия больших дорог:
Кистикарминнопистолет,
Корчме синедымящий грог.
Давид Бурлюк
Россию не могут понять не только иностранцы, но и руководители страны, пытающиеся ее природу подстроить под свои волевые решения. В истории страны расцвет и благополучие наступало, когда монархи не пытались, выражаясь словами Николая Бердяева, «изнасиловать» душу России. Сегодня превозносят Петра I, жалеют убиенного Николая II, но кто из них принес счастье народам страны? Разве после них наступило благополучие? Наоборот, наступили времена страшного бунта с полной разрухой. Петр I много воевал и Николай II поспешил вступить в Первую мировую войну, но после войн, даже победоносных, не наступают времена благоденствия. Победителям тоже приходиться зализывать раны и тяготы сражений перекладывать на народные плечи. Последствия триумфа недолговечны, как отблеск от торжественного салюта. Даже к Александру I — победителю Наполеона — не проявили должного уважения, причем не только восстававшие крестьяне, но и военные, а также интеллигенция — именно при нем возникли тайные общества декабристов. Победы приносят дивиденды, если вслед за ними наступает благоденствие, иначе они забываются, причем до обидного быстро.
«Я бы предпочел искусство забывать, ибо помню то, чего не хочу помнить,
и не могу забыть то, что хотел бы забыть».
После взаимных экономических санкций все вдруг осознали, что Россия может сама растить хлебушек и даже рис, выращивать овощи, для откорма скота хватает сочных лугов. Неужели нужна была тяжба с Европой и война на Донбассе для того, чтобы вспомнить, как много земли в стране, просто ее нужно обустроить, а ведь тучные поля уже заросли подлеском. Бескрайние просторы, которыми все восторгаются, способны прокормить еще несколько таких же стран, как Россия. Если уж Татарстан сам себя кормит, то что говорить о субтропических регионах, Оренбургском, Ставропольском, Алтайском краях — там же растут лучшие хлеба в мире! А где хлеб, там и скотине найдется корм. Ни монархи, ни советские вожди, ни сегодняшние руководители не хотят, чтобы люди спокойно работали на земле. Цари не могли отказаться от крепостничества, Сталин превратил крестьян в рабов, а сегодня обложили такими налогами, что обирают до последней нитки. Но ведь земля — это не только продовольствие, но и основа государственности, ее фундамент. Пока территория страны не будет обустроена, она не станет суверенной, и никакая нефть не спасет страну, а сделает ее еще более зависимой от развитых стран, Китая, Юго-Восточной Азии. Суверенитет обеспечивается не баллистическими ракетами, а обустроенной землей, которая кормит население.
«Тот, кто владеет запасами продовольствия, властвует над народом; тот, кто владеет энергетическими ресурсами, может властвовать над целыми континентами; тот, кто владеет деньгами, может властвовать над всем миром».
Россией можно управлять, если прислушиваться к ее многоголосию, а не опускать симфонию на уровень частушек или бравурного марша. Она не может быть однородной ни в этническом, ни в экономическом, ни в культурном плане, ее не понять, если стоять на позициях европоцентризма, ее не понять как русское и православное государство. Пока политики издевательски подсчитывают проценты и доли процентов российских народов в составе населения, эти так называемые «инородцы» обустраивают землю, пока столичные миллиардеры развлекаются на ривьерах, они своим трудом добывают хлеб насущный.
Почему же природа России, даже «изнасилованная» Петром, Сталиным и иже с ними, не поддается волевым решениям? Обладающие властью и материальными средствами полагают, что они могут по своему усмотрению, доктринально выстроить структуру общества так, как представляется им удобным или идеальным, а в это время страна идет своим, только ему известным путем. Ее просторы, многоголосие диктуют свои условия, которые не понять близоруким. Эти просторы не оградить никакими властными загонами. Природа все равно рано или поздно возьмет свое. Так и живет Россия, пугающая и напуганная своей ширью, непредсказуемая, расхристанная и непонятая.
Перед этой гордою забавой,
Пред изможденностью земной
Предстанут громкою оравой.
Храм обратя во двор свиной.
Пред бесконечностью случайной,
Пред зарожденьем новых слов —
Цветут зарей необычайной
Хулители твоих основ.
Давид Бурлюк. Россия
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.