Как изменяется покупательское поведение? Какова закредитованность населения? И как найти на карте города белое пятно для строительства нового торгового центра? Эти и другие вопросы обсудили накануне в Казани на конференции «Торговый центр будущего в РТ». Побывавшая на мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, как «МЕГА» теряла свою долю на рынке города, почему в Казани представлено не так много международных брендов и что страшнее санкций.
![]() |
ДОЛЯ «МЕГИ» НА РЫНКЕ КАЗАНИ УМЕНЬШИЛАСЬ ВДВОЕ
Развитие торговых центров и в целом торговых площадей столицы Татарстана обсудили накануне на конференции, организованной екатеринбургской коммуникационной компанией Ekb Promo и собравшей экспертов из Казани, Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.
Местные власти представлял председатель комитета экономического развития аппарата исполкома Казани Ильдар Шакиров. Он рассказал, что отрасль розничной торговли динамично развивается и возможны разные оценки по насыщению: «То, что инвесторы продолжают стучаться в город, говорит о том, что Казань интересна. Сегодня торговый центр — это нечто большее, чем место совершения покупок. Торгово-развлекательные центры превращаются в некую среду, где семьи полностью проводят время, а не только приходят за покупками». По словам Шакирова, отрасль продолжает расти. Так, в 2013 году рост составил 3,5%. Объем рынка розничной торговли Казани — более 400 млрд. рублей.
Подробный анализ рынка торговой недвижимости, торговых центров представил руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» (Москва) Андрей Васюткин. Что касается международных сетей, в Татарстане представлено 107 брендов. В рейтинге по количеству брендов среди российских городов Казань находится в середине, на 9-м месте у нас — 103 бренда (к примеру, у Набережных Челнов — 21). В первой тройке по количеству брендов предсказуемо Москва (428), Санкт-Петербург (235) и Екатеринбург (176).
![]() |
Рассказал Васюткин об обеспеченности населения качественными торговыми площадями. В 2014 году на 1-м месте — Екатеринбург (430 кв. м на 1 тыс. жителей), далее идут Санкт-Петербург (418), Воронеж (364), Москва (361) и Самара (348). В этом списке Казань — на 10-м месте: 261 кв. м на 1 тыс. жителей, при том что в 2011 году этот показатель составлял 274 кв. метра. Отметим, что речь идет только о качественных торговых площадях, а далеко не каждый торговый центр подпадает под это понятие.
«Крупных объектов в Казани много, — рассказал Васюткин. — Лидеры — торговые центры «МЕГА», «Южный» и «Парк Хаус». Интересно, что, когда пришли другие игроки, доля «МЕГИ» на рынке снизилась в два раза: в 2005 году «МЕГА» занимала 40 процентов, в 2007-м — 32 процента, а в 2011-м — только 21 процент. «Парк Хаус» развивается ровно: доля в 2007 году — 19 процентов, в 2011-м — 18 процентов, он остается успешным. Доля «Южного» на 2011 год — 9 процентов. «Южный» и «МЕГА» поделили аудиторию юго-востока Казани. В целом размер зоны охвата зависит от масштаба и типа торгово-развлекательного центра».
Спикер отметил, что в Казани пять лет рынок особо не развивался, однако уточнил, что сейчас появились строительные площадки, будут новые проекты.
![]() |
«ЕСЛИ В КЛАСТЕРЕ СОЗДАНЫ ВСЕ УСЛОВИЯ,
ЧЕЛОВЕК НЕ БУДЕТ ВЫХОДИТЬ ЗА ЕГО ПРЕДЕЛЫ»
Заместитель генерального директора группы компаний RRG (Москва) Эвелина Ишметова рассказала, как считать долю и торговый оборот торгового объекта. По ее словам, девелоперы активно ищут на картах белые пятна, чтобы построить новый торговый центр. «Сначала на карту наносится объект и анализируется инфраструктура города, транспортная система, визуальная пешеходная зона доступности, — уточнила она. — Учитываются социокультурные объекты. Проводится SWOT-анализ (метод стратегического планирования; выявление факторов внутренней и внешней среды организации и разделение их на четыре категории: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы — ред.)». Далее проводится кластерный анализ. Кластер — это территориальная единица. То есть если в кластере созданы все условия, человек будет минимально выходить за его пределы, и тогда имеет смысл размещать объект в данном кластере. Важно также учитывать контактный узел (точка транспортного доступа в кластер), плотность заселения (как застроена территория), уровень доходов населения.
![]() |
По словам директора департамента прямых продаж компании «АНТИвор» (Москва) Андрея Татаркина, все опасаются возможного кризиса, санкций. «Но на рынке торговой недвижимости мы видим, что все крупные игроки продолжают инвестировать в Россию, — заверил он. — Ближайшие 2,5 - 3 года рынок точно будет развиваться».
Заместитель начальника отдела страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» (Москва) Алексей Верховский кратко рассказал о том, кто страхуется в торговых центрах. Это собственники, арендаторы, подрядные организации и управляющие компании. А самые распространенные страховые случаи — пожары и протечки.
![]() |
Была затронута и тема маркетинга проектов реведелопмента. По словам генерального директора коммуникационного агентства «Репутация» Натальи Сусловой, о маркетинге думают, когда не хватает денег, а цель — сдать площади подороже. При этом если планируется реконцепт торгового центра, то стоит закрыть его. Если не закрывать на время ремонта, обновления дизайна и оставить частично работать, будет еще хуже. Как объяснила Суслова, для продвижения торгового центра после реконцепции надо привлекать «якорей», анонсировать событие в прессе, дать рекламу в специализированные СМИ, участвовать в профессиональной премии, организовать пресс-конференцию перед открытием, разместить наружную рекламу в микрорайоне. Что интересно, по словам спикера, в Казани население предпочитает местные бренды, то есть покупательский спрос сдвинут в сторону местных игроков. И так не только в Казани, но и во многих национальных регионах.
![]() |
Немного отрезвила позитивные доклады Екатерина Гресс — генеральный директор IDEM (Нижний Новгород). Она отметила, что новые проекты в России открываются с низкой загрузкой, сейчас на рынке идут дискуссии о том, кто главный — девелопер или ретейлер. «В кризис 2008 года был резкий спад спроса со стороны населения, — напомнила она. — К 2012 - 2013 годам начал ощущаться некий баланс. Сейчас уже есть насыщение — в 2014-м к вводу заявлено не так много площадей. Украинские события явились лишь катализатором внутренних событий в России. Наблюдается очень высокая закредитованность населения, особенно в регионах. Ценности смещаются. Меняется покупательское поведение — оно становится более рациональным». По ее словам, сегодня компании сокращают развитие. Лишь продуктовый ретейл чувствует себя неплохо.
![]() |
ИНТЕРЕС СО СТОРОНЫ БРЕНДОВ К КАЗАНИ ЕСТЬ
Газета «БИЗНЕС Online» попросила Васюткина прокомментировать информацию о том, что международные бренды не очень активно выходят на рынок Татарстана, а также прояснить, почему нет заявок о громких открытиях.
«С точки зрения внешней среды то, что не было с 2011 года открытия торговых центров, достаточно удивительно, — отметил он. — Потому что потенциал у Казани есть. Возможно, все дело в наличии площадок. В последнее время мы рассматривали несколько площадок, и не все интересны, — рассказал он. — Очень хорошо в Казани расположен «Парк Хаус». Несколько лет назад мы работали с ним, и он значительно улучшил свою концепцию. И у этого торгового центра есть большой потенциал для размещения еще одной очереди. Факторов внешней среды, которые бы сейчас ограничивали выход новых площадей, в Казани нет».
Что касается присутствия международных брендов на рынке Казани, то пока они представлены не так активно, как в Екатеринбурге или Ростове-на-Дону. «Эти города стоят на первых местах с точки зрения привлекательности для ретейлеров — с точки зрения доходов, покупательского потенциала, поведения, — разъяснил Васюткин. — В этих регионах вообще высокие расходы, люди очень любят покупать. Доходность там также выше. В Казани показатели не такие хорошие. Интерес со стороны брендов есть, но ситуация пока поменялась». При этом эксперт добавил, что потенциал у столицы РТ имеется: «Это не значит, что если есть «МЕГА» и «Южный», то больше ничего не нужно строить. Потенциал есть. Может, уверенности у девелоперов нет?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.