Сегодня в теледебатах приняли участие представители трех (из восьми) партий, обсуждали образование

ТРИ УЧАСТНИКА ТЕЛЕДЕБАТОВ ОТ ТРЕХ ПАРТИЙ

Сегодня в теледебатах приняли участие представители трех (из восьми) партий, которые участвуют в выборах нового Госсовета Татарстана. На всякий случай напомним, что голосование пройдет в воскресенье, 14 сентября — как выяснила газета «БИЗНЕС Online», об этом знают далеко не все жители республики.

На дебатах «Единую Россию» представляла Анастасия Исаева (1982 года рождения). В партсписке «ЕР» она идет под номером 27, то есть гарантированно проходит в новый состав парламента. И сейчас она действующий депутат ГС РТ, на прошлых выборах тоже прошла по партсписку. Исаева — член фракции «Единая Россия» в ГС, зампредседателя комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Закончила КГУ по специальности «Политология», ассистент кафедры «Политология и право» Казанского энергоуниверситета. Как указано на сайте ГС РТ, законодательные инициативы не вносила.

От КПРФ выступал Артем Прокофьев (1983 года рождения) — один из ярких лидеров татарстанского отделения КПРФ, номер два в партсписке ТРО КПРФ. Артем — член ЦК своей партии, действующий депутат Госсовета РТ (фракция КПРФ), член бюро, второй секретарь рескома по организационно-партийной и кадровой работе, руководитель предвыборного штаба ТРО КПРФ. В парламенте РТ он входит в комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Прокофьев закончил Казанский университет по специальности «Политология», кандидат политических наук. На сайте ГС РТ указано, что он внес 12 законодательных инициатив.

И третий участник сегодняшних теледебатов — Марсель Ахмадуллин (1989 года рождения), номер один партсписка «Родной партии» (в списке всего три человека). И эту партию, и ее лидера в Татарстане пока мало кто знает. Марсель имеет высшее образование, работает воспитателем лицея-интерната «IT-лицей Казанского (Приволжского) федерального университета». О себе на дебатах сообщил такой интересный факт, что происходит из семьи преподавателей, и еще 200 лет назад его предки преподавали арабский язык...

У МЕНЯ УКРАЛИ МНОГОЕ ИЗ МОЕГО ЗАКОНОПРОЕКТА, НО ЛУЧШЕ БЫ УКРАЛИ ВСЕ

Итак, тема — образование, болевые точки и пути решения проблем. Первый раунд.

Артем Прокофьев:

— 14 сентября состоятся выборы, которые решат, каким будет следующий состав Государственного Совета. Будет ли это снова собрание генеральных директоров с мандатами или там будут представлены широко силы, которые смогут противостоять партии власти, не бояться поднимать острые вопросы, такие, как рост цен и рост тарифов ЖКХ. Сегодня, к сожалению, в ГС 6 депутатов представляют трудящихся (фракция КПРФ — ред.), большинство населения, а 90 депутатов — крупный капитал. Неудивительно поэтому, чьи интересы отстаивает такой парламент в РТ. В наших силах изменить ситуацию.

Сегодня мы говорим об образовании. И неслучайно только две силы фактически проявляют свою волю в реформировании, точнее, в решении проблем в сфере образования. Это партия власти, у них свой проект. И альтернативный проект, который учитывает те боли, которые в этой сфере сегодня возникли, есть только у КПРФ. Как на федеральном уровне — мы помним, когда принимался закон об образовании, где заложено было много проблемных моментов на будущее, только КПРФ представила полностью альтернативный законопроект «Образование для всех». По итогам многие предложения, которые были представлены в проекте КПРФ, оказались в федеральном законе. Как сказал один из авторов нашего альтернативного законопроекта Олег Смолин: «У меня украли многое из моего законопроекта, но лучше бы украли все, тогда бы федеральный закон был лучше». Мы представили такую же альтернативу и на региональном уровне...

Марсель Ахмадуллин:

— Почему именно «Родная партия»? Потому что идеи «Родной партии» близки и понятны всем, вне зависимости от их политической принадлежности, вне зависимости от того, к какому электорату они себя относят — к левому, к правому или к центристскому. Только «Родная партия» предложила ту идею, которая сейчас объединяет всех представителей парламентских партий. Со мной в студии представители коммунистов и единороссов, и только идея родовых поместий объединяет губернаторов-единороссов Савченко, Тулеева, премьера Дмитрия Анатольевича Медведева и саму коммунистическую партию РФ.

«Родная партия» также предлагает в сфере образования выдвинуть именно объединяющую идею, перестать конфликтовать друг с другом, попытаться находить компромисс.

Что предлагает «Родная партия»? Да, мы признаем, что советская система образования была ведущей в мире. Но мы признаем, что необходимы и инновации. Но под инновациями нужно понимать не только внедрение мультимедийных досок и прочего технического инвентаря в школах. Под инновациями надо понимать изменение отношений ученика и учителя. Мне как преподавателю это особо близко. Учитель должен стать для ученика другом. Не должно быть таких огромных учебных классов, студенческих групп, где по 30 учеников сидят, либо студенческие группы, где в потоке на юрфаке сидят 10 групп. Что поймет студент в такой группе? Что поймет ученик в таком большом классе? Нужно менять систему образования. Но на этом не нужно зарабатывать политические очки. Целью должно быть реальное изменение уровня сознания граждан.

Анастасия Исаева
Анастасия Исаева: «Система образования, если это система, то она подразумевает развитие. Развитие подразумевает адекватные действия относительно окружающей среды — система должна подстраиваться под окружающую среду»

Анастасия Исаева:

— Дорогие избиратели, 14 сентября вам предстоит прийти на избирательные участки и отдать свой голос в пользу стабильного будущего нашей с вами республики. Республики, в которой образование уже является одним из приоритетных направлений. Только вслушайтесь: «Модернизация образования», приоритетный национальный проект «Образование», «Детские сады — детям», грантовая поддержка учителей, «Помоги собраться в школу». Все эти проекты уже реализуются не первый год в нашей республике. Некоторые из них являются федеральными. Во многих из них Республика Татарстан является лидером. Есть еще масса проектов, которые в силу ограниченности времени я назвать не могу, но результаты их деятельности уже есть.

Если мы посмотрим на то, как развиваются все уровни образования, то эти факты говорят сами за себя. Если вы поговорите с учащимися разного уровня образовательных учреждений, они смогут сказать, как значительно изменились условия их жизни, условия их образования. Если вы поговорите с педагогическим составом, то они вам скажут, что благодаря новому федеральному закону об образовании, благодаря новому принятому закону РТ об образовании, за учителями закреплены не только обязанности, но и их права. И новые действующие законы, они бросают новый взгляд на действующую систему образования.

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ, НЕ НАДО ВСЕ ЛАКИРОВАТЬ

Второй раунд. Вопрос: что надо поменять в системе образования и какие конкретные меры предлагает каждая партия?

Артем Прокофьев:

— Сейчас мы слышали выступления представителей разных партий, в том числе новой партии. Но факт остается фактом — к сожалению, многие партии приходят, высказывают благие пожелания. Но что они сделали для того, чтобы изменить ситуацию? То есть мы, КПРФ, как центр оппозиции, представили альтернативный законопроект на федеральном уровне. И именно все болевые точки там подняли, прежде всего проблемы того, что образование — это не расходы, это инвестиции в наше будущее... Мы подняли тему самой постановки образования, то есть растить не потребителя. Образование должно быть фундаментальным, мы должны растить творческую личность, которая будет востребована во всех сферах. Подняли вопрос объема финансирования, что на образование должно тратиться не менее 7 процентов ВВП. И многие другие болевые точки. То есть у нас четко представлены альтернативы. Кстати, все-таки многие наши положения попали в федеральный закон.

На региональном уровне, когда принимался закон об образовании, мы на 18 листах внесли поправки, фактически предлагая полностью переписать законопроект. Потому что есть там проблемы. Вот мы сегодня слышали от партии власти, что благодаря закону сделано то-то и то-то. Но также благодаря этому закону вот что мы видим. Вот у меня, пожалуйста, — список закрытых школ с 2009 года по 2012 год в Республике Татарстан. И проблема до сих пор не решена. Недавно, например, мы отстояли школу «Солнце» для творческих детей, наша партия проводила митинги, пикеты, мы писали соответствующие обращения.

Есть проблемы роста платы за детский сад. На 70 процентов она выросла благодаря этому закону об образовании. То есть проблемы есть, не надо все лакировать. И решать их нам, конечно, предстоит вместе. Но надо быть более внимательным к чаяниям людей. Прошли митинги. Вот мы в своих поправках предлагали, видели эту проблему, что будет реакция общества, нельзя так повышать плату за детский сад. Но, к сожалению, эта проблема не была сразу услышана. Да, потом система компенсаций появилась. Но и это не решает проблему. Поэтому надо отменять это решение вопиющее. Татарстан — один из немногих регионов, где так серьезно выросла плата за детский сад...

Еще одно наше предложение, которое мы вносили на региональном уровне: если ребенок не может попасть в детский сад, очередь, то, как в Пермском крае и ряде других регионов, даже наших соседей, выплачивается компенсация. 5 тысяч рублей в месяц в соседних регионах уже платят до момента, когда он попадет в детский сад, раз государство не может предоставить такую возможность....

Марсель Ахмадуллин
Марсель Ахмадуллин: «Нам говорят, что появляются новые партии, и после выборов мы исчезнем. Мне 25 лет, я четвертый год работаю преподавателем. Пройдут выборы, и я так же останусь работать преподавателем вне зависимости от успеха нашей партии или провала...»

Марсель Ахмадуллин:

— Нужно строить новые школы, и нужно огромное количество преподавателей, квалифицированных преподавателей. Это основная задача государства. К сожалению, мы сейчас увеличиваем зарплату депутатам, повысили ее до уровня министерской. Мы повышаем зарплату военным, хотя это более важно, чем зарплата депутатов. Но почему-то мы забываем о преподавателях. Преподаватель вуза получает 12 - 15 тысяч рублей, и это недопустимо, на мой взгляд. Нужно готовить преподавателей, нужно повышать их социальный статус. Почему произошел упадок нашего образования? Потому что социальный статус учителей очень сильно занижен. В 90-е годы зачастую в педагогику приходили люди, совершенно далекие от педагогической науки, которые совершенно отдаленно представляли себе, что такое преподавание.

Нам говорят, что появляются новые партии, и после выборов мы исчезнем. Но, извините, мне 25 лет, я четвертый год работаю преподавателем. Пройдут выборы, и я никуда не исчезну, я так же останусь работать преподавателем вне зависимости от успеха нашей партии или провала... Это не просто какие-то голословные заявления — я из семьи преподавателей, для меня это жизнь. Мои далекие предки еще в 9-м колене, еще 200 лет назад преподавали арабский язык, три моих прадеда были преподавателями. Поэтому я как представитель «Родной партии» могу ответственно заявить: мы никуда не исчезнем. Вы можете говорить об инновациях в сфере образования, о реформах в сфере образования. Но мы занимаемся этим на практике — порядка трети представителей «Родной партии» как раз преподаватели, ученые...

Что мы хотим изменить? «Родная партия» говорит о том, что основная ответственность в образовании лежит именно на семье, на родителях, только родители могут изменить существующую ситуацию. Да, государство должно проводить реформы. Но для этого уже есть парламентские партии. Они хоть и предлагают разные проекты, но тем не менее эти стратегии образования, они вполне приемлемы. Почему сейчас в одних и тех же учебных заведениях, в одних и тех же школах ученики очень разные по уровню. Ведь в этом виноваты не ЕГЭ, что один ученик способный, а другой нет. Наверное, это зависит от родителей. Наверное, родители должны ему дать основные знания, патриотическое воспитание. «Родная партия» хочет, чтобы родители задумались об этом, чтобы вы помнили о вечных ценностях семьи...

Анастасия Исаева:

— Еще раз обращу внимание на саму формулировку вопроса — система образования, если это система, то она подразумевает развитие. Развитие подразумевает адекватные действия относительно окружающей среды — система должна подстраиваться под окружающую среду. Именно поэтому был разработан и в дальнейшем принят федеральный закон об образовании. Напомню, что этот действующий федеральный закон является не только легальным, но и легитимным. Этот закон был вынесен на общественное обсуждение. Закон РТ об образовании был также вынесен на общественное обсуждение гражданам республики, и общественность его поддержала. Наш регион послал массу поправок на федеральный уровень, в том числе (апеллируя к своему коллеге из коммунистической партии) была поправка относительно платы за детские сады. К сожалению, на федеральном уровне ее не смогли отстоять наши коллеги... Но Татарстан одним из первых стал разрабатывать положение о субсидиях, для того, чтобы повышение платы за детсады не было таким болезненным. Кроме того, у нас были масса случаев, когда, к примеру, многодетные мамы получали компенсацию гораздо большую, чем они платили за пребывание их детей в детских садах. Это, конечно же, не дело.

Согласно новому федеральному закону у нас введены образовательные стандарты дошкольного образования — это беспрецедентная акция. Заработная плата учителей общего образования зафиксирована в ФЗ и должна быть не ниже средней зарплаты по экономике. Беспрецедентная акция!

Если мы обратимся к профессиональному образованию, то у нас сейчас в Татарстане будет действовать новая программа по развитию профессионального образования... И согласно этой действующей программе, мы хотим предоставить возможность получать это образование не только выпускникам школ, но всем гражданам соответственно их возрасту.

Если мы обратимся к высшему образованию, то мы здесь придерживаемся политики, которую ведет президент Владимир Владимирович Путин. Он сказал, что в наши вузы должны быть выведены на международный уровень. Именно сейчас к этому уровню идет великолепно работающий Казанский федеральный университет. Вы посмотрите, как он расширился, какое количество грантов он выигрывает, какие конкурентоспособные ученики, какие конкурентоспособные выпускники...

У ВАС ОДНА ПАРТИЯ, ИЛИ ДВЕ, ИЛИ ТРИ?

Третий раунд: у каждого представителя партии по 40 секунд на подведение итогов.

Артем Прокофьев
Артем Прокофьев: «Образование — это не расходы, это инвестиции в наше будущее...»

Артем Прокофьев:

— Удивляюсь: три человека в партии, в партсписке, один преподаватель. Да-да, треть — преподаватели. Давайте не будем лукавить... Еще мне хотелось реплику другую бросить: у «Единой России» большинство в Госдуме, и они говорят: мы не смогли решить в Госдуме... У вас одна партия, или две, или три?

Марсель Ахмадуллин:

— В «Родной партии» состоит 3450 человек. Я исходил именно из этого числа... И хочу обратиться от «Родной партии» ко всем учителям и ко всем родителям. Лев Толстой говорил, что я никогда не буду писать трудов по педагогике, но я посвящу этому всю свою жизнь. Мы можем принять тысячи законов и провести сотни реформ. Но мы должны этим заниматься на практике.

Анастасия Исаева:

— Дорогие избиратели! 14 сентября приходите на избирательный участок и голосуйте за стабильную, за экономически сильную нашу республику. Как говорит наш президент, лидер нашего списка Рустам Нургалиевич Минниханов: невозможно развитие ни в экономической сфере, ни в социальной сфере без креативных знаний, без глубоких идей, без желания быть полезной своей республике...

* * *

...Сегодня мы привели выступления кандидатов на теледебатах практически полностью. Так что наши читатели сами могут судить, насколько все это можно назвать дебатами, были ли они острыми и по существу, и кто тут прав и кто не очень прав...

А ЕСТЬ ЛИ У НАС ДЕПУТАТЫ, ГОТОВЫЕ К НАСТОЯЩИМ ДЕБАТАМ?

Свою точку зрения на теледебаты кандидатов высказали «БИЗНЕС Online» эксперты.

Адель Ягудин — исполнительный директор ООО «Казанские кофейни»:

— По-моему, на дебаты это похоже мало. Больше напоминает высказывание своего мнения, а так же донесение до телезрителя различных пунктов своих программ. В моем понимании, дебаты — это дискуссия по тем или иным вопросам, которые интересны избирателям, которые могут определять мнение этих самых избирателей. Без диалога, без состязательности слушать такой формат неинтересно. Скорее всего, кандидаты просто не могут с пользой использовать предоставленное эфирное мнение, таким образом, они упускают возможность грамотно заявить о себе.

Разумеется, минимальная польза от этих дебатов есть. Например, я узнал о некоторых партиях, о которых раньше даже не слышал. Ну, и добавлю по программам: у некоторых партий они абсурдны и нелогичны.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «Майдан», сеть «Сытый папа»:

— Отмечу сразу, что никакие это не дебаты. То, что ежедневно транслируют на телеканале Россия в 9 утра, можно назвать плановым рекламным временем, в которое представители партий пытаются рассказать о себе, о партии. Никаких политических посылов там нет абсолютно. Более того, сам процесс так называемых теледебатов проходит очень слабо. Особенно это касается тех, кто читает по бумажке, даже не сумев выучить необходимый текст, не говоря уже о речи, сказанной от души. В целом от этого действа остается впечатление убогости и беззубости.

Скорее всего, и электорат, который все это смотрит, не получает ни удовольствия, ни удовлетворения, ни каких-либо эмоций, это просто жвачка. Если говорить о смене формата, то нужно будет и увеличивать эфирное время, причем намного. Более того, я не знаю, есть ли у нас депутаты, которые готовы к настоящим дебатам, которые мы можем наблюдать на федеральных каналах. Потому что при ведении диалога необходимо обладать сильной жизненной позицией, интеллектом, характером, а также ораторскими навыками и умением доводить мысль. И давайте вспомним наших кандидатов, которые по бумажке 20 секунд читают тезисы от партии, и то не всегда успешно. Таким образом, я считаю, что наша форма теледебатов обречена на провал.