Сегодня утром в Казань прибыли 210 человек из Донецкой и Луганской областей — это самая крупная группа беженцев, прибывших с Украины в Татарстан за последнее время. Социальные службы, медики, а также сотрудники региональных структур МЧС, МВД и РЖД встретили на столичном вокзале людей, покинувших свою страну из-за ведущихся там боевых действий. Среди беженцев люди всех возрастов: от грудных детей до 80-летних стариков. Корреспондент «БИЗНЕС Online», которая наблюдала за тем, как их встречали, узнала, что прием беженцев стал неплохим подспорьем для ряда казанских гостиниц эконом-класса.
«ШАХТЕРСК — СВОЙ, РОДНОЙ ГОРОД»
В 7 часов утра на центральный казанский вокзал из Ростова-на-Дону прибыла шестая и на сегодня самая многочисленная организованная группа жителей Донецкой и Луганской областей Украины, ищущих временное пристанище на территории России. На перроне их встречали сотрудники РЖД и МЧС, которые помогали выгрузить вещи и сойти с поезда. Разгрузка проходила без особой суеты, тем более что из 14 вагонов, полностью забитых беженцами, в Казани разгружались пассажиры только трех вагонов. Остальные пассажиры, которые следовали далее, в сторону Канаша, молча смотрели на действо, куря и разминая ноги у своих вагонов.
Несмотря на раннее утро, было уже довольно жарко, и приезжие были одеты в легкую одежду — шорты, майки, футболки. Чемоданов было совсем мало, в основном вещи беженцев были упакованы в огромные клетчатые баулы или обычные пакеты.
— Скоро рожать? — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у невысокой беременной девушки, одиноко стоящей рядом с гигантской черной сумкой.
— Через месяц, — грустно улыбаясь, ответила девушка.
— Мальчик?
— Да, уже второй, — сказала она, и к ней подбежал мальчуган лет трех-четырех.
— Хочешь, тебя сфотографируют? — спросила мама сына, указывая на редакционный фотоаппарат. Но мальчуган промолчал, лишь спрятался за маму.
— Вы только меня не снимайте, — предупредила молодая мама. — Не надо.
На вопросы, откуда они и почему решили приехать именно в Казань, девушка рассказала, что они из города Шахтерск, расположенного в Донецкой области. В пути они уже два дня.
— В Казань мы приехали, потому что у меня здесь есть родственники, хотя я в городе в первый раз. Да и вообще, я же татарка. Таня — это сокращенно от Танзиля. Танзиля Ахметзянова, — рассказала девушка, добавив, что не знает, где и как будут размещать беженцев.
В это время к ней подошла проводница вагона.
— Тань, ну что, найдешь меня в «Одноклассниках»? — спросила она.
— А как там? — спросила девушка.
— Да там все просто. И смотри, сумки сама не таскай, вон стоят крепкие ребята, они помогут. А куда поедете, уже сказали?
— Пока нет, — ответила девушка.
Попрощавшись с проводницей, Таня-Танзиля продолжила свой рассказ.
— Мне сказали, что Казань — чистый, молодежный город. До этого мы были в Самаре, и там все было очень плохо. То, что предоставили беженцам — жилье, условия размещения — было ужасно, и мы вернулись обратно в лагерь в Ростове. Если здесь окажется хуже, чем в Самаре, родственники мне билет обратно купят. Я лучше вернусь в Ростов. Хотя в Казани уже, наверное, не будет хуже того, что мы видели в Самаре...
Надолго оставаться в России Танзиля не планирует. «Шахтерск — это свой, родной город... Сейчас там все поломано, но я все же туда вернусь», — твердо сказала она.
На рекомендацию обязательно погулять по новой набережной вдоль Казанки молодая мама ответила, что все, о чем она пока мечтает, это разобрать, наконец, вещи. Ведь в общей сложности она провела в пути две недели.
— В вагоне людей очень много. Там ужасно жарко, душно. Просто кошмар. Нет холодильника, вода — кипяток, даже остывшей нет, чтобы просто попить, — поделилась она своими переживаниями.
Напоследок корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, как она хочет назвать своего будущего сына. «Алим или Аким», — ответила Таня.
«ЕСЛИ КОМУ-ТО ПЛОХО, У НАС ДЕЖУРЯТ МЕДИКИ»
После того как все вещи были выгружены, народ собрался у входа на перрон, где и. о. начальника отдела по взаимодействию с общественной организацией исполкома Казани Гульназ Исмагилова проинструктировала вновь прибывших о дальнейших действиях. «Для соблюдения порядка, первые 60 человек — родственники, близкие, после того как мы вас посчитаем, садятся в автобус, — негромким голосом начала Исмагилова. — Вас будут сопровождать все службы. Если кому-то плохо, у нас дежурят медики».
Она сообщила, что по приезде в гостиницу людей будут регистрировать, а затем каждой семье дадут ключи от комнат. «За выходные дни вы отдохнете, а с понедельника с вами начнет работать миграционная служба. Расположитесь вы в гостинице «Регина» в поселке Малые Клыки и в санатории-профилактории на Можайского, 14», — закончила свое выступление представитель городской администрации.
Так как говорила она довольно тихо, после ее слов толпа разделилась — те, кто стоял недалеко от Исмагиловой, взяли сумки и уверенно зашагали к красным автобусам. А те, кто ее не услышали, немного запаниковали. Они стали подходить к Исмагиловой и переспрашивать, что им все-таки делать. Чиновница терпеливо повторила информацию, успокоив народ, и прибывшие не спеша стали рассаживаться по автобусам. К местам назначения их сопровождал полицейский эскорт с мигалками.
НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ СО СТАТУСОМ
По информации заместителя начальника главного управления МЧС России по РТ, полковника внутренней службы Юрия Венедиктова, в Казани сейчас находятся порядка 600 беженцев из Украины. Всего же, по его словам, татарстанская квота на прием жителей юго-востока соседней страны составляет 1935 человек. Впрочем, Венедиктов не исключил, что в случае необходимости размер квоты может быть пересмотрен в сторону увеличения. И, по всей видимости, это произойдет уже в самое ближайшее время.
Как сообщил «БИЗНЕС Online» начальник отдела по работе со СМИ МЧС РТ Андрей Родыгин, согласно общему количеству людей, подавших заявление о предоставлении статуса, сейчас в Татарстане находятся 1865 беженцев, в том числе 486 детей. По данным министерства образования и науки РТ, 185 детей уже приняты в образовательные организации республики — дошкольные, школьные и профтехучилища.
Все прибывшие размещаются в пунктах временного размещения (ПВР).
Что касается статуса, его люди определяют себе сами. Они подают документы на получение разрешения на временное проживание на территории России либо на предоставление временного убежища, либо ходатайствуют о признании их беженцами. Каждый из этих статусов имеет разные правовые последствия. Для беженцев — это одни выплаты и квоты, для остальных — другие.
— Многие еще не определись со статусом. Они проживают у родственников и знакомых. Таких 1390 человек, — рассказал начальник отдела по работе со СМИ МЧС РТ Родыгин. — А прибывшие организованными группами размещаются в пунктах временного проживания, которые созданы на базе общежитий, гостиниц, профилакториев.
Хотя пункты проживания называются временными, по словам Родыгина, каких-то временных рамок для беженцев не установлено, и все дальнейшие действия будут зависеть от решения правительственной рабочей группы, которую возглавляет Алексей Песошин.
По данным начальника отдела по работе со СМИ МЧС РТ Родыгина, в гостинице «Стрела» сейчас размещены 216 человек (в том числе 73 ребенка), в гостинице «Кварт» — 132 человека (48 детей). Плюс сегодняшние 210 человек, которые разместятся в гостинице «Регина» и в санатории-профилактории — центре медицинской реабилитации работников казанского порохового завода. По его словам, гостиницам проживание постояльцев компенсируют из расчета 500 рублей, питание — из расчета 300 рублей в сутки. Средства на эти цели выделены из республиканского бюджета. Таким образом, только за проживание одного беженца ежемесячно Татарстан платит гостиницам по 24 тыс. рублей.
«Я ДУМАЮ, ЧТО ОНИ ДАЖЕ СЧАСТЛИВЫ, ЧТО ЭТИ ЛЮДИ ЖИВУТ ИМЕННО У НИХ»
Реакцию гостиниц на размещение у них беженцев узнать не удалось — в одних отелях руководство ссылается на то, что оно не может комментировать эту тему, в других — не отвечают на звонки.
Однако, по мнению экспертов, гостиницы должны быть рады свалившейся на них удаче. Так, по словам гендиректора туристического агентства «Персона грата», председателя ассоциации туристических агентств РТ Рамиля Мифтахова, заложенная на беженцев сумма вполне адекватна обычным расценкам. А в условиях, когда заполняемость казанских гостиниц не достигает и 50%, такой объем постояльцев, безусловно, выгоден.
— Единственный вопрос, когда теперь им эти деньги отдадут? Мы же понимаем, беженцев пока только разместили, а сколько они будут жить — непонятно. Поэтому вопрос только в финансовой части. А так, у казанских отелей низкая загрузка, это выгодно этим гостиницам. Тем более таким, ведь они достаточно дешевые. Я думаю, что они даже счастливы, что эти люди живут именно у них и государство гарантированно им все оплатит, пусть даже с задержкой, — отметил Мифтахов.
Информации о том, когда ожидается прибытие следующей группы беженцев из Украины, пока не поступало.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.