ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ПОЕЗДОМ В РЕГИОНЫ РФ ОТПРАВЛЯЮТ ПО 3 ТЫС. УКРАИНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ

Сегодня два вагона с беженцами поезда 234 Адлер — Екатеринбург» из Ростова-на-Дону прибыли на станцию Казань-2. Их встречали медики, сотрудники МЧС и чиновники. 64 человека, большинство из которых — женщины и дети, попали в наш город из лагеря переселенцев под Ростовом.

Это уже не первый организованный МЧС РФ рейс с украинскими беженцами, однако до этого они прибывали в Татарстан самолетами. После того как 5 августа на станции Лихая (Ростовская область) был создан пункт временного размещения беженцев, еженедельно литерными поездами по городам и весям России разъезжаются около 3 тыс. бежавших от войны людей. Как сообщает управление информационной политики Ростовской области, при поддержке ОАО «РЖД» и ФМС в Тверь, Ульяновск, Казань, Екатеринбург, Владикавказ, Нальчик, Смоленск, Калугу, Челябинск и Нижний Новгород за последние сутки отправлено 1258 человек, из них 370 детей. Численность беженцев на территории Ростовской области превысила 51 тыс. человек, которые живут в 92 пунктах временного размещения. Четыре из них — в Гуково, Новошахтинске, Донецке и Матвеевом Кургане — уже переполнены.

От станции Лихая до Казани — около 1,5 тыс. км, примерно 1,5 суток пути. До прибытия поезда Адлер — Екатеринбург еще несколько минут, а около вокзала Казань-2 уже стоят три автобуса «НЕФАЗ», пара желтых машин реанимации и множество машин МЧС Татарстана. «Эмчэсовцы» вместе с работниками РЖД сегодня показали высший уровень работы — к моменту прибытия поезда около каждого вагона стоял их сотрудник с соответствующей табличкой, прибывших успокоили и помогли им нести вещи, потом так же внимательно усадили в стоящие на площади перед вокзалом автобусы.

«У МЕНЯ РЕБЕНОК УЖЕ РАЗЛИЧАЕТ, ИЗ ЧЕГО СТРЕЛЯЮТ!»

Общаясь с корреспондентом «БИЗНЕС Online», люди рассказывали, что уехать в соседнюю страну их заставили постоянная стрельба и реальная угроза жизни. Одни хотят найти здесь работу, кто-то уже решил, что на Украину не вернется. Впрочем, по крайней мере для одного из детей Россия станет Родиной в прямом и переносном смысле — эта девочка родилась в лагере для переселенцев под Ростовом.

Выходя из вагонов курортного поезда, многие из беженцев настороженно озирались. Людмила и ее дочка Кира приехали из Луганской области, из города Красный Луч. Стоит отметить, что ни Людмила, ни другие беженцы, с которыми удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online», не хотят говорить своих фамилий. Кто-то боится навредить своим родственникам, оставшимся за границей, а кто-то не хочет иметь проблем, если решит вернуться.

«Мы уехали, потому жить там стало просто невозможно, — рассказала Людмила. — Нас бомбят без конца! У меня ребенок уже различает выстрелы из разного вида вооружений. Мне растить ребенка нужно, поэтому смысла там жить дальше нет. Дочка у меня перешла во второй класс, но ведь сейчас там даже учиться невозможно».

По словам Людмилы, переехать в Казань ей предложили в лагере беженцев в Новошахтинске. Специальность у нее связана с горным делом, но она готова переучиваться, чтобы найти работу.

Еще одна наша собеседница Елена тоже приехала из Луганской области, из города Первомайска. На вопрос, что стало причиной ее отъезда, отвечает просто — война.

«Идет обыкновенная война. У нас отличный город... был. Но его, можно сказать, теперь уже нет».

Воспоминания о недавно перенесенных ужасах войны еще сильны, и она особенно отмечает сотрудников лагеря беженцев в Новошахтинске. «Эти люди — настоящие герои, им надо памятник поставить!»

Она приехала сюда с мамой, но всю дорогу помогала своим землячкам, которые ехали сюда с малышами. А таких, по ее словам, очень много. По профессии она повар и надеется найти здесь работу по специальности.

АВТОБУСЫ С БЕЖЕНЦАМИ ОТПРАВИЛИ В «КВАРТ»

Оксана приехала из города Дебальцево в Донецкой области. На перроне она стоит с коляской, окруженная по крайней мере 10 детьми, и даже удивляется, когда я прошу показать ее детей.

«Вот трое моих, остальные — дети друзей, кумовьев», — устало улыбается она. Однако спустя мгновение улыбка уже сходит с ее лица. По ее словам, причиной отъезда стало опасное положение в области.

«От нашего города практически ничего не осталось. Положение там очень опасное, с детьми там жить нельзя», — утверждает она.

По профессии Оксана железнодорожник и очень надеется найти здесь работу по профессии.

С Еленами нам сегодня повезло. Еще одна из них, из города Антрацит в Луганской области, едва сдерживая слезы, рассказывает о том, что стало последним поводом для отъезда. «Бомбежки... Мы реально опасались, что не выживем в этом аду! — говорит она и показывает на младенца, которого несет на руках идущая рядом молодая женщина. — Внучка в лагере беженцев родилась, уже на территории России».

О возвращении Елена даже и не думает. Резко, по мужски рубанув рукой воздух, заявляет: «Обратно ни за что не поедем. Хотим остаться тут».

В жизни часто происходят совершенно незапланированные драматические моменты, воспроизвести которые, скажем, на киноэкране потом удается далеко не каждому режиссеру. Одной из сцен еще не снятого фильма про прибытие беженцев с Украины в Казань стал их проход через здание вокзала. Так получилось, что с одной стороны сопровождаемой сотрудниками МЧС группы стояли обычные пассажиры, с другой — сотрудники РЖД. Никто не перекинулся и словом, но во взглядах казанцев светилось неприкрытое сочувствие беженцам и желание помочь, а во взглядах гостей — надежда на новую, мирную жизнь и радость от того, что их бегство от войны наконец-то закончилось.

Сопровождаемые двумя каретами скорой помощи, машинами госавтоинспекции и МЧС РТ автобусы с беженцами отправились в гостиницу «Кварт» на Горках. Сегодня все беженцы пройдут медкомиссию, затем встретятся с представителями УФМС, которые помогут им оформить документы на временное проживание, после чего получат ключи от комнат. В гостинице их ждет бесплатное трехразовое питание.

«УЖЕ БОЛЕЕ 2 ТЫСЯЧ БЕЖЕНЦЕВ С УКРАИНЫ»

Напомним, что ранее украинские граждане, чей приезд организовался МЧС РФ, летели в Татарстан бортами ведомства. В середине августа самолет приземлился в Бегишево — 128 беженцев разместили в Набережных Челнах. Поселили людей в общежитиях ОАО «КАМАЗ» и детских оздоровительных лагерях. Две недели спустя самолетом в Казань прилетели 106 человек, из них 42 ребенка — их разместили в гостинице «Стрела». Согласно квоте, Татарстан может принимать до 386 человек ежемесячно до конца года. Сейчас в республике уже более 2 тыс. уехавших с Украины людей — большинство приехали сюда к родственникам.

Помимо размещения и организации быта второй самый важный момент — оформление документов. В основном беженцы подают документы на статус «временное убежище» — это разрешение можно получить в течение трех дней вместо трех месяцев ранее. Затем уже можно искать работу. Затраты на размещение организованного потока беженцев несет федеральный бюджет. Правительство РФ выделило Татарстану 920 тыс. рублей на помощь выходцам с Украины, всего же между 40 регионами распределено 366 млн. рублей на обустройство вынужденных переселенцев в ПВР.

«ОНИ ЕДУТ, ЕДУТ И ЕДУТ — КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПО ОДНОЙ-ДВЕ СЕМЬИ»

«Находят ли себя» беженцы в Татарстане? До каких пор им будут помогать? С такими вопросами «БИЗНЕС Online» обратился к организаторам их поддержки.

Олег Афанасьев — пресс-секретарь ОАО «КАМАЗ»:

— Граждане, приехавшие в Набережные Челны месяц назад, размещены на площадях наших общежитий и детских оздоровительных лагерей. На тот момент эти люди не имели никаких документов — и предприятия, работающие исключительно официально со своими работниками, трудоустроить их просто не могли. Сейчас, по прошествии месяца, они прошли все необходимые процедуры, у них есть на руках все документы. Мы готовы принимать их на работу, если они хотят работать у нас и их квалификация соответствует тем специальностям, которые нам требуются.

Никаких, что называется, специальных программ трудоустройства, преференций у нас для временно перемещенных граждан Украины нет. И мы готовы брать их на работу ровно так же, как и всех остальных людей — соискателей, желающих работать. Некоторые из приехавших, что называется, «с руками» — есть примеры, люди устраиваются, работают, в целом довольны и востребованы.

Василий Маньковский — председатель украинской общины Набережных Челнов:

— Ждем ли мы прибытия людей? Откровенно говоря, я ничего не жду, но они едут, едут и едут. Каждый день одна-две семьи приезжают своим ходом. Почему-то сами беженцы в разговорах отмечают, что в Челнах лучше, чем в Казани. Хотя чем лучше, непонятно, везде одинаково.

Главное — это регистрация, получение статуса временного переселенца, с этими справками о предоставлении временного убежища уже можно устраиваться на работу. Разумеется, на работу люди уже устраиваются, хотя, конечно, есть такие, которые не горят желанием работать вообще. Мы будем с ними работать, убеждать — в любом случае поддержка не вечная, максимум три месяца будем помогать. По нашей линии мы работаем с теми, кто приезжает самостоятельно — в город приехали около 200 человек. Для нас главное — поддержать на начальном этапе, затем люди должны устроиться на работу, снять жилье, социализироваться на нашей территории. Пока времени прошло немного, поэтому рано говорить о результатах. Тем более что в основном приезжают женщины, дети, пенсионеры, мужчин немного, хотя тоже есть.

Гуманитарную помощь мы предоставляем всем, кто уехал в связи с событиями на Украине, но вообще внимание уделяем тем, кто ищет здесь жилье самостоятельно. Потому что для организованных групп по линии МЧС все-таки поддержки больше — жилье, питание, им помогает государство. Хочу отметить, что челнинцы и деньги перечисляют, и вещи, и продукты приносят для переселенцев, и бытовую технику.