ЖЕСТКО, НО В РАМКАХ ЗАКОНА

Сегодня в скандальную историю с процедурой досмотра девушек перед матчем «Рубин» — «Спартак» в Казани вмешался президент Татарстана Рустам Минниханов. Он согласился с позицией МВД, напомнив о неадекватном поведении фанатов красно-белых во время предыдущих игр между казанским и московским футбольными клубами.

«Предпринятые правоохранительными органами меры в период подготовки и проведения матча «Рубин» — «Спартак» были направлены на обеспечение безопасности зрителей на стадионе и на соблюдение порядка на улицах Казани и осуществлялись строго в рамках закона», — сказано в заявлении со ссылкой на Минниханова, размещенной сегодня утром на портале правительства РТ.

«Он [Минниханов] отметил, что МВД по РТ действовало в соответствии с решениями, принятыми в ходе еженедельных заседаний координационного совета правоохранительных органов республики, проводимых под председательством президента Татарстана. Рустам Минниханов подчеркнул, что действия силовых структур в данной ситуации были обусловлены неадекватным и вызывающим поведением некоторых футбольных фанатов во время предыдущих визитов в Казань, в частности, в преддверии матча «Рубин» — «Спартак», состоявшегося 20 апреля 2014 года», — отмечается в сообщении.

Рустам Минниханов подчеркнул, что действия силовых структур были обусловлены неадекватным и вызывающим поведением некоторых футбольных фанатов во время предыдущих визитов в Казань

Президент Татарстана заявил, что «и впредь, препятствуя нарушениям правопорядка и законности, МВД по РТ будет действовать жестко, но в рамках закона».

Пресс-секретарь президента РТ Андрей Кузьмин пояснил «БИЗНЕС Online», что усиленные меры безопасности могут кому-то показаться чрезмерными и это возмущение, с одной стороны, понятно, но болельщики «Спартака» сами дали повод полиции для проверок. Именно после последнего визита болельщиков красно-белых в Казань весной (тогда, напомним, толпа фанатов устроила настоящий погром на улице Баумана с зажженными файерами) и было принято решение на координационном совете о дополнительных мерах безопасности.

У полиции были основания для досмотра — одна из девушек выбросила предмет, похожий на файер
У полиции были основания для досмотра — одна из девушек выбросила предмет, похожий на файер

В ПОДТРИБУННОМ ПОМЕЩЕНИИ...

Скандальное откровение 25-летней болельщицы Екатерины Степановой появилось в сети после матча между «Рубином» и «Спартаком» 1 августа в Казани. В своем ЖЖ девушка заявила, что казанские полицейские во время предматчевого досмотра устроили болельщицам красно-белых пристрастный осмотр с раздеванием догола. По словам Степановой, досмотр проводили три-четыре сотрудника полиции. «Какая-то девушка при выходе говорит, что полиция заставляет раздеваться. Захожу в комнату, там заводят в клетку. Предлагают присесть на стул и снять обувь. Снимаю, надеваю. Сотрудник полиции говорит, что обуваться не надо, поскольку я должна встать босиком на сомнительного вида мат и раздеться», — написала Степанова.

Девушка отказалась раздеваться. На это ей ответили, что в таком случае на стадион она не пройдет. Полицейские сослались на некий приказ, который обязывает их раздевать болельщиц. Степановой удалось избежать унизительной процедуры: она до конца стояла на своем и отказывалась раздеваться. Однако другие болельщицы, которые хотели попасть на матч, снимали с себя все, даже нижнее белье. Из-за того что досмотр каждой болельщицы затягивался на 7 - 10 минут, собралась внушительная очередь. Сотрудница полиции в беседе с ней отметила, что стражи порядка обязаны проверять болельщиков для их же безопасности. Степанова сказала, что ходит на разные массовые мероприятия и впервые сталкивается с таким отношением. «Может быть, только в Республике Татарстан действуют подобные правила?» — недоумевает она.

Чуть позже ситуацию прокомментировал исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан. Он заявил, что сотрудники полиции перегнули палку, но инцидент был разрешен на месте. «Была получена информация, что некоторые сотрудники полиции перегибают палку при обыске девушек, заставляют тех раздеваться. На этот сигнал мы отреагировали оперативно, и та сотрудница полиции, которая такое допускала, была заменена», — сказал Чебан.

МВД ПО РФ: САМИ ВИНОВАТЫ

Сегодня в МВД России газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что они не комментируют слова Минниханова, а их позиция совпадает со словами представителя МВД по РТ. Ленар Давлетшин — заместитель начальника отдела пресс-службы МВД Татарстана, заявил вчера газете «БИЗНЕС Online», что у полиции были основания для досмотра — одна из девушек выбросила предмет, похожий на файер, поэтому для обеспечения безопасности было необходимо проверить всю группу. Кроме того, он также напомнил, что матчи между «Рубином» и «Спартаком» после прецедента, который произошел весной, относятся к категории опасных. Меры, которые предприняла полиция РТ, себя оправдали: во время матча полицейские не допустили ни одного правонарушения, были задержаны фанаты с нацистской символикой и в нетрезвом состоянии. Матч на Центральном стадионе посетили более 20 тыс. зрителей, в том числе более 4 тыс. болельщиков ФК «Спартак». В течение суток в полицию за различные нарушения были доставлены 136 футбольных болельщиков. По решению суда 24 правонарушителя из числа футбольных фанатов отправлены под административный арест на сроки от 2 до 15 суток. На самом стадионе нарушения порядка не было допущено, отметили в МВД по РТ.

Напомним, что аналогичная история произошла в декабре 2012 года в Казани. Тогда московские болельщики «Спартака» также заявили о некорректном досмотре полицией. Однако в МВД по РТ парировали: после жалобы присутствовать на процедуре пригласили директора столичного фан-клуба Олега Семенова, и никаких замечаний с его стороны не последовало. При этом в ходе досмотра полицейские изъяли файеры у нескольких человек, которые пытались пронести их под одеждой. Тогда конфликт на этом был исчерпан, на декабрьский матч приехали около 1 тыс. болельщиков «Спартака».

ДО ЦИВИЛИЗОВАННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БОЛЕЛЬЩИКАМИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЯМИ НАМ ДАЛЕКО

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ им. Туполева:

— Минниханов встал на сторону полиции, потому что это явный наезд на правоохранительные органы республики. Просто так эта информация не могла прозвучать по центральным каналам, значит, была отмашка, мол, нужно мягче относиться к болельщикам. А отмашка, на мой взгляд, была вызвана тем, что болельщики на Украине, в частности, играют очень большую роль в политике. И чтобы каким-то образом смягчить их напор на политические институты, федеральному центру нужно было каким-то образом пойти им навстречу. Это не могло понравиться нашим правоохранительным органам и руководству, потому что получается, что Татарстан неожиданно оказался в авангарде борьбы против того, чем занимается центр. Поэтому президент Татарстана был вынужден вмешаться и отбить эту атаку.

Уже не первый раз болельщики «Спартака» удивляют наше население оккупацией центральной улицы Баумана и свастикой. Мне непонятно, почему не возбуждаются уголовные дела по свастике, хотя есть соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Именно уголовные дела, потому что свастика — это уже все, предел. Таких болельщиков не должно быть в принципе. Нельзя объединять фанатское и нацистское движения, надо категорически отсекать всех нацистов от этого движения, причем делать это самым решительным образом. Русский нацизм не менее опасен, чем любой другой. Хорошо, что его пока не используют в политике ни правящие круги, ни оппозиция. Тем не менее нужно очень жестко бороться против нацистских тенденций. А воспитание предполагает разные способы, в том числе и кнут. У нас, к сожалению, нацизм процветает в фанатском движении. Спартак из эпохи рабов и гладиаторов, который боролся за свободу, и нацизм, который никакой свободы не предполагает, — совершенно противоположные несовместимые вещи, а у нас они, к сожалению, слились.

По поводу случая с раздеванием болельщиц во время досмотра лично я считаю, что правоохранительным органам нужно более тонко подходить к этому делу. Девушек, возможно, не обязательно было обыскивать так, чтобы раздевать догола.

Сергей Петрушин — психолог:

— Я думаю, что этот конфликт связан прежде всего с организацией самого досмотра. У каждого человека есть свое представление о персональной территории, в которую он не хочет никого пускать. Поэтому хотелось бы, чтобы досмотры делались без нарушения этих границ. Тогда и проблем бы не было.

Полицейские могли бы сказать, объяснить болельщикам, почему они так поступают, что есть информация о предполагаемой попытке пронести на стадион запрещенные предметы. Это нужно, чтобы люди знали, почему происходит такой досмотр. Наверное, возмущение было связано именно с тем, что им ничего не объясняли, а просто проверяли и все. И естественно, что люди возмущались. А если бы они людей информировали, если бы полиция предложила им позицию сотрудничества, когда обе стороны хотят, чтобы матч прошел без происшествий, тогда бы это вызвало понимание. А те люди, которые категорически отказывались бы от обыска, могли бы отказаться от него, но не попасть на матч. У людей был бы выбор. А полицейские, скорее всего, ничего не стали объяснять. Это и вызвало возмущение. Акцент надо было сделать не на то, что теперь такая практика будет всегда и везде, а на приглашение к сотрудничеству. Мне кажется, нашим органам власти надо шире освещать свои задачи, свои проблемы. Это, безусловно, вызовет понимание.

Сергей Сергеев — профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:

— Я в курсе этой ситуации и читал блог девушки, которая подверглась досмотру… Но я бы вопрос поставил так: имели ли право сотрудники полиции делать то, что они делали? Если они действовали в рамках своих полномочий, тогда пускай предъявят внутриведомственные инструкции, согласно которым женщинам-полицейским можно залезать в интимные места досматриваемых. Есть такие инструкции?

Вероятно, инструкции есть, но там должно указываться, в каких случаях это можно делать, а в каких — нельзя. У меня есть большое подозрение, что неопубликованные инструкции не имеют юридической силы.

И второй вопрос: насколько было уместно в этой ситуации применение данных инструкций? Ведь когда одна из девушек отказалась проходить эту процедуру, в итоге ее пропустили без досмотра! Но раз пропустили, значит, полицейские сами нарушили свою внутриведомственную инструкцию или превысили свои полномочия при досмотре других девушек! По моему мнению, этот конфликт нужно рассматривать сугубо в юридическом плане.
И то, что было сделано, довольно бессмысленно. Есть масса способов пронести файеры на стадион помимо досмотра. По моему мнению, этот досмотр должен был стать некоей акцией устрашения для болельщиков «Спартака». Поэтому часть девушек и пропустили без досмотра. Потому что эти действия проходили для галочки, чтобы отчитаться перед начальством о том, что было сделано все, что требовалось.

Кроме того, меня немного удивили резкие комментарии части читателей «БИЗНЕС Online», которые склонялись к правовому беспределу. По их мнению, если человек когда-то что-то нарушил, то с ним можно делать все что угодно. Не только досматривать, но и делать то, что делали полицейские в ОП «Дальний» Так мы далеко зайдем. Это не наш метод.

Максим Парфенов (Gizmo) — редактор сайта болельщиков «Рубина» fcrubin.ru:

— Фанаты «Спартака» — это не выпускники Института благородных девиц, но разве презумпции невиновности для фанатов у нас не существует? Если ты приехал в другой город, чтобы поболеть за свою любимую команду, то являешься потенциальным преступником? Давайте тогда, например, всех посетителей кинотеатра также обыскивать, ведь есть те, кто проносит еду и напитки, купленные не в баре кинотеатра, а это не разрешено. Что же до итогов этой истории, то не думаю, что она чем-то закончится, до нормальных цивилизованных отношений между болельщиками и правоохранителями нам по-прежнему очень далеко.

Виктор Носов — руководитель фанатского движения «Рубин Hurts»:

— Что же до заявления президента Татарстана, то об этом надо говорить, имея видеоподтверждения. Если полиция выкручивала руки — это одно, если вежливо просила фанатов, то Рустам Нургалиевич абсолютно прав.
Но в любом случае я против раздевания болельщиков, будь то женщины или мужчины, независимо от пола. Я за то, чтобы на стадионе могли вычислять конкретные деструктивные элементы. Если достал кто-то файер, бросил или готовится бросить, то его как можно быстрее необходимо вывести с трибун. Что касается спокойной ситуации на трибунах, то ради нее можно дойти до абсурда. Вообще никого не пускать на матчи, и тогда на стадионах будет спокойная, умиротворяющая атмосфера. Я все-таки за поиск золотой середины.