Вячеслав Улитин из совхоза «Буревестник» Чистопольского района РТ ни секунды не колебался в выборе названия своего автотранспортного предприятия. Начав бизнес с трех старых автобусов, за 10 лет он построил компанию, ставшую одним из крупнейших пассажирских перевозчиков с парком свыше 100 машин, обслуживающих транспортом мероприятия не только республиканского масштаба, но и международного — автобусы Улитина «работали» на Универсиаде и Олимпиаде, обслуживают туры по России и Европе. О том, с какими сложностями сталкиваются водители на крупных мероприятиях, почему им запрещено высаживать иногородних пассажиров около гостиниц, а также о других особенностях транспортного бизнеса Вячеслав Улитин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».
Вячеслав Улитин начинал свое дело с трех старых автобусов |
«АВТОБУСЫ «БУРЕВЕСТНИКА» НЕ СЧИТАЮТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ТРАНСПОРТОМ»
— Вячеслав Михайлович, 10 лет автобусы «Буревестника» колесят по российским дорогам. Штрафы ГИБДД у вас еще в отдельную статью расходов не выделены?
— Они у нас на строгом учете. Нами издан приказ: за нарушение скоростного режима свыше 20 километров водитель подлежит увольнению. Все штрафы регулярно погашаются, так как в любой момент автобус могут остановить на КПП, не хочется краснеть перед пассажирами. Если штраф по вине водителя, то сумма удерживается из его заработной платы.
Но мы в плане штрафов сталкиваемся с другой проблемой — автобусы «Буревестника» не считаются общественным транспортом. Если мы везем людей из другого города и останавливаемся около гостиницы, чтобы высадить пассажиров, нам выписывают штраф. А если наш вахтовый автобус подъезжает к остановке, чтобы забрать человека на работу, нас также могут оштрафовать. А человек же не будет на среднюю полосу выбегать к автобусу. Наш транспорт считается коммерческим, и появляющиеся вследствие этого штрафы мы оплачиваем либо сами, либо вместе с заказчиком и ничего с этим сделать не можем.
— Тем не менее вы продолжаете вести свой бизнес и ухитряетесь развиваться. За счет чего?
— Все заработанные средства пускаем на развитие предприятия. И я пассажирский автотранспорт никогда не считал и не буду считать бизнесом. Бизнеса в пассажирском транспорте нет, это круглосуточная работа. Начнем хотя бы с того, что сначала надо приобрести автобус. Сегодня стоимость автобуса туристического класса варьируется от 7 до 10 миллионов рублей. Если брать автобус в кредит или в лизинг и учесть стоимость горюче-смазочных материалов, затраты на ремонт и запасные части, то он и вовсе получается у нас золотым. А выхлоп копеечный. Чтобы оправдать стоимость автомобиля, надо 7 - 8 лет работать. Об устойчивой прибыли даже речи быть не может. Разумеется, в Москве и Санкт-Петербурге с пассажирскими перевозками картина иная, но там и оборотов больше.
«НАША КОМПАНИЯ НАЧАЛАСЬ С ТРЕХ СТАРЫХ АВТОБУСОВ»
— С чего начиналась компания «Буревестник»?
— Осенью 2004 года твердо решил основать свое дело, и я не просто занялся транспортом, а обосновался в той нише, которая на тот момент была свободна. К 2000 году эта часть рынка практически исчезала. И вот мы приобрели три далеко не новеньких автобуса туристического класса корейского производства. Так что наша компания началась вот с этих трех старых автобусов. Но в них были кондиционеры, видеосистемы — тогда это все удивляло и спросом стало пользоваться сразу. На татарстанском рынке уже была потребность в транспорте туристического класса.
Вячеслав Улитин: «Наш транспорт считается коммерческим, и появляющиеся вследствие этого штрафы мы оплачиваем либо сами, либо вместе с заказчиком и ничего с этим сделать не можем» |
— А откуда такое название «Буревестник»?
— Я родился и вырос в Чистопольском районе, совхозе «Буревестник». В честь малой родины и назвал компанию и ни секунды не колебался с выбором названия.
— Почему была определена именно эта сфера для организации собственного дела?
— Так-то я много чем в жизни занимался: и асфальт укладывал, и прорабом работал на стройке, и инженером коммунального хозяйства был. Но 25 лет назад я пришел на работу именно в пассажирский автотранспорт.
— В каком объеме вам потребовались первоначальные вложения?
— И свободного рубля не было, все вкладываемые средства заемные. Потребовался кредит в 2,5 миллиона рублей. Потом снова брали кредиты, уже на развитие. Сначала у нас была небольшая команда: два моих близких товарища, главный бухгалтер, работник отдела эксплуатации — со мной нас было всего пятеро и три водителя соответственно. А на сегодняшний день «Буревестник» — это уже несколько компаний со штатом более 300 человек.
— Сколько сейчас всего предприятий?
— Всего 6. Одна компания «Буревестник» выполняет в том числе и госзаказы, поэтому работает с НДС, другая на упрощенке. Более двух лет назад арендовали автовокзал «Южный». Для этого другая компания потребовалась — «Автовокзал «Буревестник». В Новошешминске также взяли автовокзал в аренду. У нас вообще есть маршруты во всех направлениях нашей республики.
Из последнего у нас появилась туристическая компания «Буревестник». Проведя анализ за 8 лет, пришли к выводу, что туристические компании имеют определенный доход за счет перевозчика, и решили создать турфирму. Сейчас выполняем роль оператора: предоставляем туристические услуги по Казани и за пределами Татарстана. Этим занимается отдельно сформированный молодой коллектив. Я делаю ставку только на молодых людей, так как у них шире взгляды, совсем другой подход к делу, есть видение развития компании. Средний возраст в туркомпании — 24 - 26 лет. Среди водителей — 38 - 42 года.
«В селе Усады Лаишевского района у нас 2 с небольшим гектара» |
«НА УНИВЕРСИАДЕ ЗАРАБОТАЛИ 69 МИЛЛИОНОВ, НА ОЛИМПИАДЕ — 150 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
— Вы были перевозчиком Универсиады, потом ваши автобусы уехали на Олимпиаду. На сколько машин увеличился автопарк к студенческим Играм?
— Компанией «Буревестник» было приобретено 125 автобусов Hyundai, 7 автобусов марки MAN и 6 микроавтобусов Mercedes. Весь транспорт был забрендирован сначала символикой Универсиады, затем собственными силами был проведен демонтаж для того, чтобы была нанесена символика Олимпиады. Брендирование как для Универсиады, так и для Олимпиады осуществлялось за счет транспортной дирекции Олимпийских игр.
— Дирекция Олимпийских игр курировала оба тендера больших спортивных мероприятий?
— Отдельный тендер проводился для Универсиады, отдельный — для Олимпиады. И все договора заключались через транспортную дирекцию Олимпийских игр, откуда и распределялись финансовые потоки.
— Какие транспортные компании вы обошли в тендере, проводимом к Универсиаде?
— Понятия не имею. Наверное, мы выиграли исходя из того, что у нас больше опыта в плане заказных перевозок и в плане обслуживания. Но мы были не единственными перевозчиками. Буквально по несколько автобусов было от ПАТП №1, Нижнекамское, Альметьевское, Черемшанское АТП.
А вот в Сочи было три официальных перевозчика: «Мострансавто» — 700 единиц техники, 100 автобусов было от питерской компании и у нас 154 машины, но в общей сложности нами было задействовано свыше 500 единиц и свыше тысячи человек только водительского состава, потому что еще обслуживали и различных партнеров Олимпийских игр.
К Универсиаде компанией «Буревестник» было приобретено 125 автобусов Hyundai, 7 автобусов марки MAN и 6 микроавтобусов Mercedes |
— Сколько вложений от вас потребовалось?
— Автомобили марки Hyundai приобретались в лизинг, по которому правительство Татарстана безвозмездно выделило 20 процентов от стоимости каждого автомобиля на первоначальный взнос, оставшуюся сумму мы сейчас выплачиваем. В среднем стоимость одного автобуса марки Hyundai составляет 6 миллионов рублей. Если прикинуть, получается, что общая сумма всего парка — примерно 830 миллионов рублей.
— А сколько вы заработали на Универсиаде и Олимпиаде?
— На Универсиаде заработали 69 миллионов, на Олимпиаде — 150 миллионов рублей. Конечно, хотелось заработать побольше. Наверное, организаторами не до конца была просчитана логистика количества транспортных средств. Мы договора составляли на одну сумму, но с учетом экономии выходили на другую, не было того объема.
«МЫ ПОДОБРАЛИ СВЫШЕ 370 ЧЕЛОВЕК»
— С какими сложностями было сопряжено обслуживание крупного спортивного мероприятия у нас здесь в Казани?
— На Универсиаде порой практически на ходу менялся график работы из-за смены расписаний мероприятий, прибытия гостей в аэропорт. Около 45 автомобилей работало 24 часа в сутки. И потом у нас свои водители могли либо заболеть, либо вовремя не подойти, что случалось, конечно, редко, но и от этого тоже что-то переигрывалось. Единственное, если человек отработал 16 часов, то ему надо полноценно отдохнуть 14 - 16 часов, случалось, что вместо этого он отдыхал всего лишь 10 - 12 часов, но по две смены никто никогда не работал.
— А как ситуация складывалась в Сочи?
— Для Сочи состав водителей был набран за короткий период времени. Некоторые водители терялись во всех этих новых развязках. Конечно, неприятно, когда водитель делает лишний круг, прежде чем вернуться в пункт назначения. Мы привыкли, к великому сожалению, говорить о человеческом факторе, но от него никуда не уйдешь. Хотя в каждом автомобиле были и навигаторы, и схемы маршрутов, каждый автобус ездил по определенной схеме. Просто кто-то сразу запоминает маршрут, а другому нужно несколько раз по нему проехать.
«Дефицит водительских кадров мы не испытывали в отличие от других транспортных предприятий» |
— Сколько водителей потребовалось дополнительно принять на работу? С подбором кадров возникли трудности?
— Вообще, каждый уважающий себя житель республики был горд, что у нас проводятся такие мероприятия, и очень многие хотели быть причастны к этим событиям, поэтому дефицит водительских кадров мы не испытывали в отличие от других транспортных предприятий, которые в принципе ведут постоянный поиск сотрудников через объявления. Только к Олимпиаде мы подавали заявки. И то мы пошли на такой шаг, потому что 28 декабря от транспортной дирекции поступила заявка по обслуживанию 156 «крафтеров» и уже 6 января нам надо было отправить 50 человек. За все время подготовки к спортивным мероприятиям мы подобрали свыше 370 человек. Обращались к организациям, у которых в штате есть водительский состав с категорией Д. Проводили собеседование с каждым водителем, а потом была обязательная стажировка.
— Вы говорите, что вообще не ощущаете дефицита кадров, тогда как с этой проблемой сталкиваются все, тем более в сфере транспортных перевозок...
— У нас хорошее отношение к персоналу, и потом немаловажна финансовая сторона, и у нас строгая дисциплина и кругом чистота. Либо человек меняется под наши требования, либо он уходит. Но текучка водительского состава максимум составляет 3 процента.
У нас есть график работы водительского состава, есть норматив рабочего времени. Мы стремимся, чтобы не было переработок и недоработок, что один по 70 тысяч получает, а другой и до 15 тысяч рублей не дотягивает.
— А средняя зарплата водителей какая?
— 35 тысяч рублей.
«ВСЕ ПЫТАЮТСЯ СЭКОНОМИТЬ ХОТЬ НА 100 РУБЛЕЙ»
— Какую долю у вас занимает госзаказ?
— В свете проведенных мероприятий доля, безусловно, возросла и доходит, пожалуй, до 50 процентов. Наряду с этим мы работаем со всеми министерствами и ведомствами: и с МВД, ФСБ, минкультом, минлесхозом — да со всеми работаем. Без ложной скромности, ни одно хоть сколько-нибудь крупное мероприятие, будь то выездное совещание или Сабантуй, не обходится без нашего участия.
— По туристическим направлениям какова география вашей компании?
— Объездили все СНГ и всю Европу, у нас есть международная лицензия. Так что в наличии туристические автобусные туры по России и Европе.
— Вы занимаетесь и вахтовыми перевозки. Какие предприятия вы обслуживаете?
— Основной заказчик — международный аэропорт Казань. Для них в день выезжает по 12 автомобилей. Возим на работу и с работы сотрудников Росреестра.
— Какие у вас тарифы?
— Мы проводили анализ уровня цен других перевозчиков, у нас не выше и не ниже. Есть гибкий подход в ценовой политике: в летнее время — 1300 рублей за час работы по городу, в зимний период тарифы снижаются. Вести речь о повышении тарифов с учетом роста цен на горюче-смазочные материалы и запасные части не приходится. К сожалению, обстоятельства диктуют свое. И не каждый заказчик выбирает хорошего перевозчика. Все пытаются сэкономить хоть на 100 рублей, а результат порой трагический.
— На сколько оцениваете рентабельность «Буревестника»?
— На уровне 5 процентов, да и то не всегда получается.
«На сегодняшний день «Буревестник» — это уже несколько компаний со штатом более 300 человек» |
— Сколько составила совокупная выручка за прошлый год?
— Наверное, 150 миллионов рублей. Но на такую сумму мы вышли из-за крупных мероприятий. В среднем в летний период выходит от 14 до 16 миллионов в месяц. Зимой выручка падает на 40 - 45 процентов. Все зависит от объема заказов. Если есть серьезный заказ, где задействовано по 80 - 90 автомобилей, то прибыль идет. А так каждый день у нас меняется объем заказов. Сегодня всего 27 машин на линии. В другой день может быть 70.
— Сейчас сколько у вас машин в парке?
— 102 автобуса, не считая легковых. После крупных спортивных мероприятий 50 с лишним машин сдали республике для спортивных клубов. До Универсиады у нас было 50 машин.
— Какую марку предпочитаете?
— Hyundai — отличный подвижной состав. За время проведения двух крупных мероприятий по технической причине не вышел из строя ни один автомобиль. Это из той же серии, как и данная история: когда Генри Форду задали вопрос, какой самый лучший автомобиль, он ответил: «Новый».
— У вас есть и своя база?
— Да, в селе Усады Лаишевского района у нас 2 с небольшим гектара. За год благоустроили территорию: асфальт положили, произвели ремонт цехов, вспомогательное помещение оборудовали, а также диспетчерскую, административно-бытовой комплекс. С нуля построили моечный комплекс.
— Выкупить территорию не планируете?
— Это непросто, хотя было бы экономичней. Так, у нас вместе с обслуживанием в месяц уходит минимум 600 тысяч рублей на аренду. Еще у нас есть офис на улице Петербургской, где сейчас заканчивается ремонт, там будет располагаться туркомпания «Буревестник». Будем это направление развивать, возможно, и общая рентабельность повысится.
«ВОДИТЕЛИ МОГУТ И БЕЗ ГИДА РССКАЗАТЬ О КАЗАНИ»
— Каждый ваш водитель — лицо компании. Какие требования вы им предъявляете? Могут ли они понять иностранца или сказать, мимо какого памятника проехали?
— Проблема водителей — знание иностранного языка. Что касается туристических поездок, в салоне автобуса всегда есть гид, знающий иностранные языки. Но я прекрасно знаю, что 50 - 60 процентов наших водителей могут и без гида рассказать про достопримечательности Казани. За 9 с лишним лет водительский состав уже все выучил. А основное требования к водителям — культура общения.
Наши водители возят и известных людей, звезд эстрады, и знают, как себя вести в той или иной ситуации. Они всегда готовы пойти навстречу людям, которые находятся в салоне, независимо от того, звезда это или обычный житель. Мы воспитываем водительский состав в том направлении, что заказчик всегда прав. Им нельзя вступать в перебранки.
«У нас хорошее отношение к персоналу, и потом немаловажна финансовая сторона, и у нас строгая дисциплина и кругом чистота» |
— Водителей с маршрутных автобусов на работу принимаете?
— На сегодняшний день транспортные предприятия испытывают голод в водительском составе, нагрузка на водителей маршрутных перевозок и наших, в сущности, отличается. У нас, возможно, труд чуть легче. У них и так дефицит. Если я еще буду переманивать их, нехорошо.
— Дождь, снег, гололед — погодные условия не отменяют работы ваших водителей. Несчастные случаи были?
— В феврале было крупное происшествие в гололед и туман. Следствие и по сей день идет. Трудно выявить, кто прав, кто виноват — автобус в тумане уже попал в свалку разбитых автомобилей. В этом ДТП погибло два человека.
Безопасность дорожного движения на первом месте. На сегодняшний день все автомобили оснащены видеорегистраторами — камеры дают картинку и с салона, и с дороги. Все машины оснащены тахографами — электронные карты, на которые записываются все действия водителя. На всех автомобилях установлен ГЛОНАСС марки «Гранит». Также есть усиленный контроль со стороны медработников. Кроме наличия у водителя медсправки мы просим их периодически проходить обследование. Техническое состояние авто отслеживается очень строго.
— Вы сами обслуживаете свои машины, а сторонние компании к вам обращаются?
— Да, у нас своя ремонтная база, имеется собственная мойка автобусов и большегрузного транспорта. А среди клиентов много частных перевозчиков и других предприятий. Весь свой парк мы ремонтируем своими силами, а если что-то серьезное, тогда отправляем в специализированные центры.
Автобус никогда не отдается на откуп водителю. Он даже и не знает, что его машина прошла ТО. Все делается согласно заранее определенному графику. С водителя спрос только как с водителя.
«ПРОСТО ТЕЛЕЗРИТЕЛЕМ БЫТЬ НЕЛЬЗЯ»
— С кем вы конкурируете?
— Ни с кем. Кто для меня конкурент в заявках на 50 - 60 автобусов?
— Как дальше планируете развитие «Буревестника»?
— Передать бразды правления молодому поколению. Мы с ними регулярно встречаемся, обсуждаем ту или иную тему, и я делаю определенные выводы. Хочу, чтобы молодое поколение для себя видело успех в дальнейшем развитии, было заинтересовано в продвижении на рынке. Где-то им подсказываю, а в остальном только поддерживаю, просто телезрителем быть нельзя.
— Такая позиция в отношении молодежи встречается все-таки нечасто.
— А я не думаю, что у нас вся молодежь плохая, как о ней привыкли говорить. И порядочных, умных, дисциплинированных, образованных людей немало.
«ОБОРОТОВ В КРИЗИС НЕ СБАВЛЯЛИ»
— С чем вы столкнулись в кризис 2008 года?
— Немного сложнее было брать кредиты на обновление подвижного состава, но мы своих оборотов в кризис не сбавляли. Объем работы у нас из года в год увеличивается. К тому же мы анализируем ситуацию каждую неделю. Но в целом на рынке была небольшая стагнация.
— Сколько составляет ваша нынешняя кредитная нагрузка?
— В пределах 500 миллионов рублей.
— С какими рисками вы сталкиваетесь?
— Некоторые не выдерживают такой нагрузки. Не только водители, но и инженерный состав, и бухгалтеры. Не все граждане готовы к таким условиям работы. Например, выходить на работу и в выходные, когда требуется. Вот с этим я постоянно сталкиваюсь.
— Но вы рассуждаете с позиции собственника компании.
— Транспорт — это в любом случае круглосуточная, круглогодичная работа. Здесь неответственного отношения быть не может ни с чьей стороны.
«Для Сочи состав водителей был набран за короткий период времени. Некоторые водители терялись во всех этих новых развязках» |
— По вашему мнению, с какими проблемами сталкивается отрасль?
— В междугородних и пригородных перевозках необходимо наводить порядок. Никакого существенного контроля за этими перевозчиками не ведется. У нас пассажиров забирают чуть ли не с подъезда. Требования должны быть ко всем одинаковые. Например, кассир вокзала должен выдавать билеты только при наличии документов, удостоверяющих личность, иначе штраф — как минимум 20 тысяч рублей. А есть народные вокзалы: Советская площадь, ЦУМ — и за их деятельностью никто не следит.
Непонятно, почему в сфере автотранспорта допустимо, что тот, кто захотел, приобрел автобус и начал людей возить. Так не должно быть. Для решения этой проблемы сейчас создается комитет с участием представителей МВД, ФСБ, минтранса, Ространснадзора.
«В ОТПУСКЕ ПОСЛЕДНИЙ РАЗ БЫЛ В 1997 ГОДУ»
— Вячеслав Михайлович, расскажите о себе. Где вы учились?
— В 80-м году впервые приехал в Казань. Должен был поступать в КИСИ, но так получилось, что меня никто не встретил, и вместо строительного института я попал в строительный техникум в Дербышках. А когда приехал туда, уже был первый час дня, а автобус в район уезжал в третьем часу. У меня не было выбора, и я сдал документы в Казанский строительный техникум. Поступил, потом стройотряд, служба в армии в погранвойсках. Тогда у меня были мысли, что профессия строителя всю жизнь будет востребована. После техникума у меня было распределение в Монголию, но наш поток Москва не пропустила. Работал в тресте «Камремстрой», в исполкоме, в министерстве жилищно-коммунального хозяйства, а в 1989 году пришел в пассажирский транспорт. Затем в 2002 году закончил заочно Московский юридический институт.
«Я заканчиваю в «Буревестнике» строительство храма. В прошлом году 13 сентября заложили фундамент» |
— Расскажите о своей семье.
— Дочь у меня три года назад переехала вместе с мужем в Москву. Она юрист по образованию, работает в юридическом отделе банка. Супруга сейчас занимается домашними делами. Родители живут на родине. Я заканчиваю в «Буревестнике» строительство храма.
— На родине вас попросили построить храм?
— Об этом не просят. Надо к этому духовно прийти. В прошлом году 13 сентября заложили фундамент.
— Чем любите заниматься в свободное время?
— Свободного времени у меня нет. В отпуске последний раз был в 1997 году. Я человек, который не останавливается на достигнутом, и отдыхать я не умею. Иногда с внучкой играю в бильярд, когда она на каникулы приезжает.
— И наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса?
— Быть честным, справедливым, порядочным и у себя же не воровать, отдавать людям и вкладывать в развитие.
Визитная карточка компании
Транспортная компания «Буревестник» создана 4 ноября 2004 года. Основной вид деятельности компании — организация и осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом в междугородном, межобластном и международном сообщении.
Уставный капитал — 10 тыс. рублей.
Выручка за 2013 год — 150 млн. рублей.
Общее количество сотрудников по группе — 300 человек.
Учредитель — Вячеслав Улитин (100%).
Визитная карточка руководителя
Вячеслав Улитин
Дата и место рождения: 25 августа 1963 года, Чистопольский район, совхоз «Буревестник».
Образование: Казанский строительный техникум, Московский юридический институт.
Семейное положение: женат, есть дочь.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.