Сегодня стали известны подробности утвержденной кабмином РТ масштабной госпрограммы по развитию туризма в республике до 2020 года. Она будет разбита на два этапа, а ее бюджет составит немалую сумму — 1,8 млрд. рублей. Ожидается, что через 6 лет Татарстан будут посещать более 3 млн. человек в год, большое внимание в программе уделено продвижению туризма в интернете, разработке слоганов и прочих имиджевых моментов. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что в составлении подобных программ должно участвовать общество, отмечают трудность выделения приоритетов, поскольку отрасль требует целого комплекса мероприятий, и опасаются, что не будет прозрачности в расходовании средств.
Сергей Иванов получил карт-бланш и большой кредит доверия |
ПОТОК В 3 МИЛЛИОНА
В Татарстане утверждена государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 гг.». В перечень госпрограмм республики она была включена еще в апреле этого года. Сейчас утвержден бюджет программы, заказанной и разработанной госкомитетом по туризму РТ — до 2020 года он составит 1,8 млрд. рублей. Отметим, что такая внушительная сумма означает, что совсем недавно назначенный главой комитета по туризму Сергей Иванов получил карт-бланш и большой кредит доверия: еще никогда на развитие данной отрасли не утверждалось таких цифр. А в начале месяца стало известно, что комитет займет уникальное место — переедет в дом купца Чукашева на улице Горького.
Средства из бюджета республики составят более 1 млрд. рублей. Остальное, как предполагается, поделят между собой муниципалитеты и внебюджетные источники. Программа разбита на два этапа — 2014 - 2017 и 2018 - 2020 гг. В 2014 году на реализацию мероприятий программы планируется направить 98,3 млн. рублей.
Из документа следует, что к 2020 году турпоток в республику увеличится до 3,3 млн. человек, в 2014 году этот показатель должен составить 1,8 млн. человек. Отметим, что в 2013 году поток в Татарстан составил 2,1 млн. человек — скачок произошел благодаря Универсиаде. Выходит, что к 2020 году он увеличится более чем в два раза. А объем платных услуг населению должен через 6 лет составить 15,4 млн. рублей, в этом году — 8,9 млн. рублей (по итогам 2013 года — 2 млн. рублей). Ожидается, что прирост рабочих мест в сфере туризма и околотуристской сфере Татарстана за период реализации программы составит порядка 20 тыс. человек.
Что касается России, то туризм включен как подпрограмма в госпрограмму «Развитие культуры и туризма». Общий объем финансирования на 2013 - 2020 гг. составляет 865,2 млн. рублей, из них на развитие внутреннего туризма — 786 млн. рублей, а внешнего — 79 млн. рублей.
Получить оперативный комментарий по программе в госкомитете по туризму РТ не удалось. Однако ранее Иванов заявлял, что в основе программы будет лежать разработка австрийской компаниb Kohl&Partner, которая в черновом варианте была впервые представлена еще год назад. Интересно, что эта же компания готовила стратегию развития туризма для РТ и раньше — еще в 2007 году.
СЛАБАЯ КУХНЯ И ОТСУТСТВИЕ ЛОУКОСТА
Программа состоит из 18 страниц. В ней отмечается, что к основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести конкуренцию, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития общества.
Среди проблем, влияющих на развитие туризма, указано, что неудивительно отсутствие low-cost-перевозчиков, высокий физический износ воздушного парка. По железнодорожному направлению проблемы, судя по программе, — в низком сервисе на ряде направлений, физическом износе подвижного состава и сложной системе организации групповых туристских маршрутов.
Из проблем организации питания упомянуто слабое развитие татарской национальной кухни. Другие проблемы туристской индустрии республики: недостаточная информированность о Татарстане как туристском направлении; недостаточно активное продвижение туристского потенциала республики на мировых и региональных туристских рынках; недостаточное разнообразие конкретного туристского продукта; недостаточное количество организованного туристского транспорта; слабое использование возможностей туризма выходного дня; недостаток событийного туризма и т.д.
В качестве решения проблем предлагается использовать механизм государственно-частного партнерства.
АВТОКЛАСТЕРЫ И ВЫСТАВКИ
Программа предполагает решение 5 задач: формирование благоприятного туристского имиджа республики, увеличение объема и разнообразия предоставляемых туристских услуг населению; развитие туристско-рекреационного комплекса Татарстана; формирование конкурентоспособного туристского продукта; повышение качества республиканского туристского продукта, уровня гостеприимства при обслуживании туристов на объектах индустрии туризма; совершенствование госполитики в сфере туризма и гостеприимства.
Для решения задач госкомитет по туризму планирует участвовать в специализированных выставках, а также организовывать республиканские конкурсы, чтобы определить перспективные туристские проекты, программы и маршруты. Также планируется комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров. Они должны будут активизировать вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.
Структурообразующие функциональные элементы программы — туристско-рекреационные кластеры «Казань», «Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Берега Елабуги», «Свияга-Лэнд», «Камская жемчужина», «Нижняя площадка пгт. Камские Поляны», «Новая Тура», «Смарт Сити Казань».
Кроме этого, предусмотрено проектирование и создание автотуристических кластеров, которые будут располагаться вблизи федеральных трасс. Для данной задачи будут использованы как средства бюджета, так и инвесторов.
Чтобы местный туристский продукт стал конкурентоспособным, предполагается сформировать туристский бренд. Чтобы повысить сервис, госкомитет предлагает исследовать рынок, мониторить туристские услуги, формировать статистику туризма. Внимание уделено и подготовке кадров.
СКОЛЬКО И НА ЧТО?
В программе на 24 страницах довольно подробно расписано, сколько средств и на какие задачи будет выделено.
Так, на формирование благоприятного туристского имиджа республики и увеличения объема услуг населению ежегодно будет тратиться по 12 млн. рублей. Разработка логотипа и формирование брендбука потребуют почти 4 млн. рублей до 2020 года.
В 2014 году на Болгар, в том числе на разработку концепции, логотипа, слогана будет выделено 1,3 млн. рублей. Столько же — для Свияжска. Казани же до 2020 года потребуется 4,5 миллиона. В программе подробно расписано, сколько средств будет выделено (разово) практически каждому из районов Татарстана.
Будет оказываться господдержка, в том числе предоставление субсидий организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости в сфере туризма — 58 млн. рублей. На открытие и обеспечение деятельности некого конгресс-бюро для развития делового туризма в РТ выделяется почти 10 млн. рублей до 2020 года.
Значительная сумма направится на увеличение присутствия туристских возможностей в интернете — 84 млн. рублей. На эти деньги будет существовать и продвигаться сайт по туризму, созданы мобильные приложения и сервисы (почти 8 млн. рублей), обеспечиваться существование call-центра.
В 2014 году на Болгар, в том числе на разработку концепции, логотипа, слогана будет выделено 1,3 млн. рублей |
На распространение рекламно-имиджевых материалов о туризме выделено 330 млн. рублей до 2020 года (проведение передвижных презентаций, спецпроекты для журналистов и блогеров, размещение информации в СМИ, организация международных встреч и др.). Сюда же отнесено проведение ежегодных авто- и велопробегов Казань-Свияжск и Казань-Болгар.
На исследования рынка будет израсходовано 34 млн. рублей, на работу с кадрами — 8 млн. рублей.
Создание системы современной туристской навигации предполагает расходы только в 2015 году — 29 млн. рублей. Для жителей Татарстана также есть интересная строка — на повышение лояльности населения к туристам и туризму до 2020 года планируется выделить 33 млн. рублей.
На совершенствование госполитики в сфере туризма и гостеприимства планируется выделить 102 млн. рублей.
Создание системы современной туристской навигации предполагает расходы только в 2015 году — 29 млн. рублей |
ИДЕИ НА БУМАГЕ
Отметим, что в программе развития туризма мы не смогли обнаружить каких-либо крупных проектов, к которым было приковано внимание общественности в последние месяцы. Это, например, проект строительства канатной дороги. Речь идет о строительстве пассажирской галереи с траволатором от станции метро «Кремлевская» до железнодорожного вокзала «Казань-1» и канатной дороги от НКЦ «Казань» до ГРК «Ривьера» через Казанку. Нет и каких-либо крупных проектов наподобие того же аквапарка, который сейчас обеспечивает большую часть турпотока в Казани.
Кстати, когда в апреле этого года наша газета писала о мастер-плане развития туристической отрасли в Татарстане, подготовленном Kohl&Partner, одним из интересных предложений австрийцев было строительство 100-метровой «Волжской башни». Но, судя по программе, госкомитет по туризму счел этот проект слишком нереалистичным.
Кстати, помимо данной программы, собственная программа по туризму появится и у Казани. Об этом нашему изданию рассказала Евгения Лодвигова, председатель комитета внешних связей и туризма мэрии Казани. По ее словам, есть надежда, что программа станет поддержкой для развития туризма в городе. Принята она будет осенью.
«НУЖНО ОТСЛЕЖИВАТЬ РАСХОДЫ»
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» утвержденную программу.
Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:
— Гражданское общество должно участвовать в таких программах в любом случае. Это будет способствовать эффективности расходования выделенных на программу средств.
Что касается приоритетов программы, думаю, здесь нельзя что-то выделить конкретно. Реализация госпрограммы по развитию сферы туризма — это комплекс мероприятий. Если говорить о развитии системы подготовки кадров, стоит отметить, что всегда нужна практика. В госпрограмме должно быть предусмотрено, чтобы кадры готовились не на бумаге, а на деле проходили практику. Тогда из них получатся специалисты. Этот процесс нужно обязательно контролировать.
Планируется издавать материалы для туристов, при этом на сегодняшний день достаточно многих рекламных буклетов выпускают по Казани и Татарстану. Возможно, нужны какие-то дополнительные рекламные материалы по районам Татарстана, потому что они богаты потенциалом, но, к сожалению, их потенциал полностью не раскрывается. Эти рекламные материалы нужно презентовать на российских и международных выставках.
При реализации программы, на мой взгляд, в первую очередь нужно следить за эффективностью расходования выделенных на нее денег. Вопрос не в том, сколько выделяется средств, а насколько они эффективно используются и что получается в результате. Этот момент нужно обязательно отслеживать и сопоставлять расходы и эффективность, которая выходит из потраченных средств.
Рамиль Мифтахов — генеральный директор туристического агентства «Персона грата»:
— Когда эта государственная программа составлялась, она составлялась на основании мастер-плана австрийской компании по развитию внутреннего рынка туризма. Эта австрийская компания, безусловно, привлекала внутренние туристические компании своими предложениями: делала презентации, выслушивала пожелания, изменения — все это было учтено в разработке программы. Поэтому я думаю, что в итоговый документ госпрограммы лег разработанный мастер-план австрийской компании, и все тонкие моменты, связанные со спецификой татарстанского туризма, там учтены.
Думаю, приоритеты программы соответствуют международным, и все этапы развития, описанные в программе, также соответствуют современным реалиям.
Что касается суммы финансирования, трудно сказать, достаточно или недостаточно средств будет выделено на реализацию программы. Она будет реализована, и на выходе будет видно, какой будет результат. Можно потратить миллиард и получить низкую эффективность, а можно потратить меньшую сумму и получить хороший результат на выходе.
Альмир Сабитов — учредитель туркомпании «Аль-Барро»:
— На бумаге программа по развитию сферы туризма существует, а на деле нет. Сейчас я вынужден годами судиться, чтобы мне разрешили заниматься деятельностью, под которую как раз и создана госпрограмма по развитию сферы туризма и гостеприимства в Татарстане на 2014 - 2020 годы.
У меня 15 гектаров земли в Введенской слободе, рядом с Иннополисом. За эту землю я годами плачу аренду, а использовать ее не могу. Раньше эта земля была сельскохозяйственного назначения, я получил решение кабинета министров, чтобы оформить ее под агротуризм, однако ее перевели в разряд жилищного строительства. В принципе, я мог бы использовать ее и в таком назначении, построить домики для туристов, но и это мне не разрешают. Я обращался в «Иннополис». Получается, что я плачу аренду за землю, которую мне фактически не дают использовать.
В Татарстане у моей фирмы лучшие показатели в сфере туристического бизнеса. Это признают и в минсельхозе: когда нужно показать достижения республики, они используют мои данные. Ко мне и детишки больные с родителями приезжают, и детские летние лагеря организуют, проводят программы выходного дня. А как только дело касается выделения денег, я остаюсь ни с чем.
Я свой пилотный проект, который вошел в проект развития туризма в Татарстане на 2009 - 2011 годы, выполнил, в свое время его подписывал Минниханов. И ни копейки денег от государства я не получил.
Честно говоря, я не верю в эти программы. Сколько уже я заявок делал — все бесполезно. Есть эта программа, нет ее, между своими все распределят, и на этом все закончится. Деньги выделяются не тем, кто работает. Дело-то хорошее, если бы еще контроль был соответствующий, чтобы деньги доставались тем людям, которые работают в этой сфере.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.