«СЛУЧАЙНОСТИ БЫВАЮТ РЕДКО»

— Анатолий Якимович, скажите, чем можно сбить самолет, летящий на высоте 10 тысяч метров?

— Смотря какой самолет, какая скорость полета, какая отражающая поверхность. Но если взять малайзийский «Боинг», его можно сбить зенитными управляемыми ракетами, которые находятся на вооружении на Украине. Украина входила в состав Советского Союза, который обладал мощнейшим ПВО.

Помните, Украиной был сбит самолет, который летел из Тель-Авива в Новосибирск? Его сбили 200-й ракетой, при этом случайно. Точнее, не то что случайно, но можно было предотвратить трагедию, опытный ракетчик не допустил бы такого. Там произошел перезахват с одной цели на другую — от самолета с меньшей отражающей поверхности на большую. Этого тогда просто не заметили.

— В этот раз это тоже была случайность или неопытность?

— Нет, такие случайности бывают редко. Опытные специалисты при рассмотрении осколков могут определить, чем был сбит самолет, как было в случае с Ту-154. Тут случайностей быть не может. Единственная случайность может быть в том, что он был неисправен. Но сбить самолет случайно нельзя. Я не знаю ни одного случая, чтобы самолет был сбит случайно, даже стреляют иногда, но не всегда сбивают. Я 28 лет прослужил в войсках ПВО, у меня очень большая практика в этих вопросах, я очень много бывал на полигонах, пришлось даже воевать во Вьетнаме.

— Говорят, что самолет отклонился от курса...

— Все равно. Вся территория разделена на коридоры, и самолет не везде может летать, только определенным коридором. Может быть, он и вышел из коридора, но его своевременно возвращают в него. Его же ведут с земли. Вот этот самолет, по-моему, я слышал, вел днепропетровский аэропорт, я обратил на это внимание.

«МОЖЕТ, ОНИ И ПУТИНА ХОТЕЛИ»

— То есть вы хотите сказать, что его сбили специально?

— Не то что специально... Видите ли, много версий можно назвать. Писали в СМИ, что самолет Путина пересекся с этим курсом под Варшавой на одной высоте. Кто знает, может, они и Путина хотели. Я ведь не знаю.

— Значит, на Украине есть на вооружении зенитные управляемые ракеты?

— Есть, это системы — 75-я, 200-я и «Бук». Правда, они старые, но любой из них можно сбить. А киевские власти уповают на то, что сбили ополченцы. Но те говорят, что у них есть только переносной зенитно-управляемый комплекс. Им на высоте более 4 километров не сбить.

— Получается, что киевские власти врут?

— Конечно, врут. А если брать зенитной пушкой, то у ополченцев она малокалиберная и вероятность попадания — ноль целых и много десятых. Она стреляет на высоту до двух километров

— Могли ли сбить самолет российские военные со своей территории?

— Нет, такого не может быть.

— Была также версия, что малайзийский «Боинг» сбил украинский Су-25, который потом был сбит ополченцами.

— Об этом такой же эксперт, как я, сказал. Да, самолет мог взорвать Су-25. Не только комплексом с земли можно уничтожить самолет, но есть и истребители, которые специально этим занимаются. Такое могло запросто случиться.

— И все же «Боинг» был взорван Су-25 или ракетой, как думаете?

— На этот вопрос мне тяжело ответить.

— Были ли еще ранее подобные случаи, кроме этого и инцидента в 2001 году?

— Да. Например, вы слышали, что был сбит американцами пассажирский самолет над Персидским заливом, когда была война в Ираке? Якобы они подумали, что какой-то боевой самолет летит, и сбили его. И никаких последствий за это не было. А мы сбили корейский «Боинг» в 1983 году. Шума было много, а в принципе мы не были виноваты, сбили законно — он залетел глубоко в зону нашего поражения. Мы несли боевое дежурство, у нас был приказ. Я бы вот, например, если бы был там, тоже немедленно нажал кнопку. Каждый выполняет свою задачу.