Василь Шайхразиев: «Нужно, чтобы у челнинцев стало модно ездить на трамвае. Быстро, комфортно, безопасно, приятно пахнет внутри, музыка играет, остановки объявляют...»

ГОРОД С «УЗКИМ ГОРЛОМ»

«Прогулка» мэра города Василя Шайхразиева по строящимся трамвайным путям с участием чиновников, представителей ООО «Электротранспорт» и журналистов заняла без малого два часа. За это время участники совещания прошли больше 6 километров. Шайхразиев шел впереди всех, иногда останавливаясь, чтобы дать ценные указания.

«Надо определиться, начинаем ли мы ставить утвержденные варианты остановочных павильонов, — говорил он. — Или это должны быть новые разработки, или мы отдаем это инвесторам.... Сегодня Сбербанк и другие банки как раз работают в этом направлении, устанавливают свои павильоны».

Проходя мимо торгового павильона «Планета цветов» на остановке «Медгородок», мэр, не сбавляя шаг, распорядился, чтобы постройку как можно скорее отключили от сетей и снесли. Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с представителем собственника павильона Наилей Набиуллиной, которая рассказала, что исполком в настоящий момент уже урегулировал все вопросы, касающиеся сноса. «Нам с муниципалитетом удалось достичь определенных договоренностей. Исполком выкупил у нас остановочный павильон» ,— коротко обрисовала текущее положение дел Набиуллина и даже назвала сумму сделки — 1,35 млн. рублей. Напомним, изначально женщина заявляла, что освободит земельный участок «Планета цветов», если исполком выплатит хоть какую-то компенсацию или предоставит взамен утерянного равнозначный земельный участок.

Позже, уже на совещании, говоря о концепции городской инфраструктуры, мэр подчеркнул: беда Челнов в том, что между старым и новым районом только одна проезжая часть — Набережночелнинский проспект. И это «узкое горло».

«Большие проблемы были и с первой автодорогой (объездная дорога вокруг городаприм. ред.), но мы смогли их решить, — сказал мэр. — Последнее, что мы сделали, — перемычка через Орловское кольцо, расширение дорог, их строительство почти до завода двигателей. В этом году «Камдорстрой» по федеральной программе получил 217 миллионов рублей, завершил строительство правой стороны дороги от Сармановского тракта до Сидоровки — теперь первая автодорога у нас везде шестиполосная. Есть проблемы в часы пик, они связаны с ремонтными работами на Набережночелнинском проспекте».

Запуск новой трамвайной линии в Челнах позволит снизить загруженность дорог на 40%

Прокомментировал Шайхразиев и продолжение строительства от Московского проспекта до поселка ЗЯБ.

«Год или два назад мы серьезно поднимали вопрос: где найти вторую линию для Набережночелнинского проспекта, чтобы разгрузить дорогу? — рассказывал он. — Рассматривали Московский проспект. В свое время дорога там была отдана челнинцам для жилищного строительства, гаражных кооперативов — нужно было бы очень долго договариваться с людьми, выкупать, предоставлять другие возможности. В данном случае мы попадали на очень серьезные деньги и сроки. А на улице Раскольникова мы сейчас завершаем строительство микрорайона Прибрежный — определенный поток людей стал пользоваться этой разбитой дорогой. Главная проблема — здесь был односторонний мост. Тогда мы подготовили проект двухполосного моста и капитального ремонта дорожного полотна стоимостью 180 миллионов рублей».

Мост, как увидели участники совещания, уже разрушен. Строительство его планируется завершить к концу августа. Также будет отремонтирована дорога длиной более 2 км — она будет двухполосной, шириной 9 метров.

«Челнинцы смогут спокойно с проспекта Чулман, с улицы Раскольникова переехать через Элеваторную гору и выйти на ЗЯБ. Так мы снимаем нагрузку с Набережночелнинского проспекта», — констатировал Шайхразиев.

«НАМ НУЖЕН ИДЕОЛОГ»

Однако главной темой дня был все-таки трамвай. Строительство новых путей градоначальник назвал прорывом в части общественного транспорта и техники. На заключительной части совещания в ООО «Электротранспорт» Шайхразиев вспомнил, что на строительство новой трамвайной линии было выделено 530 млн. рублей, а также то, что в 2013 году исполком купил для города 100 «НЕФАЗов» на газу и 10 новых трамваев по программе энергосбережения — каждый трамвай стоит более 17 млн. рублей.

«То, что в декабре мы запустим трамвай, — в этом нет сомнений, — говорил Шайхразиев. — Электротранспорт должен стать доминирующим общественным транспортом в городе. Для него не существует погодных условий и капризов водителей. Система его маршрутов и движений должна быть максимально точна. Я должен знать, что трамвай подходит в 10:40, и в это время стоять на остановке. Мне не нужно выходить за 10 минут и ждать, пока он приедет».

Директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов (справа)
Директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов (справа)

Однако доклад директора ООО «Электротранспорт» Рашида Шамсудинова не оправдал ожиданий главы города и неожиданно сбил весь позитивный настрой. Руководитель предприятия, по словам и представлениям мэра, должен был презентовать концепцию развития трамвая «как самого удобного, комфортного и безопасного вида транспорта». Но Шамсудинов принялся говорить о мировых тенденциях в транспортной сфере европейских городов: там не менее 50% пассажирских перевозок приходится на электротранспорт (в Челнах — менее 35%).

«Затраты на содержание кондукторского состава — порядка 50 миллионов рублей в год, — зачитывал Шамсудинов. — Поэтому нам важна работа с «Социальной картой», мы обратились по этому поводу в IT-парк, где нам разрабатывают систему. Так мы сэкономим порядка 20 миллионов рублей.

— Что вы будете делать, чтобы к 1 декабря (времени окончания строительства путей) 50 процентов населения стало ездить на трамвае? — перебил его мэр.

Шайхразиев вспомнил историю с бешеной популяризацией велосипеда в городе и предложил точно так же поступить и с трамваем

— На сегодняшний день мы предполагаем 6 и 8 маршрут поменять...

— Мне это неинтересно. Вы опять начинаете говорить технически. Нам нужен идеолог, у которого бы глаза горели, который бы сказал: ребята, челнинцы, гости города, 1 декабря открывается трамвай, давайте все к нам!

Шайхразиев вспомнил историю с бешеной популяризацией велосипеда в городе и предложил точно так же поступить и с трамваем. Он также предложил убрать наружную рекламу с электротранспорта за счет увеличения продажи билетов и по возможности все трамваи покрасить в один цвет.

— По новому участку интервал движения будет 4 минуты. После пуска трамвайной линии на этом участке давление на транспортную сеть снизится на 40 процентов с учетом того, что будет мало автобусов, — попытался продолжить Шамсудинов.

Строительство ветки, протяженностью 6,2 км в двухпутном измерении и стоимостью 530 млн. рублей финансируется республиканским бюджетом

Но мэр не был настроен выслушивать статистическую информацию.

— Прибыль не должна быть на первом месте. Нужно поднять скорость и качество обслуживания в трамваях. Нужно, чтобы у челнинцев стало модно ездить на трамвае. Модно, круто — вот по этим понятиям. Быстро, комфортно, безопасно, приятно пахнет внутри, музыка играет, остановки объявляют... Все эти пункты должны быть расписаны и представлены людям. Пассажиропоток увеличится, и вечером, когда кондукторы станут сдавать наличку, вы это сразу почувствуете.

Концепция популяризации трамваев должна, по задумке мэра, уйти в СМИ, чтобы затем стать предметом «независимого» обсуждения среди горожан. В сентябре будут утверждены самые лучшие пожелания, потом трамвай будут «обкатывать» на новой линии.