ДЛЯ ВЫПУСКА ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ «СФОРМИРОВАН ЗАВОД»

Существенных заработков по линии оборонзаказа на КАМАЗе больше не ждут — потребности минобороны в сфере влияния автогиганта по большому счету исчерпаны, армейский парк на фирменном шасси отремонтирован, и теперь корпорация продает в основном те же шасси заводам-производителям военной спецтехники. Об этом говорилось в минувшую пятницу на собрании акционеров КАМАЗа, которое прошло в Набережных Челнах при участии президента РТ Рустама Минниханова и гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, возглавляющего совет директоров автогиганта.

На собрании акционерам было доложено, что по международной системе финансовой отчетности чистая прибыль компании за 2013 год превысила плановую сумму на 0,6% и составила 4,5 млрд. рублей (-22,7% к уровню 2012 года; по РСБУ — 2,1 млрд. рублей, -50,5%). Выручка по итогам года сократилась на 3,5% до 114,3 млрд. рублей. (РСБУ — 107,2 млрд. рублей, -3,2% к 2012 году).

Акционеров, впрочем, больше интересовала не столько финансовая отчетность — с ней можно было ознакомиться заранее, сколько перспективы отношений КАМАЗа с минобороны, горизонты экспорта и целесообразность газомоторного направления.

Первым в своем выступлении о поддержке КАМАЗа федеральным центром по линии минобороны упомянул президент Татарстана. «Поставки для минобороны — одно из центральных направлений деятельности компании. Техника на шасси «КАМАЗа» сегодня преобладает в автопарке вооруженных сил», — сказал Минниханов.

Однако гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину впоследствии поступили дополнительные вопросы о военных госзаказах из зала. «Да, тема существует, — подтвердил он. — Она связана с нашими иностранными акционерами — Daimler и ЕБРР. Их внутренние регламенты требуют определенных ограничений для КАМАЗа. Они никак не влияют на нашу основную продукцию двойного назначения, а что касается выпуска военной спецтехники, то для этого сформирован отдельный завод. Пока он находится в составе НТЦ — мы там ведем разработки, они оплачиваются минобороны, а в случае выхода на серийное производство завод станет самостоятельным юридическим лицом. Из Челнов он не уходит, вся добавленная стоимость будет оставаться здесь, локализация узлов агрегатов будет осуществляться КАМАЗом».

НА ГАЗОМОТОРНУЮ ПРОГРАММУ РОССИЯ ВЫДЕЛЯЕТ «ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ»

Гораздо больше оборонзаказа руководство КАМАЗа сегодня интересует господдержка в части инфраструктуры для автомобилей на газомоторном топливе. На данный момент газомоторную технику готовы обслуживать 24 сервисных центра. Продав за 2013 год 600 газомоторных автомобилей и поставив в план на 2014 год 1400 единиц, КАМАЗ ждет от правительства страны помощи в стимулировании спроса: в создании сети АГНКС и подготовке инфраструктуры транспортных предприятий.

Пока подготовка инфраструктуры началась только в Татарстане силами правительства республики. Минниханов в своей речи заявил, что в ближайшей перспективе большая часть транспорта республики — общественного, сельскохозяйственного, коммунального — будет переведена на газ. Этому поспособствует принятая 10-летняя программа развития рынка газомоторного топлива, в рамках которой планируется строительство 60 газовых автозаправок, а также строительство завода по производству сжиженного природного газа в Тюлячинском районе мощностью 56 тыс. т в год.

На уровне федерации, по словам Когогина, бюджет Госдумой уже скорректирован и сумма на субсидии по приобретению газомоторной техники в него внесена. Когогин сумму не назвал, только охарактеризовал — «очень существенные деньги».

— Я благодарен Рустаму Нургалиевичу за то, что пилотным регионом в стране стал Татарстан, — отметил Когогин. — Мы реализовали часть программы и на примере республики сегодня можем показывать преимущества газомоторной техники. Теперь мы подписали соглашения с 16 регионами. С августа начнем готовиться к программе, заранее производя для них эту технику. Это точно даст КАМАЗу отдачу с ранее сделанных инвестиций и поддержит наши объемы производства.

«ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ НА РЫНКЕ БЫЛ НЕХОРОШИМ...»

Когогин в своей речи воодушевил аудиторию данными о том, что, несмотря на падение российского рынка грузовиков за 2013 год на 28%, общие продажи КАМАЗа по автомобилям снизились всего на 4%. При этом КАМАЗ значительно увеличил свою долю — с 33% до 44,5%. Отметим, что по итогам 5 месяцев 2014 года доля КАМАЗа в российском сегменте грузовиков массой 14 - 40 т составляет 41,1%. Напомним, что основными конкурентами КАМАЗа на российском рынке грузовиков массой 14 - 40 т являются ОАО «МАЗ» (9,4% в сегменте 14 - 40 т), ОАО «АЗ «Урал» (6%) и зарубежные бренды (39,8%).

Среди перечисленных конкурентов продажи белорусского МАЗа за год сократились наиболее стремительно — на 47,5%, также плохо обстояли дела и с реализацией иномарок — падение по всем брендам составило 41,1% по данным КАМАЗа. Сам автогигант на территории России за 2013 год продал на 932 тяжелых грузовика меньше, минус составил 2,4% от уровня 2012 года.

Согласно аналитике КАМАЗа, предложенной к собранию акционеров, рынок падал по нескольким причинам: реализация иномарок снижалась из-за больших остатков на начало 2013 года, что ограничило импорт. Сборочные предприятия иномарок тоже снижали продажи. К концу 2013 года доля импортных машин начала восстанавливаться.

На последующей пресс-конференции Когогин оценил и близкое к окончанию полугодие. «Я признаю, что первый квартал этого года был на рынке совсем нехорошим, — сказал он. — Мы вынуждены были пойти в отпуск, чтобы не копить товарный остаток, сегодня имеем нормальный рабочий запас в объеме месячного выпуска и можем чувствовать себя на рынке спокойно».

Правда, уверенность в завтрашнем дне звучала не во всех ответах гендиректора. «Пока мы держимся за счет дилерской сети, но ведь нет инвестиционной активности, — говорил также он. — Самое опасное, что мы наблюдаем, — это падение розницы. Дилеры ощущают ее уменьшение. В экономике становится меньше денег, поэтому мы вынуждены финансировать клиентов сами через свою лизинговую компанию...»

«В ЭТОМ ГОДУ МЫ РАССЧИТЫВАЕМ НА БОЛЬШИЕ ДОХОДЫ ОТ ЭКСПОРТА»

В течение прошлого года упали и экспортные рынки грузовой техники. Доля экспорта в продажах КАМАЗа составила 13,1%, машины и сборочные комплекты деталей (СКД) продавались в 36 стран мира. Объем камазовского экспорта упал на 9,3% от уровня 2012 года и составил 5,7 тыс. машин (-7,9% в страны СНГ и -18% в дальнее зарубежье). Крупнейшими импортерами стали Казахстан (3,4 тыс. автомобилей и СКД), Украина (600 единиц), Узбекистан (346 единиц). При этом в Казахстане КАМАЗ нарастил свою долю до 60% (+7,5%) национального рынка грузовиков. Отметим также, что продажи за рубеж СКД в целом выросли на 28,7%, достигнув отметки 1,5 тыс. единиц.

На пресс-конференции Когогин напомнил, что проблемы с активами на Украине больше не существует, однако европейского покупателя бывшего камазовского бизнеса не назвал. Остатки товара на Украине распроданы, и у гендиректора нет уверенности в возможности новых поставок туда в ближайшее время.

«Вчера я увидел, что рубль опустился ниже отметки 34 — для нас это граница, — отметил гендиректор КАМАЗа о перспективах поставок за рубеж в принципе. — Укрепление рубля в целом положительно повлияет на экономику КАМАЗа, но экспорт, конечно, ограничит. Девальвация рубля позволила нам рассчитывать на увеличение экспорта, но пока мы формировали контракты, пошел обратный процесс. Тем не менее в этом году мы рассчитываем на большие доходы от экспорта».

В дальнем зарубежье тактической целью пока остается Индия. Полный переход под контроль КАМАЗа бывшего индийского СП «Камаз Вектра Моторз Лимитед» в компании называют началом нового этапа присутствия автогиганта на рынке страны. Сейчас в Индии завершаются испытания двух новых моделей, созданных в НТЦ камазовской «дочки» на берегах Ганга — они адаптированы к местному рынку и локализованы на 80%. В течение полутора лет КАМАЗ планирует создать еще три-четыре новые модели. Через индийское СП КАМАЗ нацелился на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Африки. Кстати, в прошлом году на сборочном заводе компании «МЕТЕК» в Эфиопии были собраны первые 100 «КАМАЗов».

В настоящее время руководство корпорации рассматривает создание сборочного производства совместно с компанией «Техника Ина» в Индонезии, пытаясь таким образом обойти большие ввозные пошлины в страну. В Латинской Америке КАМАЗ тоже хочет открыть производства и рассматривает несколько вариантов. Наиболее вероятный из них — СП с компанией JC International 2004, партером КАМАЗа в Венесуэле, уже собиравшим автобусы на челнинском шасси. В отдаленной перспективе рассматриваются рынки Бразилии, Аргентины и Колумбии.

67,4 МЛРД. РУБЛЕЙ НА РЕИНЖИНИРИНГ

На текущий год совет директоров несколько утвердил прогнозные показатели ниже полученных. Выручка должна составить 111,7 млрд. рублей, чистая прибыль — 3,35 млрд. рублей по МФСО. В дальней перспективе, до 2020 года, КАМАЗ хочет достичь 25% доли продаж за рубежом, 350 млрд. рублей годовой выручки по МСФО, инвестировав в производство за эти годы 62 млрд. рублей.

Много говорилось в течение дня о проекте по реинжинирингу автопроизводства, который КАМАЗ позиционирует как крупнейший в своей истории. Через этот проект корпорация намерена выпускать в будущем широкий модельный ряд грузовиков в объеме 80 тыс. в год. Проектированием и логистикой в рамках реинжиринга займется французская компания Fives, технологическую поддержку оказывает Daimler, в создании производства двигателей помогает Liebherr. Когогин отметил: «Программа реинжиниринга требует современных кадров, мы работаем с университетами Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, рассчитываем часть разработок перенести в «Сколково», где у нас зарегистрирована компания».

Инвестиции в этот проект ожидаются на уровне 67,4 млрд. рублей, но внутренняя аналитика допускает их рост в зависимости от поведения национальной валюты. Деньги КАМАЗ вкладывает свои, кредитные и от облигаций, под которые надеется получить гарантии государства. Срок реализации — 2020 год.

«ВЫЖИВАЕМОСТЬ ПОРОСЕНКА ЗА РУЛЕМ НИ О ЧЕМ НАМ НЕ ГОВОРИТ...»

И еще один давний проект — создание отраслевого инжинирингового центра в Казани с полигоном в Москве — не оставляет внимания руководства как КАМАЗа, так и республики. Необходимость его реализации отметил в своей речи Минниханов.

«Мы этот вопрос неоднократно ставили, это стратегический вопрос, — сказал президент. — Центр позволит разрабатывать и пускать в производство новую продукцию, сократив технологический и научный разрыв с ведущими мировыми производителями».

Когогин также ответил корреспонденту «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции, что в настоящее время переговоры о финансировании проекта из федерального бюджета поставлены правительством на паузу. «Последнее высказывание председателя правительства Дмитрия Медведева по этому проекту — бюджет России сегодня не может позволить себе этот центр без частно-государственного партнерства. Мы ответили, что КАМАЗ готов финансировать центр и даже определили сумму...» — сказал гендиректор КАМАЗа, но уточнение суммы счел затруднительным. Он сказал, что КАМАЗ вложится на 25% - 30%, однако общий объем финансирования не определен, поскольку неясны пока масштабы центра.

«Сейчас не лучшая экономическая и политическая ситуация, — прокомментировал Когогин перспективы инжинирингового центра. — Мы не получаем отказа, но пока результата нет. Доступ к технологиям мы обеспечили, но нужно думать, что будет через 10 лет. Нам нужны инновационные разработки, невозможные без серьезной исследовательской базы. К примеру, проект по разработке военной техники позволил нам создать исследовательскую базу для ходовых испытаний. У нас нет больше необходимости бесконечно гонять машину по дорогам — мы можем испытать ее на стендах. Все происходит в автоматическом режиме, вместо 10 водителей 3 оператора у приборов. Мы, в частности, серьезно используем мощности росатомовской структуры — Саровского ядерного центра. Достоверность нашего проектирования благодаря ему поднялась до 98 процентов. О таком мы и мечтать не могли».

Говоря о необходимости исследовательского центра для испытаний двигателей и коробок передач для отечественного автопрома, Когогин привел в пример Китай. «Разработки, которые делает Cummins, зачастую первыми реализует Китай на средства своего правительства. И они держат интеллектуальную собственность». По словам гендиректора, КАМАЗ из складывающейся ситуации «вылезет» — он уже занял свое место в цепочке поставок технологий из-за рубежа. Но есть общая потребность отечественного автопрома, которую Когогин подтвердил тоже примером, причем весьма гротескным.

«Испытания на минную устойчивость в России проводят на свиньях и кроликах, — рассказал он. — Кроме смеха, у меня это ничего не вызывает. Нам как производителю выживаемость поросенка, усаженного в кресло автомобиля, ни о чем не говорит. Мы хотим знать, как скажется взрыв на шейных позвонках, на голеностопе, коленях... Подрыв дорогого автомобиля без аналитики ничего не стоит — если мы ошиблись при проектировании, мы должны увидеть, в чем именно».