ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ЯНВАРСКИЙ ОТПУСК?

Серьезное падение производства наблюдается по итогам 5 месяцев года на КАМАЗе — к 1 июня автогигант выпустил 16,5 тыс. грузовиков против 20 тыс. машин за аналогичный период прошлого года. Такие данные сегодня «БИЗНЕС Online» предоставил руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. То есть общее снижение выпуска «КАМАЗов» за этот период составило 17,5%. Цифра впечатляющая, хотя это и несколько меньше общего падения производства на российском рынке грузовиков, которое, по данным Росстата, приведенным аналитическим агентством «Автостат», составило 21,6% с выпуском 60,3 тыс. единиц техники. Конкретно в мае в России было выпущено 13,2 тыс. грузовиков — на 21,3% меньше, чем в прошлом году.

На КАМАЗе спад объясняют изменением производственной программы в этом году. Афанасьев напомнил в комментарии «БИЗНЕС Online», что если год назад заводчане уходили в корпоративный отпуск на месяц в июле, то в этом году 2 недели простоя пришлись на январь. Именно поэтому, по его словам, с января по май было собрано на 3,5 тыс. грузовиков меньше, чем за тот же период 2013 года. Общегодовые планы по выпуску и реализации продукции у автогиганта остались прежними, о чем руководство завода неоднократно заявляло. За 2013 год КАМАЗ выпустил 46,2 тыс. машкомплектов и продал 42,8 тыс. автомобилей.

«У нас идет «отставание» на 3,5 тысячи грузовиков, которые мы не произвели в январе, — заявил «БИЗНЕС Online» Афанасьев. — Нам все время считают это как падение производства, но на самом деле таков наш бизнес-план на 2014 год, сверстанный из расчета на минимизацию складских запасов. И мы идем в соответствии со своим бизнес-планом, «отставание» от показателей прошлого года в него сознательно заложено на период до июльского корпоративного отпуска, который будет вдвое меньше прошлогоднего. В июле мы все восполним, и поэтому прямая корреляция с прошлым годом не вполне корректна».

Однако даже принимая во внимание смещение половины корпоративного отпуска на первое полугодие, спад производства налицо. Согласно прошлогодним цифрам, когда за 5 месяцев было выпущено 20 тыс. грузовиков, получается, что январский отпуск «съел» у КАМАЗа 2 тыс. готовых машкомплектов, разница же составляет 3,5 тыс. грузовиков. Так что с учетом предложенной КАМАЗом арифметики объективное падение все равно составляет не менее 7,5%. В «Автостате» считают, что за июль компенсировать недостачу готовых машкомплектов КАМАЗу вряд ли удастся.

«Здесь ничего особо нового, мне кажется, придумать невозможно, — прокомментировал «БИЗНЕС Online» статистику начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. — Чтобы увеличить темп сборки, на АвтоВАЗе, например, вводят дополнительные смены, работают по выходным и так далее. Думаю, на КАМАЗе делается так же. То есть нужна дополнительная рабочая сила, чтобы произвести больше автомобилей. И тут мы понимаем, что этих людей резко не наберешь, чтобы выпустить в июле в два раза больше автомобилей, а в августе уже уволить».

«МЫ ОСТОРОЖНО ОТНОСИМСЯ К СТАТИСТИКЕ АГЕНТСТВА»

Отметим, что на КАМАЗе, по словам Афанасьева, вообще «осторожно относятся» к статистике «Автостата».

«Статистика агентства, конечно, правильная, но она не отражает рынок, на котором работаем конкретно мы — сегмент тяжелых грузовиков, — пояснил Афанасьев. — Для «Автостата» грузовики — это все, что тяжелее 5 тонн. А мы почти не работаем в сегменте до 14 тонн, выпускаем только «КАМАЗ-4308», но его доля ничтожно мала. Мы и считаем сами себя конкретно в сегменте тяжелых грузовиков, поэтому и получается, что, по их статистике, у нас даже доля рынка совсем не такая, как по нашей внутренней».

По расчетам камазовских аналитиков, рынок по сравнению с прошлым годом вовсе не изменился — выпуск в интересующем автогигант сегменте составляет по-прежнему 31 тыс. грузовиков. Более того, маркетологи КАМАЗа констатируют активное восстановление сегмента магистральных тягачей, в который челнинские машиностроители вошли в конце прошлого года со своим новым продуктом. В этом году КАМАЗ планирует выпустить 1,8 тыс. магистральных тягачей, из которых, как навскидку припомнил Афанасьев, уже собрано что-то около 600 единиц.

Добавим, что, по данным пресс-службы КАМАЗа, снизился не только выпуск, но и продажи челнинских грузовиков — на 8% по сравнению с прошлым годом до 13 тыс. единиц. 3,5 тыс. машин составил на данный момент складской запас, от которого автогигант пытается избавиться путем переноса половины отпуска на январь. Любопытно, что, по данным «Автостата», в продажах КАМАЗ вовсе не просел.

«Что касается продаж, то по итогам 5 месяцев у КАМАЗа ситуация хорошая. Они продали 12,1 тысячи грузовиков, это без учета поставок в минобороны, МВД и другие госструктуры, — рассказал Топтун. — А в прошлом году у них к этому времени было продано 12,5 тысяч автомобилей. Учитывая ситуацию на рынке в целом, это очень хорошо! Правда, если смотреть отдельно только май, то он у них получился хуже, чем май 2013 года — 2080 автомобилей против 2400 годом ранее. Но повторюсь, в целом КАМАЗ чувствует себя лучше рынка».

При этом аналитики «Автостата» не соглашаются и с камазовской оценкой общего климата в сегменте тяжелых грузовиков. По данным агентства, продажи падают и у этих производителей: из большой европейской семерки только Scania за 5 месяцев показала результат лучше прошлогоднего — 2610 грузовиков против 2550. У всех остальных реализация снизилась, в том числе у МАЗа — на 20%. Однако все это КАМАЗу только на руку.

«Чем объясняется спад продаж? Вероятно, из-за колебания валютного курса выгоднее становится покупать «КАМАЗы», чем иномарки, — полагает Топтун. — Возможно, Scania продемонстрировала рост благодаря какому-то крупному контракту, но точно сказать сейчас сложно. Просто дело в том, что в последние годы MAN рос, в том числе благодаря большому контракту с торговой сетью «Магнит». Такой вот простой секрет успеха: развивался «Магнит», обустраивал свою логистику, организовывал свои перевозки, соответственно, развивался и MAN. В этом году у них поставки гораздо скромнее — видимо, «Магнит» сформировал свой парк техники».

Прогнозы же рынка от аналитиков «Автостата» совсем грустные: в агентстве указывают на не радужные перспективы экономического развития, которые рисует правительство страны, и добавляют, что независимые игроки настроены еще менее оптимистично.

«Прямая связь между состоянием экономики и продажами грузовиков прослеживается отчетливо, — говорит Топтун. — А экономику нашей страны ничего хорошего не ожидает, в этом году уж точно. Только на следующий год вроде намечается некий рост, но и то не факт. Поэтому автомобильному рынку в ближайшее время тоже ничего позитивного ожидать не приходится».

«КАМАЗ ВСЕ РАВНО СВОЮ ДОЛЮ НА РЫНКЕ УВЕЛИЧИВАЕТ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» все же полагают, что ситуация на КАМАЗе относительно неплохая на фоне общего падения рынка, и если даже автогигант не выйдет на уровень прошлого года в июле, наверстать выпуск грузовиков к концу года у него есть все шансы.

Евгений Гольдфайн — экс-главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ», заслуженный экономист России:

— Падение продаж и производства на КАМАЗе может быть связано только с рынком. Когда принимался план на 2014 год, было ясно, что такие большие масштабы в условиях российской экономики — это либо подвиг, либо чудо. КАМАЗ взял на себя очень много. Но падение продаж все-таки меньше, чем падение рынка грузовиков в целом. КАМАЗ свою долю увеличивает, но чудес не бывает — объемы поднять не удается.

КАМАЗ все равно остается условным лидером на рынке, даже несмотря на то, что китайские дешевые автомобили резко увеличивают в качестве, что идут споры по направлениям ВТО и так далее. То, что у КАМАЗа мощная дилерская сеть, остатки системы автоцентров и ремонтно-сервисных партнерских бизнесов в каждом регионе, дает ему конкурентное преимущество. Все знают, что проблем с сервисами и запчастями у КАМАЗа меньше, чем у иномарок. В периоды кризисов несмотря на дешевизну и качество конкурентов КАМАЗ все равно получает преимущество в узнаваемости.

Без КАМАЗа России в любом случае не обойтись — и оборонный заказ, и всякие псевдонародные гигантские стройки в последнее время не обходятся без него. Государство уже 5 - 7 лет как пришло к выводу: что бы ни случилось, автогигант надо сохранять хотя бы для готовности к мобилизационному стилю экономики. Сможет ли КАМАЗ нагнать производство до прошлогодних показателей? Это будет зависеть от Когогина и его отношений с государством — насколько большой он сможет получить оборонный заказ, какие будут заказы от монополий, газовщиков и нефтяников, крупных строителей. Отношения КАМАЗа и государства хорошо просматриваются на фоне сочинской Олимпиады и казанской Универсиады, где мы успешно реализовали заказы. Я, например, очень присматриваюсь к планам по финансированию скоростной магистрали Казань – Москва, строительству моста через Керченский пролив в Крым. Дай Бог побыстрее начаться финансированию газопровода в Китай — здесь перспективы КАМАЗа очень большие.

«В ИЮЛЕ — НЕТ, НО К КОНЦУ ГОДА ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАВЕРСТАНО»

Ленар Зиганшин — коммерческий директор ООО «ТехАвтоКомплект»:

— В настоящее время можно говорить о стагнации на рынке продаж грузовых автомобилей. Ситуация напоминает время перед кризисом 2008 - 2009 годов. Если тогда обвал был резкий, то сейчас спад продаж столь активно еще не проявляется, но он есть. И падение наблюдается по всем сегментам. Полагаю, что сейчас в страну не особо идут инвестиции, в связи с ситуацией на Украине и с угрозой введения санкций в отношении России. Все эти факторы влияют на рынок. Крупные заказчики, соответственно, вносят изменения в свои планы по обновлению автопарка, из-за чего в грузовом сегменте и намечается спад. Ажиотажа на технику сейчас нет. От больших предприятий — тех, кто заказывал крупные партии техники — в настоящее время больших заказов нет. Мегастройки в стране кончились пока.

Я считаю, что КАМАЗ не может предопределить и просчитать, как поведет себя рынок. Там работают не телепаты и не экстрасенсы. Если учитывать, что ситуация на рынке будет такая же ровная, как сейчас, то в июле отставание по производству компенсировано явно не будет, но к концу года не исключаю, что оно может быть наверстано. Выстрелит какой-нибудь госзаказ — и все, план будет выполнен. Сейчас вообще наблюдается ситуация, когда какие-то мелкие компании и индивидуальные предприниматели покупают технику чаще и больше, чем крупные корпоративные заказчики. У крупных заказчиков финансирование нестабильное, а у частника деньги есть, и он обновляет свою технику потихоньку.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Во-первых, компания не будет стремиться выполнять план любой ценой. К чему стремиться произвести «недостающие» автомобили, если ситуация на рынке развивается по негативному сценарию и продажи падают? Зачем омертвлять капитал и заполнять склады? Это абсолютно неверно с точки зрения здравого смысла и экономики. Предприятие будет выпускать грузовиков столько, сколько требуется потребителям, и нет ничего страшного в том, что это количество может оказаться меньше количества машин, произведенных в прошлом году. Экономика циклична и рост периодически сменяется спадом, в этом нет ничего особенного. Если во втором полугодии спрос на продукцию КАМАЗа будет увеличиваться, то, конечно же, компания будет производить больше продукции. Пока же ситуация на автомобильном рынке не позволяет это сделать.

В том, что это не скажется негативно на положении компании, нет никаких сомнений. КАМАЗ является лидером по продажам грузовых автомобилей в стране и делает все, чтобы сохранить лидирующие позиции. Предприятие не стоит на месте, активно развивается, внедряет в производство новые модели, расширяет рынки сбыта, модернизирует свои мощности, и нет никаких сомнений в том, что КАМАЗ и дальше будет оставаться в числе ведущих производителей грузовых автомобилей и спецтехники не только в России, но и в мире.