С набережночелнинскими продавцами алкоголя встретился накануне начальник Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко. Поводом для встречи стал тот факт, что автоград, показавший наибольшее в республике падение реализации водки, косвенно стал лидером по продажам фальшивой водки из Казахстана. Марченко сообщил, что в Татарстане с начала года от «паленой» водки умерли 126 человек, и десятая часть из них — в Челнах. Также он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что МВД Казахстана не намерено реагировать на просьбы Артема Хохорина заняться проблемой нелегального экспорта.
Игорь Марченко встретился с торговцами алкоголем |
КОНТРАБАНДА ВМЕСТО ИДЕОЛОГИИ
Недостаточно отказываться от продаж контрафактной казахской водки, нужно еще и сдавать посредников полиции. Так заявил накануне начальник Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко. Нравоучительная беседа неслучайно состоялась именно в Набережных Челнах. Автоград за пять месяцев показал самую серьезную динамику по снижению потребления водки. В городе с января по май включительно реализовано 337 тыс. дал алкоголя (на 10% меньше к аналогичному периоду прошлого года), из них водки — 152,2 тыс. дал ( минус 20%), прочей продукции — 184,9 тыс. дал (на 1% больше). На душу населения за этот период реализовано по 6,5 л водки, что, конечно, больше среднереспубликанского показателя (5,9 л), однако динамика на процент хуже, чем по Татарстану с его снижением продаж на 9%.
Челнинцев, «по самое не хочу» упакованных пропагандой ЗОЖ, наверняка поразила бы цель визита начальника Госалкогольинспекции — приехал он вовсе не поздравлять муниципалитет с насаждением трезвого образа жизни, а как раз наоборот. Начальник местного ТО Госалкогольинспекции Гульшат Вафина даже рассказала, как инспекция приглашает на персональные беседы директоров предприятий, просевших в рознице, и они совместно ищут корень проблемы. Отметим также в этой связи, что после многочисленных запретительных мер прошлых лет в этом году в Челнах неожиданно разрешили торговать пивом на Сабантуе.
Марченко же подтвердил, что спад реализации водки вовсе не означает курса на трезвость, как это прежде пытались преподнести в Челнах. «Легальный оборот замещается контрафактом, — сказал Марченко. — Самое страшное в том, что за всем этим растет количество отравлений алкоголем. По республике этот рост по сравнению с прошлым годом составил почти 40 процентов! 576 человек за пять месяцев отравились, из них 126 умерли (10% умерших — челнинцы — ред.) И я нисколько не сомневаюсь в том, что к присутствующим предпринимателям тоже обращаются дельцы, чтобы реализовывать контрафакт через лицензированные магазины. Вы им вежливо отказываете и не делаете ничего, чтобы оповестить соответствующие органы. Не нужно расценивать это как стукачество — вы можете спасти жизни людей».
Челнинцы встретили Марченко выставкой местных товаров |
На данный момент, по информации Вафиной, в Челнах 182 организации имеют лицензии на розничную продажу алкоголя. В их распоряжении 461 торговая точка, в прошлом году магазинов к июню насчитывалось 424. За счет лицензирования предприятий в бюджет республики поступило с начала года 1,98 млн. рублей. При этом объем проверяемого ввоза в город алкоголя увеличился с прошлого года на 30% — до 21,8 тыс. дал. Из них 1,2 тыс. дал не было пропущено в розницу. Из незаконного оборота в Челнах было изъято 8,9 тыс. л алкоголя, почти весь объем — это казахстанская водка (16,2 тыс. бутылок).
АЦЕТОН — В КАЖДОЙ ВТОРОЙ БУТЫЛКЕ
Отравления казахстанской водкой, как пояснил Марченко корреспонденту «БИЗНЕС Online», — факт закономерный. «Дело в том, что факт производства в Казахстане вовсе не говорит о фабричном качестве спирта, — рассказал начальник Госалкогольинспекции. — Группа центрального аппарата МВД Татарстана выезжала в Казахстан и выяснила, что под казахстанскими марками поступает даже китайская водка. И частично водка под заводскими марками производится в подпольных условиях. Большинство образцов, которые поступают, содержат превышенный объем ацетона. По водке это каждый второй экземпляр. Большое содержание ацетона говорит либо об использовании технического спирта, а не пищевого этилового, либо о качестве самого производства — ацетон выделяется из спирта под воздействием ультрафиолета, когда спирт перегревают на солнце. Коньяки — сплошные красители и вкусовые добавки, в них настоящего вообще ничего нет. Виски — то же самое».
Марченко также отметил в беседе, что, поскольку проблема с нелегальным экспортом — межгосударственная, МВД Казахстана напрямую с татарстанским МВД работать не станет. Поэтому министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин обратился к российскому министру Владимиру Колокольцеву с просьбой урегулировать ситуацию, но реакции пока нет. Более того, президент РТ Рустам Минниханов тоже неоднократно обращался к руководству страны с проблемой казахстанской контрабанды. И оснований для таких обращений достаточно — почти на 1 млрд. рублей. «Если сравнить с 2012 годом, уровень легальной реализации упал почти на 30 процентов! — сообщил начальник Госалкогольинспекции. — Это значит, что бюджет республики недополучил 900 миллионов рублей, и это только в виде акцизных сборов».
Напомним, что с 10 марта в России была поднята минимальная цена на водку до 199 рублей. При этом, как сообщила сегодня Вафина, Росалкогольрегулирование думает и о новом повышении — до 220 рублей. Однако Марченко сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что этот проект, скорее всего, заморозят вслед за принятым две недели назад решением о заморозке акциза. Таким образом, рост контрабанды из Казахстана спас россиян от роста цен на легальную водку в этом году.
Заморозка акцизов до 1 января 2016 года стала одной из мер, принятой специально созданной рабочей группой, возглавил которую первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Первоначально повысить акцизы на 100 рублей планировалось в январе 2015 года, но поскольку в Казахстане акциз ниже, чем, в частности, в Татарстане, заморозкой акциза правительство рассчитывает хотя бы уровнять цены на легальный продукт, пояснил Марченко.
«Мы не знаем, какой процент казахстанского контрафакта мы выявляем, — отметил он также в комментарии для «БИЗНЕС Online». — Если оперировать экспертными оценками, то мы полагаем, что находим порядка 15 процентов экспорта. Если нами изъято 47 тысяч литров, да еще более 30 тысяч литров конфисковали правоохранительные органы, можно приблизительно посчитать объем ввоза. Но реальную цифру никто не знает». Из предложенных слагаемых объем казахской водки на рынке Татарстана превышает полмиллиона литров.
Добавим, что на заседании Марченко отдельно отметил ситуацию на селе, приведя в пример Менделеевский район. По району в разрезе отдельных сел самая большая реализация алкоголя на душу населения — 8,7 л, в то же время в двух других селах того же района продается по 0,3 л. Вопрос для контролирующих органов: что же все-таки пьют сельчане, если ничего не покупают?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.