Сегодня в Башкортостане «Единая Россия» и КПРФ заявили о намерении выставить своих кандидатов на досрочные выборы президента республики, которые назначены на 14 сентября. Они направили в Центризбирком РБ уведомления о проведении партконференций, на которых будут определены кандидаты. Единороссы после праймериз определили трех фаворитов, основной из которых — действующий глава республики Рустэм Хамитов. Эксперты «БИЗНЕС Online», считают, что в Башкортостане политическая ситуация более непредсказуемая, чем в Татарстане, и кажущаяся ясность расстановки сил может оказаться обманчивой.
ПАРТИИ ЗАЯВИЛИ О НАМЕРЕНИЯХ
Сегодня в Башкортостане «Единая Россия» и КПРФ заявили о намерении выставить своих кандидатов на досрочные выборы президента республики. Они направили в Центризбирком РБ уведомления о проведении соответствующих партийных конференций, где будут определены кандидаты, сообщает «Башинформ» со ссылкой на председателя Центризбиркома республики Хайдара Валеева.
«Единая Россия» уже провела праймериз кандидатов для последующего выдвижения на должность главы республики. В итоге партия определила трех кандидатов: временно исполняющий обязанности президента РБ Рустэм Хамитов, депутат Госдумы Рафаэль Марданшин и президент адвокатской палаты РБ Булат Юмадилов. Окончательная кандидатура от единороссов будет утверждена на конференции регионального отделения 21 июня. Коммунисты определятся со своим кандидатом на конференции 22 июня.
Как рассказал сегодня Валеев, этот механизм выборов президента РБ апробируется впервые. «Во-первых, кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты только политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах. Если устав политической партии предусматривает выдвижение кандидата региональным отделением политической партии, то кандидата выдвигает соответствующее региональное отделение», — приводит башкирское информагентство слова главы Центризбиркома.
Право участвовать в выборах в Российской Федерации на 5 июня имели 69 политических партий из 77 зарегистрированных. Список политических партий, которые могут участвовать в выборах на территории республики, министерство юстиции РФ должно опубликовать не позднее 22 июня.
Заявку в местный ЦИК партии направили после того, как вчера на заседании Госсобрания — Курултая РБ депутаты утвердили дату досрочных выборов президента РБ 14 сентября 2014 года. Таким образом, был дан официальный старт избирательной кампании по досрочным выборам главы региона. «Это первый за последние 10 с лишним лет такой акт, когда люди прямым волеизъявлением определят, кто же будет возглавлять республику в качестве высшего должностного лица», — сообщил вчера председатель Госсобрания — Курултая РБ Константин Толкачев.
Сможет ли Рафаэль Марданшин потеснить действующего главу республики и стать кандидатом от единороссов Башкортостана, станет известно на конференции регионального отделения партии 21 июня |
Напомним, 30 мая президент России Владимир Путин подписал постановление, в соответствии с которым принял отставку президента республики Хамитова и назначил его временно исполняющим обязанности президента Башкортостана. Выборы главы РБ должны были состояться в 2015 году, поскольку Хамитов был назначен на пост президента РБ Дмитрием Медведевым в 2010 году. Однако тот попросил президента провести избирательную кампанию досрочно. По словам Хамитова, «чтобы не совмещать избирательную гонку с саммитами ШОС и БРИКС, запланированными в Уфе на следующий год». Путин поддержал просьбу, сказав, что он «не возражает» против участия Хамитова в выборах.
В этот же день, 14 сентября, в Башкортостане состоятся муниципальные выборы.
Пожалуй, единственная интрига, которая ожидается на предстоящих выборах, — это возможное возвращение на политическую авансцену бывшего премьер-министра РБ Раиля Сарбаева, пишет polit.ru. Придя ко власти, Хамитов, опасаясь конкуренции, приложил немалые усилия для того, чтобы привлечь к уголовной ответственности экс-руководителя башкирского кабмина, фактически правую руку Муртазы Рахимова. Сарбаеву вменяли растрату — за чартерный перелет в Вену, когда он трудился премьер-министром и ездил в командировку. Но его полностью оправдал сначала районный суд, а потом и апелляционная коллегия по уголовным делам Верховного суда РБ. Не нашлось поддержки и прокуратуре. Тогда многие наблюдатели посчитали, что московский Кремль не хочет видеть безальтернативные выборы. К тому же, Сарбаев обладает поддержкой и у элиты, и у населения как местный чиновник, тогда как Хамитов до назначения в Башкортостан жил в Москве и некоторые время прочно ассоциировался с «варягом». В каком качестве проявит себя Сарбаев, еще неясно, но, вероятно, легкой прогулки у Хамитова не будет.
РЕАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДЕНЬГАХ
Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили накал страстей на предстоящих выборах главы региона.
Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ:
— Я думаю, что Хамитов шел на выборы потому, что был уверен, что выиграет их. Что-то не видно, чтобы в Башкортостане были яркие фигуры, которые бы могли вдруг сломать обстановку. В данном случае итоги довольно предсказуемые.
Ну, а выборность всегда привязывает к населению, к общественному мнению. То, что было во времена Ельцина, способствовало тому, что среди губернаторов была высокая активность и конкуренция. Губернаторы всегда следили, какой у них рейтинг, как народ на них смотрит, ходили в народ, так сказать, узнавали их настроения и прочее. Назначаемость немножечко подпортила это дело. Выбор главы стал зависеть не столько от населения, сколько от Москвы. Поэтому выборы в Башкортостане должны изменить ситуацию, будут больше обращать внимания на регион и население.
Римзиль Валеев — журналист и общественный деятель:
— Мне неизвестно, что Сарбаев выдвинут и зарегистрирован, я сомневаюсь в этом. Конечно, возможна попытка возродить острое противостояние 2010 года, когда на полтора года раньше Муртаза Губайдуллович ушел. Как раз к этому времени он готовил своего преемника. Сейчас возможно второе противостояние, политический конфликт. Я сомневаюсь, что дело до этого дойдет. Но если дойдет, то это будет нестандартная ситуация. Но это не специфика национальной республики, а особенность Башкортостана — там клановость. Клан Рахимова и его довольно сильной сплоченной команды пострадал от того, что поменялся руководитель, пришел Хамитов — человек не из их окружения. Все-таки Рустэм Закиевич был выбран тогда как фигура, которая является не самой альтернативной относительно Рахимова. Я припоминаю, что он должен был выдерживать какую-то среднюю линию, чтобы не идти на острую конфронтацию с Рахимовым и его командой. Наоборот, он лояльно держался, но вел свою политику. Рустэм Хамитов не произвел «чистку» всей команды на уровне глав, даже правительства, несмотря на то, что в непростых обстоятельствах он принял власть. В этом и трудность, в этом и позитивный момент. Из-за этого ему пришлось нелегко. Но я думаю, что раз он традиции опытных людей использовал, то и сам набрал опыт для эффективной работы на этом посту. В таких республиках переворота с налета не должно быть.
Реальный конфликт, насколько мне известно, заключается в деньгах, которые были выплачены за продажу ТЭК в размере 65 миллиардов рублей (известно, что башкирский ТЭК, ранее контролировавшийся Рахимовым, был выкуплен федералами, в частности, АФК «Система» — прим. ред.). Судя по информации в печати, Хамитов хочет, чтобы эти деньги вернулись в бюджет. Хамитов получил трудное наследство, поскольку бюджетная ситуация такая, и время такое, тяжело ему пришлось, да и команды нет.
Есть не оппозиция, а противостояние нынешнему президенту — это миллиарды и те, кто распоряжается этими деньгами, ресурсы. Все-таки любая власть — это ресурсы. Это борьба за ресурсы или с помощью этих ресурсов за власть. Поэтому какой-то клан, какая-то группа может бороться, и, насколько мне известно, на других выборах были попытки. На выборах в Госсобрание эта же ситуация была — попытка отобрать большинство мест у сторонников бывшего президента. Не получилось же. Не думаю, что на уровне президента это случится.
Думаю, хорошо, если возобладает разум. Никакого смысла нет в противостоянии, в противопоставлении Хамитова или человека Рахимова ни для народа, ни для них самих. Я считаю, что надо договариваться, сделать все по закону и не превращать выборы президента в перетягивание сил, канатов ради денег, ради властных мест, ради руля.
Национального фона тут нет, потому что Хамитов, несмотря на свое происхождение, довольно пробашкирскую линию ведет. Татары и другие народы говорят, что стало немного полегче, чем при Рахимове. Поэтому никакой почвы для противостояния нет. Такой сценарий был бы, мягко выражаясь, маразматичным, неразумным вариантом. Клановые столкновения происходят иногда. Знаем, как происходит на Украине, бывает на Кавказе, но нет причин в Башкортостане, чтобы такое было. Там ситуация тоже серьезная, но мягкая. Это сильная республика, сильные хозяйственники. Президент поработал несколько лет, теперь у него и опыт есть. Идеальных людей нет. Если он сильный, говорим — диктатор, а если демократичный, говорим, что слабоват. Политтехнологическое присутствие фонда Рахимова я всегда вижу в движениях СМИ, в интернете, определенных политических акциях, но серьезного значения люди в федеральном центре не придают, и общественность не должна придавать. Нет оснований для признания серьезного конфликта, только субъективные факторы, а это совсем другая ипостась, а мы говорим о республике и России, о власти и народе.
...А ПРОБЛЕМЫ СМЫЛА, ВОЛНА ПАТРИОТИЗМА
Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:
— Я считаю, что Хамитов должен победить, поскольку напряженность, которая была в экономике и языковом вопросе при Муртазе Рахимове, теперь ослаблена. В этом плане сейчас там меньше проблем. Что касается отношений с центром, у нынешнего руководителя Башкортостана, на мой взгляд, они нормальные, вертикальные субординационные. Он, как и наш Минниханов, очень даже подходит для руководства в современных условиях, когда лидер должен быть не политическим тяжеловесом, руководить экономикой. Он на своем посту.
Оппозиция на выборах будет. Правда, либеральная оппозиция сейчас ослаблена тем, что и «Яблоко», и «Парнас», и прочие партии держали иную линию в отношении к Украине, чем большинство населения. И со стороны коммунистов будет свой кандидат, не бывает такого, чтобы не было. Но они не имеют шансов.
Какой будет специфика выборов с учетом того, что это национальная республика? Никакой. Раньше и татары поднимали голову, жалуясь на башкиризацию, и русские ставили вопрос о соотношении изучения языков. Сейчас эта проблема, в отличие от Татарстана, несколько снизила свой накал. Кроме того, и кое-какие другие проблемы захлестнула волна патриотизма. Она дает компенсацию: если в кадровой политике республики не получается ни русским, ни татарам себя проявить, то хотя бы есть гордость за внешнеполитические успехи, если их можно так назвать.
Определенное оживление на либеральном и коммунистическом фланге должно быть, но мне кажется, что довольно-таки легко и даже без административных ресурсов можно было победить нынешнему руководителю.
Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:
— Ситуация в регионе достаточно сложная с точки зрения положения Хамитова. Если сравнивать два соседних национальных региона — Башкортостан и Татарстан, то в свое время там сменилось поколение власти. В Татарстане ушел Шаймиев, в Башкортостане — Рахимов. Но Шаймиев ушел по-хорошему, его преемник Минниханов во многом проводит его политику. Раньше Минниханов, можно сказать, был учеником Шаймиева, сейчас они партнеры. Поэтому там раскола в элитах нет. В Башкортостане Рахимова убирали по-плохому. Хамитов — ставленник федерального центра и не имел опоры на местные элиты, которые контролировал Рахимов. Потом, естественно, Хамитов создал свой круг, но клан Рахимовых имеет до сих пор прочные позиции и не прочь насолить своему сменщику. Поэтому ситуация будет зависеть от того, насколько прочными остались позиции у клана Рахимовых, а, скорее всего, они еще достаточно прочные, и будет ли Рахимов договариваться с главой республики либо будет играть против него. Если он будет играть против него, то есть шансы сплотить оппозицию вокруг себя. Понятно, что Рахимов не будет выдвигаться, а будет вести себя непублично.
Шансы у Хамитова есть, он не зря сейчас переизбирается, поскольку на волне крымской эйфории поддержка федерального центра значит очень много. Если Путин разрешил ему избираться, поддержал его как кандидата, это дает серьезные голоса. Поэтому шансы есть, и шансы серьезные. Вопрос в том, будут ли выборы проходить беспроблемно, или у Хамитова возникнут проблемы. Но шансы очень хорошие. Вопрос в том, через какую нервотрепку ему придется пройти.
«В ТАТАРСТАНЕ СТАБИЛЬНАЯ ЭЛИТА: СКОЛЬКО НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАЙ,
ВСЕ РАВНО ПОЛУЧИТСЯ АВТОМАТ КАЛАШНИКОВА»
Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем:
— Я думаю, что досрочные выборы будут во многих республиках, потому что это принципиальная позиция Кремля. Сегодня для них главное — показать демократичность выборной системы. Это не только Башкортостан, думаю, скоро услышим и о других регионах, это финно-угорские регионы: Удмуртия, Марий Эл, Мордовия. С Кавказом сложнее. В Дагестане и так новый президент, в Чечне сами понимаете... Я бы не удивился, если бы в Северной Осетии прошли выборы, и не потому, что там сменится президент, а просто будет осуществлен процесс выборов.
Что касается Хамитова, то, я думаю, у него хорошие шансы, но не абсолютные — не так, что все предрешено на 200 тысяч процентов. Во-первых, давно ходили разговоры, что Хамитов — не абсолютный лидер, а во-вторых, сложный национальный состав самой республики. Главная проблема для башкирской элиты — это не русские, а татары, потому что вся экономическая элита Башкортостана за редким исключением — татары. Традиционно нефтяным комплексом Башкортостана занимались татарские инженеры. У них уже были противоречия с Муртазой Губайдулловичем, но он был человеком очень могущественным, связываться с ним было себе дороже. Хамитов спокойнее был. Я не могу быть стопроцентно уверенным, что если татарский бизнес в Башкортостане найдет своего кандидата, не политическая оппозиция, не какие-то партии, то этот человек тоже получит какие-то шансы. Это противоречие двух этносов в Башкортостане, оно очень давнее, острое и эмоциональное. Поэтому могут создаваться проблемы на ровном месте, даже там, где нет каких-то экономических противоречий. Поэтому Башкортостан в этом смысле — очень сложный регион, это не Татарстан.
В Татарстане, в принципе, тоже могут быть досрочные выборы, но там стабильная элита: сколько не перекладывай, все равно получится автомат Калашникова. Досрочные выборы в Татарстане — это с большой вероятностью форма легитимизации имеющейся власти, как в Чечне. Выборы там можно провести, но мы знаем, кто победит.
В Башкортостане большая интрига именно в силу большей эмоциональной структуры элиты. Играет роль и доверие населения, но большую роль — доверие элиты, особенно в национальных республиках. Понимаете, в национальных регионах не существует противоречия элиты и народа, потому что бедные считают богатых своими старшими, в этом смысле у них семейные, родовые отношения. Если старшие скажут, что нам этот человек не нравится, то младшие из уважения к роду проголосуют за другого. Поэтому сложный этнический состав элиты многое решает в Башкортостане. Именно там, потому что Башкортостан долгое время являлся республикой, где титульная нация не являлась большинством, а это всегда очень большая проблема. Башкиры очень быстро увеличиваются, у них прекрасная демография, но стартовая позиция была такая, что их было меньше. Зная страны СНГ, я вижу, что в тех странах, где титульной нации меньше, там всегда жестче отношения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.