Сегодня в академии наук РТ Ахмет Мазгаров сложил с себя полномочия президента академии и передал их экс-президенту КФУ Мякзюму Салахову. Сам Мазгаров, как стало известно сегодня, сосредоточится на развитии сверхперспективного научно-нефтяного сотрудничества с Ираном. Сам Салахов лишь кратко обозначил свои задачи, пообещав разработать новую стратегию АНТ. В ответ новому главе академии посоветовали провести ревизию задач, не принижать роль гуманитарных наук и создать «очаги сопротивления» реформе АН РФ. Эксперты «БИЗНЕС Online», несколько разочарованные предсказуемостью сегодняшнего действа, напомнили новому президенту про импортозамещение и о том, что Россия в свете последних событий может надеяться только сама на себя.
Мякзюм Салахов |
МАЗГАРОВ СОСРЕДОТАЧИВАЕТСЯ НА ИРАНЕ
Сегодня в академии наук на отчетно-выборном собрании ученые Татарстана определились с новым президентом АН РТ. Интриги не было — ранее президент Ахмет Мазгаров написал заявление «по собственному», представив президенту Рустаму Минниханову три кандидатуры преемников: президента КФУ Мякзюма Салахова, директора центра перспективных экономических исследований при АН РТ Марата Сафиуллина и директора НИИ «Прикладная семиотика» Джавдета Сулейманова. Минниханов остановил выбор на Салахове, который и исполнял обязанности президента АН РТ и уже больше месяца принимал дела.
Сегодня он сел в полупустом первом ряду, за ним расположился весь зал, в президиум поднялись сам Мазгаров, председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, президент военной академии наук РФ Махмуд Гареев.
Первым взял слово сам Мазгаров, который представил в получасовом отчете основные итоги работы академии. Особо он остановился на сотрудничестве с Ираном, в частности сейчас АН РТ оказывает консультационные услуги Иранскому национальному нефтяному институту при строительстве нескольких специализированных установок на нефтяном месторождении в Персидском заливе. «По просьбе иранской стороны, в 2013 году академия наук Татарстана координирует трансферт технологии не только нашей республики, но и российских регионов», — заявил Мазгаров, есть соответствующие контракты с Уфой, Новосибирском.
Сейчас это направление требует усиленного внимания, отметил Мазгаров, (мол, именно с этим связано его желание уйти с поста президента АН РТ и на посту директора Волжского научно-исследовательского института углеводородного сырья сосредоточиться на этой теме). Более того, недавно завершился визит в Иран российской делегации во главе с помощником президента РФ Андрея Фурсенко, поэтому некоторые пожелания об усилии работы поступили еще и от него, в частности координировать связи между Россией и Ираном по образовательной линии будет КФУ. По части трансферта технологий координатором выступает АН РТ. Впрочем, вдаваться в подробности Мазгаров не стал.
Зато остановился на задачах, которые теперь уже предстоит решать новому президенту АН РТ. Показательно, в какой последовательности он их перечислял. Первая — это, конечно же, продолжить исследования в области геологии, добычи и переработки в области высокосернистых нефтей. Вторая — представить предложения по повышению эффективности сельского хозяйства в условиях засухи, вывести засухоустойчивые корма. Третья — расширить сотрудничество с Ираном, организовать совместные исследования по различным областям. Четвертое — начать сотрудничество с учеными Крыма. Все задачи должны быть изложены в стратегии развития АН до 2025 года, которую осенью надо будет представить на очередном собрании осенью.
ВО ГЛАВЕ «ОЧАГА СОПРОТИВЛЕНИЯ»
Вице-президент академии наук РТ Сулейманов предложил провести инвентаризацию задач АН и призвал добавить отделениям финансовой самостоятельности. Это ускорило бы и развитие, и внедрение. Кроме того, сегодня в СМИ нет научной жизни, а редкие публикации растворяются как капля воды в песке пустыни.
Рафаэль Хакимов, вице-президент академии наук РТ, отмечая роль нефтехимии как кормилицы, призвал не принижать роль гуманитарных дисциплин. «Гуманитарные науки определяют и воспитательный потенциал, гражданскую позицию и, в конце концов, имидж Татарстана, городов и районов. Это общественный настрой. Мы видим, как гуманитарные науки позволили приподнять и Казань, и Булгар», — заявил Хакимов.
Академик Александр Коновалов заявил, что, с одной стороны, Татарстан ждет от ученых прорыва в инновациях, с другой — «надо создавать очаги сопротивления» реформе АН РФ, и кандидатура Салахова для этого «подходящая».
Работу академии наук и самого Мазгарова предложили считать удовлетворительной. Никто не спорил.
Ахмет Мазгаров |
СОЕДЕНИТЬ БИЗНЕС И УЧЕНЫХ
Сразу после академиков слово взял Салахов, выступление которого фактически стало первой программной речью.
Так, он сразу же заявил, что необходимо «усилить перестройку своей деятельности», максимально сократить время от научного исследования до внедрения в практику. Этого от ученых ждет руководство Татарстана.
«Руководство республики главные надежды возлагает на новые прикладные исследования и разработки, заказчиками которых выступают крупные производители, бизнес-структуры. У руководства АН РТ есть все полномочия для налаживания этой работы», — сказал Салахов. Со своей стороны АН РТ «вправе ожидать от крупных компаний заинтересованного участия в создании ресурсных, инфраструктурных проектов».
Салахов заявил, что республиканские ведомства «не в полной мере используют потенциал академии». В республике она должна быть координирующим центром, должна усилить взаимодействие между академической наукой, предприятиями и вузами. На новый уровень должно выйти сотрудничество с казанским научным центром.
«Считаю, что для придания сильного импульса всей этой системе необходимо объединить все усилия республики вокруг одного-двух по-настоящему масштабных междисциплинарных проектов», — заявил Салахов.
Он призвал расширить взаимодействие как с российскими институтами, той же РАН, так и с зарубежными центрами, с которыми планируется сотрудничество, в свете растущего интереса к РТ. Вернуть былую славу Дому ученых. Стряхнуть пыль с вопроса популяризации АН РТ и науки как таковой, в общем, надо усиливать PR-составляющую, ученым идти в интернет, на TV и в газеты, чтобы «вести содержательный и просветительный диалог с обществом».
Важно, добавил Салахов, чтобы академия имела большую свободу для финансового маневра. И пообещал поддерживать фундаментальную науку.
РафаэльХакимов, Наиль Валиев |
ВТОРОЙ КАЗАНСКИЙ ФРОНТ
Легендарный Махмуд Гареев, президент военной академии наук РФ, генерал армии в отставке, доктор военных и доктор исторических наук, фактически призвал академиков открыть тут, в Казани, второй фронт. Против чего или кого?
Сначала он заявил, что «уже появились хун вин бины от науки», которые пытаются подорвать основы российской академии наук, и сейчас важно, чтобы АН РТ проявило спокойность, которая была проявлена в 90-е годы, «когда отстояли АН РТ». Затем напомнил, что «региональные отделения академии наук играют большую роль, чем им до сих пор отводится». А затем, как генерал и стратег, заговорил о событиях последних дней.
«Впервые за 200 лет мы видим, что проблема Крыма, а это важнейшая стратегическая база, куда американцы стремятся всячески внедриться, была решена без кровопролития. Это совершенное новое явление в обеспечении безопасности страны», — заявил Гареев. Этот опыт ученым и академикам, особенно представителям гуманитарных, общественных наук, надо совершенствовать и развивать, поскольку «мы должны ясно себе отдавать отчет — то, что сейчас делается на Украине, — это просто промежуточный этап».
«Вы видите, конечная цель американцев состоит в том, чтобы разрушить устойчивость России, завоевать энергетические богатства. Опасность назревает очень большая», — предупредил генерал армии.
Россия для приобретения союзников должна быть привлекательной для других стран, а это угрозами не выполнить. С одной стороны, крымским татарам обещают культурную автономию, с другой — депутат Госдумы Владимир Жириновский предлагает ликвидировать нацреспублики и сделать Россию унитарным государством, как в царской империи. «Но царская Россия не была унитарным государством — были Финляндское княжество со своей Конституцией, была Польша со своей степенью самостоятельности, было Бухарское ханство...», — перечислял Гареев. И тут свое слово должны сказать историки. Как и в попытках пересмотра итогов Второй мировой войны, особенно когда к власти в Западной Европе приходят «наследники фашистов». «Жуков, Эйзенхауэр, Монтгомери в гробу бы перевернулись от позора и стыда, если бы увидели, как в Киеве под портретами Бандеры первые лица США раздавали пирожки. Мы недооценивали эти вылазки, и они плохо нам скажутся, если мы не сделаем выводов», — предупредил Гареев.
Свою речь он закончил словами о том, что «мы должны этому противодействовать». Академики в зале разразились аплодисментами.
После чего они практически единогласно проголосовали за Салахова: 92 — «за», 3 — «против», еще 3 бюллетеня были признаны недействительными.
Сам Салахов, рассмеявшись, признался: «Мне даже страшно, что меня ждет, и что от меня ждут». На этом собрание было решено закончить.
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО РОССИЯ МОЖЕТ ПОЛАГАТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ
Рафаэль Хакимов — директор Института истории им. Марджани АН РТ:
— Ожидаемые результаты. Альтернатив не было, по поводу Салахова все отделения единогласно высказались.
Что касается задач, то нужно много что сделать, и по реформе, как продолжать — в том же духе или выбрать более гибкую форму, которую мы и предлагаем. То есть какие-то институты оставить как юридические лица, какие-то сливать в одно ГБУ. Вопрос к работе аппарата академии наук РТ — он и огромный, и не очень ясно на кого работает. Он все-таки должен работать на общие задачи академии наук. Ну, и по отделениям тоже посмотреть надо, ревизию сделать.
Дамир Исхаков — академик РАЕН:
— После сегодняшнего собрания осталось одно чувство: что ничего на самом деле не произошло. Потому что просто поменяли фигуру одного президента на другого, а все проблемы оставили «на потом». Объяснили, что к осени будет готовиться концепция дальнейшего развития академии наук, к этому времени пообещали решить какие-то оргвопросы. Фактически кроме голосования ничего не было, серьезные вопросы не обсуждались.
Выступление Макзюм Салахов сделал, но никакой программы, видения будущего АН не прозвучало. Хотя это и ожидалось, но, видимо, пока просто нечего сказать. Поэтому решение вопросов отложили, видимо, на собрание, которое пройдет в октябре. Разочарования тоже никакого нет, я предвидел, что такое возможно. Если бы готовилось серьезное какое-то выступление, то можно было ожидать каких-то консультаций, проработок, однако ничего такого заранее не было.
Альберт Гильмутдинов |
Альберт Гильмутдинов — ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. Туполева (КНИТУ-КАИ):
— Перед Салаховым стоят две крупные задачи. Первая — завершить реорганизацию академии наук. Это особенно важно в свете того, что происходит в Российской Федерации, что принят новый закон об образовании, в этой сфере происходят масштабные изменения, естественно, они касаются нашей академии. С организационной точки зрения академия наук должна стать эффективной организационной структурой, которая развивает науку, инновации в Татарстане.
Вторая задача — надо поднять, и сегодня об этом говорили — политическая ситуация очень сильно изменилась, когда мы вступили в новое тысячелетие, когда инновации стали не просто важными для успешности стран, но они стали определяющими, жизненно важными. И последние события показывают, что Россия может полагаться только на себя. Если ранее западные технологии можно было купить, но в ближайшее время этого не будет. Если мы хотим сохранить конкурентоспособность, роль таких структур, как РАН, как университеты, как национальная академия наук резко возрастают.
Юрий Гортышов — директор Института энергоэффективных технологий, заведующий кафедрой теоретических основ теплотехники:
— Вопросы, которые стоят сейчас перед Салаховым, пытается решить все общество. От ученых, науки ждут осязаемой отдачи. Многократно об этом говорили — мы хотим видеть результаты сегодня. Почему зарубежные машиностроительные технологии превалируют, а мы свое не можем? Что делать? Кто виноват? Что делать — мы понимаем. Это практика, но не забывайте про фундаментальную науку. Кто виноват? Наверно, и мы, ученые, пропустили в какой-то момент, что надо смотреть вперед. Но и ученые были поставлены в соответствующую ситуацию, мы все помним, когда на зарплату денег не было, в каких условиях ученые работают. Что-то делается. К счастью, федеральный университет, два национально-исследовательских университета получили деньги на развитие. Если бы этих денег не было — была бы катастрофа! Мы получили современное оборудование, на котором можно делать современные разработки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.