Подконтрольный ведомству Марата Ахметова РАЦИН предъявил своим деловым партнерам целую серию исков на десятки миллионов рублей

«НИКА», НО НЕ ПОБЕДА

Государственный оператор регионального продовольственного фонда РТ РАЦИН выиграл на днях в татарстанском арбитраже дело, корнями уходящее в события пятилетней давности. По договору от 2 сентября 2009 года ООО «МПФХ «Агро» (уставный капитал — 21 тыс. рублей) должно было поставить РАЦИНу 1818 т пшеницы третьего класса на 9,09 млн. рублей. Срок передачи товара — 10 дней с момента полной оплаты. Деньги были перечислены оперативно — 3 сентября, но компания «Агро» товар так и не поставила. РАЦИН обратился в суд, но произошло это... в декабре 2013 года, то есть через 4 года и 3 месяца! Решение по этому делу было вынесено недавно — в апреле этого года — в пользу РАЦИНа. Но удастся ли ему получить эти деньги в реальности — это большой вопрос. По двум причинам: во-первых, прошло уже пять лет с момента оплаты, во-вторых, сегодняшний учредитель «Агро» — ЗАО УК «Реорганизация и ликвидация», компания, название которой говорит само за себя.

При изучении арбитражных дел крупнейших компаний РТ аналитический центр «БИЗНЕС Online» обнаружил целый ряд подобных процессов с участием ГУП «РАЦИН». Особое внимание привлекают дело от 3 октября 2013 года на 17,3 млн. рублей и дело от 18 ноября 2013-го на 15,25 миллиона. Ответчик в обоих случаях — петербургское ООО «Ника».

«Ника», к которому предъявляет претензии РАЦИН, по всем признакам очень напоминает «контору-помойку». К таким компаниям присоединяют фирмы, которые желают уйти от обязательств как перед государством, так и перед частными партнерами. Это отработанная схема для фирм-однодневок, которые, как правило, оформляются на «гномов» (студенты, пенсионеры и другие граждане, готовые за определенную сумму стать директором или учредителем ООО). Всего на «Нике» «висит» 15 типичных ООО из разных регионов с 10 тыс. рублей уставного капитала.

Как видно из материалов первого дела, 22 июля 2009 года РАЦИН и чистопольское ООО «Защита» заключили договор на поставку до 1 августа 26 т удобрений на 264 млн. рублей. РАЦИН платежными поручениями перечислил «Защите» 134,45 миллиона. Она, в свою очередь, поставила товар на 107,15 млн. рублей, а также вернула 10 млн. деньгами. Таким образом, задолженность составила 17,3 млн. рублей. Да, РАЦИН пытался получить эти деньги и 3 октября 2013 года подал иск в татарстанский арбитраж. Но произошло это почему-то только через 3 года и 6 месяцев после того, как «Защита» путем слияния была реорганизована (26 мая 2010 года) в упомянутую «Нику», то есть «убежала» из Татарстана.

ВСПОМНИЛИ О ДОЛГЕ СПУСТЯ 4 ГОДА?

Перейдем ко второму делу. Чистопольское же ООО «Реал» не заплатило РАЦИНу 15,25 млн. рублей за некий товар (договор от 2 марта 2009 года). «Реал» убежал в ту же «Нику» в тот же день — 26 мая 2010 года. Связь двух фирм-однодневок налицо. Отметим, что при реорганизации нескольких ООО юридические компании предлагают неплохую скидку. К тому же разделение кредиторской задолженности на несколько компаний не так привлекает внимание. А общая сумма исков РАЦИНа к «Нике» составила 32,55 млн. рублей, то есть чуть более $1 млн. на момент подачи заявлений. А уставный капитал «Ники» — всего 623 тыс. рублей. То есть в идеале РАЦИН получит 623 тыс., а в реальности — крохи от уставного капитала. Аргументом в пользу этого предположения служит тот факт, что при рассмотрении всех дел представители «Ники» в суд не являлись.

...ПОНЕСТИ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Логично возникает несколько вопросов. Как РАЦИН выделил авансом 9 млн. рублей компании, имеющей за душой только 21 тысячу? Почему ответственные лица РАЦИНа не отреагировали своевременно, а подали иски только через три-четыре года?

Вопросы далеко не праздные, ведь, по сути, пропали государственные деньги. Как разъяснил «БИЗНЕС Online» руководитель практики юридического агентства «ЮНЭКС» Рамис Музипов, если руководитель госкомпании при совершении сделок действовал недобросовестно и неразумно, вследствие чего компании был причинен ущерб, руководитель организации может понести персональную ответственность. «Недобросовестность действий директора предполагается, когда директор знал или должен был знать о том, что его действия на момент их совершения не отвечали интересам юридического лица, например, совершил сделку с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом (фирмой-однодневкой)», — уточнил Музипов.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать ситуацию заместителя генерального директора РАЦИНа по правовым и имущественным вопросам Айрата Туктамышева. Но после высланного ему письменного запроса тот перестал отвечать на телефонные звонки. В пресс-службе минсельхоза пообещали подготовить комментарий, но сделать это оперативно не смогли.

Тем временем настораживает то, что странные отношения с сомнительными фирмами, по всей видимости, привычны для РАЦИНа. Так, в марте 2011 года РАЦИН пытался взыскать 23,9 млн. рублей с липецкого ООО «Вега-Л». Это был аванс за поставку 4200 т ячменя второго класса. Представители должника на суд не явились. Представители РАЦИНа тогда отказались от комментариев «БИЗНЕС Online». Отметим, что эта закупка была весьма ответственной, поскольку была сделана для того, чтобы покрыть дефицит, возникший после засухи, уничтожившей значительную часть зерновых РТ.

ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ

Вообще, тема использования фирм-однодневок в Татарстане не нова. Напомним, что в середине 2012 года в то время вице-премьер РТ Асгат Сафаров возглавил специальную группу по борьбе с такими компаниями. Тем не менее сегодня можно констатировать, что в законодательстве и системе контроля есть не просто лазейка, а целая брешь для вывода денег из государственных компаний.

Асгат Сафаров возглавляет рабочую группу, которая борется с фирмами-однодневками в РТ

Сайт казанской фирмы «Авангард» — настоящий просветительский центр для комбинаторов. Так, мы узнали о термине «псевдоликвидация». В Казани она ведется в основном путем продажи (смены собственников). Суть в том, что ваша фирма продается номиналу (бомжу, алкоголику, наркоману, приезжему студенту), который, как правило, и назначается директором фирмы. Иногда также меняется адрес на другой город или регион. Из минусов надо отметить то, что компания продолжает числиться в реестре (ЕГРЮЛ), ей могут, к примеру, доначислить налоги или привлечь к ответственности прежних руководителей, особенно если новый вдруг откажется от директорства (а это происходит обычно в 9 случаях из 10). Ведь, получая скромное вознаграждение (бутылка водки, доза наркотиков, пачка сигарет, 500 - 1000 рублей), никто в случае чего не будет выгораживать «клиента». То есть в данном случае прежним владельцам придется в органах объяснять, при каких обстоятельствах они продавали свою фирму. Стоимость услуги — примерно 35 тыс. рублей.

Самая лучшая (без последствий для предыдущих владельцев), с точки зрения «Авангарда», форма ликвидации — реорганизация путем присоединения. Если вкратце, то создается чистая новая фирма (правопреемник), к ней присоединяется фирма клиента. При этом она исключается из реестра (ЕГРЮЛ), и соответственно, никаких претензий к ней предъявлять никто уже не будет. Все долги, если они есть, переходят к правопреемнику. После присоединения сам правопреемник ликвидируется в официальном порядке, что приводит к полному заметанию следов закрывшейся фирмы. Вопрос в том что такая реорганизация стоит 150 тыс. рублей.

СУММА ЗАДОЛЖЕННОСТИ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ

Мы решили провести эксперимент и обратились в первую попавшуюся консалтинговую компанию «Регистрационный центр» с просьбой помочь в ликвидации компании. И вот что нам ответили: при любом виде реорганизации компания получает свидетельство о прекращении деятельности, а все ее права и обязанности переходят к новому юрлицу. Есть три вида «преображения»: реорганизация, ликвидация и альтернативная ликвидация. В чем разница?

При реорганизации на компанию, а точнее, на ООО, к которому она присоединилась, можно подать иск.

При ликвидации иск подать нельзя вообще. Если вы заинтересованы в таком варианте, необходимо выдержать срок около трех месяцев (львиная доля времени уйдет на соблюдение процедуры публикации о намерении ликвидироваться в «Государственном Вестнике»). Это необходимо для того, чтобы за данное время ваши кредиторы могли, если у них возникнет такая надобность, подать иски на погашение долгов, а также иски на прекращение вашей реорганизации. То есть многое зависит от внимательности кредиторов.

Альтернативная ликвидация предполагает замену учредителей и места регистрации. Это лучший вариант, но при условии, что нет долгов перед налоговой службой и пенсионным фондом. Стоит удовольствие 36 тыс. рублей. По времени занимает около трех недель. Публикация в данном случае не требуется. «На первом этапе в вашу компанию вводится новый участник, и вы заверяете у нотариуса данную процедуру, — объяснили в Регистрационном центре. — На втором этапе мы меняем директора, адрес и выводим ваших учредителей. Все регистрационные действия проводим в нашей налоговой без вашего участия. Все делается по-тихому и предельно быстро. Сумма задолженности перед компаниями значения не имеет».

Можно ли оспорить альтернативную ликвидацию? Как рассказали «БИЗНЕС Online» в компании «Авангард», доказать незаконность сделки по продаже компании вашего должника, скорее всего, нереально: «Вы сможете только подать иск к новым владельцам, но они окажутся, скорее всего, неблагонадежными. Считайте, что ваши деньги пропали, если у вас нет альтернативных, прямых способов повлиять на действительных должников».

ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИЕЙ

Руслан Галиев — старший помощник прокурора Республики Татарстан, заявил «БИЗНЕС Online», что исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии по выбору участника закупки. В отношении банковской гарантии устанавливается требование о том, что срок ее действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

— Согласно закону, лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операторы электронных площадок и их должностные лица обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов, — рассказал он нашему изданию.

В случае, если у поставщика нет ни денежных средств, ни имущества и невозможно исполнить решение суда о взыскании денежных средств в пользу госкомпании, должностные лица госкомпании могут быть привлечены к ответственности, если контракт был заключен без обеспечения исполнения. Вид ответственности (дисциплинарная, административная или уголовная) зависит от того, есть ли в их действиях состав административного правонарушения или преступления. Что касается срока исковой давности для предъявления иска о ненадлежащем исполнении договора, то данный вопрос регламентирован главой 12 Гражданского кодекса РФ. Так, согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Частью 2 статьи 200 ГК РФ установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства. Срок исковой давности может быть приостановлен либо прерван в соответствии с требованиями ст.ст. 202, 203 ГК РФ, пояснили «БИЗНЕС Online» в прокуратуре.

ДИРЕКТОРОВ КОМПАНИЙ БЕРУТ В ОБОРОТ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов ответить на вопрос: что может грозить руководству РАЦИНа? При этом мы не называли никаких имен и названий компаний, а лишь расписали сложившуюся ситуацию.

«Прежде всего в такой ситуации необходимо исходить из наличия умысла, — рассказал источник «БИЗНЕС Online» в судебной системе. — В одном случае должностные лица госкомпании осознавали, что передают средства в неблагонадежную компанию для последующего получения собственной выгоды. Здесь первоочередная ответственность на госкомпании. Если должностные лица выполнили все свои обязанности должным образом, то здесь первоочередная ответственность на компании-должнике, хотя не исключается неосторожная степень вины. Осознавали должностные лица или нет, будут устанавливать следователи... Если имело место истечение срока исковой давности, то необходимо выяснить все обстоятельства, обусловившие несвоевременное обращение, в том числе форс-мажор. Если форс-мажора не было, то встает вопрос о вине должностных лиц, ответственных за взыскание дебиторской задолженности. Есть соответствующая статья 293: «Халатность». Сумма ущерба государству должна превысить 1,5 миллиона рублей. Предусмотрены следующие наказания: штраф до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 1 года, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы до 1 года, арест на срок до 3 месяцев».

«При таких обстоятельствах вполне резонно взыскивать возникшие у юридического лица убытки непосредственно с руководителя, который совершил сделку с заведомо неспособным исполнить свое обязательство контрагентом, — считает Музипов. — Однако при обращении в суд с требованием к руководителю юридического лица о взыскании убытков, возникших вследствие неразумных и недобросовестных действий, необходимо учитывать, что руководитель организации не может быть привлечен к ответственности, если его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового (предпринимательского) риска». Музипов пояснил, что практика по взысканию убытков с директоров постепенно начала увеличиваться. Этому способствовало принятие постановления пленума ВАС России от 30.07.2013 №62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица». Приняв его, высшая судебная инстанция фактически предоставила «карт-бланш» по применению такого способа защиты в арбитражных судах.

Но, главное, Музипов уверен: хотя все вышеперечисленные уловки и затрудняют взыскание долга, эффективные инструменты противодействия им имеются (однако юрист компании «ЮНЭКС» не стал о них говорить). Но есть ли у РАЦИНа желание их использовать?