2.JPG
Владимир Бестолков

ПРИБЫЛЬ ПАДАЕТ — ИНВЕСТИЦИИ РАСТУТ

Единственное в Татарстане народное предприятие — Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат — в этом году затеяло несколько достаточно крупных проектов модернизации. Один из них уже в процессе — на КБК остановлено производство картона, из которого затем делают гофроящики. Идет замена картоноделательной машины на новую, австрийского бренда Andritz. Как рассказал сегодня на пресс-конференции гендиректор компании Владимир Бестолков, стоимость проекта составила 1,2 млрд. рублей.

Проекты по выпуску новой продукции и улучшению старой запускаются на фоне падения чистой прибыли предприятия по итогам 2013 года примерно на 10% по сравнению с 2012 годом. Как следует из финансовой отчетности компании, на конец 2012 года чистая прибыль КБК составляла 794,8 млн. рублей. По словам Бестолкова, тенденция к падению прибыли в тех же объемах сохраняется и в этом году, как и небольшой рост выручки — на 3 - 4% по итогам года. В 2012 году выручка предприятия составляла, по данным СПАРК, 6 млрд. рублей. За 5 месяцев текущего года объем выпуска продукции КБК сократился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 0,5% до 2,5 млрд. рублей, продажи снизились на 1,5% до 2,46 млрд. рублей. Доля компании на рынках гофроящиков и туалетной бумаги сохраняется на уровне 2012 года — это 7% и около 17% соответственно.

Гендиректор компании рассказал, что в первом квартале 2014 года КБК уже наладил выпуск новой продукции — бумажных полотенец. Фактически производственная линия существовала с 2008 года, поэтому существенных вложений новая позиция в ассортименте не потребовала. «Новый товар сложно продвигается на рынке, но мы запаслись терпением», — сказал Бестолков. Примерно в начале июня на предприятии планируют установить новое итальянское оборудование и расширить линейку полотенец. Будут выпускаться технические полотенца для протирки рук в промышленных условиях и полотенца для диспенсеров. Последней позицией, по словам гендиректора КБК, заинтересовались сети Metro и «Лента».

1.JPG

Сейчас, как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе КБК, народное предприятие уже поставляет в Metro туалетную бумагу своего производства — правда, не привычные всем одиночные рулоны, а упаковки по четыре штуки. В остальном с крупными сетями никаких отношений нет.

Также Бестолков отметил, что на начало 2015 года комбинат планирует запуск производства еще одного вида продукции, наименование которого пока не оглашается.

«ВПУСКАЕМ ЧУЖИЕ ПРОИЗВОДСТВА НА ЛЬГОТЫ, А ПОТОМ НЕ МОЖЕМ ПРОДАТЬ СВОИ ТОВАРЫ»

«Сегодня торговля диктует производителям условия, — считает Бестолков. — А власти со своей стороны абсолютно не продвигают местные товары. Исполком, конечно, помог нам провести «День местного товаропроизводителя», но никакого эффекта от этого мероприятия мы не ощутили. А входной билет в федеральную сетевую розницу сам по себе стоит кучу денег, не говоря уже о множестве других условий, как финансовых, так и технических».

Проблемы с недоступностью федеральных сетей Бестолков называет одной из причин отрицательного тренда в финансовом положении компании. С производством на КБК полный порядок — мощность всех основных линий сегодня в 1,5 раза превышает проектные мощности комбината. В частности, картона предприятие выпускает 150 тыс. т в год против 100 тыс. т, заложенных в проект.

4.JPG
Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее

«За 5 месяцев текущего года план по производительности труда мы выполнили на 105 процентов, — говорит Бестолков. — Но сегодня успех зависит не от производства, а от продаж. Не имея доступа в федеральные сети, наши дилеры стараются работать с местными на уровне регионов».

Еще одна причина снижения прибыли — контрафактная продукция. По подсчетам аналитиков компании, сегодня на рынке порядка 10% туалетной бумаги под маркой КБК выпущено подпольными производителями, что влияет как на собственные продажи комбината, так и на его деловую репутацию.

Продавцов КБК удавалось привлекать к административной ответственности, а на производителей выйти сложно. За три года комбинату удалось закрыть только два производства, что, по словам Бестолкова, вовсе не означает, что они не открылись снова. На КБК, к примеру, установили личность одного из челнинских «фальшивобумажников», однако наказать его через правоохранительные органы не удается.

3.JPG
Чтобы загрузить картинку полностью, нажмите на нее

Третьим бичом местного товаропроизводителя Бестолков называет ситуацию с открытием новых иностранных производств на территории РТ, которым предоставляются льготные условия для работы. На рынке бумаги таким производством стало турецкое ООО «Хаят Кимья», строящееся в ОЭЗ «Алабуга», из-за которого КБК пришлось свернуть собственный инвестиционный проект по производству бумаги из целлюлозы, о чем Бестолков говорил и на оnline-конференции в «БИЗНЕС Online» в конце 2013 года. Сейчас КБК делает бумагу из макулатуры, что технологически сложнее, зато позволяет экономить природные ресурсы. Турецкая бумага из целлюлозы делает перспективы развития челнинского народного предприятия на ближайшие годы еще менее терпимыми.

«Это ненормальная ситуация, — считает гендиректор КБК. — Мы пускаем чужие производства в республику на готовую инфраструктуру, готовую логистику, освобождаем от налогов, а потом не можем на них влиять и не можем продавать собственную продукцию, потому что с их безналоговым режимом нам тягаться невозможно. Я в принципе-то не против — пусть каждый открывает и производит что хочет, но если в Италии в маленьком городке спокойно уживаются три-четыре завода с одинаковой номенклатурой, то в России ситуация совсем другая».

Отметим, что, несмотря ни на что, стоимость акций КБК, которыми владеют работники предприятия, с конца прошлого года заметно выросла. Если в декабре Бестолков называл цену 140 рублей за акцию, то сегодня она составляет уже 152 рубля.