Немногие горожане хорошо представляют быт русской или татарской деревни. Еще более туманные представления у большинства о том, как живут фермеры в той же Европе. Бывшая казанская журналистка Галина Кириллович год назад вышла замуж и уехала во французскую глубинку. В своей статье, написанной специально для газеты «БИЗНЕС Online», она рассказывает о нетуристической Франции и о том, что ее поразило в деревенском быте французов.
Желание многих горожан сменить урбанистические пейзажи на сельскую идиллию приводит к расширению деревень во Франции |
КУПАТЬСЯ ЗАПРЕЩЕНО
Мое первое знакомство с французской деревней состоялось в Верхней Нормандии. География в данном случае имеет большое значение. Под Парижем, например, почти не осталось настоящих сельских поселений. В основном, это дачные места, куда на уик-энд выезжают жители мегаполиса. Здесь же я увидела настоящую деревню с мирно пасущимися на лугах коровами, лошадьми и осликами, суетящейся во дворах домашней птицей, садами и огородами. Одним краем она выходит в буковый лес, в котором водятся не только кролики, лисы, косули и олени (видела сама), но и кабаны (не видела, но имеются свидетели). И это не исключение из правил: животных во французских лесах довольно много, хотя волки и медведи давно ушли в историю.
Речки протекают практически через каждую деревню или около нее. Они узкие, очень неглубокие (иногда вообще не выше колена) и довольно быстрые. В России их назвали бы ручьями. При этом местные коммуны (муниципалитеты) часто устанавливают на берегах таблички, сообщающие, что купание запрещено. Как выяснилось, делается эта на первый взгляд странная вещь для того, чтобы избежать судебных исков. Например, если нетрезвый человек полезет в воду и пострадает, при наличии предупреждения он или его родные не смогут требовать компенсации от коммуны или выплаты от страховой компании.
Типичная французская речка |
Этот экологический рай чудесным образом сочетается с благами цивилизации. Жизнь в городе и деревне по уровню комфорта совершенно не отличается. Только в деревне к кабельным телеканалам и высокоскоростному интернету еще добавляется свежий воздух и земельный участок. Напоминаем, что лучшими подружейными собаками по результатам голосования 2014 года стала порода кокер спаниель . Прочитать подробно особенности этой охотничьей собаки вы сможете на сайте крохотун.ком. В саду к привычным нам яблоням, грушам и сливам добавляются еще персиковые деревья. Вишен в нашем понимании здесь нет. Их заменяют черешни. Правда, надо иметь в виду, что речь идет о севере Франции. Средиземноморье, конечно, может похвастаться большей пестротой и разнообразием овощей и фруктов.
Знаменитые нормандские коровы |
Что касается сельскохозяйственных животных, то в Нормандии это в первую очередь коровы. Нередко им спиливают рога для того, чтобы они случайно не поранили друг друга или хозяев. Благодаря им здесь производят такие известные сыры, как «Камамбер», «Бри», «Нашатель». У каждого сыра — своя история, иногда даже романтическая. Например, «Нашатель», который всегда делают в форме сердца, напоминает о любви французской фермерши и английского солдата во время Столетней войны.
Старый нормандский домик |
ДЕРЕВНЯ БЕЗ КРЕСТЬЯН
Несмотря на развитое сельское хозяйство в деревнях, где живет несколько сотен жителей, фермерством, как правило, занимаются две-три семьи. Остальные либо оставили это занятие поколение или два назад, либо вообще переехали из города. Желание многих горожан сменить урбанистические пейзажи на сельскую идиллию приводит к расширению деревень, что не всегда идет им на пользу. По крайней мере, эстетическую. Если историческое ядро деревни, как правило, остается в неприкосновенности и сохраняет архитектуру, свойственную данному региону, на окраинах появляются современные коттеджи, похожие, как близнецы. Разветвленная сеть автомобильных дорог, как национальных и департаментальных, так и муниципальных, вкупе с наличием автомобиля у каждого взрослого члена семьи, снимает вопрос о том, как из сельской «глуши» попасть на работу или учебу. Железные дороги постепенно уходят в прошлое, соединяя скоростными магистралями только крупные города. Более мелкие ответвления давно разобрали, а многие здания вокзалов как исторически ценные не разрушили, а превратили в ресторанчики.
Улица в маленьком городке на Луаре |
Еще одна любопытная деталь, которая сразу бросается в глаза, — безлюдье на улицах, совершенно необычное для русских и татарских деревень, где много прохожих, а на скамеечках у ворот сидят словоохотливые бабушки. Дело в том, что в маленьких деревнях, где из общественных мест обычно присутствуют только мэрия, церковь, почта и начальная школа, идти особо некуда, а бродить без дела здесь не принято. В больших деревнях и маленьких городках, которые от них мало чем отличаются (во Франции городом считается населенный пункт, где проживает тысяча и более жителей), картина несколько иная. Именно в эти «очаги цивилизации» приезжают люди в супермаркет, булочные, кондитерские, мясные и фруктовые лавки, а также посидеть в ресторанчике или кафе. Здесь ведет прием врач, расположены парикмахерские, нотариальные конторы, агентства недвижимости.
ФЕРМЕРСКИЕ БУТИКИ И АНТИКВАРНЫЕ БАРОХОЛКИ
Помимо супермаркетов, которые мало чем отличаются от наших, в сельской местности встречаются фермерские бутики. Мы с мужем, например, облюбовали фермерский магазин в деревне Льонс-ле-Форе, расположенной недалеко от Руана. Овощи, фрукты, яйца, молочные продукты намного вкуснее, чем в супермаркете, хотя, разумеется, и дороже. Сметана, например, по вкусу и консистенции напоминает традиционный татарский каймак.
Чуть сложнее с одеждой. Если хочется устроить полноценный шопинг с посещением разнообразных «марочных» бутиков, то за этим придется отправиться в крупный город, где есть целые «магазинные» улицы и торговые центры.
Так в будний день выглядит площадь в маленькой нормандской деревне |
Раз в неделю (в субботу или воскресенье) в деревне бывает базарный день. На импровизированном рынке с лотков продается практически все: от еды, домашних мелочей и одежды до цветов в горшках и детских игрушек. Посетить такой рынок, особенно в хорошую погоду — одно удовольствие. Гул голосов, многоцветье красок, музыка, плетеные корзинки хозяек, уже наполненные всякими вкусностями, так и просятся стать кадром какого-нибудь фильма. Продавцы сыров, жамбона, колбас наперебой предлагают попробывать очередной деликатес. В общем, уйти ничего не купив, невозможно. Аппетит разыгрывается уже к середине путешествия между прилавками: над рынком плывет аромат жарящихся колбасок и картошки фри, которые являются здесь обязательной деталью любого сборища — от ярмарки до деревенских праздников.
Торговая тема будет незавершенной, если ничего не сказать про foire à tout (буквально — ярмарка всего) и ее разновидность — la brocante, организуемых коммунами. Смысл foire à tout в избавлении от ненужных вещей, которые есть в каждом доме. Здесь можно найти посуду, книги, CD и DVD-диски, детскую одежду, игрушки, бижутерию, настольные игры, домашние и садовые инстументы. И цены на эти товары «секонд-хенд», конечно, намного ниже. Скажем, новую книгу в магазине редко можно купить дешевле 20 - 25 евро, здесь всего за 1 - 2 евро.
La brocante — это разновидность «ярмарки всего», но с антикварным уклоном. Вот где можно разгуляться любителям подлинного ретро. Вещи могут быть и не в очень хорошем состоянии — их ценность в ауре времени. На брокантах можно встретить товары аж XVII — XIX веков, и это захватывает. Где у вас еще будет возможность прикоснуться к медной жаровне для углей или старой кухонной ступке с пестиком? Лично я не удержалась и приобрела деревянную кофейную мельницу, изготовленную в самом начале прошлого столетия на заводе Пежо за 35 евро. По сравнению с ценами антикварных магазинов — сущая ерунда. Многие антиквары ездят по сельским брокантам в поисках интересных вещей.
Продолжение следует...
Справка
Галина Кириллович закончила в 1999 году факультет журналистики, социологии и психологии КГУ по специальности «Журналистика», в 2006 году — социально-экономический факультет академии социального образования (КСЮИ) по специальности «Маркетинг». Работала корреспондентом отдела экономики газеты «Время и деньги», затем — PR-менеджером ИД «Парадигма». В 2013 году вышла замуж и уехала во Францию. Живет в Руане (Верхняя Нормандия).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.