Сегодня «Нижнекамскшина» опубликовала ежеквартальный отчет, который свидетельствует о самом слабом результате за весь посткризисный период. Компания потеряла 21% выручки и получила чистый убыток в 46,1 млн. рублей против чистой прибыли в 40,7 млн. рублей по итогам аналогичного периода прошлого года. Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что у предприятия еще есть время для исправления ситуации, однако советуют готовиться к падению российского рынка шин и росту цен на продукцию нижнекамских шинников на 12 - 15%.
Топ-менеджменту «Нижнекамскшины» сократить основные издержки не удалось, и валовая прибыль компании упала |
АВТОРЫНОК ПРИТОРМАЖИВАЕТ «НИЖНЕКАМСКШИНУ»
Сегодня ОАО «Нижнекамскшина» опубликовало отчет за первый квартал, который содержит целый ряд данных, свидетельствующих о проблемах, которые возникли у компании со сбытом продукции. Выручка компании снизилась на 21% с 3,9 млрд. рублей за первый квартал 2013 года до 3,1 млрд. рублей за аналогичный период текущего года (таким образом, «Нижнекамскшина» потеряла одну пятую часть оборота). Сократить основные издержки в аналогичном с выручкой темпе не удалось, и валовая прибыль «Нижнекамскшины» упала на 171,7 млн. рублей до 197,8 млн. рублей. Управленческие расходы также не поддались снижению в нужном темпе: только минус 14%. Прибыль от продаж упала почти в 6 раз до 29,4 млн. рублей.
Небольшой отдушиной для предприятия стало улучшение баланса прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов снизилось на 31% до 62,7 млн. рублей. Однако экономии на прочих статьях оказалось недостаточно. По итогам первого квартала текущего года «Нижнекамскшина» получила чистый убыток в 46,1 млн. рублей против чистой прибыли в 40,7 млн. рублей по итогам аналогичного периода прошлого года.
«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями в «Татнефть», которая является основным владельцем «Нижнекамскшины», но на момент публикации они получены не были. Однако подчеркнем, что финальный результат оказался самым слабым для первого квартала не только с момента ухода от давальческой схемы в 2011 году, но даже слабее, чем в кризисном 2009 году. Тем не менее ситуация на «Нижнекамскшине», как известно, зависит от общих тенденций автомобильного рынка России. В четвертом квартале 2013 года автопроизводители стремились пополнить склады перед введением утилизационного сбора для российских заводов, а также пока действовала программа льготного кредитования на покупку новых авто. Поэтому первый квартал прошел под знаком распродаж запасов 2013 года, а сами заводы вынуждены были снизить объемы выпуска. У одного из крупнейших заказчиков продукции «Нижнекамскшины» АвтоВАЗа дела шли со скрипом — продажи LADA в первом квартале сократились на 15% до 91,6 тысячи. Между тем, согласно годовому отчету «Нижнекамскшины» за 2012 год, 68% своей продукции компания поставляла на АвтоВАЗ, 16% — в ООО «Фольксваген Груп Рус», 11% — в ОАО «УАЗ». Напомним, что шинники вынуждены в этих условиях даже идти на экстраординарные шаги в виде остановки производства на затяжные каникулы.
Основные экономические показатели ОАО «Нижнекамскшина»
Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее |
У ШИННИКОВ ЕСТЬ ВРЕМЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ СИТУАЦИИ
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что ситуацию может изменить активный спрос на вторичном рынке.
Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
— Возможных причин таких показателей несколько. Во-первых, это стагнация, которая затронула многие отрасли экономики, в том числе и ключевого потребителя шинной отрасли — машиностроение. Уменьшился спрос, и, как следствие, уменьшились объемы производства многих видов транспорта, и шин так же потребовалось меньше. То есть проблемы большинства автопроизводителей напрямую влияют на ситуацию у шинников. Собственно, об этом говорится в отчетности компании, где указывается, что объем производства в первом квартале 2014 года снизился на 19% по сравнению с АППГ. Во-вторых, это может объясняться растущей конкуренцией на шинном рынке и постепенным увеличением доли иностранных производителей, из-за чего доля российских производителей уменьшается. В-третьих, не исключено, что ухудшилась ситуация на тех зарубежных рынках, куда поставляет свою продукцию компания, и объемы экспорта также могли сократиться.
Если прогнозировать ситуацию, то возможность для исправления положения остается, но лишь в случае, если улучшится ситуация со спросом и производством в машиностроении и потребуется больше шинной продукции на первичный рынок. Вместе с этим определенную поддержку компании может оказать вторичный рынок, который может оживиться в середине года. Если будет улучшаться ситуация на ключевых для компании зарубежных рынках, то и это окажет ей поддержку. То есть пока не стоит считать, что весь 2014 год будет хуже для компании, чем 2013, время для исправления ситуации еще есть.
Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:
— Шинный рынок в России остается заложником ряда негативных факторов. С одной стороны, это серьезные курсовые колебания, которые наложили отпечаток на динамику спроса, с другой, рост объема задолженностей по кредитам на автомобили и ограниченный пессимизм российских потребителей. Ко всему прочему, отмечается сокращение объема продаж новых автомобилей, что также негативно для шинной отрасли. Долгосрочный отрицательный фактор — слабый экономический рост в России.
Не исключено, что по итогам 2014 года емкость российского шинного рынка может снизиться на 3 - 4 процента (не более 53 - 56 миллионов штук). Это негативно для оценки перспектив «Нижнекамскшины». Помимо этого, на фоне курсовых колебаний и роста себестоимости производства цены на продукцию могут вырасти на 12 - 15 процентов для потребителя.
Юрий Цигуш — аналитик FIBO Group:
— Для того чтобы лучше понять основные причины снижения выручки предприятия ОАО «Нижнекамскшина» за первый квартал 2014 года в сравнении с первым кварталом 2013 года, нужно понимать, что в 2012 году продажи также были лучше чем в 2013. Что говорит о негативной тенденции развития компании в целом за последние годы, а не только за первый квартал 2014 года.
Причинами этого можно выделить рост спроса импортных шин, и при дальнейшем снижение ставок таможенных пошлин шин данный рост будет увеличиваться.
Так же в последние годы в России наблюдается рост конкуренции. Конкуренты увеличивают свои производственные мощности, и как следствие это сопровождается «ценовыми войнами».
Доля иностранных шин на рынке России уже сейчас составляет около половины. Я прогнозирую, что для роста выручки в этом году компании нужно обновить ассортимент выпускаемых шин, а также применить инновационные технологии, чтобы стать более конкурентными на рынке и отвоевать потерянные позиции. В противном случае негативная тенденция продлится. Спрос на шины в РФ в первом квартале 2014 года упал примерно на 5 - 7 процентов в сравнении с таким же показателем 2013 года.
Падение спроса на продукцию можно объяснять снижением экономических показателей в стране.
Руководство компании «Нижнекамскшина» приняло решение о приостановке производства в период майских праздников с 1 по 11 мая нынешнего года. Основной причиной подобного шага стало снижение спроса на продукцию отечественного производителя и накопление достаточных запасов. Стоит отметить, что остановка производства для автомобильной отрасли является частым явлением. Недавно было объявлено о временном прекращении выпуска заводом «АвтоВАЗ» ряда отечественных моделей, а по статистике, почти 70 процентов продукции завода «Нижнекамскшина» реализуется на АвтоВАЗ. Отсюда мы видим что снижение продаж «Нижнекамскшины» напрямую связано с проблемами АвтоВАЗа, других автозаводов в РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.