Сегодня министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов назвал две главные болевые точки программы социально-экономического развития РТ на 2011 - 2015 годы: слабый рост ВРП и малая доля малого и среднего бизнеса в экономике республики. ВРП с начала года вырос лишь на 1%, что в 4 - 5 раз меньше необходимого, а доля МСБ застыла на 25%. Минэкономики видит спасение в «дорожной карте» и большей информированности предпринимателей. Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», выполнение программы оказалось под угрозой срыва. Тем временем представители делового сообщества отмечают, что Татарстан столкнулся с проблемой роста — дорогими трудовыми ресурсами и высокой стоимостью аренды земли и имущества.
В Госсовете РТ журналистам рассказали о перспективах развития экономики республики |
1% ЗА КВАРТАЛ
Слабые темпы роста валового регионального продукта Татарстана и недостаточное увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике РТ — вот две главные проблемы, считает министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. Именно их он назвал в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», говоря о выполнении программы социально-экономического развития Татарстана на 2011 - 2015 годы. Вместе с председателем комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Маратом Галеевым на брифинге в республиканском парламенте он рассказал о выполнении данной программы: о том, что впервые продолжительность жизни в РТ выросла до 72,1 лет, чего не было даже в советские времена, о том, что начала расти доля производства нефтепродуктов и нефтехимии (29,5% до 35,1%), что свидетельствует, пусть пока немного, о снятии сырьевой зависимости, а также о том, что выросла доля машиностроения (с 22,9% до 23,5%)...
Но всей этой бочке меда нашлась и ложка дегтя. Причем даже не одна.
«Темпы роста валового регионального продукта должны составлять порядка 4 - 5 процентов. На сегодня по итогам первого квартала мы имеем лишь 1 процент», — признался Шагиахметов. Такие показатели республиканские власти не устраивают, заверил он. Напомним, что по итогам прошлого года ВРП Татарстана вырос на 2% до 1,52 трлн. рублей и что президент Татарстана Рустам Минниханов на совместной итоговой коллегии минэкономики и минпромторга такой рост назвал «недостойным». Годом ранее рост ВРП составлял 5,5%, к 2016 году он должен достигнуть 2 трлн. рублей.
Ранее Шагиахметов, а также глава правительства РТ Ильдар Халиков неоднократно говорили о замедлении роста как российской экономики, так и мировой. Среди факторов, негативно повлиявших на экономику РТ, — снижение спроса, рост цен (например, на металлы), тарифов (например, на перевозку грузов по ж/д). Что же предпринимает минэкономики? Сегодня министр сообщил об изучении факторов, влияющих на снижение ВРП, кроме того, есть большая надежда на новые производства ОЭЗ «Алабуга». Причем западные санкции никак не сказались на развитии иностраннного бизнеса в РТ. «Ни один из заключенных контрактов (с иностранными инвесторами — прим. авт.) не расторгнут, все бизнесы полны решимости продолжать сотрудничество с Татарстаном», — рассказал Галеев, подчеркнув, что результаты недавних поездок руководства РТ, наоборот, свидетельствуют о желании инвесторов из-за рубежа сотрудничать с республикой, в частности, китайские предприятия заинтересовались строительством ВСМ. «В Казани прошла международная конференция по кластерному развитию, где были представители большого, среднего бизнеса из-за рубежа, и в разговоре с ними мы не почувствовали каких-либо изменений с их стороны в дальнейшем сотрудничестве», — подтвердил Шагиахметов. Кроме того, как заверили участники брифинга газету «БИЗНЕС Online», из-за ситуации на Украине программа также меняться не будет, во всяком случае пока...
Марат Галеев признал, что малый и средний бизнес — это «одно из узких мест» |
РЕАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ИЛИ ТУМАННЫЕ МЕЧТЫ?
Тем временем о выполнении программы в разрезе целевых показателей сегодня практически ничего не говорили. И неспроста. Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», дела с этим обстоят откровенно плохо. Ближе всего к выполнению заданных параметров является такой показатель, как средняя продолжительность жизни — 97,3%. Сейчас она составляет 72,1 года, к 2015 году она должна увеличиться на 2 года, до 74,1. С другими показателями ситуация еще хуже.
По средней начисленной зарплате Татарстан приблизился к цели 2015 года лишь на 65% — сейчас она составляет 26 тыс. рублей, тогда как к началу 2016 года должна увеличиться до 40 тыс. рублей. Недостаточными темпами, судя по всему, увеличивается доля инновационной продукции в общем объеме производства, сейчас процент выполнения составляет 70% (21% против 30%). Как и доля обрабатывающих отраслей в ВРП — 73,2%.
Несколько лучше процент выполнения отношения инвестиций в основной капитал к ВРП (85,5%) и ВРП на душу населения (86%). Зато полный крах в таком показателе, как объем прямых иностранных инвестиций на душу населения, — лишь 7,1% выполнения плана: к 2015 году он должен достигать $1500, тогда как в настоящее время равен лишь $106,6.
Мидхат Шагиахметов: «Темпы роста валового регионального продукта должны составлять порядка 4 - 5 процентов. На сегодня по итогам первого квартала мы имеем лишь 1 процент» |
Таким образом, достижение целевых показателей программы на 2011 - 2015 годы находится под большим вопросом. Вероятно, многие из них не будут выполнены — разрыв слишком велик, трудно представить, чтобы за год его можно было бы преодолеть. Впрочем, Галеев сегодня утешительно заявил, что вектор, заданный программой, дает «позитивную динамику развития».
Выполнение целевых показателей программы
социально-экономического развития Татарстана на 2011-2015 годы
Источник: официальная статистика — отчет о деятельности органов
исполнительной власти Республики Татарстан в 2013 году
МЕНЬШЕ МАЛОГО
Еще одна болевая точка, названная министром экономики, — это доля малого и среднего бизнеса в татарстанском ВРП. Как известно, по программе она должна увеличиться до 34%, однако в настоящее время этот показатель равен немногим больше 25%. На вопрос газеты «БИЗНЕС Online», какую долю МСБ в свете замедления роста ВРП прогнозирует минэкономики по итогам года, министр ответил, что никаких изменений в программу не вносилось. Напомним, что по итогам 2013 года доля малого и среднего бизнеса в ВРП должна была занимать 27%. Таким образом в республике за оставшиеся 1,5 года должно произойти какое-то экономическое чудо, чтобы доля МСБ скакнула сразу на 9 процентных пунктов. Как дал понять сегодня на брифинге министр экономики РТ, большая надежда возлагается на «дорожную карту, которая была составлена при участии бизнеса и принята в конце марта. Ее главное отличие от прежних аналогичных документов — смещение акцента от инфраструктурной поддержки бизнеса к прямому финансированию. Полномочия по распоряжению средствами поддержки «спускаются» на уровень районов, для чего планируется внедрить «механизм предоставления субсидий муниципальным образованиям на реализацию муниципальных программ поддержки МСБ». Параллельно ужесточается и ответственность глав за достигнутые результаты в разрезе роста доли бизнеса в ВРП. Выполнение «дорожной карты» мониторится и докладывается ежемесячно премьер-министру РТ Ильдару Халикову, ежеквартально — Минниханову, заверил министр.
Кроме того, он назвал газете «БИЗНЕС Online» в качестве слабого звена слабую информированность предпринимателей о мерах поддержки, о создаваемых в РТ площадках для МСБ, о действующих программах...
Галеев также признал, что малый и средний бизнес — это «одно из узких мест». «Если, скажем, почитать, «БИЗНЕС Online», а я не сомневаюсь, что все смотрят, за последние 10 дней три публикации по бизнесу разных авторов, с анализом. Сергей Никифоров выступил, я считаю, он хороший анализ сделал, доброжелательный, но с пожеланиями поменять некоторые моменты. Муньков с определенной критикой выступил, до этого Бикмуллин — бизнесмен, который построил завод в соседней республике. Словом, есть вопросы», — сказал он. Напомним, что в двух последних публикациях говорилось о том, что предприниматели, несмотря на все заверения в поддержке, не смогли найти ее в республике, начав свое дело в более «приветливых» соседних регионах. Такое положение дел, очевидно, возмутило республиканские власти. О каком уж тут экономическом чуде говорить...
Правда, Галеев несколько смягчил ситуацию, напомнив, что за последние годы доля среднего класса (среднедушевой доход на семью должен составлять 6 прожиточных минимумов, около 35 тыс. рублей) превысила 13%, «хотя начинали мы с 7%». Еще больше 20% тех, у кого среднедушевой доход составляет 25 тыс. рублей. В итоге, отметил Галеев, в РТ около 1/3 населения принадлежит к среднему классу: «Это мало, но важна динамика». Доля малоимущих в РТ составляет 7 - 8%, хотя в России этот же показатель равен 12%, напомнил он.
ПРОБЛЕМЫ РОСТА
Перспективы малого бизнеса в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» оценили эксперты.
Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:
— Причин того, что доля малого и среднего бизнеса не растет, на самом деле много. Как ни крути, когда речь идет о замедлении темпов роста у крупных форм бизнеса, можно сразу же подразумевать малый и средний тоже. Потому что последние формы либо покупают сырье для крупного бизнеса, либо, наоборот, для него производят. Что касается конкретных проблем, то если говорить о прошлом годе, то самой актуальной стало увеличение страховых взносов, а также административное давление, которое присутствует в достаточно серьезной мере.
Если говорить о примерах переезда предпринимателей из Татарстана в другие регионы, то я думаю, что тенденция здесь незначительная. Но, естественно, некоторые близлежащие к нашей республике территории, в частности Марий Эл, Кировская, Ульяновская области, имеют определенные преимущества относительно Татарстана. Во-первых, на данных территориях стоимость аренды имущества или земли ниже, чем в Казани, что вполне логично. Во-вторых, трудовые ресурсы на некоторых территориях дешевле, чем в Татарстане. Но тут надо иметь в виду, что данные кадры имеют низкий уровень квалификации. В-третьих, в Татарстане очень сильная конкуренция, соответственно, уходя в другой регион, у бизнеса появляются дополнительные преимущества. Не отрицаю, эти факторы объективные, и Татарстан по ним проигрывает, но работать на снижение аренды или рабочей силы просто нереально.
Безусловно, я верю, что доля МСБ вырастет до 34 процентов, просто к этому необходимо будет приложить очень много усилий как на уровне республики, так и на уровне каждого муниципалитета. Даже сейчас есть определенные позитивные тенденции и предпосылки к этому. У нас неплохие объемы господдержки, которые оказываются в республике, а также те решения, которые либо приняты, либо принимаются сейчас по поддержке бизнеса госзаказами. В любом случае результат должен быть позитивным.
Радик Гафуров — президент ассоциации предпринимателей-мусульман:
— Предполагаю, что в ближайшем будущем нас еще будет ожидать падение доли МСБ. Это связано с тем, что, во-первых, предпринимательская инициатива не находит должного отклика. Во-вторых, есть объективные экономические причины, например, выросла зарплатная часть, которая и так была достаточно высокой. Также есть тенденция того, что МСБ является своеобразной кузницей кадров. Дело в том, что, придя неопытном специалистом в малый или средний бизнес и поработав там два года, человек становится на уровень выше. Спустя это время он со спокойной совестью уходит в крупные корпорации или госкомпании, которые могут обеспечить лучшей зарплатой. То же самое касается и других направлений. Мы видим, как здорово выросли зарплаты в некоторых бюджетных сферах, в тех же госкорпорациях.
Казалось бы, были планы, что крупные формы бизнеса на аутсорсинге работали с малыми, но такого не происходит. Как правило, большие компании тянут за собой своих же поставщиков. И это касается не только нашего региона, например, у АвтоВАЗа, УАЗа резко упали заказы на местные запчасти, потому что практически все они перешли на производство запчастей в Китае. А конкурировать с ним практически нереально — у них есть определенные льготы, которые малому бизнесу у нас никто не дает. Как следствие, весь производственный бизнес просто умирает.
Сейчас все МСБ «кормятся» только за счет того, что доля потребительского общества растет. Я считаю, что если сейчас государство не пересмотрит свое отношение к малому и среднему бизнесу, то будущего у экономики просто нет. Да и сами люди сейчас обленились, проще пойти в госчиновники на 40 - 50 тысяч рублей, чем поднимать предпринимательскую деятельность, что крайне сложно.
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
— В Татарстане сейчас открывается большое количество агентств якобы для поддержки малого и среднего бизнеса, которые, как мне кажется, наоборот, все эти процессы тормозят. Очень сложно вести собственное производство в Татарстане, даже не то что сложно, а невыгодно. По затратам, которые несут собственники производства, легче заниматься перепродажей, чем производить собственный продукт. Это связано с рядом факторов: это и недешевая кадастровая стоимость земли, это и социальные страховые взносы. И потом, банки перестали кредитовать малые и средние формы бизнеса.
Что касается мер для увеличения доли МСБ, то в этом направлении очень хорошо работала «ОПОРА России», которая предложила вернуться к прежнем страховым взносам, упростить ряд некоторых процессов и так далее. А вообще я не думаю, что государство сможет создать какую-то систему поддержки, потому что существующие меры, я считаю, наоборот, направлены к ликвидации малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, государство, наоборот, хочет, чтобы на смену МСБ пришли дочерние организации, идет глобальное укрепление.
Никита Ишмуратов — директор РС «Магазин»:
— Я считаю, что бизнес Татарстана стремится к глобализации. Люди, находящиеся у власти, стремятся сосредоточить весь бизнес в своих руках, контролировать крупные финансовые потоки, такие как нефть, строительство и так далее. Таким образом, деньги начинают сосредотачиваться в одном месте, и как следствие — отсутствие конкуренции. А если нет конкуренции, то нет и рыночной экономики. Следовательно, обычные предприниматели просто не имеют возможности зарабатывать деньги.
Нашему государству не нужен МСБ, не нужны те налоги, которые поступают от простых предпринимателей. Любой малый или средний бизнес что-то требует от государства, ставит задачи, пытается выстроить какие-то отношения, что крайне неудобно. А все эти разговоры о поддержке МСБ ведутся лишь для того, чтобы обыватели думали, что наша республика ведет активную деятельность по программе реализации неких программ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 58
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.