КАМАЗ продал некоему «зарубежному партнеру» бизнес по продажам и сервису автомобилей на Украине — об этом говорится в отчете автогиганта, который был опубликован накануне. В результате продажи активов, балансовая стоимость которых на конец прошлого года составляла 760 млн. рублей, группа зафиксировала доход в размере 58 млн. рублей. Вместе с тем КАМАЗ еще в декабре минувшего года стал единоличным владельцем своего дочернего предприятия в Индии. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что перспективы авторынка Украины очень туманны, а в случае ухода КАМАЗа его нишу могут занять китайцы и белорусы.
КАМАЗ в марте продал свои автоцентры на Украине — черниговский и хмельницкий, а также торговую компанию |
ПОДВЕРЖЕННЫЕ РИСКАМ АКТИВЫ НА 760 МИЛЛИОНОВ
КАМАЗ продал в марте бизнес по продажам и сервису автомобилей на Украине. Об этом говорится в опубликованной накануне консолидированной финансовой отчетности группы по МСФО. Согласно документу, на 31 декабря 2013 года сумма балансовых активов группы, подверженных рискам, обусловленным ситуацией на Украине, составила около 760 млн. рублей. В результате сделки группа признала доход в размере 58 млн. рублей.
«Эти и возможные последующие события, связанные с ухудшением экономической и политической ситуации на Украине, могут оказать неблагоприятное влияние на результаты и финансовое положение группы, которое на данный момент невозможно определить», — отмечается в документе.
Проданы были два автоцентра — в Чернигове и Хмельницком. Сумму сделки и иные подробности своего выхода из украинского бизнеса автогигант не раскрывает. Известно, что в 2013 году в этой стране было продано около 700 автомобилей, в основном зерновозы и самосвалы. Средняя цена таких автомобилей — 2 - 2,5 млн. рублей. То есть в год продавалось машин на сумму около 1,5 - 1,7 млрд. рублей.
По словам руководителя пресс-службы КАМАЗа Олега Афанасьева, украинский бизнес был продан некой западноевропейской компании. «Но это не означает, что мы уходим с украинского рынка, мы там также будем работать. Просто теперь этот бизнес принадлежит не нам. Будем работать в партнерстве с этой компанией», — рассказал Афанасьев газете «БИЗНЕС Online».
«ЭТО НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ УХОДИМ С УКРАИНСКОГО РЫНКА...»
Интересно, что продажа бизнеса на Украине произошла в одно и то же время с громкой историей, когда на территории Украины были захвачены 43 грузовика, принадлежащие ОАО «КАМАЗ». Тогда представители компании сообщали, что на Украине работают 9 дилерских предприятий и сервисный центр в Чернигове. Согласно отчету, за КАМАЗом числились 56% в ООО «Черниговский автоцентр КАМАЗ» и 50% акций в ЗАО «КАМАЗ-УТК» в Харькове.
Вместе с тем, согласно опубликованной накануне отчетности, в декабре 2013 года группа КАМАЗа стала единоличным владельцем совместного предприятия в Индии, приобретя у партнеров 42,07% пакет акций компании «Камаз Вектра Моторз Лимитед». До приобретения пакета акций доля группы в чистых убытках компании «Камаз Вектра Моторз Лимитед» составляла 181 млн. рублей.
Напомним, в своем недавнем интервью гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин рассказывал об индийском опыте автогиганта. «Автомобиль, который там выпускается, имеет 80-процентную локализацию. Там было СП, теперь это полностью наш актив. Локализовав там автомобиль, мы сразу получили возможность работать с партнерами по поставкам автокомплектующих в Россию, — рассказывал рулевой КАМАЗа. — Если говорить в целом, то эффект девальвации при развитии экспорта без структурных изменений в экономике дает кратковременный эффект — максимум два года. Эффект будет нивелирован ростом внутренних издержек. Для себя мы определили три стратегических направления: Индия, страны Латинской Америки и Китай. Начали с Индии. Учимся правильно работать, тестируем свои возможности».
Тем временем «обучение» оказалось непростым. Предприятие фактически прекратило работу, едва открывшись, из-за конфликта автогиганта с традиционно мощными в Индии профкомами рабочих. Впрочем, по словам Афанасьева, благодаря получению 100-процентного контроля над предприятием автогигант надеется наладить там бесперебойное производство.
«Все проблемы, которые там раньше были, сейчас решены. Предприятие стабильно работает. Объемы пока небольшие, потому что приходилось решать все эти вопросы с забастовками и вопросы собственности. Теперь же, когда КАМАЗ стал там единоличным владельцем, надеемся, что дела пойдут лучше», — рассказал Афанасьев «БИЗНЕС Online».
«ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА СИТУАЦИЯ НА УКРАИНЕ СЕЙЧАС ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ»
Для экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», выход КАМАЗа из бизнеса на Украине оказался полной неожиданностью.
Александр Еремцов — главный редактор журнала «Грузовик Пресс»:
— Думаю, что КАМАЗ увидел бесперспективность своего нахождения на украинском рынке по крайней мере на ближайшие пять лет. Наверняка у КАМАЗА главный расчет состоял в том, чтобы не потерять то, что уже имеется сейчас. Думаю, что раз они продали свою сеть, то перспективы были не очень хорошие. Если там дилерской сетью будут руководить украинцы, то неизвестно еще, чем это вообще обернется для КАМАЗа, а если будут руководить наши, то я боюсь, что им там будет очень и очень тяжело.
Вообще, столь резкий выход из бизнеса наверняка стал результатом определенных условий, перед которыми была поставлена компания, которая посчитала, что они ей не подходят. Только это могло послужить для компании основанием для совершения такого шага, я так считаю. В принципе, для ведения бизнеса ситуация на Украине сейчас очень плохая. Бизнес если и можно там сейчас вести, то с очень с большими трудностями. А если бы КАМАЗ постарался активизировать там свою деятельность, то, думаю, он просто мог бы потерять там еще больше, чем уже потерял. Так что этот выход — это просто желание с наименьшими потерями завершить там свой бизнес на некоторое время. Сегодня КАМАЗ с рынка Украины ушел, но завтра ведь он может вернуться туда вновь.
Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-Тракс»:
— Я думаю, что этого не может быть, что КАМАЗ продал весь свой бизнес на Украине. Эти факты нужно хорошенько перепроверить. Такого просто не может быть. Надо ведь смотреть на перспективу... Я верю в то, что здравый смысл когда-нибудь да восторжествует. Отношения между нашими странами наладятся. Украина ведь без России жить не может. Придут новые люди там к власти... И что, вновь там все по-новому создавать?
Сергей Удалов — исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»:
— Думаю, политика продвижения КАМАЗа на Украине после продажи сервисной сети будет полностью зависеть от того, кто эту сеть купил. Если они готовы заниматься продвижением КАМАЗа, значит, этому быть. Сейчас ситуация там очень сложная, она будет дальше зависеть даже от того, где эти автоцентры расположены. Если это восток Украины, то будет попроще, если это Западная Украина, то, думаю, там вообще ничего продать КАМАЗу не удастся.
Вообще грузовой авторынок Украины во время кризиса 2008 - 2009 годов упал очень сильно, сильнее, чем в России, и до докризисного уровня он так и не смог восстановиться. Объемы продаж новых грузовиков грузоподъемностью свыше 3,5 тонн там очень маленькие. Для КАМАЗа украинский рынок, конечно же, как и все другие рынки, нужен и важен, но он не сильно значимый.
В 2007 году на Украине средних и тяжелых грузовиков было продано 16,3 тысячи единиц, в 2008 году — 18,2 тысячи, в 2009-м — 4,2 тысячи, в 2010-м − 3 тысячи, в 2011-м — 5,8 тысячи, в 2012-м — 4,9 тысячи, в 2013-м − 4,2 тысячи. То есть рынок упал в четыре раза. А если говорить конкретно о КАМАЗе, то в 2011 году на Украине было продано 1000 новых автомобилей, в 2012-м — 900 машин, а в 2013-м — только 400.
Занять нишу КАМАЗа на Украине сейчас могут китайцы, ее может занять МАЗ, могут усилить позиции подержанные европейцы, корейцы. И у МАЗа, кстати, продажи на Украине в 2013 году были в два раза выше объемов продаж КАМАЗа.
Алексей Захаров — эксперт ИХ «ФИНАМ»:
— Естественно, руководство КАМАЗа учитывает политические риски, которые достаточно сильно осложняют деятельность российских и не только компаний на Украине. Украинский рынок для КАМАЗа не сказать, что высокоприоритетный, потому что за весь прошлый год, если я не путаю, объем продаж КАМАЗа составил 400 - 450 автомобилей — это, естественно, не идет в сравнение ни с какими российскими продажами, которые измеряются в десятках тысяч. А содержать сеть надо, людям платить надо. Поэтому решение, в общем, целесообразное, с моей точки зрения. Тем более, как я понимаю, КАМАЗ не ушел совсем, а только передал свою собственность другой компании, которая не вызывала бы раздражения у местных, что она москальская.
Сейчас говорить о каком бы то ни было занятии ниши на Украине бессмысленно, потому что там все рынки, в том числе и автомобильный, стремительно катятся вниз, потому что политическая нестабильность, ослабление курса гривны, причем с непонятными перспективами, нарушение деятельности экономики с соответствующим падением доходов населения и предпринимателей — все это делает Украину не очень привлекательной. Причем вряд ли эта ситуация изменится в ближайшие несколько лет, там еще долго будет сложно торговать и не сказать, чтобы прибыльно.
Сергей Ковжаров — управляющий активами финансовой компании AForex:
— Украинский рынок грузовых автомобилей сейчас не может быть интересен не только российским компаниям, но и вообще никому, поскольку его на текущий момент практически не существует. Только с начала года его объемы сократились более чем вдвое по сравнению с прошлым годом, который, к слову, уже был кризисным для украинской экономики в целом и для рынка грузовиков в частности. Продаж новых импортных автомобилей сейчас практически не совершается, а единичные случаи связаны не с масштабными обновлениями или расширениями автопарков местных компаний, а с необходимостью замены вышедших из строя машин. Дела местных производителей совсем плохи: выручка крупнейшего украинского автопроизводителя «Богдан Моторс» по итогам первого квартала снизилось в 25 раз. В общем, нет, КАМАЗ определенно не поторопился и совершенно спокойно может покидать рынок Украины, его нишу никто не займет.
Дарья Желаннова — заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:
— Вся экономика Украины на сегодняшний день представляет собой полный хаос из-за острейшего политического кризиса в стране. Дальнейшая судьба непредсказуема. Рассчитывать риски для предприятия в такой ситуации крайне трудно, вести свою деятельность неэффективно. КАМАЗ, уходя с рынка Украины, принял адекватное решение, поскольку потери из-за политического кризиса могут быть значительными. В любом случае при стабилизации ситуации в стране компания вполне может вернуться на украинский рынок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.