С НАЧАЛА ГОДА СУММАРНЫЙ УБЫТОК ПРЕДПРИЯТИЙ ТАТАРСТАНА ВЫРОС В 2,5 РАЗА, ПЕРЕВАЛИВ ЗА 10 МЛРД. РУБЛЕЙ. В МИНУСЕ КАЖДАЯ ЧЕТВЕРТАЯ КОМПАНИЯ РЕСПУБЛИКИ — ИМИ ЗАЙМЕТСЯ ИЛЬДАР ХАЛИКОВ

Сегодня в Доме правительства Рустам Минниханов вместе с налоговыми и финансовыми органами подвел финансово-экономические итоги первого квартала. Хотя сбор ключевых налогов растет, налоговая и минфин РТ отмечают тревожные симптомы: рост обеспечило слишком малое количество предприятий, и предсказали, что ситуация будет, скорее всего, ухудшаться. Рустам Минниханов констатировал, что «мировая экономика не в лучшем состоянии», напомнив, что Татарстан слишком сильно в нее интегрирован. Предприниматели и эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что надо готовиться к проблемам.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА НЕ В ЛУЧШЕМ СОСТОЯНИИ

Сегодня в Доме правительства Рустам Минниханов вместе с налоговыми и финансовыми органами подвел итоги первого квартала. Открывая заседание, он сразу же заявил, что из-за ситуации в Украине и Крыму «экономическая ситуация весьма нестабильна», «западные партнеры пытаются теми или иными путями воздействовать на нашу страну, вводят экономические санкции».

«И этот процесс будет продолжаться. Конечно же, он отрицательно отразится на наших планах и нашей экономике», — сказал президент, заявив, что Татарстан должен быть готов «к любым вызовам». Правда, республика интегрирована в мировую экономику, а она сегодня, по словам президента, «не в самом лучше состоянии».

Минниханов поручил кабмину (глава правительства Ильдар Халиков сидел тут же, по правую руку) разработать меры поддержки для республиканских предприятий на новых рынках, напомнив, что недавно делегация РТ вернулась из Туркменистана, а сейчас планируется поездка «в Курдистан, в Турцию». «Рынки там для нас очень важны», — сказал президент.

После такой вводной собравшиеся перешли к отчетам, которые можно было назвать умеренно-оптимистическими, но с тревожными прогнозами. Рост налоговых доходов в первом квартале составил 14% к аналогичному периоду прошлого года (в консолидированный бюджет поступило 45 млрд. рублей, в бюджет РТ — 37,5 млрд. рублей), рассказал Марат Сафиуллин — руководитель управления федеральной налоговой службы по РТ. Более 90% всего прироста доходов обеспечили налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на прибыль и НДФЛ.

Однако затем Сафиуллин заявил, что «складывающиеся макроэкономические показатели на сегодня не дают основания прогнозировать высокий рост налоговых доходов в этом году», а «нестабильность цен на мировом рынке и складывающаяся внешнеполитическая ситуация создают риски снижения платежей». Наиболее чувствительным к таким переменам является бюджетообразующий налог на прибыль, который поступил в объеме 16,2 млрд. рублей. Сафиуллин с тревогой отметил, что 60% налога на прибыль и 94% всего прироста, а это почти 2,5 млрд. рублей, пришлось лишь на 21 крупнейшую республиканскую компанию.

В январе-марте в консолидированный бюджет РТ поступило 45,2 млрд. рублей: в бюджет республики – 37,5 млрд. рублей, в местные бюджеты – 7,7 млрд. рублей

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Опасения подтвердил министр финансов Радик Гайзатуллин: если итоги первого квартала «можно считать удовлетворительными», то в дальнейшем исполнение бюджета «может быть напряженным» из-за большого влияния внешних факторов на налог на прибыль. Его 45% (или 7,4 млрд. рублей) пришлись на нефть и газ, еще 12% (2 млрд. рублей) — на химическое и нефтехимическое производство. А как уже сказал вначале Минниханов, мировая конъюнктура сегодня не радует.

«В то же время 430 организаций снизили поступления на 3 миллиарда рублей. В их числе 12 крупных налогоплательщиков с суммой снижения в 1,1 миллиарда рублей, 418 прочих плательщиков — на сумму 1,9 миллиарда рублей», — зачитал министр финансов.

Минниханов и вовсе озвучил устрашающие цифры: предприятия Татарстана получили убыток свыше 10 млрд. рублей. «Это наши будущие банкроты, кто-то без зарплаты останется, кто-то без рабочих мест, мы без налогов», — сказал президент, поручив премьеру Халикову «проанализировать каждое предприятие». По данным Гайзатуллина, сумма убытка в 10,8 млрд. рублей в 2,4 раза больше, чем за первый квартал прошлого года. «Увеличилась и доля убыточных предприятий, составив 25 процентов», — сказал глава минфина.

Поступления налога на прибыль будут завтра отдельно рассматриваться на экономическом совете в кабмине РТ.

Рустам Минниханов озвучил устрашающие цифры — предприятия Татарстана получили убыток свыше 10 млрд. рублей

КТО МУТИТ ВОДУ?

Двоякая ситуация и по НДФЛ. С одной стороны, за первый квартал поступления по данному налогу выросли на 12,6% по сравнению с первым кварталом прошлого года (в консолидированный бюджет РТ поступило 11,9 млрд. рублей, в бюджет РТ — 8,2 млрд. рублей), причем даже несмотря на рост социальных и имущественных вычетов (как правило, налогоплательщики предъявляют их в начале года), сказал Сафиуллин. С другой, с начала года на 22% до 700 млн. рублей выросла задолженность у 1,7 тыс. компаний. А президент обратил внимание, что отчисления по НДФЛ снизились в Кайбицком, Камскоустьинском, Мамадышском районах и Нижнекамске.

Гайзатуллин напомнил, что с 2015 года по решению президента Татарстана в республике будет введен новый налог — налог на недвижимое имущество физических лиц. Он будет действовать вместо существующего в настоящее время налога на имущество физических лиц. «Особенностью нового налога является то, что налогообложение будет производиться от кадастровой стоимости объектов недвижимости, которая будет установлена по вновь проведенной в текущем году оценке», — пояснил министр. Кстати, налог на имущество физлиц поступил в сумме 41 млн. рублей, что больше прошлогодних поступлений на 26%.

Впервые за последние годы в первом квартале в меньшем объеме поступил земельный налог (в казну перечислено 1,7 млрд. рублей), сообщил Сафиуллин. Причина — оспаривание кадастровой стоимости земельных участков: более тысячи владельцев земельных участков подали исковые заявления в суды. Выпадающая сумма земналога по ним составляет почти 1 млрд. рублей, львиная доля приходится на Казань — 742 млн. рублей.

«В связи с этим хочу проинформировать представителей бизнеса: в последнее время отмечается положительная для налоговых органов тенденция разрешения споров по вопросу исчисления земельного налога. Арбитражным судом Поволжского округа отменяются судебные решения предыдущих судебных инстанций, вынесенные в пользу налогоплательщика», — рассказал главный налоговик РТ.

Минниханов вновь подтвердил, что в этом вопросе власть уступать не будет. «Войнушка по земле идет, наши «партнеры-консультанты» головы мутят нашим предприятиям. Но ничего не получится, все это шито белыми нитками. Наши позиции четкие. Мы провели инвентаризацию, у нас есть новая оценка. Если у них деньги есть, пусть судятся. Мы готовы с ними дальше работать в плане судов», — заявил президент.

«ЯНВАРЬ — ЭТО ПРОВАЛЬНЫЙ МЕСЯЦ, НО В ЭТОМ ГОДУ ВЕСЬ КВАРТАЛ ТАКОЙ»

Одни представители бизнеса в разговоре с «БИЗНЕС Online» отмечают сокращение рынка, другие к нему готовятся.

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— В мировой экономике действительно есть трудности, а учитывая, что во многом наши предприятия завязаны на экспорт, за границу идет больше половины продукции, это коснется и нас. Внутренний спрос пока особо не развивается, нет программы развития внутреннего спроса, поэтому сейчас настает в какой-то степени переломный момент. Отзвуки санкций, думаю, и у нас будут слышны, потому что мы очень зависим от поставки импортных материалов. Самое главное, что у нас и банки, и финансовый сектор не стимулируют развитие промышленности. Ставки банков для предприятий неподъемные. Поэтому сейчас наступает период, когда нужно больше внимания уделять развитию производства и внутреннего спроса. И мы еще должны обуздать аппетит монополистов, потому что 29 миллиардов в прошлом году заработали банки, страховщики — около 10 миллиардов, энергетики показали прибыль почти в 2,7 миллиарда, но на самом деле эти цифры больше, есть еще железнодорожники, газовики... Тревожные сигналы есть, нужно делать выводы: и ориентироваться на экспорт, и развивать собственный спрос.

Дарья Желаннова — заместитель директора аналитического департамента «Альпари»:

— Первый квартал 2014 года был богат на яркие события в России. На первый план вышла геополитика — присоединение Крыма, эскалация конфликта на Украине, последовавшее обострение отношений с Западом и так далее. С точки зрения экономики, в центре внимания было ослабление рубля, усиление оттока капитала из-за обострения ситуации на Украине.

По оценке минэкономразвития, рост ВВП России в первом квартале 2014 года вырос на 0,8 процента по сравнению с первым кварталом 2013 года. С учетом исключения сезонного и календарного факторов, по словам Улюкаева, ВВП за первые три месяца снизился на 0,5 процента по сравнению с четвертым кварталом 2013 года. Ожидается некоторое ускорение роста во втором-третьем квартале.

При устойчиво высоких ценах на нефть — Brent торгуется выше отметки 110 долларов за баррель — и поддержке ЦБ резкого ослабления рубля мы не ждем. Ориентир на год — 35 рублей плюс-минус 50 копеек за доллар. Однако при значительном ухудшении внешнего фона в первую очередь из-за дальнейшей эскалации конфликта на Украине и санкций со стороны Запада, возможны более негативные последствия.

Марат Бикмуллин — председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:

— Не ощущаю никаких изменений, но понимаю, что экономическая ситуация в мире нестабильная и последствия до нас еще, видимо, не дошли. Психологически мы готовы к кризису. В этих условиях в первую очередь нужно уделять внимание продажам. Если даже рынок сокращается, но при этом хорошо работает отдел продаж, то последствия будут не столь ощутимыми.

Главное, чтобы не было изменений правил игры со стороны государства. Если Минниханов сейчас говорит о снижении темпов роста поступлений налогов в бюджет, а расходы бюджета остаются такими же, то не исключено, что будут повышать налоги, нажимать на бизнес. Мы сейчас работаем на рентабельности в 5 процентов. Понятно, что если государство будет забирать эти 5 процентов — тогда смысла не будет ни вкладываться, ни работать. Будем закрываться или уходить на дно, пока все это не закончится, пока государство не приведет свои расходы в соответствие с возможностями экономики.

Айдар Шагимарданов — председатель некоммерческого партнерства предпринимателей-мусульман «Групп Тархан»:

— В этом году все будет зависеть от политики. Если крупные страны будут продолжать вводить санкции по отношению к Российской Федерации, то в ближайшие годы, думаю, ситуация ухудшится. Но это позволит нашей промышленности, наконец-то, задуматься о том, что пора искать новые технологии, обучать новых специалистов, поменьше надеяться на Запад и побольше производить у нас. И через лет пять-семь наша промышленность возродится через военную отрасль, и мы в меньшей степени будем зависеть от мира.

Алихан Хашиев — руководитель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ в южном регионе Татарстана:

— В первом квартале чувствуем снижение по всем показателям, особенно в продажах: от 15 до 20 процентов. Пока готовимся к худшему варианту. Посмотрим, что будет в третьем квартале. Обычно в первом квартале бывают некоторые колебания — снижение в районе 5 процентов. Как правило, январь — это провальный месяц, но потом все восстанавливается. А в этом году весь квартал такой. Это связано с тем, что в мире непонятная ситуация, люди начали экономить, и потребление сокращается не потому, что у них нет денег, а потому что откладывают на черный день и пользуются тем, что есть.