«МЕНЬШЕ НЕЛЬЗЯ, БОЛЬШЕ — БОГА РАДИ»

Итак, новость номер один для Челнов: 75 челнинских предприятий в этом году впервые согласились возить «своих» пенсионеров в сады-огороды бесплатно. До этого они несколько лет подряд не... изъявляли желания прислушиваться к призыву мэра Василя Шайхразиева «внести свою лепту в благое дело». Как сообщил сегодня на деловом понедельнике заместитель руководителя исполкома Рафаиль Киямов, официально дачный сезон в автограде откроется 1 мая, когда стартуют перевозки в сады-огороды. По постановлению исполкома города перевозка льготных категорий населения будет осуществляться по 30 сентября. Но при этом с 28 апреля будут запущены первые пробные коммерческие рейсы, и при достаточной наполняемости автобусы будут курсировать ежедневно.

Киямов отметил, что работа по раздаче талонов пенсионерам завершается. В настоящее время предприятия заключают договоры на оказание транспортных услуг с ЗАО «ПАК-Инвест», выбранным для осуществления перевозок на конкурсной основе. В этом году каждому пенсионеру на месяц выделено по 6 талонов. Счет на оплату софинансирования будет выставляться предприятиям по факту — по количеству использованных талонов. Процедура подсчета талонов будет производиться в ЗАО «ПАК-Инвест» с участием ответственных лиц предприятий. Перевозки будут осуществляться в 95 обществ. Планируется выводить на линию ежедневно 52 автобуса. При необходимости для удобства пассажиров количество автобусов будет увеличено.

Рафаиль Киямов: «Использовать льготные талоны можно будет только в будние дни»
Рафаиль Киямов: «Использовать льготные талоны можно будет только в будние дни»

«Использовать льготные талоны можно будет только в будние дни, — подчеркнул Киямов. — В выходные автобусы будут ездить на коммерческой основе. Стоимость проезда формируется из расчета 2 рубля 91 копейка за километр. Но для таких наиболее удаленных от города обществ, как «Автосборщик», стоимость проезда будет корректироваться в сторону уменьшения, так как основная масса горожан, пользующихся автобусами для проезда на дачи, — люди среднего достатка, и высокая стоимость проезда может сделать содержание дачного участка убыточным».

Комментируя данный вопрос, Шайхразиев отметил, что самое главное — в этом году сохранился объем финансирования на уровне 15 млн. рублей из бюджета города.

«Чтобы хоть как-то удовлетворить льготников, мы оставили прошлогодний объем выдачи талонов. Огромное спасибо всем руководителям предприятий и организаций, которые нас поддержали. Мы оплачиваем поездки бюджетных пенсионеров, тех, у кого предприятия ликвидированы, и тех, кто переехал из другого города и здесь приобрел садоводческий участок. Всех остальных предприятия обеспечивают в рамках своей профсоюзной деятельности, спонсорской и подшефной работы. Мне приятно отметить, что «Татпроф» не по 6 талонов отдал, а по 10. Меньше нельзя, больше — Бога ради, это только будет приветствоваться. Главам районов до 30 апреля навести порядок во всех пунктах отправки. Посмотрите все: скамейки, урны, указатели, если есть необходимость, и будки для реализации билетов. Оплату за перевозки будем проводить по факту, и предприятия — то же самое», — сказал глава Челнов.

ЛЬГОТА ПЕНСИОНЕРАМ ОБОЙДЕТСЯ КАМАЗУ В 3 МЛН. РУБЛЕЙ

Если посмотреть на список предприятий, подключившихся к бесплатной перевозке пенсионеров в сады-огороды, то среди них можно обнаружить Акибанк, Автоградбанк, КамКомбанк, челнинское отделение Сбербанка, ЗАО «Челныводоканал», «ТрансТехСервис», все управляющие компании, ООО «ПО «Начало», «Сатурн», РИАТ «АвтоМастер», «Астейс», ЗАО «ХК «Татэлектромаш», «Оптовик», «Булгарпиво», «Челны-Холод», «Челны-Хлеб» и т.д. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, челнинский автогигант выделил 3 млн. рублей на выдачу талонов более чем 5 тыс. пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых с камазовских заводов.

Генеральный директор ЗАО работников «НП «Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова» Владимир Бестолков отметил, что данная льгота не станет обременительной для компании. Но сделал некоторые оговорки.

«У нас поддержка пенсионеров идет постоянная, — сказал Бестолков. — Мы ежемесячно доплачиваем к их пенсии порядка 1 тысячи рублей. Вот тем, кому мы эти деньги доплачиваем, выделять талоны на бесплатную поездку в сады-огороды мы не будем. Потому что наши пенсионеры достаточно обеспеченные люди, практически все имеют машины. А тем, кто ушел давно или ушел на пенсию из нашей социальной сферы, мы приняли решение доплатить на поездку. Но их не очень большое количество. Я не думаю, что в итоге это выльется в какую-то большую сумму. Пока мы анализируем, каждого пенсионера рассматриваем персонально. У нас это не единственная форма поддержки пенсионеров. Мы их регулярно приглашаем на праздники, плюс они с определенной частотой могут посещать наш профилакторий. То есть мы не время от времени вспоминаем пенсионеров, а у нас постоянное общение идет. Все их вопросы стараемся решать всегда».

Если обратиться к статистике, то в 2013 году было перевезено 17 596 льготников, на этот год талонов отпечатано с учетом того, что их будет свыше 21 тысячи. То есть городские власти рассчитывают на то, что благодаря поддержке предприятий количество пенсионеров, воспользовавшихся льготой, вырастет.

Шайхразиев, несмотря на многочисленные намеки на то, что из-за тяжелой ситуацией с выполнением бюджета придется отказаться от социальных программ, так и не решился упразднить бесплатную перевозку пенсионеров в сады
Василь Шайхразиев так и не решился упразднить бесплатную перевозку пенсионеров в сады

Обращение Шайхразиева за помощью к предприятиям — шаг вынужденный. Напомним, что льгота бесплатного проезда пенсионеров в сады-огороды в Набережных Челнах впервые появилась в 1999 году. Тогда ушел в отставку Рафгат Алтынбаев, а пришедший вместо него и. о. мэра Рашит Хамадеев практически одним этим решением завоевал популярность у самой активной части электората — пенсионеров. Но если тогда, 15 лет назад, на 15 млн. бюджетных рублей можно было возить всех пенсионеров, то с каждым годом инфляция обесценивала деньги, стоимость горюче-смазочных материалов и запчастей росла, размер заработной платы увеличивался, но размер финансирования в казне города на данную льготу из года в год оставался неизменным.

Время от времени Шайхразиев «нащупывал» настроения горожан, намекая на то, что из-за тяжелой ситуации с выполнением бюджета города, возможно, придется отказаться от некоторых социальных программ, в том числе и от бесплатной перевозки пенсионеров в сады-огороды. Но даже такие намеки вызвали бурю возмущения горожан старшего возраста, и мэр так и не решился упразднить льготу. Он пошел другим путем, призвав брать пример с Нижнекамска.

НИЖНЕКАМСКИЙ ПАТП НЕДОПОЛУЧАЕТ КОМПЕНСАЦИЮ ЗА ЛЬГОТНИКОВ

Еще в сентябре прошлого года Шайхразиев сетовал, что в Челнах не получается сделать так же, как у соседей, где предприятия ежегодно берут на себя половину общих с бюджетом района трат.

Но как выяснила газета «БИЗНЕС Online», на самом деле и у соседей не все так радужно. Фактически софинансированием перевозок занимается только ОАО «Нижнекамскнефтехим». Ежегодно предприятие выделяет на своих пенсионеров по 5 млн. рублей, как сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы администрации района Марина Камелина. Полная компенсация транспортникам за дачные маршруты в 2013 году составила 15 млн. рублей, однако из них бюджет до сих пор не выплатил 8 млн. рублей.

Садоводческие объединения Нижнекамска (Чтобы увеличить картинку кликните по ней мышкой)
Садоводческие объединения Нижнекамска

В Нижнекамске перевозками в сады-огороды традиционно занимается ООО «Нижнекамское ПАТП». Долг муниципалитета, в который кроме 8 «дачных» миллионов входят и затраты на перевозку рабочих к объектам Универсиады прошлой весной, в общей сложности составляет 19 млн. рублей. Об этом в апреле рассказывал в интервью прессе гендиректор «Нижнекамского ПАТП» Юрий Иванов. По его словам, ситуация вогнала в долги и само ПАТП — к настоящему времени предприятие одних налогов недоплатило 16 млн. рублей.

В садовом расписании нижнекамцев указано 14 маршрутов, в зависимости от удаленности общества стоимость проезда для платников составляет от 25 до 50 рублей. В прошлом году с мая по октябрь ПАТП сделало более 25 тыс. рейсов на дачи, перевезя более 555 тыс. человек. По данным первого замруководителя исполкома Айдара Гареева, тарифы на проезд не менялись с 2011 года.

«НАМ БЫ ВЫБОРЫ КАЖДЫЕ ПОЛГОДА ПРОВОДИТЬ»

Во всей этой истории, на взгляд «БИЗНЕС Online», есть только одна странность: почему призыв мэра поддержать пенсионеров челнинские предприятия услышали только сейчас, хотя Шайхразиев об этом говорил давно? По мнению генерального директора ООО «Бизнес Центр» Владимира Иванова, здесь не обошлось без пресловутого административного ресурса, который власти были вынуждены включить в преддверии выборов.

«Я думаю, что раньше были просто призывы мэра с высокой трибуны, а в этот раз была проведена точечная, адресная работа с руководителями предприятий, — считает Иванов. — И руководители предприятий не смогли, что называется, отказать мэру. В год выборов сам Бог велел поддержать избирателей! Нам бы выборы каждые полгода проводить, чтобы и дороги ремонтировались, и подарки жители получали и так далее. Ну а вообще, в принципе, я не вижу ничего плохого в том, что предприятия поддерживают своих пенсионеров. Если оно хочет и может, то такая политика хороша. Плохо то, что в XXI веке мэр вообще вынужден обращаться к спонсорам за помощью в организации льготного проезда в сады-огороды. Давно уже пора отработать нормальную пенсионную систему и платить людям, которые отработали по 30 - 40 лет, достойную пенсию. Чтобы они просто не нуждались в этих льготах — вот к чему надо стремиться».