АВТОР ЛУЧШЕГО ВОПРОСА МУФТИЮ ТАТАРСТАНА, ИМЕЯ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС С 2001 ГОДА, НИ РАЗУ НЕ БРАЛ КРЕДИТ И ДЕНЬГИ В ДОЛГ

Победителем конкурса на лучший вопрос председателю ДУМ РТ, муфтию Татарстана Камилю хазрату Самигуллину стал владелец-директор компании «Оптима-ком» Хабибрахман Минуллин. Он поинтересовался: удалось ли объединить предпринимателей-мусульман? Победитель ответил на вопросы редакции и получил приз — фирменные часы «БИЗНЕС Online».

«С ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА МЕЧТАЛ РАБОТАТЬ В БАНКЕ»

Хабибрахман, у муфтия Татарстана Камиля хазрата вы спросили, какая работа проведена после съезда предпринимателей-мусульман для их объединения. Вас заинтересовала эта тема, потому что вы предприниматель? Расскажите о себе.

— Родился я в Казани, учился в казанской банковской школе, потом окончил ТИСБИ, попутно получил религиозное образование в медресе «Мухаммадия». С 2001 года у меня собственный бизнес по изготовлению торговой, офисной мебели и продаже оборудования для магазинов и общепита.

— В банковскую школу вы поступили, наверное, после 9 классов общеобразовательной школы? Почему так решили?

— Я хотел быстрее получить специальность, потому что с детства рвался работать и зарабатывать деньги. Позже я пытался поступить в Казанский финансово-экономический институт, но мне не удалось это сделать в силу того, что в школе учился только 9 классов и, видимо, были пробелы в знаниях. Со временем я поступил в ТИСБИ на специальность «корпоративные и муниципальные финансы».

— До создания своей компании вы где-то работали? Где набирались опыта?

— После банковской школы я почти год отработал в Волжско-Камском акционерном банке контролером отдела валютных операций. Закончился мой контракт, и мне его не продлили. Для меня это было трагедией, поскольку я уже с подросткового возраста мечтал работать в банке, и мне очень нравилась эта работа. Но это стало для меня хорошей школой.

После банка я три года работал в компании «Стройинвест» (впоследствии — «Казанский дом оборудования»), которая занималась продажей торгового оборудования. Там я прошел все стадии карьеры, начиная с секретаря. Я очень благодарен директору этой компании за то, что он сформировал во мне те качества, которые нужны для бизнеса.

«В 2001 ГОДУ, НЕ ИМЕЯ СТАРТОВОГО КАПИТАЛА, СОЗДАЛ СВОЮ ФИРМУ»

— Как решились начать свой бизнес? Где взяли стартовый капитал?

— Поработав некоторое время в частной фирме у друга, я окончательно созрел для начала собственного бизнеса. И в 2001 году, не имея никакого стартового капитала, создал свою фирму по продаже торгового оборудования. Помощи я попросил у своего родственника — он выделил мне помещение на своей базе и дал 30 тысяч рублей на компьютер.

Поскольку я уже работал в этом бизнесе, у меня были клиентская база и опыт работы. Доверительные отношения с клиентами позволяли работать по предоплате, поэтому необходимости в оборотном капитале особо не было.

— Вы занимались посреднической деятельностью?

— Да, начинал как посредник, купи-продай. Но уже через несколько месяцев я познакомился с ребятами, которые занимались производством торговой мебели, и мы вместе начали сборку мебели. Материал и фурнитуру покупали в Казани.

Компания называется «Оптима-ком», в штате 20 человек. В основном работают мусульмане, поскольку я сам правоверный мусульманин. Я изначально в коллектив старался брать близких по религии, по духу. Если человек набожный, то он будет и понимать тебя, и к работе относиться соответствующим образом. Наш офис располагается недалеко от мечети «Аль-Марджани», что очень удобно для нас, верующих мусульман, — намаз читать рядом.

«КРЕДИТАМИ НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ И В ДОЛГ ДЕНЕГ ТОЖЕ НЕ БРАЛ»

— Конкуренция на вашем рынке сильная? Как вашей компании удается работать вот уже 13 лет?

— Конкуренция сильная — только в Казани подобных компаний около 50. Но это не значит, что все они профессионально занимаются производством и продажей торгового оборудования, для некоторых это попутный бизнес. А тех, кто занимается этим профессионально, имеет 10-летний опыт работы, порядка 10 компаний, мы в том числе. У каждой компании есть своя определенная ниша, свое небольшое преимущество, за счет чего сложилась и своя клиентская база.

— Кто является клиентами вашей компании?

— В основном продовольственные и непродовольственные магазины, а также кафе и рестораны. Для них мы изготавливаем прилавки, витрины, стеллажи, офисную мебель, продаем торгово-выставочное и холодильное оборудование.

— Как закупали оборудование для производства?

— Постепенно покупал. Поскольку ислам запрещает брать деньги в кредит, я им и не пользовался. И в долг денег тоже не брал. По большому счету в этом и необходимости не было.

— А к госструктурам за помощью обращались? Например, программа «Лизинг-грант»?

— Нет, ни разу. Просто не было необходимости.

СОВМЕСТНО РЕШАТЬ ВОПРОСЫ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ И КАДРОВ

— Давайте вернемся к вашему вопросу Камилю хазрату. По всей видимости, вы чувствуете необходимость в объединении с предпринимателями-мусульманами. Для чего?

— Объединение предпринимателей-мусульман позволит совместно решать наши актуальные вопросы в области исламских финансов, мусульманских кадров, чистоты сделок (проблема «откатов» и взяток), потому что мы должны работать, соблюдая российские законы и не нарушая законов шариата.

— Своим партнерам-мусульманам вы доверяете полностью? Как, например, раньше хватало устного слова купца.

— Если речь идет о финансовых делах, например, когда даешь деньги в долг, то в исламе положено писать расписки, где оговариваются все условия: сумма, сроки возврата. Более того, должна быть подпись двух свидетелей.

— В июле 2013 года прошел очередной съезд предпринимателей-мусульман. Вы в его работе участвовали?

— Да, меня пригласил знакомый. Хотелось поподробнее узнать об ассоциации предпринимателей-мусульман, наладить новые деловые контакты.

— После съезда какая-то работа велась?

— Недавно в Российско-исламском институте провели для предпринимателей тренинг «Увеличение продаж в пять раз». К сожалению, я не смог принять в нем участие. Конечно, хотелось бы, чтобы подобная работа велась более активно. Мне кажется, должен быть руководитель, который 100 процентов своего времени посвящает этой работе. Думаю, со временем все сложится, но пока идет период накопления опыта.

«ИНВЕСТИЦИЯ» В ЗАГРОБНЫЙ «БАНК»

— А как вы пришли в ислам?

— Первое знакомство с исламом было в детстве, когда мы видели, как прабабушка пять раз в день читает намаз. В дальнейшем мои сестры надели платок. В то время открылось медресе «Мухаммадия», и двоюродная сестра поступила туда. Первая информация начала поступать как раз от нее. Потом я познакомился со своей будущей супругой, которая в то время тоже училась в этом медресе, она научила меня читать Коран.

— Выходит, в ислам вас привели женщины?

— Я вижу три основных пути, по которым люди приближаются к исламу: первый — пример родителей, родственников, друзей; второй — тяга к познанию; третий — через жизненные трудности. Кстати, последний путь очень распространен у молодежи: когда случаются в жизни какие-то проблемы, а помочь никто не может, человек обращается к Всевышнему.

— И по какому пути пришли вы?

— По третьему, когда жизненные сложности заставили осознать, что пора начать читать намаз и соблюдать другие обряды.

— Что дает вам вера?

— Она упорядочивает жизнь. В исламе есть четкие правила, которые объясняют, что можно делать, а что нельзя. Мы читаем намаз пять раз в день, держим уразу, совершаем хадж, платим закят. И мы на 1 тысячу процентов уверены, что все это не впустую, что это «инвестиция» в наш загробный «банк». После смерти человек обязательно будет держать отчет перед Аллахом... Ислам — это уже мой образ жизни.

— Давно ли читаете «БИЗНЕС Online»? Какие замечания и предложения?

— Я начал читать вашу газету с самого ее начала и читаю каждый день. Мне сразу понравился формат предоставления информации. Сейчас газета стала очень интересной, разносторонней, информация у вас обширная. Вы привлекаете и духовенство, и разных политиков, и предпринимателей, и культуру освещаете. Мне нравится вся информация, которую вы публикуете.

Хабибрахман, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!