В ИНТЕРВЬЮ РАДИО «МАЯК» МЭР КАЗАНИ РАССКАЗАЛ О «СЕРЬЕЗНОМ РАЗГОВОРЕ» С СЫНОМ, НОВОМ ЗООПАРКЕ И ГЛАВНОЙ ЧЕРТЕ ХАРАКТЕРА, НЕОБХОДИМОЙ ЧИНОВНИКУ

Мэр Казани Ильсур Метшин вчера, накануне своего юбилея, дал интервью в прямом эфире радио «Маяк». За 41 минуту передачи он рассказал, как удалось убедить инвесторов вкладываться в исторический центр, как главный архитектор города Татьяна Прокофьева переехала в Казань из Америки и почему «любая реформа — это ожог и шок». Однако ему так и не удалось убедить известного радиоведущего Сергея Стиллавина, восхищенного столицей Татарстана, в том, что «казанские власти есть за что ругать». «БИЗНЕС Online» знакомит читателей с полной стенограммой беседы.

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО ВСЯ КАЗАНЬ В ЭТО ВРЕМЯ РАБОТАЕТ, А НЕ ШОУ СЛУШАЕТ»

Сергей Стиллавин: Друзья мои, продолжается наше большое путешествие по большой стране, наш автомобильный проект, когда мы смотрим, в этот раз, в первый заезд, 6 городов нашей родины: Нижний Новгород, Казань, Уфу, Челябинск, Самару и Екатеринбург. Голова кружится, столько впечатлений за полтора месяца. Каждый день новые люди, новые впечатления, новые города каждую неделю. Мы сейчас с вами, друзья мои, в Казани. Сейчас с вами – это я говорю всем нашим слушателям. Потому что для них ничего не изменилось: с 7 до 11 мы по-прежнему в эфире на «Маяке». И мне очень приятно, что в каждом городе, куда мы приезжаем, нам навстречу идут и местные власти. И сегодня у нас в гостях мэр Казани, которому есть что сказать, ну и хорошего в большей степени, Ильсур Раисович Метшин. Ильсур Раисович, доброе утро!

Ильсур Метшин: Доброе утро!

С.С.: Спасибо большое, что вы выбрались, в своем графике нашли время для нас.

И.М.: Спасибо, что пригласили.

С.С.: Сегодня наше утреннее шоу, я думаю, слушает вся Казань, потому что можно задавать вопросы непосредственно мэру.

И.М.: Я все-таки надеюсь, что вся Казань в это время работает, а не шоу слушает.

С.С.: Ильсур Раисович, прежде всего позвольте вам лично высказать искренние комплименты за то, в каком образе мы обнаружили Казань, приехав сюда. Я в Казани в первый раз был в 1997 году, две недели жил, но ничего плохого о том времени вспомнить не могу – был Сабантуй, был праздник. Обратил внимание тогда на то, какие здесь радушные, открытые, и действительно красивые люди. Рустам здесь в первый раз, я уже, получается, в третий, потому что я приезжал накануне Универсиады, меня знакомили с объектами, строящимися еще тогда. И сегодня я вижу те места, по которым тогда, полтора года назад, зимой для меня устраивали экскурсию. Я могу сказать, особенно на фоне тех городов, в которых доводилось побывать в России, вот в частности мы приехали из Нижнего сейчас прямым маршрутом, мы много где были от Калининграда до Владивостока. Лет за 15 мы, наверное, побывали во всех крупных наших миллионниках. Но могу сказать, что мы, как жители Москвы – я лично из Питера, Рустам из Кургана, тем более, но наши искренние слова благодарности за то, что мы нашли в Казани город, которым может гордиться вся страна.

Рустам Вахидов: Это очень далеко от Казани.

И.М.: Меня бы как мэра, конечно, больше радовало бы, чтобы мы всеми городами так гордились. Чтобы Казань не была исключением в нашей большой стране, а чтобы это было нормой, нормальные объекты, нормальные дороги, хотя даже наши дороги назвать нормальными тяжело. Мы серьезно подготовились к Универсиаде, огромные вложения были в городскую инфраструктуру. Спасибо, искренне утреннее спасибо от имени всех казанцев, кто принимал участие в этом проекте, и президенту страны, и правительству, и оргкомитету, нашему президенту, всем. Казань изменилась, но действительно меня больше бы радовало, если бы все наши столицы субъектов были в таком виде. Потому что наша страна богатая, и страна, народ заслуживает того, чтобы жить в достойных условиях.

«ЕЩЕ ПРИ ШАЙМИЕВЕ БЫЛО ЗАЛОЖЕНО,
ЧТО РЕШЕНИЯ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ОБЪЕКТАМ ПРИНИМАЮТСЯ КОЛЛЕГИАЛЬНО»

С.С.: Я напомню, что в гостях у нас сегодня мэр Казани, и мы напрямую общаемся в нашем открытом эфире в нашей открытой студии. Ильсур Раисович, как вам удалось, теперь мы уже видим, насколько сильно значение местной власти…

Р.В.: Конкретных людей, персоналий.

С.С: Да. Как вам удалось — я надеюсь, что это было не принуждение — договориться с инвесторами? Вот что бросается первым образом в глаза? Что новые кварталы Казани, которые находятся по ту сторону реки от Кремля, они выстроены архитектурно, культурно, эстетически не противореча тому, что мы видим в старой части города, да? Это красиво, это действительно со вкусом сделано. Потому что мы видим, например, Москву, мы видим тот же Нижний Новгород, если самый свежий пример. Мы видим, когда в историческую часть вторгаются безумные по размерам какие-то мегамоллы, торговые центры, которые плевать хотели на сложившийся облик. В Казани мы видим гармонию, когда старые кварталы вычищены, они ухоженные, они красивые, а новые не противоречат. Это видно, что новые, но со вкусом. Как вы договорились с инвесторами-застройщиками?

Р.В.: С архитекторами.

И.М.: Начнем с того, что в Казани древняя архитектурная школа — Казанский архитектурно-строительный институт, сейчас это академия. Это советская школа. Мощные проектные институты, которые мы не потеряли в годы перестройки. Поэтому надо отдать должное, здесь всегда творили архитекторы, имена которых выходят за пределы, за рамки нашего города, нашей республики. Другое дело, что всегда этому уделялось большое внимание. Хотя ошибок наделали, и я в том числе. 9-й год работая, прохожу мимо некоторых объектов, которые согласовывали в то время, когда каждый работающий кран для нас был благом, и мы молились на любую стройку, лишь бы она шла. Поэтому были и ошибки. Но в целом еще раз хочу сказать, что инвесторы, во-первых, имеют свой вкус, во-вторых, сильная архитектурная школа. Рассматривая любой проект, мы уделяем этому внимание, и это было заложено еще при первом президенте Шаймиеве Минтимере Шариповиче, и сейчас при Рустаме Нургалиевиче Минниханове всегда коллегиально принимаются решения на тот или иной объект. Мы слушаем в том числе общественность, специалистов в этой области, пожелания инвесторов. И вот в этом споре рождается то, что вы видите.

С.С.: Ну, наши искренние комплименты. Я вот, как родившийся в Питере, привык к гармонии.

И.М.: Питер очень красивый

С.С.: И Питер же к 1000-летию Казани поспособствовал, чтобы создать Петербургскую улицу.

И.М.: Да. Петербургская улица была сделана силами Валентины Ивановны Матвиенко и ее команды. За что мы благодарны и ей лично, и всей команде. И много трудились инвесторы. Вообще то, что вы сегодня видите, начиналось с 1000-летия, с подготовки на базе тех возможностей и тех достижений. А к 1000-летию Казань очень серьезно изменилась. И мой предшественник Камиль Шамильевич Исхаков, тогда председатель правительства, президент Рустам Нургалиевич Минниханов во главе с Шаймиевым Минтимером Шариповичем, нашим первым президентом, проделали огромную работу. И на базе того, что было достигнуто к 1000-летию, мы смогли взять на себя смелость заявиться на мировом уровне и получить Универсиаду.

С.С.: Друзья мои, сегодня в нашей открытой студии Ильсур Раисович Метшин — мэр Казани. Вы можете задавать вопросы, отправляя на номер 5533 SMS-ки со словом «маяк». После короткой рекламы мы продолжим.

«Я СЕЙЧАС ПОДУМАЛ, ЧТО РЕКЛАМА ПРОДОЛЖАЕТСЯ…»

С.С.: Друзья мои, сегодня в нашей студии в прямом эфире в гостях у вас всех Ильсур Раисович Метшин — мэр Казани. 9 лет он находится на своей должности. И не просто находится, он работает, это видно. От нас с Рустамом, от всей нашей команды комплименты. Мы вам не лжем, друзья. Мы вам и показываем в нашем видеоблоге на YouTube «Большой тест-драйв», что вы можете увидеть в Казани. И сегодня о причинах этого чуда...

И.М.: Я сейчас подумал, что реклама продолжается, понимаете? (смеется)

С.С.: Нет, нет, нет.

И.М.: Нас есть за что ругать, на самом деле, и много недоделанного…

С.С.: Поговорим и об этом, естественно. Ильсур Раисович, ну все-таки, вот видите, как много зависит от личности, от конкретных людей на своих местах. Какими силами удалось прийти к тому, что в Казани попадают в гармонию, в красоту?

И.М.: Скромность, наверное, не моя главная черта, но это, на самом деле, работа большой команды начиная от нашего президента, большой команды правительства. Когда мы подготавливали Универсиаду, каждый объект был за каким-то членом правительства закреплен.

С.С.: Лично?

И.М.: Лично. Министр, вице-премьер, председатель правительства…

С.С.: Потому что без личной ответственности ничего не получается.

И.М.: Президент начинал рабочий день там с 6 утра. В 12 часов проводил штабы. Не было разделения «это твое, это мое». Мы исторический центр, 307 объектов исторического центра в течении двух с половиной лет реконструировали. Сначала по центру прошел президент. Мы, конечно, ждали, что полетят головы после того, как он все это увидел. Он, к чести его, сказал, что это наша общая беда, что центр в таком состоянии. Потом пригласили инвесторов, пригласили собственников и сказали: ребята, вот сроки, скажите, давайте нарисуем «дорожную карту», что делаем мы, что нужно от нас: техническое подключение, согласование в ГлавАПУ, в земельном кадастре, и что делаете вы. Где-то финансовую схему собирали, где-то кредиты давали, где-то гарантии давали и собирались 7 раз в неделю, штабили… И в результате вложено 13 миллиардов инвесторами только в исторический центр.

С.С.: А чем вы их заинтересовали? Людей, которые поднимали центр, когда реставрировали?

И.М.: Ну, во-первых, они собственники, мы их призвали к ответственности. На самом деле Казань представляла новую Россию на Универсиаде. Люди из 152 стран с 5 континентов приехали в новую Россию, и в течение трех недель все телекомпании мира передавали о том, какая новая Россия на сегодня. Поэтому у нас была солидарная ответственность, мы смогли достучаться до каждого. И знаете, от маленького ларька до больших офисных центров, гостиниц все были проникнуты ответственностью, за что я особенно благодарен нашим казанцам. Ответственностью за то, что мы встречаем весь мир.

Вот много говорят, что все-таки Универсиада принесла? Конечно, это спортивные объекты, инфраструктура, дороги, пешеходные переходы, шикарный стадион, гостиницы. Но самое главное — такие мероприятия объединяют людей. Вот самое главное для меня как для мэра. Что изменились люди. Мы были единым целым, когда готовили Универсиаду, когда встречали.

Есть у нас праздник Сабантуй, есть у нас пасхальная неделя, когда все люди объединяются, все друг друга любят, уважают, радуются друг другу, а тут было чувство гордости за город, что мы смогли. Все спрашивали: неужели до 6 июля мы справимся? Я всем говорил: в 8 утра 6 июля город будет готов. Так и случилось.

А церемония открытия, когда нас посмотрела миллиардная аудитория, — это было как отчетный концерт культуры России, не Казани, не Татарстана. 182 национальности прошли по центральному стадиону и всему миру показали многонациональную Россию. Все, кто смотрели церемонию, чувствовали, как мы гордимся городом и гордимся страной. Помните, как у Родниной были слезы на Олимпийских играх после победы? Вот такие душевные слезы гордости были за город, за республику. Это не высокие слова, я говорю то, что мы пережили. И готовилось это только тем, что мы каждому посмотрели в глаза, каждому пожали руку. 97 процентов людей с первого раза понимали ответственность. С кем-то приходилось говорить, у кого-то не было денег, но результат вы видите.

«… И ЧЕРЕЗ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ ОНА СТАЛА ГЛАВНЫМ АРХИТЕКТОРОМ»

С.С.: Я знаю, вы даже вернули в Казань из Америки архитектурные силы?

И.М.: Ну, это было, когда мы заказали проект застройки территории напротив Кремля американской компании NBBJ — это один из лидеров архитектуры. И приезжает русская девушка и начинает апеллировать такими терминами, как «Сковородка», «Кольцо». Я говорю: надо же, как вы глубоко успели изучить Казань. Она говорит: я не глубоко, я казанская, я 17 лет назад, когда открыли границы, решила посмотреть архитектурный мир, поработала в Европе и была главным инженером проекта в NBBJ. Я ее пригласил в Казань, она на меня посмотрела с большим удивлением: как вы думаете, 17 лет прожив в Америке, неужели я могу вернуться? Но через шесть месяцев она стала главным архитектором города Казани, до сих пор работает. Только не спрашивайте, как мне это удалось, долгая история.

С.С.: На самом деле проект этой застройки напротив Кремля очень напоминает, мы даже делились друг с другом впечатлениями, курортный город. Это такой приморский город, хотя здесь рядом только Волга, это не море, но в целом это, наверное, чувствуется.

Р.В.: Город солнца.

С.С.: Да, город солнца, большой город.

И.М.: Для меня это высшая похвала. В каждом человеке должен быть свет, в его глазах, в его душе. Если наш город излучает такой свет, я буду рад им поделиться со всеми гостями. Пусть к нам приезжают, увидят своими глазами.

«СЫН ПОЛУЧИЛ ШЕСТЬ КОНВЕРТОВ С «ПИСЬМАМИ СЧАСТЬЯ»

С.С.: Как удалось решить самую главную проблему, которая есть в России? С ней мы столкнулись, только выехав из Москвы на трассу М7, и самый ужасный участок, по нашему мнению, находится именно в Московской области, даже на подъездах к Нижнему Новгороду…

Р.В.: Мы 100 километров ехали часов пять.

С.С.: Да, как удалось решить главную российскую проблему – дороги? И сколько времени ушло для того, чтобы решить и проблему не только самих дорог, но и…

Р.В.: Водителей.

С.С.: Да, и водителей, которые сегодня являются, по моему мнению, самыми воспитанными в России.

И.М.: Что касается дорог, проблема далеко не решена. Мы поменяли каждый четвертый квадратный метр дорог в преддверии Универсиады, спасибо еще раз правительству России. Была утверждена транспортная программа, и мы потратили серьезные средства, но смогли отремонтировать каждый четвертый квадратный метр. Вы это видите, но не сделано гораздо больше, чем сделано. Если вы свернете в поселки, поедете по каким-то внутриквартальным дорогам, там проблем еще много. Мы в этом году уже начинаем их решать, но я далек от мысли, что проблема дорог решена.

Это и проблема воспитания. Мы вместе с ГИБДД Республики Татарстан, города, с МВД республики реализовали в период подготовки к Универсиаде автоматизированную систему управления дорожным движением: это видеокамеры, это 63 «умных» перекрестка, где движение переключается в зависимости от потока.

С.С.: Ну не строго по схеме, а в зависимости от ситуации?

И.М.: Да, это адаптивная система, мировая практика. Мы смогли это включить в транспортный план. Везде установлены видеокамеры, есть презумпция невиновности, но есть и наказание, если ты нарушил, на красный проехал, скорость превысил.

С.С.: Мне кажется, Казань — лидер среди российских городов по количеству камер на количество автомобилей.

Р.В.: На 100 метров.

С.С.: На квадратный километр этих дорог.

И.М.: Это дисциплинирует водителей. Я вот вчера вечером, вернувшись с работы в 22:45, имел серьезный разговор с сыном. Сын вернулся из поездки, он жокей. 6 конвертов с «письмами счастья» получил, как они у нас называются.

С.С.: Вы не вносите его в список тех, кто не подотчетен ГИБДД?

И.М.: Это невозможно просто. У нас даже в мыслях такого не было. Боже упаси. И вот эти письма пришли, и по каждому письму мы разбирались. Где-то скорость на 7 км превысил, где-то колесом на автобусную полосу заехал.

«НА 2 850 МАЛЕНЬКИХ АВТОБУСОВ БЫЛО 1,6 ТЫСЯЧИ СОБСТВЕННИКОВ»

С.С.: Ильсур Раисович, перейдем к конкретным наблюдениям и к вопросам людей, которые приходят к нам на SMS-портал. Вот что заметили в городе: нет «ГАЗелей», нет маршрутных такси.

И.М.: Эта транспортная реформа была для меня одной из самых проблемных, самых тяжелых. Потому что «ГАЗели», «ПАЗики» решали все – увозили, куда хочешь, останавливались, где угодно. Но глава ГАИ тогда доложил, что мы в 9 раз выросли по ДТП с тяжелыми случаями. И главные виновники были «ГАЗели» и «ПАЗики». Отсутствие техосмотра, медицинского освидетельствования, ну и прочее, прочее, прочее…

С.С.: Это же крупная такая финансовая организация…

И.М.: Надо сказать, что мы тогда в буквальном смысле слова наступили на серьезный финансовый интерес, потому что «ПАЗик» отбивался за 9 месяцев на маршруте, «ГАЗель» отбивалась за 6 месяцев. Мы тогда собрали участников рынка, а у нас было на маршруте 2 850 маленьких автобусов, и у них было порядка 1,6 тысячи собственников. То есть один человек и два микроавтобуса. Это была настоящая армия, настоящие казаки-разбойники.

Мы приняли решение, и сегодня у нас на маршрутах ездят только автобусы высокой вместимости, все они красного цвета, потому что красный цвет самый безопасный, все они «Евро-3», и все они низкопольные. Мы единственный город в России, который полностью перешел на «Евро-3». Это, конечно, не «Евро-5», но тем не менее.

У нас 76 процентов пассажиров покупают билеты в электронном виде. У нас нет, что называется, «кэша», у нас нет воровства, у нас белая зарплата, соответственно, у водителей, у кондукторов пенсионные отчисления. Самому старому автобусу 6 лет. Мы из 1,2 тысячи автобусов, которые сейчас на линиях работают, 530 закупили перед Универсиадой, причем делали это не на государственные деньги, это вложились инвесторы наши. 60 процентов пассажиров перевозят муниципальные предприятия, 40 процентов — частники. То есть у нас самый новый парк автобусов в России.

«МЫ ИМЕЕМ НЕДОСТОЙНЫЙ СТОЛИЦЫ ТАТАРСТАНА ЗООПАРК»

С.С.: Я суммирую те вопросы, которые поступили от наших слушателей, которые живут в Казани. Но главный вопрос, который все задают, связан, я так понимаю, с зоопарком и с проблемами, видимо, зоопарка. И второй вопрос со строительством и с планами строительства высокоскоростной магистрали Казань – Москва. И третий вопрос, который, как я понимаю, болельщиков футбольного клуба «Рубин» — это игра не на основном стадионе.

И.М.: Начнем с третьего вопроса. 26 мая сборная России будет принимать сборную Словении на новом стадионе «Казан-Арена». И мы надеемся, что все будет готово, трава взошла, мы сейчас готовим стадион, и совсем скоро, буквально через месяц, наши болельщики увидят «Рубин» на своей домашней арене.

Что касается второго вопроса – строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань, то сейчас идет большая подготовительная работа, решаются земельные вопросы, кадастр и прочие, собственников выясняем. У Татарстана степень готовности очень высокая, это что касается нас, но есть территории наших соседей, которым эта работа предстоит. Для нас это судьбоносный проект, он изменит жизнь и Москвы, и соседних регионов и, безусловно, Татарстана.

Вопрос зоопарка. Знаете, если бы мне еще каких-нибудь 5 лет назад сказали, что этот вопрос станет первостепенным для казанцев, я бы не поверил. Это говорит о том, что отступили остальные вопросы, такие как капитальный ремонт жилых домов, строительство дорог, фасады, детсады, которых, к слову сказать, в этом году мы вводим 28. А 5 лет назад с этим была огромная проблема. Мы за это время, включая этот год, построим суммарно 62 детских сада и снимаем вопросы по очередности в детские сады для трехлетних детей. Это проблема всей страны. С очередностью для детей от трех лет у нас проблем нет, спасибо нашему президенту, благодаря которому мы ввели 20 детсадов.

На сегодня мы, к сожалению, имеем недостойный столицы Татарстана зоопарк. Вопрос реконструкции давний. Президент дал поручение, и мы сейчас вместе с коллегами из правительства ищем новую площадку, и хотим сделать уже зоопарк завтрашнего дня. Пока это действительно наша боль, мы обязательно этот проект реализуем. Поэтому я заверяю всех казанцев, которых это волнует: спасибо, во-первых, что вы переживаете за это, видите это, подсказываете нам… Мы обязательно в ближайшее время будем принимать решение.

«В СФЕРЕ ТУРИЗМА МЫ ТОЧНО ЗНАЕМ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

С.С.: Ильсур Раисович, вчера мы с Рустамом Ивановичем посещали аквапарк…

Р.В.: Один из аквапарков… Даже Москва не могла до последнего момента похвастаться наличием двух аквапарков.

С.С.: Не будем скрывать, были в парной, и рядом с нами сидели люди, приехавшие из Кирова. Их поощрило руководство поездкой к вам в Казань. Первый раз за 11 лет, наконец. Они 8 часов ехали на автобусах сюда, целый день зависали у вас в аквапарке, и вот сейчас, видимо, доехали обратно, уже к утру этого дня. Но поездку они воспринимали с радостью. Насколько Казань сегодня является центром притяжения соседних регионов, территорий? Для какой территории вы сегодня являетесь центром?

И.М.: На самом деле радует, что вы это заметили. Для нас это один из приоритетов развития городского хозяйства. В 2006 году мы приняли программу развития туризма, и у нас было 460 тысяч туристов. В прошлом году мы перевалили за 1,5 миллиона. Мы растем. За прошлый год выросли на 18 процентов, в то время, когда вся Россия по въездному туризму выросла на 3,5 процента. Мы привлекли английскую компанию ITM, которая является лидером в этом сегменте, они выводили на рынок туризма Иорданию и за короткий срок смогли это сделать. Мы точно знаем, что делать, не все у нас получается, потому что с финансами… Но к той же Универсиаде мы выросли за 2 года на 26 процентов в гостиничном номерном фонде – от хостелов до гостиниц 4 звезды. Причем у нас только хостелов было построено 19, это целая программа.

С.С.: Как у вас в праздничные дни приток туризма?

Р.В.: В новогодние?

И.М.: В праздничные новогодние дни система booking.com зарегистрировала, что наполняемость гостиниц в Казани была выше, чем средняя наполняемость гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга. Эти цифры говорят сами за себя.

С.С.: Но как? Что для этого сделано? В чем секрет привлекательности?

Р.В.: Для чего люди приезжают в Казань? Как вы себе видите это?

И.М.: Ну, во-первых, разработаны маршруты. Казань – город с тысячелетней историей, начиная с Кремля, город, в котором родился Шаляпин, в котором творил Нуриев, это 200-летний императорский университет, в котором побывали все выдающиеся люди, нет ни одного значительного человека в России или иностранца, который приезжал в Россию, и не побывал бы в Казани. Мы находились на шелковом пути и находимся, мы географически расположены на Сибирском тракте, когда не было самолетов, по воде, по железной дороге, по сухопутным маршрутам все приезжали в Казань. Поэтому нам есть что рассказывать. Другое дело, что мы сейчас в процессе приведения в порядок этих маршрутов, выстраивании логистики, это целая индустрия. И мы этим занимаемся.

«ИЗ 140 ВЕЛОСИПЕДОВ ТОЛЬКО ДВА БЫЛИ ПОДВЕРГНУТЫ ВАНДАЛИЗМУ»

С.С.: Причем мы обратили внимание, что в Казани очень демократическая система проката велосипедов.

Р.В.: Там система какая. Ты покупаешь абонемент, 30 рублей в день, или 50 на три дня, и если ты берешь велик в одной станции автоматического проката и доезжаешь до другой менее чем за полчаса, и возвращаешь велосипед, то ты вообще ничего больше не доплачиваешь.

И.М.: Спасибо, что заметили. Опять-таки похвалюсь, эта наша заслуга, я считаю. Мы первый город в России, который ввел автоматический велопрокат. Мы сделали это вместе с нашими французскими партнерами. Но похвалиться я хотел не этим. Когда мы внедряли проект, мои французские партнеры сказали, что в первый год до 80 процентов велосипедов будут или украдены, или сломаны, то есть и вы должны быть к этому готовы. Но из 140 велосипедов только 2 были подвергнуты вандализму.

С.С.: Я как человек, который является активным велосипедистом, могу сказать, что даже в той же самой Москве, где тоже в прошлом году…

И.М.: Мы раньше внедрили.

С.С.: Да. Началась реализация программы проката велосипедов в Казани. По-настоящему европейские ребята, потому что в Москве огромное количество претензий у людей, которые пытались воспользоваться, к уровню именно самих велосипедов.

И.М.: Мы изучили опыт. Есть чешские велосипеды, есть другие… Скупой платит дважды. Мы пошли на тот проект. Он дорогой, но он себя оправдывает. В этом году мы прирастем по количеству станций. Как только мы откроем набережную, а она будет ко дню города, ко дню республики открыта, трехкилометровая, появятся еще станции, то есть это серьезно востребовано. К сожалению, из-за того, что город исторический, мы не везде можем маршруты проложить, потому что есть жесткие требования ГИБДД. Они у нас, к сожалению, различаются с европейскими, там все гораздо проще.

С.С.: Там приоритет велосипедов.

И.М.: Приоритет велосипедов, ширина дороги не должна быть такой, ну и прочее, может, мы тоже к этому придем. Но это прижилось у нас, и велосипедом пользуются многие.

«ПЕРЕД УНИВЕРСИАДОЙ ЛИЧНО СОБИРАЛ ОТЕЛЬЕРОВ»

С.С.: Ильсур Раисович, насколько вы в казанском бюджете уделяете внимание поступлениям от туристической сферы? Насколько это важная составная часть?

И.М.: Вообще, в мире принято считать, что если свыше миллиона въездных туристов, то это уже отрасль. Пока что, безусловно, мы не ждем больших доходов и нужно набраться терпения. Не то чтобы в первую очередь я об этом не думаю, пока мы не думаем об этом вообще. Мы думаем, как отточить персонал. Перед Универсиадой я лично собирался со всеми менеджерами, объяснял им. Мы собирали большой зал и говорили: «Ребята, отели новые, вы еще не обучены, ну настолько важны улыбка, гостеприимство, ваше радушие, что-то сломалось — извинились». Атмосфера гостеприимства очень важна. Мы работаем пока над этим.

«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ВАЖНА, НО РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ПРАВИЛА И ЗАКОНЫ»

С.С.: Я вот Ильсуру Раисовичу говорил, у меня лично в послужном списке 45 стран, мы сталкивались с тем, что действительно у нас есть в менталитете неготовность обслуживать. Многие воспринимают это как нечто унизительное. Вот переломить эту психологию...

И.М.: Ну да.

С.С.: Сделать сервис как что-то достойное и для того, кто обслуживает, и для того, кто получает сервис.

И.М.: Нам в нашей российской психологии, включая мою психологию как россиянина, многое нужно переламывать. Вы очень больную, очень важную тему затронули. У страны будет успех, когда мы будем верующими, Бог на всех един, и я очень рад, что Казань толерантный город. У нас 116 - 117 национальностей проживает в мире, в гармонии веками.

С.С.: Мы заметили, что атмосфера в городе очень дружественная.

И.М.: У нас рядом с православным храмом в 100 метрах в Кремле стоит наша мечеть «Кул Шариф», в 100 метрах от нее – синагога, в 100 метрах от синагоги – костел.

С.С: Я думаю, что внимательные наши слушатели по-нашему разговору понимают, что мы в гостях в том городе, где у руля находятся люди ответственные, люди, которые не боятся принимать решение, а результативное решение налицо. И вот в некоторых SMS требуют отправить вас в Омск, Санкт-Петербург, в Нижнекамск просят вас вернуться.

И.М.: Я там уже работал.

С.С.: Вот, потому что там все плохо, как они считают...

И.М.: Нет, нет, там точно не плохо.

С.С.: Без вас... В Самару требуют такого же мэра.

И.М.: Вы знаете, на самом деле роль личности важна, но все-таки должны работать правила, законы. Вот те же дороги, простой пример: мои казанцы на встречах спрашивают, где наши дороги, мы платим транспортный налог, где наши налоги? Я говорю: «Дорогие мои, весь транспортный налог Казани, который аккумулируется на сегодняшний год, – это порядка 800 миллионов рублей. Для того чтобы только по нормативу раз в 5 - 6 лет менять дорожное полотно без строительства новых дорог, Казани нужны 5,5 миллиардов рублей.

С.С.: А тут 800 миллионов.

И.М.: А тут 800 миллионов, из которых часть уходит еще и в Россию. Поэтому мы должны на уровне государства принять решение, что для нас первично, расставить приоритеты. И дороги — это как кровеносные сосуды, не будет нормальных дорог, не будет работать экономика. Мы должны обязательно найти волевое решение, вернуть дорожные фонды и сделать их наполняемыми.

«ГЛАВНОЕ — НЕ ЗАЧЕРСТВЕТЬ»

С.С.: Еще одно наблюдение очень важное. А кто был первым из мэров Москвы или, я не знаю, вы, который ввел запрет на въезд большегрузных автомобилей? Я поймал себя на мысли, что мы не видели грузовиков.

И.М.: Мы это сделали года три назад. В Москве это, наверное, пораньше было, я думаю. Ограничили въезд большегрузов по времени, собрали бизнес. Ночной завоз они еще до нас сделали. Но сначала это вызывало нарекания, как вообще все новшества. Вы ладно, вы не казанцы, приехали, спасибо, увидели. И сейчас казанцы видят результаты и с этим согласны. Но любые реформы — это ожог и шок для жителей, и надо иметь ответственность руководителям. Спасибо нашему руководству, что имеют стальные нервы и выдержку, позволяют нам эти вещи делать. Потому что когда первый раз говоришь об этом, о рейтинге даже не думай, в штыки принимают. Но мы делаем то, что будет полезно завтра. Без этого мы не будем ответственными людьми.

С.С.: Ильсур Раисович, к нам в студию приходят разные люди. Вы пришли, мэр города. Приходят ребята, которые здесь у вас делают вертолетные лопасти, пропеллеры, менеджеры, люди разных профессий. Сегодня приходили ребята, которые учатся на чиновников в каком-то заведении, которое готовит специалистов госслужбы. Вот вы, как человек высокопоставленный, каких хотите видеть чиновников рядом с собой? Какие у них должны быть правила, чтобы они были в состоянии так управлять городом, чтобы могли приехать люди из другого города и порадоваться за то, что мы можем сказать: «Ребята, смотрите, не как там в Амстердаме сделайте или Чикаго, а как в Казани сделайте».

И.М.: Позавчера мы праздновали, спасибо нашему президенту страны, он подписал указ о праздновании дня муниципального служащего. Теперь как есть день милиции, день медика, так и у нас есть свой день. Поздравляя своих коллег, я сказал одну простую вещь. Для меня, а я работаю 16-й год мэром, самое важное на госслужбе: надо уметь любить людей. В профессии врача, преподавателя, учителя важно любить детей. Здесь важно любить людей. Этому не научишься в институте. Это зависит от воспитания в семье, от характера. Если это есть, то и опыт придет, и знания. Безусловно, должен быть профессионализм. Если ты юрист, строитель, ты можешь работать в строительной компании, финансовом институте, в банке и так далее. Но чтобы работать во власти, ты прежде всего должен уметь любить людей, уметь поставить себя на их место. Каждый, кто к нам приходит с какой-то просьбой, это делает не от хорошей жизни. Если ты умеешь поставить себя на место просящего, если ты видишь в глазах этой женщины свою маму, бабушку и думаешь: «Не дай, Бог, когда-то она так придет просить», — тогда можно идти на муниципальную службу, на госслужбу и служить людям. Главное — не зачерстветь.

«ЕСТЬ ТАКОЕ ТАТАРСКОЕ СЛОВО — RELATIONSHIP»

С.С.: Важный вопрос. Вчера столкнулись с нашими коллегами, с которыми общались, снимали здесь один из тестов наших, и люди пожаловались на то, что существует некий дефицит рабочих рук. В Казани меньше чем на 20 тысяч люди уже не идут.

Р.В.: Нет, на 20 тысяч уже не хотят.

И.М.: Точно так же и водителей грейдеров на 40 тысяч не найдешь. Ребята, это мировая практика. С этим сталкивались Франция, Германия. Это начинается, как только растут доходы. Проблема не в Казани, не в России, есть миграционные проблемы. Мы не можем сегодня обойтись без трудовой силы из ближнего зарубежья. Другое дело — это должно быть законно, и нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они хорошо вживались в наши культурные традиции, наш быт и становились членами нашего общества. Поэтому эта проблема есть, и она серьезная.

С.С: Вчера у нас в гостях были наши большие друзья — музыканты из группы «Мураками». Мы у них спрашиваем: «Почему вы не переезжаете в Москву?»

И.М.: И что Диляра Вагапова сказала?

С.С.: Сказала: «Нет, я хочу жить в Казани, я жительница Татарстана, и мне так удобнее, не вижу никаких проблем». Сегодня казанцы смотрят куда-то?

И.М.: Безусловно, есть те казанцы и студенты, которые за знаниями уезжают в Москву. Например, Институт стали и сплавов, ну, нет у нас тут такого образования. Уезжают за рубеж — это нормально. Я верю, что набравшись опыта и знаний, поработав, они вернутся в Казань. Даже если они не вернутся, они с любовью к городу будут выстраивать с нами бизнес и relationship (это татарское слово такое) — взаимоотношения будут продолжаться.

С.С.: Да, я знаю, что у вас, Ильсур Раисович, проблемы с теми объектами, которые были построены к Универсиаде, в том смысле, что как найти свободное время для людей, чтобы они туда попали. Ведь все эти объекты используются. Об этом немножко не поговорили сегодня.

И.М.: Мы так расположили наши объекты, что они или принадлежат вузам, или расположены в густонаселенных районах. Казань — вузовская столица, у нас 120 тысяч студентов, огромнейшие университеты, Казанский федеральный университет, авиационный университет, химико-технологический, медицинский, строительный, энерго. Сегодня все объекты Универсиады набиты битком. Для нас только одна головная боль: как удовлетворить потребности населения.

С.С.: Ильсур Раисович Метшин сегодня был у нас в гостях. С наступающим вас днем рождения! Спасибо вам огромное!

И.М.: Спасибо большое! Всего доброго!

«Маяк»