23 апреля в аэропортовом терминале казанского «Аэроэкспресса» открывается выставка «Миры дизайна-2014». Она пройдет в рамках международного форума архитекторов и дизайнеров «Казанская биеннале». Таким образом татарстанское отделение союза дизайнеров России начнет отмечать свое 20-летие (день рождения союза — 23 сентября). Накануне открытия выставки корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с председателем татарстанского отделения Дмитрием Кошкиным.
Выставки и мероприятия различного формата планируются 23 числа каждого месяца в разных частях города, на различных площадках |
ПРАЗДНИК ДЛИНОЙ В ПОЛГОДА
— Дмитрий Фридович, что мы сможем увидеть в рамках 20-летнего юбилея союза?
— Стартовое событие произойдет в культовом месте — в терминале «Аэроэкспресса»: экспозиция вдоль траволатора, показ мод, торжественное открытие, встреча почетных гостей: приедут представители региональных отделений союза дизайнеров, президент национальной академии дизайна Владимир Аронов и многие другие деятели российского дизайна. В это же время в КГАСУ будет проходить Казанская биеннале.
В этом году нас ждет особенно много работы. Создан оргкомитет, ведется работа по поиску выставочных площадок, по сотрудничеству со спонсорами и меценатами. Надеемся на поддержку министерства культуры Татарстана, приглашаем к участию коммерческие структуры республики... 20 лет нам исполняется 23 сентября. Так что это будет праздник длиной в полгода. Выставки и мероприятия различного формата планируются 23 числа каждого месяца в разных частях города, на различных площадках. И люди, пришедшие в кафе или в фойе театра, будут неожиданно попадать на выставку. Мы хотим, чтобы наш юбилей стал частью жизни горожан. Это наш шаг навстречу, приглашение к диалогу.
— 20 лет. Есть о чем вспомнить... Чем конкретно дизайнеры тогда занимались? Наверное, все было не совсем так, как сегодня. Даже компьютеры были в диковинку.
— Рынка дизайна в то время не было. За кропотливую работу можно было получить копейки, а за халтуру — миллион. Хотя в то время дизайнер — это была редкая профессия.
Вспоминаю историю 1992 года. Втроем с однокурсниками мы поехали в «творческую командировку» в Москву работать над проектом торгово-развлекательного комплекса «Арбат» с рестораном и казино. Работали два месяца, жили в «крутой» гостинице, ели бутерброды с черной икрой («талоны на еду» были что-то типа по 1000 рублей в день), и заказчика не смущало, что мы только два года назад окончили институт. В качестве гонорара нам выдали не коробку Xerox с банкнотами, а автомобиль, иномарку, а мы не и не знали, как это можно поделить на троих. Продавать авто в начале 90-х в чужом городе — сами понимаете...
А в Казани был эпизод другого плана. Пришлось однажды в доме печати презентовать новый логотип для издательства на худсовете, где сидели художники-графики еще из эпохи «до перестройки». Они сначала были в восторге, пока не узнали, сколько это стоит «по новым временам». Для них, специалистов старой формации, это показалось немыслимо: «Знак хороший, но подрывает принципы художественного творчества». Не срослось.
КАК ТВОРЧЕСТВО СМЕНИЛОСЬ ТОРЖЕСТВОМ ГЛАМУРА
— Что-то поменялось за эти 20 лет?
— Сегодня люди вокруг считают, что разбираются в дизайне. Повысились требования, появились представления о международных стандартах, многие соотечественники ездят свободно за границу и имеют возможность сравнивать. Тогда для окружающих это было что-то вроде космонавтики: дизайнер — удивительный человек, который может то, что не могут другие! Профессия, овеянная романтикой и тайной.
23 апреля в аэропортовом терминале казанского «Аэроэкспресса» открывается выставка «Миры дизайна-2014» |
При этом дизайнер — это была мужская профессия. Было деление на «физиков» и «лириков». Преимуществом «физиков» тогда был доступ к компьютерам и графическим программам. В то время это ценилось выше ручной графики. Но всегда главный критерий: настоящий дизайнер должен уметь нарисовать эскиз от руки, «карандашом на салфетке», без всяких мышей! Тогда он настоящий... Сегодня как преподаватель в том числе я наблюдаю, как сильно изменился состав студентов Института дизайна: 95 процентов — девушки. Изменился и сам формат дизайнерской тусовки. В начале 90-х было приемлемо и даже считалось модным на открытии выставки выпить банальной водки из пластиковых стаканчиков, в качестве закуски — квашеная капуста, соленые огурцы и грецкие орехи, но заметьте, не чищеные, чтобы их расколоть, прилагался «дизайнерский» молоток. И все это происходило в подвале старинного здания в центре города (например, тусовки в галерее «Волга» на Баумана). В эпоху, весьма сомнительного кстати, «экономического подъема» победила идеология растущего потребления, «торжество гламура». И честный, пусть и неказистый, но революционный дизайн 90-х постепенно сошел на нет. А жаль: стоящее, запоминающееся часто рождается в эпоху перемен, вспомним крушение Российской империи, НЭП, перестройку.
— Дмитрий, в то время это была ультрамодная профессия, сейчас многое изменилось. Скажите, зачем дизайнеру сейчас вступать в союз?
— Вы правы, в то время дизайнеров тогда никто не знал, в ходу было слово «художник-оформитель». Тогда в союз вошел всего 21 человек — в основном преподаватели КИСИ и те дизайнеры, что были на слуху. Союз был нужен нам самим как пространство для творчества, площадка для профессионального общения. Сегодня выходят из традиции неформальные богемные выставки и тусовки. Теперь все чаще устраиваются виртуальные экспозиции, а это уже совсем другой формат, и, по правде, мне жаль энтузиазма и размаха прошлых лет... А членство в союзе — это статус, гарант качества. Серьезному заказчику всегда важно, что над его проектом работает не абы кто, а член союза дизайнеров России.
«Вот мой совет: быть ближе к «учителю», участвовать в конкурсах, выставках. Без этой творческой составляющей нет профессии дизайнера» |
ДИЗАЙНЕРСКИХ СТУДИЙ В КАЗАНИ ПОЧТИ НЕТ
— Какие проблемы у дизайна в Казани?
— Клановость и размытые профессиональные рамки. Сейчас дизайнером называют себя все, кто пожелает: недоучки, слушатели трехнедельных курсов. Статус профессии опускается все ниже.
— Что посоветуете студенту после получения диплома как преподаватель?
— Многие, окончив КГАСУ, пытаются сразу получить заказы и самостоятельно с ними справиться. Далеко не сразу это получается на приемлемом уровне. Из разочаровавшихся кто-то идет во фрилансеры, кто-то ищет себе применение в коммерческих структурах. Сейчас молодые дизайнеры, начитавшись в журналах о баснословных гонорарах, не готовы работать за знания. И только немногие принимают решение наниматься в команду к профессионалам, и вот это как раз правильное решение — без практики и самодисциплины профессионалом не стать. Раньше выпускники не гнушались ради практики долго и подчас безвозмездно работать помощниками у педагогов. Спросите у любого дизайнера-аксакала, и он расскажет, как в молодости трудился в студии великого мастера. Для роста нужна хорошая профессиональная среда. Вот мой совет: быть ближе к «учителю», участвовать в конкурсах, выставках. Без этой творческой составляющей нет профессии дизайнера.
— Куда в Казани может пойти на стажировку дизайнер-выпускник? Разве в Казани есть чисто дизайнерские фирмы?
— Не можешь работать сам — учись. И найди себе ориентир, наставника. Дизайнерских студий очень мало. Но можно и сказать, что их нет. Дело в том, что есть студии, которые занимаются рекламой, полиграфией, интерьерами. Это прикладная область, а не дизайн в чистом виде. Здесь прибавочная стоимость располагается не в дизайне, а в продукте. Это плохо. Для заказчика дизайна в том числе. Нет конкуренции между дизайнерами, а есть конкуренция между менеджером, производителем, маркетологом. Заказчик покупает конечный продукт. И отличный продукт может проиграть хорошему или удовлетворительному. И заказчик, не обладая достаточным уровнем компетенции или художественным вкусом, руководствуется ценой и говорит: да, тут похуже, но зато дешевле, «возьму-ка я все у этих парней». А надо заказывать сначала хороший дизайн у профессионалов, а уже потом поискать дешевое производство — так и делают во всем мире.
Без дизайна невозможно представить современную экономику |
— Сколько зарабатывают дизайнеры?
— Успешные дизайнеры ездят на хороших автомобилях, путешествуют, работают в респектабельных офисах. Это рентабельная и серьезная профессия. Я не знаю ни одного дизайнера, который бы умер с голоду. Во всем мире дизайнер — обеспеченный средний класс. В Москве даже выше среднего. В Казани по ряду причин средний и чуть ниже. Но в любом случае квалифицированный дизайнер будет востребован всегда. Потому что без дизайна невозможно представить современную экономику.
Сегодня мало создать условно «самый лучший двигатель», «самый вкусный пряник», «самый дешевый бензин» — их нужно еще и продать. А как это сделать без продвижения на жестком рынке конкуренции, без визуального позиционирования и «упаковки», которую создает дизайнер? Получается, дизайнер без преувеличения — чуть ли не главная фигура в маркетинговой цепочке.
— Как заказчик находит «своего» дизайнера? Как распределяются заказы?
— В России и в Татарстане в частности сегодня нет серъезной промышленности и нет конкуренции между производителями продукта. Или даже правильнее сказать, продуктов — в красивой упаковке, с красивым буклетом, с поддержкой продвижения в СМИ. Многие вопросы и в дизайне, и в госзакупках, и в спортивных соревнованиях решаются на уровне личных знакомств. Выбирают не того, кто лучше или продуктивнее, а того, кого знают, кто ближе «к телу». Зачем платить дорогому профессионалу, если под рукой племянник, который тоже умеет рисовать мышкой!
Мы работаем над тем, чтобы наш союз стал ориентиром уровня качества, квалификации исполнителя для серьезного и ответственного заказчика, который смотрит не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочную перспективу.
— Вы можете назвать 10 лучших дизайнеров Татарстана?
— Плохой вопрос. О коллегах нельзя говорить ни плохо, ни хорошо. Назову только имя нашего гуру и учителя. Сергей Михайлов — основатель и первый председатель союза дизайнеров Татарстана. Он заведовал первой кафедрой дизайна, затем основал дизайнерский факультет. По его проектам реконструирован весь Лениногорск и центр Альметьевска.
— Тогда назовите ваши работы, которые известны казанцам.
— Я всегда занимался логотипами. Пожалуй, самые известные это логотипы для «Парижского дома Д'эЛь», «Татэнерго», театра моды «Ильдан-Лик», бутика часов «Версаль».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ — ЭТО КЛОНДАЙК
— Интересно, а как вы пришли в дизайн?
— Наверное, судьба... Если серьезно, все шло к этому от побед в юношеских конкурсах по рисунку до направления студента КИСИ на «заграничную» стажировку в «Баухаус» в Веймар. Это учебное заведение не только символ образования в области современной архитектуры и дизайна, но и признанная в мире академическая школа. По возвращении начал преподавательскую деятельность. Примерно в это время, в 1994 году, и образовался союз дизайнеров России. Мы тогда были первопроходцами, организовывали первые выставки, участвовали в конкурсах. Тогда то я и получил свою первую «Викторию» (высшая российская награда за лучший дизайн — прим. авт.).
— Чем хорош татарстанский дизайн?
— Насыщенным зеленым цветом! Это шутка. А если серьезно, национальный колорит — это Клондайк, мед в сотах, неисчерпаемый источник вдохновения. Изобразительное искусство нашего края эклектично, чем глубже его изучаешь — тем больше приходит понимание, что рамок и ограничений для творчества нет. Совет начинающим: обращайтесь к истокам в поиске идей — узор, орнамент, шамаили, ичиги и так далее... Обязательно найдете что-то свое.
— Верно ли, что вам принадлежит авторство дизайна нашумевшего проекта «Просто молоко»?
— Это неправда. Скажем так, я помогал руководителю предприятия осуществлять именно его мечты по дизайну. Я рисовал, а он меня подправлял. Дизайн изначально был прекрасный. Просто слово и синий цвет. «В жизни» стал «кудрявее». Удержать заказчика порой невозможно. Он подчас «пылает страстью». Даже тщательный предварительный договор бывает бессилен. Но если «народу нравится», значит не так уж безнадежно будущее творческих поисков.
Справка
Дмитрий Кошкин родился 7 мая 1965 года.
1991 — окончил архитектурный факультет КИСИ по специальности «архитектор-дизайнер», начал преподавать на кафедре дизайна архитектурной среды (ныне доцент факультета дизайна).
1994 — вступил в союз дизайнеров России.
1996 — вошел в состав правления татарстанского отделения союза дизайнеров.
2000 — защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре.
2012 — председатель татарстанского отделения союза дизайнеров.
Был арт-директором ООО «Дизайн-центр А1», покинул компанию два года назад, работает самостоятельно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.