ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Российские сотовые операторы приступили к разработке собственных платформ бесконтактной оплаты. Благодаря технологии удаленной загрузки данных NFC, операторы надеются, что данные банковских и транспортных карт, пропускных систем и проездных билетов можно будет загружать на смартфоны. Причем «большая тройка» опирается на казанский опыт — в 2013 году здесь с участием всех основных мобильных операторов стартовал транспортный проект с использованием NFC. Если говорить обывательским языком, то суть проекта проста: предоставлять возможность оплатить услуги с помощью мобильного телефона.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» решила проверить сама, как работает данная услуга и насколько она востребована. Например, попыталась оплатить проезд в общественном транспорте с помощью телефона с поддержкой технологии NFC. Сам сервис доступен на ряде смартфонов с аппаратной поддержкой технологии NFC.

После установки NFC SIM-карты абоненту приходит SMS с предложением включить сервис «Мобильный билет». Корреспондент «БИЗНЕС Online» тестировала сервис с SIM-картой оператора МТС. Абонентам приходит SMS с номера 1166 с текстом: «Для включения сервиса «Мобильный билет» отправьте 1 на номер 1166». При включении сервиса со счета телефона списывается первый платеж на мобильный билет — 100 рублей. Управление сервисом (использовался телефон Sony Xperia М) доступно через меню в разделе «Мобильный билет», в нем также можно узнать состояние баланса.

При каждой поездке с баланса «Мобильного билета» списывается стоимость проезда по тарифам транспортной карты без комиссии. При оплате проезда с помощью телефона кондукторы в автобусах и троллейбусах Казани были заметно удивлены, что им протягивают не деньги или транспортную карту, а телефон. Впрочем, первая попытка оплаты не удалась... Почему? Причину найти так и не удалось. Далее проблем при тестировании сервиса не возникало. Для оплаты проезда надо поднести телефон задней крышкой к считывателю турникета метрополитена или терминала кондуктора. При успешной оплате на считывателе появляется информация о снятии денег (на наземном транспорте).

ОБЪЕМ ТРАНЗАКЦИЙ НА ТРАНСПОРТЕ — $1 ТЫСЯЧА

Напомним, что проект по оплате проезда в общественном транспорте Казани с помощью технологии NFC был запущен в июне прошлого года. Ранее МТС и «МегаФон» запустили систему оплаты проезда с телефона в нескольких городах России, в частности, в Новосибирске и Санкт-Петербурге. Однако в Петербурге оплатить проезд с мобильника можно только в метро, да и в Новосибирске виртуальные деньги принимают не на всем транспорте. Но только в Казани удалось впервые привлечь к реализации проекта крупнейших операторов сотовой связи и охватить им весь наземный и подземный городской общественный транспорт. Для реализации проекта объединились операторы «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и компания «Ростелеком». Участие в проекте принимает и ОАО «Транспортная карта».

«БИЗНЕС Online» в ОАО «Транспортная карта» сообщили, что с начала действия проекта реализовано около 900 usim-карт с поддержкой технологии NFC, которые «активно пополняются и используются для оплаты проезда в общественном транспорте». «Ежемесячно все карты пополняются на сумму около 30 тысяч рублей. К сожалению, не все телефоны поддерживают технологию NFC. Появление на рынке недорогих телефонов с поддержкой технологии NFС позволит увеличить количество пользователей до 30 процентво от общего числа пассажиров», — надеется оператор проекта.

Цифра в 817 карт выглядит, мягко говоря, скромной. Однако по пополняемым суммам не учитываются обладатели телефонов с поддержкой технологии. Так, во время запуска проекта операторы сотовой связи сообщали, что телефонами с поддержкой технологии NFC обладают примерно 30 тыс. казанцев.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗОВЬЕТСЯ ПРИ РАСПРОСТРАНЕНИИ УСТРОЙСТВ

Операторы связи не стали детализировать, сколько именно SIM-карт с поддержкой упомянутой технологии было продано в их офисах с начала действия проекта. «Стать владельцем SIM-карты с поддержкой NFC-технологии пользователь может двумя способами: подключившись или обменяв имеющуюся SIM-карту в офисе обслуживания «МегаФона» или в отделении «АК БАРС» Банка. Обеспечение «привязки» SIM-карт к локальному оборудованию в общественном транспорте осуществляет ОАО «Транспортная карта». Проект реализуется «МегаФоном» в сотрудничестве с дочерней компанией MegaLabs, которая занимается техническими деталями, тестированием и доработкой продукта, — объяснил «БИЗНЕС Online» суть сотрудничества директор компании «МегаФон» в Татарстане Сергей Обыденников. — Кроме транспортного приложения «Мобильный билет» «МегаФон» совместно с «АК БАРС» Банком реализовали еще один NFC-проект, позволяющий осуществлять бесконтактные платежи в магазинах, кафе и на автозаправочных станциях».

По словам Обыденникова, с момента запуска проекта реализовано несколько сотен sim-карт. «Компания «МегаФон» со своей стороны обеспечивает процесс зачисления денежных средств со счета мобильного телефона клиента на счет «Мобильного билета», дальнейшая система расходов пользователя нам недоступна», — говорит Обыденников, то есть узнать, какие суммы тратит население невозможно.

Сергей Обыденников
Сергей Обыденников

«Технология набирает популярность по мере того, как появляется новое абонентское оборудование, поддерживающее NFC. Сегодня интересуются бесконтактными платежами преимущественно наиболее продвинутые пользователи новых технологий и гаджетов. Массовое использование технологии NFC зависит от очень многих факторов. Мы со своей стороны обеспечиваем логистику SIM-карт и возможность для наших абонентов воспользоваться современной услугой», — прокомментировал директор компании-оператора перспективность развития технологии.

В пресс-службе «Ростелекома» также сообщили, что с момента запуска и до настоящего времени услуга пользуется спросом среди абонентов компании в Казани. «Технология может получить большее распространение в Казани после активного внедрения устройств, поддерживающих NFC. У абонентов компании в Казани около 3 тысяч аппаратов с поддержкой данной функциональности, и они имеют возможность пользоваться услугой «Мобильный билет». В настоящее время на рынке мобильных устройств представлено 198 моделей телефонов с NFC в разных ценовых категориях от 2 590 рублей», — говорится в ответе.

«Мы положительно оцениваем развитие сервиса «Мобильный билет». На текущий момент отмечается стабильный рост числа пользователей и транзакций, — рассказал нашему изданию директор МТС в Татарстане Марат Шакиров. — Основываясь на процесс развития проекта в Казани, мы отмечаем, что мгновенная, комфортная и безопасная оплата привычных сервисов постепенно набирает популярность и имеет позитивные перспективы для развития на рынке бесконтактных платежей».

Руководитель МТС также считает, что толчок проекту может дать распространение устройств с поддержкой технологии среди населения. «Дальнейшее проникновение NFC-сервисов будет связано с расширением линейки доступных смартфонов с поддержкой NFC. Так, сегодня в розничной сети МТС представлено более 20 моделей смартфонов с аппаратной поддержкой NFC. Как показывает опыт зарубежных коллег, в услуге моментальных платежей при помощи мобильного телефона есть большой потенциал, — говорит Шакиров. — В целом мы прогнозируем рост популярности мобильных платежей в ближайшие годы и планируем развитие NFC-проектов, которые дадут качественный импульс к повышению уровня обслуживания клиентов в пассажирских перевозках, в розничной торговле и других отраслях». (Подробнее о проекте в справке).

Что касается выгоды для операторов от проекта, то гендиректор «Транспортной карты» пояснил летом корреспонденту «БИЗНЕС Online», что операторы при пополнении счета сервиса «Мобильный билет» будут брать комиссию с этой суммы в размере 4%.

ТЕМПЫ РОСТА NFC

В пресс-службе ретейлера «Связной» нашей газете прокомментировали уровень по внедрению NFC в Казани на общественном транспорте и в целом ситуацию с развитием технологии.

— Если смотреть на абсолютную цифру реализованных USIM-карт, то для такого крупного мегаполиса, как Казань, 817 штук — очень мало. Само по себе количество проданных USIM-карт и популярность технологии NFC — это два фактора, которые не связаны друг с другом.

Тем не менее количество проданных USIM-карт, скорее всего, не говорит о популярности услуги. Сегодня многие производители смартфонов встраивают поддержку NFC в устройства. Такие устройства не требуют USIM, поэтому лучше рассмотрим проданные смартфоны, которые позволяют пользоваться технологией.

В 2013 году в России было реализовано 3,2 млн. устройств с NFC на сумму 51,5 млрд. рублей, это на 163% больше в штуках и на 134% в деньгах, чем в 2012 году. В результате эти устройства заняли 17-процентную долю в продажах смартфонов. Наличие NFC-поддержки — далеко не решающий фактор при выборе смартфона, однако покупатели будут обращать больше внимания на подобный функционал по мере того, как проекты NFC будут развиваться в различных регионах и помогут сделать повседневную жизнь более комфортной при помощи гаджетов.

Директор МТС в Татарстане Марат Шакиров
Директор МТС в Татарстане Марат Шакиров

Для Казани эти цифры в целом тоже актуальны. Столица Татарстана стала одним из первых городов страны, где технология NFC стала внедряться наиболее активно. Сейчас технология в основном продвигается как возможность легко и удобно оплачивать проезд при помощи смартфона.

Пионерами во внедрении стали Казань и Новосибирск. Если в столице СФО технологию внедрял только один сотовый оператор, то в Казани возможность оплаты проезда при помощи смартфона реализовала вся «большая четверка». Кроме того, в Казани, насколько мы знаем, была очень активная кампания по продвижению данной возможности. Во многих других городах такого активного продвижения не было. Также технология внедряется в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. В других городах NFC также используется, но не всегда эти проекты являются такими крупными, как в Казани. Отметим, что пока Россия находится на начальном этапе внедрения NFC.

ВПЕРЕД С ОПТИМИЗМОМ

Отметим, что оплата общественного транспорта с помощью технологии NFC — лишь часть возможного применения технологии. С этой же технологией возможна оплата товаров и услуг в Казани и четырех городах Татарстана.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник управления развития платежных систем ОАО «АК БАРС» БАНК Нияз Шарипов, использование оплаты с применением технологий NFC (транспортные карты, бесконтактная оплата PayPass, NFC SIM-карты) в Казани становится популярным с каждым днем. «На сегодняшний день все перевозчики работают с бесконтактными транспортными картами при оплате проезда в Казани и отчасти в Татарстане (четыре города). Увеличивается доля оплаты товаров и услуг с использованием бесконтактных карт MasterCard PayPass, Visa Pay Way. Реализованы проекты по использованию бесконтактных технологий в СКУД, таких как билетно-абонементные карты на спортивные мероприятия на объектах Универсиады», — сообщил он. По его словам, сегодня количество точек, работающих с NFC-картами в Казани насчитывает более 600 ТСП (торгово-сервисных предприятий). Кроме ТСП бесконтактные технологии используются на спортивных сооружениях и транспорте.

Например, «АК БАРС» Банком первые терминалы в ТСП с возможностью бесконтактной оплаты были установлены еще в 2011 году, а NFC SIM-карты выпускаются с 2013 года.

«На сегодняшний день банком установлено свыше тысячи терминалов с поддержкой технологии PayPass. В перспективе на 2014 год банком планируется значительное расширение эквайринговой сети, в том числе установка терминалов с поддержкой технологии PayPass», — рассказал представитель банка.

Что до оценок рынка, то, по словам Шарипова, с 2012 года компания MasterCard зафиксировала значительный рост (181%) количества ретейлеров и магазинов, которые в настоящее время поддерживают возможность осуществления бесконтактных платежей начиная с крупных предприятий розничной торговли и представителей сферы быстрого обслуживания и заканчивая мини-маркетами, АЗС, магазинами, аптеками, торговыми автоматами, автостоянками, общественным транспортом и такси. Доля безналичных платежей составляет в настоящее время 10 - 15% от общего числа платежей.

Нияз Шарипов
Нияз Шарипов

«Распространение технологии бесконтактной оплаты сдерживается необходимостью замены существующего в магазинах оборудования на новые терминалы с поддержкой технологии PayPass, что требует от банков значительных финансовых затрат, — объяснил Шарипов распространенность услуги. — Казань является одним из самых передовых городов по распространению технологии PayPass и находится на втором месте после Москвы по количеству ТСП, обслуживающих бесконтактные карты».

НЕСКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить уровень развития технологии бесконтактной оплаты в Казани и ее дальнейшие перспективы.

В УФПС «Татарстан почтасы» — филиала ФГУП «Почта России» газете «БИЗНЕС Online» рассказали, что внедрили возможность оплаты бесконтактным способом PayPass и Pay Way в 2013 году в июле, к Универсиаде. Сегодня оплачивать услуги бесконтактным способом можно практически в любом отделении почты в Казани. «Население пользуется технологией неактивно, очень несущественный процент от общего количества платежей. Безусловно, перспектива у данной технологии есть. К нам поступают вопросы о возможностях торгового эквайринга. Движемся и развиваемся в этом направлении», — рассказали на предприятии.

ГульнараТузова — управляющая Subway в Казани:

— Мы ввели у себя оплату с помощью PayPass, конечно, для удобства. Бесконтактная оплата гарантирует клиенту безопасность его сбережений на карточке, которая не попадает в руки официантов, кассиров. Предполагается, что не может быть совершено никаких мошеннических действий. Ввели у себя примерно два года назад. На тот момент это было очень современное оборудование.

Доля оплат с помощью этой технологии — 1 - 2 процента в день от общего количества. У нас это просто дополнительная услуга. Пока это для России новинка, но перспективы есть.

Наиль Садриев — директор ПАТП 4 Казани:

— В автобусах есть техническая возможность оплачивать проезд с помощью мобильных телефонов. Однако отдельной статистики нет, все платежи проходят по отчетности как «электронный кошелек».

Пополнение карт на 30 тысяч рублей в месяц даже для масштабов нашего предприятия — это капля, мало. По всей Казани, значит, еще меньше. По поводу перспектив проекта сложно сказать, все зависит от населения.

Сергей Селиверстов — управляющий ресторана Maximilian’s:

— Функция бесконтактной оплаты у нас присутствовала всегда, терминалы существуют и активно используются.

Расул Садриев — генеральный директор «ХороShow» — официальный розничный оператор Универсиады-2013, генеральный директор ОРФ Казани:

— Мы ввели во всех своих магазинах технологию бесконтактной оплаты в 2013 году, за месяц до проведения в Казани Универсиады. Доля оплат с помощью этой технологии минимальна — 1 процент максимум. Но доля карт с каждым годом выше — 25 - 30 процентов. Ввели у себя эту технологию, потому что мы развитая компания и применяем все новое, что есть, для комфорта покупателей.

«СЛАБАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

Роман Гринченко — аналитик «Инвесткафе»:

— 817 карт с применением NFC технологии можно считать тестированием, так как для того, чтобы начала развиваться приспособленная для него инфраструктура, необходимо, чтобы данной технологией пользовалась значительная доля населения.

Развитие NFC для оплаты проезда идет семимильными шагами, в результате чего оплатить транспортные услуги с помощью данной технологии можно уже в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. Оборот рынка NFC в России в 2013 году составил порядка 35 миллиардов рублей, но точное количество пользователей оценить не получится в связи с недостатком публичных данных.

Не думаю, что в этот год будут значительные темпы роста рынка, так как инфраструктура еще достаточно слабо развита, а информационное освещение данной технологии находится на низком уровне. Но я ожидаю, что в долгосрочной перспективе данная технология будет приобретать все большую популярность, а как следствие — рост оборотов.

Публичных данных по использованию технологии среди регионов России нет, но можно констатировать, что в крупных экономических центрах данная технология используется и развивается более активно, нежели в регионах.

Денис Кусков — генеральный директор Telecom Daily:

— Реализация 817 карт — это, конечно, очень мало даже с учетом небольшого числа смартфонов поддерживающих данную технологию.

NFC именно для оплаты проезда — это удобно, просто, быстро, но пока это, наверное, единственный такой повсеместный вариант применения технологии, тогда как в Европе уже давно можно оплачивать таким образом покупки и другие услуги. Если не будут развиваться точки продаж, где можно расплатится данным способом, то рост развития технологии будет минимален.

Общей статистики пользователей технологии в России никто не ведет, так как тут могут быть и смартфоны, и специальные чипы, которые крепятся на крышку телефона. Если брать активную аудиторию, то она еще очень мала и для России сейчас может варьироваться от 100 до 200 тысяч пользователей.

Виталий Солонин — руководитель департамента беспроводных технологий J`son&Partners Consulting:

— Для города-миллионника реализация 817 карт — это более чем скромный показатель. Возможно, люди были плохо проинформированы, другая причина — сервис поддерживает ограниченное количество смартфонов (11 моделей, по одному из источников).

Оплата проезда в общественном транспорте — это лишь одна из многих сфер применения NFC. Если говорить о России, то это направление находится в зачаточном состоянии. Например, в Москве реализация проекта на наземном общественном транспорте намечена на конец 2014 года.

По оценкам J'son&Partners Consulting, в 2013 году доля телефонов с поддержкой NFC превысила 15 процентов (два года назад этот показатель был на порядок ниже).