Перед началом туристического сезона власти Казани всерьез задумались о том, как бы не растерять турпоток в отсутствие таких глобальных событий, как Универсиада. Понятно, что такого объема вложений в отрасль со стороны властей, как это было в прошлые годы, в ближайшее время не предвидется. Депутат Казгордумы Ильдус Янышев в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», убеждает в необходимости создания фонда поддержки развития туристического бизнеса Казани и даже готов поспорить, что его инициатива будет поддержана самими участниками рынка.
На недавней сессии Горсовета обсуждалась тема развития внутреннего туризма. На фото: Евгения Лодвигова |
НА 1 ВЛОЖЕННЫЙ РУБЛЬ ПОЛУЧАЕМ 4
На этой неделе состоялась XXXII сессия Казгордумы, на которой обсуждались темы развития малого предпринимательства и внутреннего туризма. Фактически это была презентация нового руководителя комитета внешних связей и туризма Евгении Лодвиговой. Наконец-то в команде исполкома появился человек, мыслящий предпринимательскими категориями, и депутаты почувствовали это и завершили ее выступление аплодисментами. Это бывает не часто.
В ходе сессии прозвучали интересные цифры. Любая инвестиция в эту отрасль при должном развитии приносит четырехкратный мультиплекационный эффект. Европейские города как раз и живут по такому принципу. Один турист приносит доход гостиницам, ресторанам, музеям, транспортной инфраструктуре и т. п. Доходы от туризма во многих странах мира являются существенной частью пополнения бюджета.
ЖАДНОСТЬ — НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕРТА
В Казани увеличился поток туристов. Количество посетивших в прошлом году гостей составило более полутора миллионов, и при этом было озвучено, что комитет по туризму не получил ни копейки на программу развития туризма в городе. С оговоркой мэра, что в рамках дирекции Универсиады суммы вложения были значительными, это и привело к увеличению потока.
Не секрет, что сегодня гостиницы за редким исключением загружены на 30%, рестораторы тоже жалуются на падение спроса. Изменения сложившейся ситуации без серьезных организационных и инвестиционных решений невозможно. И в докладе Лодвиговой прозвучали интересные идеи и подходы по развитию внутреннего туризма. Она, как практикующий человек, хорошо разбирается в этой сфере. Однако сколько денег для отрасли будет выделено в этом году, пока непонятно. Вопрос этот до сих пор не решен.
Я прекрасно понимаю ситуацию с муниципальным бюджетом, он очень трудный, и порой не хватает денег на решение самых актуальных проблем: ЖКХ, уборки снега зимой, ремонта дорог. О туризме сейчас задумываются в последнюю очередь — тогда, когда остаются какие-то деньги.
В ходе обсуждения я высказал предложение о создании фонда развития туризма, который бы поддерживался основными туроператорами города. Собранные самими бизнесменами деньги должны пойти не на благотворительность, а на спасание и продвижение собственного бизнеса.
Вопрос о выделении материальных средств на фонд в стадии рассмотрения. Лодвигова прокомментировала, что на Универсиаду было потрачено 200 млрд. рублей. А на проект развития туризма нужна одна тысячная от этой суммы.
Ведь если каждый вложенный рубль даст четырехкратный доход, то это всем участникам рынка должно быть выгодно. Я предложил муниципалитету совместно с туроператорами развить эту тему, проработать механизмы государственно-частного партнерства. Например, на каждый вложенный бизнес-сообществом рубль столько же может вносить муниципалитет. На что в кулуарах от представителей гостиничного бизнеса получил ответ: «Это выгодно, это будет работать, но никто скидываться не станет. Потому что у нас такой менталитет, что все будут надеяться, что кто-то другой заплатит».
Такая модель иррационального поведения повергла меня в глубокие размышления. Что же происходит с россиянами, почему мы не можем консолидироваться, понимая очевидную выгоду в строительстве дворовых и внутрипоселковых дорог или создания игровых площадок для своих же детей? Что, в принципе, в европейских странах и в США достаточно распространено. Там люди добровольно занимаются подобными вещами, создают благотворительные проекты, в которых принимают активное участие. У нас же странное отношение к этому. Пусть гостиницы пустуют, а рестораны терпят убытки, но шанс государственного частного партнерства все равно воспринимается в штыки.
СПОР НА БУТЫЛКУ ПИВА
Там же я вступил в дискуссию с известным казанским блогером Тимуром Тимуршиным. Он уверяет, что моя идея не найдет поддержки. По его словам, только по жесткой властной команде сверху бизнес может скинуться деньгами. Я парировал, что это больше похоже на челнинский вариант коррупции, когда любая благая идея начинает обрастать коррупционными схемами. В итоге он предложил поспорить на бутылку пива, что до 1 июня такой фонд создан не будет. Хотя идея прозвучала в виде депутатского запроса. Я принял вызов в надежде, что бизнес-сообщество при координационной поддержке Лодвиговой все-таки сделает предложенную мною модель реальной и эффективной.
Чем может быть полезен такой фонд? К примеру, сегодня стоит задача создания бренда Казани. Стоит задача продвижения Казани в сети интернет. Необходимо наполнение контента информационного пространства позитивными отзывами и рассказами о нашей инфраструктуре. На это нужны деньги. Участники фонда сами при участии муниципальных чиновников могут создать штаб, который будет генерировать идеи, разрабатывать проекты и следить за их реализацией, контролировать, как расходуются средства. Я понимаю, что мы не Западная Европа и реализация этой идеи у нас будет наталкиваться на различные препятствия. Данной статьей я хотел бы начать дискуссию не только о данном конкретном моем предложении, но и вообще разобраться, почему мы такие разобщенные и участвуем в совместных проектах только из-под палки, по указке сверху?
Ильдус Янышев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.