ЗАДУМАЛСЯ О САМОУБИЙСТВЕ — САДИСЬ В ТЮРЬМУ

Россия занимает первое место в мире по количеству абортов, по числу разводов, по числу сирот (у нас свыше 760 тыс. детей-сирот и около миллиона беспризорников). По числу курящих детей, по детскому алкоголизму, и, что вдвойне печально, первое место по количеству самоубийств среди детей и подростков. По последнему показателю мы опережаем Америку в 8 раз... Причем в этой категории на одну смерть от суицида приходится почти 200 нереализованных суицидальных попыток.

Ежегодно каждый 12-й подросток в возрасте от 14 до 19 лет пытается совершить самоубийство. Большая часть смертей приходится на возраст от 10 до 14 лет, и, по данным экспертов, в 80% случаев это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.

Для сравнения: в Англии, например, самоубийство до 1961 года считалось уголовным преступлением и большим позором для родителей. Возможно, поэтому процент покушений там на собственную жизнь на порядок ниже, чем в России.

Замечу, что Россия не сильно отличалась от Европы, в военном морском артикуле Петра I было сказано: «Ежели кто себя убьет, то мертвое тело, привязав к лошади, волочить по улицам, за ноги повесить, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить не отваживались». Естественно, что при таком жестком контроле со стороны государства число самоубийц было крайне низким.

Но время шло, появилось либеральное отношение к этому тяжкому греху. В наше время церковь и общество стали гораздо лояльней относиться к самоубийцам. И мы воспринимаем самоубийцу не как человека совершившего страшный грех, а как несчастного, заблудшего горемыку. Такое отношение во многом и породило катастрофическую ситуацию с самоубийствами в России.

Все это верно, но только не когда речь идет о детях.

СКЛОННОСТЬ К СУИЦИДУ НУЖНО ЛЕЧИТЬ

Какое надо иметь сердце, чтобы в мальчике, из-за двойки шагнувшего в открытое окно или повесившегося на ремне, увидеть тяжкого грешника? Здесь сразу возникают вопросы к родителям, педагогам и к обществу.

В 70-е годы американский социолог Дэвид Филлипс исследовал суициды и в результате описал одно явление, которое стали называть «синдромом Вертера». Это массовая волна подражающих самоубийств. Они совершаются после самоубийства, которое получило резонанс в прессе. В течение примерно 7 дней после публикации проходит целая волна новых суицидов. Более того, проводились исследования, которые показали, что есть зависимость между количеством репортажей, рассказывающих о первом самоубийстве, и числом последующих самоубийств. И наиболее вероятная группа риска в этом случае — именно подростки по целому ряду причин. Ребятам кажется, что они сразу станут героями: подумать только, про них заговорят по телевизору! Или же им хочется испытать то, что уже испытали другие: смерть представляется им чем-то загадочным, манящим. Чаще всего они просто не понимают, что факт смерти необратим, что вернуться к жизни после этого не удастся.

Сразу хочу подчеркнуть: суицид — это поступок ненормального человека и в медицинском, и в духовном смысле. Демонстративный суицид или, как его называют еще, суицидальный шантаж — это тоже поступок нездоровых людей. К любой суицидальной наклонности нужно относиться как к болезни, нужно ее лечить. А еще лучше — делать профилактику, тем более что это возможно. В советское время, например, был правительственный запрет на то, чтобы в СМИ говорить о самоубийствах, особенно подростковых. Люди, сформулировавшие это табу, знали об эффекте Вертера, понимали последствия. Сейчас, к сожалению, все это забыто.

АХ, КУДА ЖЕ СМОТРИТ ШКОЛА!

Чаще всего на вопрос, кто виноват, сегодня слышится ответ: родители. Конечно, они виноваты, но далеко не во всем. Если исходить из того, что ребенок — это зеркало семьи, то подросток — это зеркало состояния общества. Потому что в этом возрасте уже гораздо больше реагируют на ситуацию в своей подростковой микросреде, чем на родителей. А в этой микросреде смерть зачастую воспринимается романтически.

С одной стороны, она пугает, с другой, привлекает. Хочется ее исследовать, понять, что там, за гранью? Параллельно с этим у многих подростков, в отличие от взрослых, еще нет ощущения реальности смерти и ее необратимости. Дети с ней еще не сталкивались. А вот к чему они привыкли, так это к «реальности» компьютерной игры, где у героя 10 жизней.

Психологи единодушны в том, что причинами подростковых самоубийств являются не общественные и экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, как это нередко происходит со взрослыми, а процессы, связанные с отношениями в семье, с друзьями, в школе. 70% подростков в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты.

Но если искать причину, то, как правило, обнаруживаются проблемы в семье. Причем часто они не внешние, а скрыты глубоко в межличностных отношениях и духовных проблемах родителей. А школьные ситуации играют роль «последней капли», поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.

Социальные сети тоже играют свою роль. Там есть специальные группы, где обсуждаются варианты суицидов. Подростки общаются, делятся своим опытом... При этом понятно, что половина из них не проходила через то, о чем пишет. Они просто бравируют. Они могут выдумать все от начала до конца. Но один выдумал, а другой ему поверил и решил: если тому не слабо, то почему мне слабо? Цена такой проверки — жизнь. Очень странно, что эти группы до сих пор не стоят на контроле у государственных и общественных органов.

НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ ПРИВОДЯТ К ХУДШЕМУ

У родителей есть важная задача: донести мысль о том, что сведение счетов с жизнью — это грех. Можно объяснить это не только на языке религии, но и на бытовом уровне — это малодушие и трусость.

Хочется предостеречь родителей, чтобы они своим рвением не прибегали к насильственному обучению своих чад — к благоприятной ситуации для добровольного расставания детей с жизнью. Самоубийства из-за двойки и ЕГЭ стали столь частыми в России, что давно пора бить тревогу.

Сегодня в нашей стране как никогда прежде велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешнее других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги.

Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога.

То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы?

Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имело место истинное желание убить себя. В остальных 90% случаев — это крик о помощи.

Помните: там, где любят детей не как предмет гордости, а со всеми достоинствами и недостатками, с готовностью помочь, выслушать, поддержать, случаи суицида сводятся к минимуму.

В своем следующем блоге я расскажу, как родителям можно вовремя увидеть в ребенке суицидальные наклонности и предотвратить возможную трагедию.

Римма Федяева