КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ УВЕЛИЧИЛИ ДЫРКУ В БЮДЖЕТЕ КАМАЗА

Выручка ОАО «КАМАЗ» в первом квартале 2014 года упала на 22% до 18 млрд. рублей — такие данные содержатся в опубликованной сегодня бухгалтерской отчетности по стандартам РСБУ.

Это самое слабое начало года в посткризисном периоде — к такому выводу пришел аналитический центр «БИЗНЕС Online», изучив отчетность компании. Спад вызван слабым спросом на рынке грузовых авто, который еще в 2013 году просел в целом на 14%. Падение спроса вынудило КАМАЗ отработать в январе-феврале только 60% рабочего времени, чтобы избежать затоваривания складов. Заметим, что себестоимость продукции снизили хорошим темпом: почти минус 26%. И такой контроль основных расходов позволил даже нарастить валовую прибыль на 151 млн. рублей до 2,8 млрд. рублей по итогам 2013 года.

Однако весь позитив иссяк на этапе коммерческих расходов. Расходы на транспортировку, хранение и сбыт просто взлетели в 1,9 (!) раза до 2,6 млрд. рублей, абсолютный прирост — 1,6 млрд. рублей. Это очень большой темп с учетом общего падения оборота. Управленческие расходы тоже не порадовали: прибавка 19% до 1,1 млрд. рублей в первом квартале 2014 года.

«Главная причина таких результатов — рост коммерческих расходов за счет введения утилизационного сбора. Он, естественно, «лег» в первом квартале. Государство будет его компенсировать, но пока этих компенсаций по факту еще нет. Это главное. Плюс общий нисходящий тренд на рынке, что не могло не сказаться на наших продажах, и, соответственно, это ухудшило показатели с точки зрения выручки», — пояснил газете «БИЗНЕС Online» руководитель департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

На официальном сайте КАМАЗа сказано, что «в настоящий момент руководством компании разработана программа повышения эффективности бизнеса, которая позволит к концу года выйти на положительный финансовый результат. Также начал действовать комитет по повышению эффективности деятельности (если перевести на это русский с языка Оруэлла, то можно сказать просто: антикризисный комитет), который сфокусирован на повышении маржинальной доходности продукции и снижении расходов в первую очередь непроизводственных».

Немного реабилитироваться удалось на финансовых операциях. Доходы от участия в других организациях выросли на 60 млн. рублей. Отрицательное сальдо выплаченных и полученных процентов снизилось на 97 млн. рублей до 47 млн. рублей за первые три месяца 2014 года. Однако все это слабо утешает, так как баланс прочих статей резко ухудшился. Положительное сальдо прочих расходов и доходов в размере 109 млн. рублей за первый квартал 2013 года сменилось отрицательным сальдо в размере 910 млн. рублей за первый квартал 2014 года.

«ПОЧЕМУ-ТО МАЛО КТО ЗАМЕЧАЕТ, ЧТО У НАС ФИКСИРУЕТСЯ СНИЖЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ»

Таким образом, под давлением выросших коммерческих расходов и гигантских прочих затрат финальный результат оказался кардинально хуже, чем в первом квартале 2013 года. КАМАЗ вместо чистой прибыли в 644 млн. рублей получил чистый убыток в 1,36 млрд. рублей. Абсолютное ухудшение — круглые 2 млрд. рублей.

«Почему-то мало кто замечает, что согласно этому же отчету у нас фиксируется снижение себестоимости продукции. Это говорит о том, что все наши меры по снижению издержек дали серьезный результат, — заявил Афанасьев. — У нас впервые за несколько лет происходит не рост себестоимости продукции, а ее снижение. И это очень серьезный параметр, говорящий о том, что компания движется в правильном направлении. У нас в прошлом году издержки были на уровне 20 миллиардов рублей, а в этом году 15 миллиардов. Это серьезно. В целом ситуация на Украине и в целом в мире вокруг международных отношений России и международных партнеров тоже, вероятно, влияет. Но прямого влияния мы пока, что называется, не ощутили».

Как сообщил сегодня Афанасьев газете «БИЗНЕС Online», подобная ситуация на КАМАЗе в первом квартале прогнозировалась. «Поэтому наш бизнес-план построен так, что он идет по нарастающей к концу года в начале традиционно существует провал. Именно поэтому мы в этом году отправили людей в корпоративный отпуск на две недели зимой. Что происходит сейчас у других автопроизводителей? Они отправляют людей в простой. Мы же вместо того, чтобы отправить людей в простой, организовали оплачиваемый отпуск. Но за счет этого февраль, март, апрель работаем без дополнительных выходных. В марте мы уже практически вышли на показатели прошлого года, по итогам месяца у нас незначительное отставание от бизнес-плана. Оно есть, но несущественное, что говорит о том, что бизнес-план был сверстан верно».

Отметим, что сокращение прибыли КАМАЗа пересекается с тревожными данными о состоянии экономики Челнов, которые были опубликованы на сайте исполкома города в понедельник. Тогда выяснилось, что за январь-февраль в автограде промышленной продукции было выпущено на 23,2 млрд. рублей, что на 16,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Судя по данным отчета, подготовленного чиновниками исполкома, количество проданных автомобилей в январе-феврале упало с 5 746 до 4 223 единиц, то есть на 26,5%. Снижение на КАМАЗе потянуло за собой многие другие отрасли экономики города. Особенно пострадали производство цельномолочной продукции — на 10,7%, кисломолочной — на 21,6%, мясных полуфабрикатов — на 38,4%, колбасных изделий — на 92,9%, майонеза — на 83,9%, безалкогольных напитков — на 31,2% и даже хлебобулочных изделий — на 1,3%. Наблюдался спад и в промышленности: в частности, падало производство продукции КБК — ящиков из гофрокартона — на 2,6%. При росте строительно-монтажных работ на 2,3% и увеличении производства сборных железобетонных конструкций на 25,8% в автограде наблюдается падение производства кирпича на 17,6% и ячеистого бетона на 15%.

КАМАЗ ИСПЫТЫВАЕТ СИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ НА СВОИХ ТРАДИЦИОННЫХ РЫНКАХ СО СТОРОНЫ КИТАЯ

Анатолий Воронин — аналитик FIBO Group:

— По данным ОАО «КАМАЗ», падение выручки произошло в результате сокращения рынка тяжелых грузовиков. Эта тенденция наметилась еще в прошлом году и является одной из главных проблем этого года. Помимо сокращения спроса КАМАЗ испытывает сильное давление на своих традиционных рынках со стороны грузовых автомобилей китайского производства.

На рост коммерческих расходов оказало влияние введение в 2014 году утилизационного сбора. Это привело к росту коммерческих расходов с 916 миллионов рублей в первом квартале 2013 года до 2 миллиардов 565 миллионов рублей. Мы видим, что введенный утилизационный сбор бьет по отечественным производителям, лишает их прибыли и может привести к сокращению рабочих мест.

Падение выручки за первый квартал на 5 миллиардов и убытки в 1,365 миллиарда — это очень серьезно. Если сравнить с прошлым годом, прибыль в котором составила 4 миллиарда рублей, то мы видим, что если тенденция убыточности сохранится, то по итогам года прибыли не будет и даже возможен убыток в несколько миллиардов рублей. Есть информация о программах поддержки отечественных производителей грузовиков и автобусов, возможно, они сработают во второй половине года. Сама компания заявляет, что «разработана программа повышения эффективности бизнеса, которая позволит к концу года выйти на положительный финансовый результат», а специальный комитет изыщет возможности снижения расходов и повышения маржинальности.

Анна Кокорева — аналитик «Альпари»:

— Как уже отметила сама компания, на результат повлияло снижение продаж техники в связи с сокращением рынка тяжелых грузовиков. В 2013 году продажи тяжелых грузовиков массой 14 - 40 тонн упали на 29 процентов. Продажи самого КАМАЗа по итогам года упали на 4 процента, а в январе 2014 года уже на 26 процентов. Отмечу, что рынок тяжелых грузовиков переживает не самые лучшие времена во многом из-за стагнации экономики России и неопределенности. Поскольку грузовик — это дорогостоящая покупка-инвестиция, представители бизнеса в текущий момент проявляют сдержанный подход к новым приобретениям продукции КАМАЗа ввиду негативной рыночной конъюнктуры.

1 января 2014 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси...» Принятые поправки обязывают российских автопроизводителей платить утилизационный сбор за свою продукцию наравне с импортерами. Это могло стать причиной роста коммерческих расходов.

В том, что КАМАЗу удастся выйти на прибыль по итогам этого года, есть большие сомнения. Перспективы развития рынка грузовых автомобилей туманны, экономика продолжает стагнировать. А значит, и на рост продаж надеяться не приходится. Несмотря на превосходное управление, компания пострадает от выплаты утилизационного сбора. Кроме того, с 1 ноября планируется введение дорожного сбора на грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, это дополнительный удар по сбыту.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Так как компания произвела меньше продукции в первом квартале, то очевидно, что объем ее выручки уменьшился. За первые три месяца этого года компания выпустила 8,2 тысячи готовых автомобилей, шасси и сборочных комплектов против 10,7 тысячи годом ранее.

Учитывая, что коммерческие расходы — это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товара, возможно, что рост их объясняется увеличением расходов компании по одному из следующих пунктов: расходы на доставку продукции до места сбыта, комиссионные сборы и отчисления, затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту продукции. То есть не исключено, что компания потратила больше средств на продвижение своей продукции, поддержание дилерской сети, и поэтому ее расходы выросли.

КАМАЗ запускает в производство новые модели, не уменьшает объемы НИОКР, ведет активную экспортную политику, реализует программу снижения издержек, работает над повышением эффективности своей деятельности, то есть делает все, чтобы и дальше оставаться лидером рынка и не снижать свою долю на нем. Это также означает, что у компании есть все необходимое, чтобы достигнуть в 2014 году хороших производственных и финансовых показателей, и в том числе получить прибыль по итогам года. Главное, чтобы ситуация на автомобильном рынке стала меняться к лучшему, чтобы стал увеличиваться спрос на грузовые автомобили.

Основные экономические показатели ОАО «КАМАЗ»

Наименование

1 кв. 2013

1 кв. 2014

Абсолютное изменение, млн. рублей

Относительное изменение,
%

Выручка

23111

18007

-5104

-22,1

Себестоимость продаж

20391

15137

-5254

-25,8

Валовая прибыль (убыток)

2719

2870

151

5,6

Коммерческие расходы

916

2565

1649

180,0

Управленческие расходы

945

1127

182

19,3

Прибыль (убыток) от продаж

858

-823

-1681

Доходы от участия в других организациях

49

109

60

122,4

Проценты к получению

77

202

125

162,3

Проценты к уплате

221

249

28

12,7

Прочие доходы

1292

632

-660

-51,1

Прочие расходы

1183

1542

359

30,3

Чистая прибыль (убыток)

644

-1356

-2000