НОВЫЕ ВЕЛОПАРКОВКИ НА СТАРЫХ УСЛОВИЯХ

Сегодня в Казани вновь начали свою работу пункты проката велосипедов Veli’K. Данный проект реализуется компанией Russ Outdoor совместно с Банком Казани при поддержке исполкома города. Как сообщили сегодня газете «БИЗНЕС Online» в компании Russ Outdoor, пока начинают работать прежние 7 точек — они были открыты возле КГТУ (Карла Маркса, 70), на площади Свободы (Пушкина, 33), у Казанского кремля (Кремлевская, 2), напротив «УНИКСа» (Кремлевская, 18), на площади у театра им. Камала, в парке «Черное озеро» (ул. Дзержинского), на ул. Кави Наджми/ул. Баумана, 54. Однако в этом сезоне планируется открытие четырех дополнительных точек проката.

Тем временем, согласно опубликованному недавно постановлению исполкома Казани, согласованы «стоянки» в парке «Ленинский сад», у станции метро «Кремлевская» на улице Баумана, на пересечении улиц Кремлевской и Астрономической и возле министерства сельского хозяйства РТ. А количество велосипедов будет увеличено со 100 до 260.

Тарифы за прокат велосипедов устанавливаются муниципалитетом, а все поступления от проката поступают партнеру проекта — Банку Казани. Как уточнили газете «БИЗНЕС Online» в Russ Outdoor, стоимость абонемента с прошлого года не изменилась и на один день составляет те же 30 рублей, на 7 дней — 100 рублей, на 30 дней — 200 рублей. Первые 30 минут поездки будут бесплатными, первый час после бесплатного периода — 50 рублей, второй и все последующие часы после бесплатного периода — 150 рублей. В Банке Казани сегодня не смогли оперативно предоставить комментарий.

1.jpg
Ильсур Метшин: «Нужно обязательно развивать в Казани этот вид транспорта, ведь во всем мире велосипедисты — такие же участники дорожного движения»

12,5 ТЫС. АБОНЕМЕНТОВ ЗА 3,5 МЕСЯЦА

Напомним, проект Veli’K был запущен в Казани 1 июля прошлого года в преддверии Универсиады и получил особую популярность у республиканских VIP-ов. На велосипеде катались мэр Казани Ильсур Метшин, его зам Оскар Прокопьев, вице-премьер Алексей Песошин и министр здравоохранения Адель Вафин. Всего же за 3,5 месяца, то есть за летне-осенний период, было продано 12,5 тыс. абонементов. Как сообщалось, в период проведения Универсиады каждый велосипед использовался до 9 раз в день, что превышает показатели аналогичных сетей велопроката в Париже, Лионе, Дублине и других крупных городах. Проект взял паузу с наступлением холодов 16 октября. Сегодня в Russ Outdoor не стали раскрывать «БИЗНЕС Online» показатели прошедшего сезона, отметив, что им «в компании остались довольны».

Управляющий директор Russ Outdoor Максим Ткачев недавно заявил, что «за этот пилотный проект не стыдно». «Если в ближайшее время наши партнеры по проекту исполнят свои обязательства, то проект ждет серьезное расширение и в городе будет полноценная велосипедная транспортная система, как и в Европе», — заявил Ткачев. По его словам, это не имиджевый, а бизнес-проект, долгосрочный. «Для нас казанский проект был важен, потому что мы планировали предложить Veli’K другим городам, в частности Москве и Петербургу. Москва, к сожалению, по независящим от нас причинам выбрала другого подрядчика, Петербург пока решения не объявил», — добавил он.

Запуск проката в Казани обошелся в 3 млн. евро. Срок окупаемости проекта составит 5,5 лет. Казань стала первым городом в России, где организована система велопроката по образцу международной программы Cyclocity — проекта мирового оператора наружной рекламы JCDecauх (этот оператор владеет 25% акций Russ Outdoor), функционирующего в 67 городах мира. Всего в данной программе задействовано 47 тыс. велосипедов, количество ежедневных прокатов превышает 120 тысяч. По условиям контракта, Russ Outdoor обеспечивает работоспособность системы в течение 15 лет.

НА АНТИВАНДАЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДАХ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

Развитие велопроката в Казани газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Руслан Галиев — основатель компании «Велокайф» (Набережные Челны):

— С точки зрения бизнеса у проекта Veli’K, мне кажется, все плохо. У велопроката задача — выручку получить, а не обеспечить город практически бесплатными велосипедами. Да и менталитет у россиян не тот: у нас считается круто на машине передвигаться. Лет через пять, может быть, что-то изменится. Тем более у нас в Челнах проехать на велосипеде можно не везде — дорожки оборудованы «выборочно», хоть и говорят, что по сравнению с Казанью в Челнах для велосипедистов созданы все условия.

Константин Закиров — владелец центра проката велосипедов «Оранжевые велики» (Казань):

— Думаю, что Veli’K не создает конкуренцию обычным пунктам проката. Велики берут, чтобы доехать с места на место и немного покататься. У них есть минус — для далеких поездок велосипеды не очень удобные. На них всего три скорости, и они тяжелее, чем обычные, так как полностью защищены, антивандальные. А на стационарном прокате велосипед берут на целый день, когда нужно поехать, например, за город.

Но тем не менее проект Veli’K появился вовремя. Сейчас модно пересаживаться на велосипеды — тем более в Казани, где прошла Универсиада. У этого проекта большие перспективы, особенно если еще город будет помогать, оборудует велодорожки, создаст инфраструктуру. Сами мы эту проблему решить не можем. Будем ждать.