«Заман» прекрасно чувствовал себя на рынке, пока не пришли крупные международные сети

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

Как стало известно «БИЗНЕС Online», еще один крупный казанский игрок DIY уходит с рынка. Речь идет о галерее сантехники и керамической плитки «Заман» (переводится с татарского — «эпоха»). Эта сеть была основана в 1994 году и являлась одной из самых крупных торговых компаний, реализующих керамическую плитку и сантехническое оборудование. В лучшие времена она насчитывала 6 магазинов. Помимо этого был запущен интернет-магазин сантехнических товаров и аксессуаров к ним.

Участники рынка помнят, что несколько лет назад закрылся супермаркет «Заман» на улице Вишневского и остался единственный магазин на проспекте Победы, 100. Он являлся одним из крупных магазинов DIY в Казани. Согласно данным за 2013 год, площадь магазина — 1 975 кв. м, ассортимент составлял 10 тыс. единиц товара, 950 кв. м — площадь склада. Сеть специализировалась на поставках керамической плитки и керамогранита импортного производства и дорогой зарубежной сантехники.

«К 1000-летию Казани и ХХVII Всемирной летней Универсиаде-2013 с использованием материалов, поставляемых компанией «Заман», были построены и отреставрированы многие значимые объекты города. Практический опыт подтверждает, что наши материалы выгодно отличаются качеством, дизайном и практичностью в использовании», — с гордостью сообщается на сайте компании.

Наиль Бикмуллин
Основатель «Еврокаскада» Наиль Бикмуллин, сохранив несколько магазинов в Казани, переориентировался на производство строительных материалов

По сути, «Заман» являлся одним из старожилов местного рынка DIY наряду с сетями «Евроинтерьер», «Еврокаскад» и «Агава». Напомним, что весной 2013 года закрылись сети «Евроинтерьер» и «Азбука дома». Одновременно с этим стало известно, что учредители «Евроинтерьера» также вышли из франчайзингового бизнеса с ОBI. Основатель «Еврокаскада» Наиль Бикмуллин, сохранив несколько магазинов в Казани, переориентировался на производство строительных материалов и открыл завод в Марий Эл по выпуску газобетона. Единственной из местной четверки, кто сумел перестроиться и поймать новый тренд, стала компания «Агава» Владимира Малыгина.

МИФИЧЕСКИЙ ПЕРЕЕЗД

Что касается судьбы «Замана», то получить какие-либо комментарии по телефону в самом магазине не удалось. Несколько телефонных номеров, в том числе указанных в базе данных СПАРК, не отвечали. Горячая линия также не работала. Письменные запросы, отправленные на два электронных адреса, вернулись обратно, — почта недействительна.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» в итоге поехал в магазин. При первом приближении витрины «Замана» пестрят надписями: «Распродажа!», «Ликвидация остатков», «Скидки до 50%», и даже «Все по 500 руб.». Впрочем, несмотря на ажиотаж, нагоняемый вывесками, столпотворения внутри нет. Наоборот, царит тишина, и за полчаса пребывания в магазине посетителей набралось всего человек 10. Они при входе сразу натыкались на расположенные даже прямо на полу ряды керамических плиток. На них красовались надписи: «Сезонная распродажа!» и «Скидка 50%». Большая часть товаров располагается более цивилизованно: на стеллажах или на стенах. Ассортимент магазина не выглядит куцым. В то же время заметен некоторый беспорядок, создается ощущение, что выставлено на продажу все, и поэтому не удалось изящнее разместить товары. Большую часть ассортимента составляют керамические плитки, мозаика, декоративные камни, ступени. Также есть стеллаж со смесителями, несколько полок с плиточными клеями и еще немного сопутствующей продукции. Разброс цен приличный: от 20 рублей за маленький «квадратик» керамической плитки до мозаики средних размеров за 11 тыс. рублей. Единственный продавец уточнил корреспонденту, что «белые ценники» уже указаны со скидкой, а цену на красных надо делить на два. Впрочем, даже на белых ценниках видно, что цены не единожды уменьшались.

Ликвидация остатков «Замана»

На цокольном этаже более пустынно и царит полумрак. Здесь можно в сопровождении приглушенной музыки прогуляться среди душевых кабинок, унитазов и ванн. Также есть несколько столов, один из которых продается без столешницы. Здесь заявленные скидки ощущаются еще сильнее. Так, ванна «Тема» продается за 51 тыс. рублей вместо 112 тысяч. Впрочем, один из входов на цоколь оказался символически перегорожен стойкой с газетами. Продавец рассказал, что цоколь закрыт. Товары, размещенные там, уже не продаются.

На вопрос о том, до какого времени продлится распродажа, не планируется ли магазин к закрытию, продавец пояснил, что акция продлится до тех пор, «пока не распродадут товар». По его словам, магазин закрывается в связи с переездом. Впрочем, он затруднился уточнить новое месторасположение, отметив лишь: «В центр или ближе к рынку», — при этом кивнув в направлении бывшего Приволжского рынка.

Ценник со скидкой почти в 100 тыс. рублей

КОНЧИНА «АЛАН-ВЕСТА». ВСЕ СЛЕДЫ ВЕДУТ К ЗАМЯТИНУ

Что касается собственников, то оператором сети «Заман» являлось ЗАО «Алан-Вест». Согласно данным СПАРК, 5 февраля компания приняла решение о ликвидации. На момент создания компании 60-процентная доля в ней принадлежала Дамиру Абдуллину, 20% принадлежали Ильясу Мухаметшину, по 10% было у Николая Ларионова и Сергея Замятина, который являлся директором и идеологом всего бизнеса. Позже произошло перераспределение акций, у Замятина пакет достиг 40% (за счет пакетов Мухаметшина и Ларионова).

На момент ликвидации Замятину принадлежало 50% акций, 40% — Д.Алиеву, 10% —С.Захарову (окончательно семья Абдуллина вышла из этого бизнеса еще в 2013 году, но и на тот момент у Абдуллиных был уже миноритарный пакет).

Отметим, что Дамир Абдуллин является братом известного в республике топ-менеджера и бизнесмена Камила Абдуллина — депутата Госсовета РТ и замдиректора ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» (газовый трейдер). Известно, что семья Абдуллиных до 2008 года контролировала 50% акционерного капитала в компании, которая владела моллом «Южный», а также является соинвестором нашумевшего апарт-отеля «Европейский» и SPA-центра «Терра витта».

АБДУЛЛ�Н-КАМ�Л.jpg
Камил Абдуллин - депутат Госсовета РТ и замдиректор ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань»

«Камил Абдуллин прекратил участие в бизнесе «Замана» сразу после назначения в «Татгазинвест» еще в 98-м году. Да, представители семьи Абдуллиных присутствовали, но он сам никакого участия в нем не принимал. В 2013 году из числа учредителей компании вышли все остальные Абдуллины. Во многом успехи и поражения сети «Заман» связывают с Замятиным. Он, к сожалению, не сумел перестроить бизнес по примеру «Агавы», и сеть все эти годы медленно умирала. Ни о каком открытии магазина в новом месте речи не идет, сеть «Заман» закончила свое существование», — утверждает источник, близкий к участникам рынка.

Несмотря на ажиотаж, нагоняемый вывесками, столпотворения в магазине нет

НИКОГДА НЕ БЫЛО СВЕРХПРИБЫЛЕЙ

Экономические показатели стали лучшей иллюстрацией к происходящему у ретейлера. Отметим, что оборот ЗАО «Алан-Вест» неуклонно снижался начиная с кризисного 2008 года и до 2012 года, т.е. до последней отчетной даты, доступной для анализа. Выручка компании упала на 29,3% — с 61,1 млн. рублей в 2011 году до 43,2 млн. рублей в 2013 году, по отношению к лучшему 2008 году оборот уменьшился в 2,7 раза. Цифры невелики для такого бизнеса, можно предположить, что торговля могла идти и через других юрлиц или ИП.

1.jpg

Подчеркнем, что за все свое существование общество не показывало сверхприбыли. Это было обусловлено внушительными коммерческими расходами, поглощавшими практически всю валовую прибыль. Итоговый результат был стабильно очень скромным, а за 2012 год составил всего 185 тыс. рублей, что в 3,7 раза меньше, чем 689 тыс. рублей за 2011 год.

2.jpg

Добавим, что тревожный звоночек для ЗАО «Алан-Вест» прозвенел еще в 2010 - 2011 годах, когда при продолжении общего спада подскочили расходы на обслуживание займов. С этого периода общество фактически работало на выплату процентов.

3.jpg

«ОТДАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ В АРЕНДУ ГОРАЗДО ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ РАЗВИВАТЬ БИЗНЕС»

Журналисты «БИЗНЕС Online» опросили экспертов о причинах ухода еще одного игрока с казанского рынка DIY.

Наиль Бикмуллин — директор завода стройматериалов Bikton:

— Понимание того, что магазин будет закрываться, вероятно, было уже давно. Все зависит от желания собственников вкладываться в бизнес или не делать этого. На мой взгляд, вся проблема только в этом. Насколько я знаю, в собственниках — Абдуллины. Они люди состоятельные, много значат. У них есть несколько других, очень серьезных, крупных проектов, а этот, видимо, им уже неинтересен.

На вопрос о том, до какого времени продлится распродажа, в магазине ответили, что «пока не распродадут товар»

К сожалению, сейчас сложная ситуация на рынке строительных материалов. Если изучать рынок, то за последнее время, как никогда, потеряли свое место на рынке несколько крупных строительных компаний. Это розница — «Евроинтерьер», сейчас «Заман»... Касается это не только розничных продаж, но и оптовых. К сожалению, цены, которые установились на рынке, не позволяют многим компаниям чувствовать себя комфортно или развивать свой бизнес. Норма прибыли намного уменьшилась, и по всей видимости, собственники «Замана» приняли решение больше не вкладываться в бизнес. К сожалению, мы опять возвращаемся к тому времени, когда отдать помещение в аренду гораздо выгоднее, чем развивать бизнес. Сегодня на этом рынке предсказать что-либо невозможно.

Сейчас в Казани есть два крупных игрока — компания Малыгина «Мегастрой» и «Леруа Мерлен». Они заняли большую часть рынка, но в то же время весь вопрос в психологии потребителей. Многие думают, что цены на товары дешевле в крупных гипермаркетах. Это не так. Крупные сетевые компании опускают цены на какие-то категории товаров, а человек начинает покупать все без разбора. Потом оказывается, что многие вещи в крупном магазине стоят гораздо дороже. Люди обленились — идут и покупают все в одном месте, но это их право.

«Заман» работал в среднем сегменте и выше среднего, но не в особо дорогом. «Заман» условно работает на уровне «Еврокаскада», «Колорита». Это средний уровень и чуть выше среднего.

Леонид Рахимов — директор ООО «Бэби парк»:

— У «Заман» было два магазина — на проспекте Победы и на Вишневского. Второй из них закрылся лет пять назад, и на этой площади теперь располагается «Пятерочка». В магазине на Вишневского была и мебель, и плитка. Видимо, собственники решили сдать площадь в аренду, потому что доход от арендных платежей — более стабильный вид бизнеса.

У этого «Замана» причины закрытия могут быть теми же самыми — усиление конкурентной среды, появление в Казани серьезных европейских и федеральных брендов — «Мегастрой», «Леруа Мерлен», OBI. Крупные сети влияют на всех игроков, на «Заман» в том числе.

«Заман» работал в основном в среднем сегменте. Дела у магазина очень хорошо шли в 2003 году, когда были массовые стройки торговых центров в Казани. Доходы компания получала от оптовых поставок, тогда продавались десятки тысяч «квадратов». Это было гораздо интереснее, чем розница, и приносило хорошую прибыль.

Если магазин будет снова открываться в другом месте, думаю, что копировать «Заман» уже не будут. Скорее всего, изменится формат. То, что делается в магазине на проспекте Победы — так же сейчас работают «Максидом», «Леруа Мерлен». Не думаю, что Замятин (Сергей Замятин — директор «Замана»ред.) будет открывать точно такой же магазин.

В магазине некоторый беспорядок, создается ощущение, что выставлено на продажу все, и поэтому не удалось изящнее разместить товары

Мурат Ахмеров — директор ООО «Девелоп групп»:

— «Евроинтерьер», «Еврокаскад» и «Заман» — это была тройка лидеров на рынке DIY. Они прекрасно чувствовали себя на рынке, пока не пришли крупные международные сети. Единственно, кто сумел перестроиться, — это «Агава», перейдя в формат «пятитысячника». По сути, на рынке DIY сложилась аналогичная ситуация, что и на рынках бытовой электроники. Пока «федералов» не было, на рынке господствовал «Александр Лтд». Теперь рынок поделен между федеральными игроками. Если же говорить о магазине «Заман», то могу сказать как покупатель, что несколько раз пытался туда попасть, но график работы там явно не клиентоориентированный. В будни работали до пяти вечера, в субботу — до трех вечера, а по воскресеньям был выходной. В итоге после нескольких безуспешных попыток я ушел в другой магазин.

Айрат Гайнуллин — владелец ООО «Колорит»:

— Я сам активно пользовался услугами магазина примерно 7 лет назад, когда строил дом. Я был доволен сотрудничеством — ассортимент, цены, обслуживание меня устраивали. Магазин работал в ценовом сегменте выше среднего и премиум-сегменте — был широкий выбор сантехники и керамической плитки зарубежного производства. И как мне казалось, данный формат конкурентоспособен с сетями гипермаркетов, работающих в низком и среднем ценовом сегменте. Также я считал, что в кризис товары премиального сегмента меньше всего теряют своего покупателя. Но в прошлом году «ушел» «Старик Хоттабыч», также предлагавший товары премиального класса, и это, пожалуй, было первым звонком. Поэтому проблемы есть и у премиального сегмента. Откроется ли магазин в другом месте? Сказать сложно. Зачем тогда закрывать юрлицо?