Рекорд по выручке поставил международный аэропорт Казань: она выросла на 26,2% — с 964 млн. рублей в 2012-м до 1,22 млрд. в 2013-м. Это следует из опубликованной компанией на минувшей неделе бухгалтерской отчетности. Но это достижение можно назвать пирровой победой — из-за буквально взлета себестоимости, которая увеличилась более чем на три четверти. Любопытно, что основные направления деятельности, такие как взлет-посадка и обеспечение воздушной безопасности, и вовсе оказались убыточными. Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» предупреждали о возможности такой ситуации.
КРУТОЕ ПИКЕ
Согласно опубликованной на минувшей неделе бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «Международный аэропорт Казань» выросла в прошлом «универсиадском» году на 26,2% — с 964 млн. до 1,22 млрд. рублей. Однако на этой короткой ноте мажорная часть отчета заканчивается, и начинается поток цифр, отражающих удручающее состояние экономики аэропорта. К примеру, основные издержки МАК в прошлом году взлетели на 78,6% (!) до 950 млн. рублей.
Среди основных издержек существенно увеличились расходы на оплату труда: прибавка — 126 млн. рублей, до 419 млн. рублей. В 2,4 раза до 127,5 млн. рублей «потяжелели» амортизационные отчисления. Но самый значительный рост оттока средств произошел по нераскрытой статье «Прочие производственные затраты» — минус 323 млн. рублей за год, что на 191 млн. рублей больше, чем было годом ранее.
Росли не только основные затраты аэропорта. Коммерческие расходы МАК также увеличились — на четверть до 50 млн. рублей, что в целом адекватно росту выручки. А вот управленческие расходы прибавили 42%, составив по итогам минувшего года 185 млн. рублей. Такой рост накладных издержек привел к падению операционной прибыли воздушных ворот Казани... в 8 раз — с 262 млн. рублей в 2012 году до скромных 32 млн. рублей в 2013-м.
Небольшой отдушиной в череде ухудшений расходных показателей стала экономия на процентных платежах: выплаты упали на 16 млн. рублей, до 2,1 миллиона. Однако переоценивать эту экономию не стоит, так как сальдо полученных и уплаченных процентов изменилось только на 5 млн. рублей в пользу МАК.
Таким образом, потеря контроля над себестоимостью привела компанию к самому слабому финансовому результату за посткризисные годы. Чистая прибыль МАК сократилась в 16 (!) раз — с 175,9 млн. рублей в 2012 году до 11,1 млн. в 2013-м.
ЗАРАБОТАЛИ ТОЛЬКО НА ПОГОДЕ
Как обстоят дела с прибыльностью направлений деятельности МАК? Мы обнаружили, что ряд основных видов деятельности убыточны. Так, по направлению «обслуживание пассажиров» аэропорт получил в прошлом году убыток 5,3 млн. рублей против прибыли в 38,3 млн. в 2012-м. Подкачало и обеспечение воздушной безопасности: убыток вырос в 3,3 раза до 57,3 млн. рублей. Также в партии убыточных оказался вид «взлет-посадка» с результатом минус 20,3 млн. рублей против 32,4 млн. в 2012-м.
Ухудшение отдачи произошло по всем видам деятельности, кроме метеообеспечения. А значит, менеджменту МАК, пожалуй, нужно срочным образом решать вопрос с оптимизацией издержек широким фронтом и параллельным поднятием тарифов на свои услуги.
Прибыльность направлений деятельности ОАО «Международный аэропорт «Казань»
№ |
Наименование |
2012 |
2013 |
Абсолютное изменение, |
1 |
Взлет-посадка |
32,4 |
-20,3 |
-52,7 |
2 |
Авиационная безопасность |
-17,2 |
-57,3 |
-40,1 |
3 |
Метеообеспечение |
3,2 |
7,2 |
4 |
4 |
Пользование аэровокзалом |
36,1 |
29,6 |
-6,5 |
5 |
Обслуживание пассажиров |
38,3 |
-5,3 |
-43,6 |
6 |
Прочая деятельность |
139,8 |
69,9 |
-69,9 |
7 |
Кетеринг |
28,9 |
7,8 |
-21,1 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИНА ОТ «РОДНОГО» ПЕРЕВОЗЧИКА
Рискнем предположить, что в данном случае мы имеем дело с ситуацией, о которой на страницах «БИЗНЕС Online» предупреждал председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. Напомним, в октябре прошлого года он рассказал нашей газете о том, что авиакомпания «Татарстан» должна МАКу 450 млн. рублей. «Заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро», — заявил тогда он. — Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится».
Отметим, что на балансе МАК отражен рост дебиторской задолженности на 254 млн. рублей до внушительных 940 млн. рублей (77% от выручки) по итогам 2013 года, при том что сам аэропорт задолжал поставщикам на конец прошлого года только 322 млн. рублей.
Позже, комментируя нашему изданию иск МАКа к АКТ за долги, Хаким порекомендовал руководству аэропорта остановить обслуживание авиакомпании: «Что будет дальше, зависит от позиции директора аэропорта. Я бы на его месте давно бы уже остановил полеты авиакомпании. Да, был бы шум, были бы проблемы, но я бы остановил, поскольку это во благо аэропорта. Кредитовать на такую сумму... Получается ведь как? Выписываются счета, с них приходится платить налоги. То есть ты денег за сделанную работу не получаешь, а государству за нее налоги платишь. Идиотская ситуация! Далее. Так как это сомнительные долги, то ты обязан отразить их в балансе, то есть создать резерв на эти сомнительные долги. Это ухудшает структуру баланса. Естественно, всю экономику аэропорта это тянет вниз».
Не это ли имеется в виду под «прочими производственными затратами»? Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли предупреждал, что эта информация останется закрытой: «Ведь для аэропорта это еще и двойная нагрузка. Он налоги платит по выполненным объемам, а деньги за эту работу не получает. Поэтому получается серьезная нагрузка в плане налогов... Но, думаю, аэропорт вам эту информацию не выдаст». Так оно и вышло...
Основные экономические показатели
ОАО «Международный аэропорт Казань»
Наименование показателя | 2012 | 2013 | Абсолютное изменение 2013 | Изменение в % |
Выручка от реализации, млн. руб. | 964 | 1217 | 253 | 26,2 |
Себестоимость, млн. руб. | 532 | 950 | 418 | 78,6 |
Затраты на 1 рубль продукции, руб. | 0,552 | 0,781 | 0,229 | 41,4 |
Валовая прибыль (убыток), млн. руб. | 432 | 267 | -165 | -38,2 |
Коммерческие расходы, млн. рублей | 40 | 50 | 10 | 25,0 |
Управленческие расходы, млн. руб. | 130 | 185 | 55 | 42,3 |
Операционная прибыль, млн. руб. | 262 | 32 | -230 | -87,8 |
Проценты к получению, млн. руб. | 15,5 | 4,7 | -11 | -69,7 |
Проценты к уплате, млн. руб. | 17,9 | 2,1 | -16 | -88,3 |
Прочие доходы, млн. руб. | 136 | 41,5 | -95 | -69,5 |
Прочие расходы, млн. руб. | 165 | 91 | -74 | -44,8 |
Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | 175,9 | 11,1 | -165 | -93,7 |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.