КРУТОЕ ПИКЕ

Согласно опубликованной на минувшей неделе бухгалтерской отчетности, выручка ОАО «Международный аэропорт Казань» выросла в прошлом «универсиадском» году на 26,2% — с 964 млн. до 1,22 млрд. рублей. Однако на этой короткой ноте мажорная часть отчета заканчивается, и начинается поток цифр, отражающих удручающее состояние экономики аэропорта. К примеру, основные издержки МАК в прошлом году взлетели на 78,6% (!) до 950 млн. рублей.

Среди основных издержек существенно увеличились расходы на оплату труда: прибавка — 126 млн. рублей, до 419 млн. рублей. В 2,4 раза до 127,5 млн. рублей «потяжелели» амортизационные отчисления. Но самый значительный рост оттока средств произошел по нераскрытой статье «Прочие производственные затраты» — минус 323 млн. рублей за год, что на 191 млн. рублей больше, чем было годом ранее.

Росли не только основные затраты аэропорта. Коммерческие расходы МАК также увеличились — на четверть до 50 млн. рублей, что в целом адекватно росту выручки. А вот управленческие расходы прибавили 42%, составив по итогам минувшего года 185 млн. рублей. Такой рост накладных издержек привел к падению операционной прибыли воздушных ворот Казани... в 8 раз — с 262 млн. рублей в 2012 году до скромных 32 млн. рублей в 2013-м.

tabl-1.jpg

Небольшой отдушиной в череде ухудшений расходных показателей стала экономия на процентных платежах: выплаты упали на 16 млн. рублей, до 2,1 миллиона. Однако переоценивать эту экономию не стоит, так как сальдо полученных и уплаченных процентов изменилось только на 5 млн. рублей в пользу МАК.

Таким образом, потеря контроля над себестоимостью привела компанию к самому слабому финансовому результату за посткризисные годы. Чистая прибыль МАК сократилась в 16 (!) раз — с 175,9 млн. рублей в 2012 году до 11,1 млн. в 2013-м.

tabl-2.jpg

ЗАРАБОТАЛИ ТОЛЬКО НА ПОГОДЕ

Как обстоят дела с прибыльностью направлений деятельности МАК? Мы обнаружили, что ряд основных видов деятельности убыточны. Так, по направлению «обслуживание пассажиров» аэропорт получил в прошлом году убыток 5,3 млн. рублей против прибыли в 38,3 млн. в 2012-м. Подкачало и обеспечение воздушной безопасности: убыток вырос в 3,3 раза до 57,3 млн. рублей. Также в партии убыточных оказался вид «взлет-посадка» с результатом минус 20,3 млн. рублей против 32,4 млн. в 2012-м.

Ухудшение отдачи произошло по всем видам деятельности, кроме метеообеспечения. А значит, менеджменту МАК, пожалуй, нужно срочным образом решать вопрос с оптимизацией издержек широким фронтом и параллельным поднятием тарифов на свои услуги.

Прибыльность направлений деятельности ОАО «Международный аэропорт «Казань»

Наименование

2012

2013

Абсолютное изменение,
млн. руб.

1

Взлет-посадка

32,4

-20,3

-52,7

2

Авиационная безопасность

-17,2

-57,3

-40,1

3

Метеообеспечение

3,2

7,2

4

4

Пользование аэровокзалом

36,1

29,6

-6,5

5

Обслуживание пассажиров

38,3

-5,3

-43,6

6

Прочая деятельность

139,8

69,9

-69,9

7

Кетеринг

28,9

7,8

-21,1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МИНА ОТ «РОДНОГО» ПЕРЕВОЗЧИКА

Рискнем предположить, что в данном случае мы имеем дело с ситуацией, о которой на страницах «БИЗНЕС Online» предупреждал председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким. Напомним, в октябре прошлого года он рассказал нашей газете о том, что авиакомпания «Татарстан» должна МАКу 450 млн. рублей. «Заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро», — заявил тогда он. — Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится».

Отметим, что на балансе МАК отражен рост дебиторской задолженности на 254 млн. рублей до внушительных 940 млн. рублей (77% от выручки) по итогам 2013 года, при том что сам аэропорт задолжал поставщикам на конец прошлого года только 322 млн. рублей.

tabl-3.jpg

Позже, комментируя нашему изданию иск МАКа к АКТ за долги, Хаким порекомендовал руководству аэропорта остановить обслуживание авиакомпании: «Что будет дальше, зависит от позиции директора аэропорта. Я бы на его месте давно бы уже остановил полеты авиакомпании. Да, был бы шум, были бы проблемы, но я бы остановил, поскольку это во благо аэропорта. Кредитовать на такую сумму... Получается ведь как? Выписываются счета, с них приходится платить налоги. То есть ты денег за сделанную работу не получаешь, а государству за нее налоги платишь. Идиотская ситуация! Далее. Так как это сомнительные долги, то ты обязан отразить их в балансе, то есть создать резерв на эти сомнительные долги. Это ухудшает структуру баланса. Естественно, всю экономику аэропорта это тянет вниз».

Не это ли имеется в виду под «прочими производственными затратами»? Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли предупреждал, что эта информация останется закрытой: «Ведь для аэропорта это еще и двойная нагрузка. Он налоги платит по выполненным объемам, а деньги за эту работу не получает. Поэтому получается серьезная нагрузка в плане налогов... Но, думаю, аэропорт вам эту информацию не выдаст». Так оно и вышло...

Основные экономические показатели
ОАО «Международный аэропорт Казань»

Наименование показателя

2012

2013

Абсолютное изменение 2013
к 2012

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. руб.

964

1217

253

26,2

Себестоимость, млн. руб.

532

950

418

78,6

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,552

0,781

0,229

41,4

Валовая прибыль (убыток), млн. руб.

432

267

-165

-38,2

Коммерческие расходы, млн. рублей

40

50

10

25,0

Управленческие расходы, млн. руб.

130

185

55

42,3

Операционная прибыль, млн. руб.

262

32

-230

-87,8

Проценты к получению, млн. руб.

15,5

4,7

-11

-69,7

Проценты к уплате, млн. руб.

17,9

2,1

-16

-88,3

Прочие доходы, млн. руб.

136

41,5

-95

-69,5

Прочие расходы, млн. руб.

165

91

-74

-44,8

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

175,9

11,1

-165

-93,7