«ОХВАТИМ ВСЕ, ЧТО ВОЗМОЖНО»

Десант из казанского телеканала «Эфир-24» высадился вчера в челнинский в IT-парк. В составе команды: исполнительный директор телеканала Алексей Усанов, шеф-редактор службы новостей Екатерина Солейкина, ведущая новостей Ксения Седунова, главный редактор сайта Александра Ганская и директор по связям с общественностью Марина Оганисян. К ним присоединился директор челнинского «Эфира» Шамиль Садыков.

Мероприятию с их участием дали название «Презентация телеканала «Эфир-24». Однако корреспондент «БИЗНЕС Online» не увидел в зале никого, кроме двух десятков местных журналистов, так что справедливее будет назвать это действие пресс-конференцией. Встреча в автограде, как заметили гости из Казани, одна из череды аналогичных, которые пройдут в других городах Татарстана. Оганисян назвала реализацию проекта «Эфир-24» «уникальным опытом для России», поскольку телеканал является первым в стране региональным информационным и круглосуточным.

За 7 месяцев предполагаемая аудитория телеканала достигла 500 тыс. домохозяйств. Это порядка 1,5 млн. человек. В Челнах канал подключен к 100 тыс. квартир. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о планах по дальнейшему развитии сети, Оганисян не стала называть конкретных цифр, ограничивших сакраментальным: «Мы хотим получить максимально возможную аудиторию. Не везде же кабельное телевидение есть, кто-то просто принципиально не подключается к операторам. Но все, что возможно, мы хотим охватить».

Марина Оганисян и Ксения Седунова
Марина Оганисян и Ксения Седунова

В качестве иных достижений канала с начала его вещания Оганисян назвала то, что на нем «зажглись и какие-то телевизионные звездочки». Одна из них — Седунова — призналась, что эта работа ей в новинку. Особенно сложно воспринимать прямой эфир с эмоциональной точки зрения: «В душе переживаешь за то, о чем рассказываешь, а показывать это нельзя».

«ЗАНОВО ОТСТРАИВАЕМ КАНАЛ»

Усанов уточнил, что работа по запуску телеканала началась еще в апреле 2013 года. Позиционирует себя канал просто: первые полчаса каждого часа — новости, вторые полчаса — научно-познавательные, аналитические передачи и т.д. В общем, все, что так или иначе связано с информацией о текущем дне, неделе, месяце. При этом «Эфир-24» хоть и делает ставку на собственные передачи, все же сотрудничает с другими телеканалами, что, по мнению участников презентации, предоставляет им преимущество с точки зрения конкуренции.

«Республиканские новости у нас в приоритете, — пояснил Усанов. — Но мы уделяем внимание и федеральным. В частности, мы закупаем контент у РЕН ТВ, и те программы, которые в Казани, например, перекрывают какие-то передачи, их мы ставим на «Эфир-24». Тем самым удовлетворяем потребность зрителей в федеральных новостях. С точки зрения конкурентных преимуществ, которые мы изначально для себя определяли, в первую очередь это оперативность подачи информации. Для этого мы применили ряд технологических приемов, поменяли структуру работы. Мы привлекаем достаточно много экспертов, которые высказывают свои мнения. Оперативность — это ключевой момент, который должен сформировать интерес к нашему каналу со стороны широкой аудитории».

Алексей Усанов
Алексей Усанов

Территория вещания «Эфира-24» на данный момент — это все ключевые кабельные сети: «Таттелеком», МТС, «Ростелеком», «Диван-ТВ». Где-то канал показывается в аналоговом формате, где-то — в цифровом. Возрастная аудитория канала определена как 25+, хотя ее ядром руководство холдинга называет все-таки зрителей старше 35 лет. Женщин среди аудитории — около 60%, мужчин — 40%.

Также было отмечено, что создание новой структуры, по сути, являлось лишь реорганизацией существующей службы новостей программы «Город». Усанов уточнил: «Мы полностью поменяли имидж канала. Всем понятно, что «Эфир-24» использует возможности основного телеканала, но у нас абсолютно новая упаковка, новые ведущие. То есть мы полностью заново отстраиваем канал с точки зрения визуальности».

НЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ ЕДИНЫМ

В медиахолдинг кроме телеканала входит и интернет-портал efir24.tv. По словам Ганской, в нынешнем формате он заработал только в конце декабря. Раньше функционировал лишь в тестовом режиме. Как заявляют представители «Эфира», посещаемость сайта составляет от 7 до 15 тыс. уникальных пользователей в сутки. Однако, зайдя вечером в четверг на сайт телеканала, корреспондент «БИЗНЕС Online» убедился, что счетчик статистики LiveInternet показывал цифру в размере чуть больше 2 тысяч... Тем временем из числа посетителей сайта «Эфира», по словам его главного редактора, 50% — казанцы, 30% — челнинцы. Остальное примерно поровну распределяется на другие города РТ. В основном возраст посетителей составляет от 27 до 34 лет, мужчин — 58%, женщин — 42%. Ганская уверена, что уже к лету количество посетителей вырастет в разы.

«Мы с самого начала не собирались ограничиваться телевидением или интернетом как отдельными сегментами, — заметила Ганская. — Мы представляем тесное взаимодействие того и другого. Сайт не является копией канала, а канал не является копией сайта. Они друг друга дополняют. Мы хотим тех, кто работает только с интернетом, перетащить к «ящику», а тех, кто смотрит «ящик», перетащить в интернет».

Екатерина Солейкина
Екатерина Солейкина

Усанов, говоря о развитии холдинга, в очередной раз напомнил, что «Эфир-24» ориентируется на создание собственных передач. Так, буквально пару месяцев назад стартовал проект «Актуальный разговор». Со следующей недели на канале появятся новые передачи: «Новости экономики Татарстана», «Суть дела», «Справочник здоровья». При этом исполнительный директор телеканала, подчеркивая коммерциализацию проекта, не стал отрицать, что часть проектов запускается именно с целью привлечения рекламодателей.

УДОВОЛЬСТВИЕ НЕ ИЗ ДЕШЕВЫХ

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о финансовой стороне проекта, Усанов не стал называть конкретных цифр — ни по размерам затрат, ни по сроку окупаемости, ни по нынешним показателям эффективности. Но дал понять, что играть на поле информационного телевидения — дело непростое.

«Я, конечно, не озвучу цифры, на которые мы вышли на данный момент, — сказал он. — Но скажу так: почему мы одни из первых региональных игроков, кто вышел на этот рынок? Был, правда, прецедент запуска телеканала в Астрахани, но это был государственный телеканал, там проще. В нашем же случае надо говорить, что порог вхождения в этот рынок вообще достаточно большой. И создать телеканал с нуля для большинства регионов, по-моему убеждению, малореально. В случае с «Эфиром-24» есть и хорошая финансовая основа, которая была заложена в целом холдингом «Эфир», и достаточно серьезная и профессиональная телевизионная служба новостей. Это те самые затратные вещи, которые определяют порог вхождения в рынок телевизионного информационного вещания».

Однако Усанов утверждает, что перспектива отмены в стране аналогового ТV и приход мультиплексов вовсе не были основной причиной запуска своего контента.

«Создание информационного канала не было ради того, чтобы войти в мультиплекс, — подчеркнул он. — Руководство холдинга понимает, что есть спрос именно на информационный контент. И наш проект — это в первую очередь коммерческий проект. А вхождение в мультиплекс — это один из дополнительных бонусов. Но далеко не самый главный. Тем более что сегодня срок отмены вещания аналога опять отодвинули. Но будет мультиплекс — будем там. Будет другая платформа — тоже и там будем. Нам ничего не мешает, планы у нас есть. В интернете такая же ситуация: появится любая другая платформа — тоже там будем».

Тем временем, напомним, газета «БИЗНЕС Online» писала о том, что проект телеканала «Эфир-24» является в значительной степени вынужденным ходом и связан с изменением правил игры на рынке телевещания в связи с запуском мультиплексов, где, скорее всего, не будет места для региональных компаний. «Канал создан с целью вещать», — лаконично прокомментировал тогда ситуацию казанский медиамагнат Андрей Григорьев (владелец медиахолдинга «Эфир»). На вопрос о конкурентах он ответил, что конкурировать будут «сами с собой», имея в виду трансляции «Эфира».

Александра Ганская
Александра Ганская

Известно, что сегодня региональное телевидение переживает непростые времена. Попасть в пакет под названием «Мультиплекс» — мечта руководителей всех региональных телеканалов. Среди требований для попадания — трансляция собственного контента. А производство собственных передач — удовольствие не из дешевых, поэтому многие регионалы обычно часть эфирного времени занимали ретрансляцией федеральных каналов так называемых сетевых партнеров. Поэтому не удивительно, что костяк первого мультиплекса составили 10 федеральных каналов (Первый канал, «Россия 1», «Россия 2», НТВ, «Пятый канал», «Россия К», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России», «ТВ Центр»). Они стали обязательными к бесплатному показу во всех кабельных и спутниковых сетях, а также сохранили свое место в традиционном эфирном вещании, то есть их можно поймать по всей стране на обычную антенну. Второй мультиплекс был сформирован на основе конкурса, его главное отличие состоит в том, что вошедшие в него каналы не обязательны для вещания во всех кабельных и спутниковых сетях, но при этом за «кнопками» сохраняется право на эфирное наземное вещание. Роскомнадзор отобрал 10 телеканалов — РЕН ТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ТВ-3, «НТВ+ Спорт Плюс», ТНТ, «Звезда», «Мир», «МУЗ».

«МЕСТНЫМ КАНАЛАМ ПРОСТО НЕОХОТА РАБОТАТЬ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», поделились своими прогнозами относительно будущих перспектив телеканала «Эфир-24».

Рамис Назмиев — фотограф и режиссер:

— Я думаю, аудитория телеканалов как таковая сужается. Телевидение в перспективе сможет рассчитывать на людей постарше, а молодежь, интересуясь новостями, обращается к новостным сайтам. Глобальный рынок контента меняется слишком серьезно. Создание уникального контента означает содержание большого количества творческих людей, и это очень дорого. Станут ли они продавать контент региональному каналу, если федеральный платит больше? Или если можно создать собственное СМИ? Наверное, роль региональной телекомпании в будущем — это некий новостной агрегатор.

Собственно техническая сторона производства контента сейчас подешевела, инструменты стали доступнее. Однако креативных идей не хватает, их мало и на федеральных каналах. Региональный контент для окупаемости канала должен быть интересен не только жителям данного региона, но и соседних. А великая идея — допустим, для передачи — может вытащить незаметный канал в топ. На YouTube это происходит постоянно. Парадигма восприятия изменилась, и развивать этот бизнес как классический телевизионный проект уже не совсем правильно. То, что работало в девяностые и нулевые годы, сегодня уже неактуально.

Если посмотреть статистику скачиваний в интернете, то люди сегодня предпочитают потреблять истории. Новости как таковые моментально распространяются большим количеством агентств и поэтому должны уходить в отдельный сегмент новостных агрегаторов. Сам я практически не смотрю телевизор, поскольку всю необходимую информацию проще получать по заданным параметрам в интернете, в форме рассылок интересных лично мне новостей.

Армандо Диамантэ — экс-директор челнинского «Эфира», директор муниципального русского театра «Мастеровые»:

— С отменой аналогового и введением цифрового телевидения уйдут федералы: с челнинского «Эфира» — ТНТ, с казанского — РЕН ТВ. То есть к этому времени Григорьеву нужен будет канал, полностью наполненный собственным контентом. Так как у них лучше всего получается делать новости, и был создан круглосуточный новостной канал «Эфир-24». Это даст возможность оставаться на рынке, если даже канал не попадет в мультиплекс. То есть Григорьев играет на опережение, он не ждет, когда в России отключат аналоговое телевидение, и решил сделать такой канал. Повторюсь, после ухода ТНТ и РЕН ТВ ничего бы не осталось, а так останется «Эфир-24».

На мой взгляд, на сегодня он пока еще не стал полновесным каналом. Но я думаю, что у Григорьева все получится, он очень эффективный менеджер, у него очень мощная служба продаж, он умеет находить кадры и обучать их под свои цели, поэтому, несмотря на то что время от времени звезды эфира и некоторые менеджеры покидают телекомпанию, им всегда находится замена. «Эфир» выигрывает еще на том, что у него есть филиалы по республике, другие подразделения, которые сейчас помогают встать на ноги новому каналу.

Другие местные игроки рынка — «СТВ-МЕДИА», «Чаллы-ТВ» и другие — в принципе тоже должны идти по этому же пути. Если они этого не сделают, то просто умрут, потому что не бывает канала, который вещает три-четыре часа в сутки. То есть они либо создадут целиком свой канал, либо просто исчезнут. Как дальше на самом деле все сложится, трудно сказать, но Григорьев, в отличие от остальных, что-то делает, а другие вообще даже не чешутся. А чтобы к 2018 году, когда полностью отменят аналоговое телевидение, создать конкурентоспособный канал, надо начинать шевелиться уже сегодня. А может, надо было еще вчера. Но если кто-то начнет задумываться об этом лишь в 2017 году, то он точно ничего не успеет сделать и на рынке останутся только Григорьев и ТНВ.

Влад Трошкин — экс-продюсер «Чаллы-ТВ», режиссер студии PrFilm:

— Сейчас местные каналы работают с федеральными только потому, что не могут сами заполнить эфир. А не могут из-за собственной инертности — им просто неохота работать. У них нет стратегий для производства собственного контента. Возьмем, к примеру, Челны. Здесь причина нехватки собственного контента заключается еще и в том, что все поделено на конкурирующие кланы. К примеру, некоторые коммерсанты не имеют доступа к рекламным инструментам определенного канала, потому что канал работает с конкурентами этого потенциального клиента. Когда творческая группа пытается произвести новый продукт, она не делит рынок на своих и чужих, но руководство делит, и это становится проблемой для реальных производителей. «Этого не транслируем, про этого не говорим!» Вот и нет продукта...

Если отбросить эту клановую борьбу, создать новый канал не проблема. Творческих и энергичных людей достаточно, а финансирование контента зависит от экономики региона. Для Челнов, например, не проблема сохранить местное телевидение, особенно с учетом того, что мы представляем агломерацию из трех городов. Потребительский рынок у нас достаточно развит, значит, создать коммерческий канал можно. Если поделить программы по секторам экономики, то уже наберется десяток. Дать регулярный эфир известной личности, борцу с коррупцией, например, и рейтинг пойдет в гору, начнет наполняться рекламный блок, можно будет увеличить штатное расписание и производить больше контента, качественно его оформлять. Люди хотят следить за ситуацией в городе и республике, но региональное телевидение по-прежнему пользуется наработками конца XX века.

Новостной эфир должен быть рентабелен, если качество контента высокое и стратегия выстроена. Это затратная вещь, конечно, но рекламодатели должны таким каналом интересоваться. Сам я, например, в последнее время просто прилип к телеэфиру из-за событий на Украине, смотрю «Вести-24» в интернете. Можно подсадить город и на местную информацию.