«...НЕ БУДЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ МАССОВЫМ ПЕРЕЕЗДОМ СОТРУДНИКОВ»

Надо сказать, что «переезд» ОАО «Туполев» в Казань в кулуарах обсуждается не первый день. Но недавно эти разговоры подогрела статья в «Военно-промышленном курьере». Среди прочего в ней со ссылкой на анонимные источники говорится, что после слияния КБ с ОАО «КАПО им. Горбунова» в единую научно-техническую структуру центром новой организации станет создаваемый на казанском заводе инженерно-технологический центр, куда из комплекса зданий на московской набережной Академика Туполева и переберутся столичные специалисты. От переформирования бюро не ждут ничего хорошего. Во всяком случае предрекают увольнения и то, что коллектив после таких потрясений далеко не сразу сможет приступить к работе. Да и мало кто согласится на переезд в Казань.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями в «Туполев», но там уклонились от обсуждения информации о перебазировании бюро. В неофициальной беседе двое сотрудников признали, что разговор о переезде среди сотрудников действительно идет. «Никаких решений пока нет, но мы ничему не удивимся», — уточнил один из них и указал на то, что в прессе стала все чаще стала муссироваться тема о том, что «Туполев» уже ни на что не способен... Ответ КАПО был лаконичен: «На данный момент решений о переезде конструкторского бюро «Туполев» из Москвы в Казань нет».

В ОАО «ОАК» «БИЗНЕС Online» сообщили, что речи о массовом переезде сотрудников КБ в Казань не идет: «Информация о переезде КБ Туполева в Казань не соответствует действительности. Задача объединения — приблизить друг к другу две основные функции в авиастроении: конструктора и производство. Все крупные предприятия мирового авиастроения работают примерно так же: КБ и завод — это единое целое, при этом они не обязательно должны находиться в одном городе. В процессе объединения возможна передача некоторых функций из Москвы в Казань, но она не будет сопровождаться массовым переездом сотрудников КБ».

ЕСЛИ ПЕРЕЕЗД СОСТОИТСЯ, ЭТО БУДЕТ ГЛОБАЛЬНАЯ ЗАЧИСТКА

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого сайта «АвиаПорт.Ru» Олег Пантелеев, если о переезде летно-испытательной базы «Туполева» в Казань сказано недвусмысленно, то говорить о том же в отношении конструкторского коллектива пока рано. Во всяком случае официальных заявлений на этот счет не было. Пантелеев напомнил, что на набережной Академика Туполева когда-то планировали создать инжиниринговый центр, куда должны были перевести и ильюшинское, и яковлевское КБ, но все так и остались на своих местах. Он также отметил, что сотрудники старшего возраста вряд ли поедут куда-либо, а молодежь можно привлечь только жильем и хорошим соцпакетом. Но в целом эксперт признал мысль о переезде в столицу РТ оправданной в долгосрочной перспективе: «Определенный конструкторский потенциал формировать в Казани абсолютно разумно уже сейчас, потому что есть база в лице КАИ. И есть понимание, что в Казани иметь конструкторское подразделение гораздо дешевле, чем в Москве. Поэтому если рассматривать перебазирование как долгосрочную перспективу, оно абсолютно оправданно».

А вот заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов крайне пессимистичен: «Это примерно как военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского перевели из Москвы в Воронеж. Естественно, туда никто не поехал. И всё — нет академии. Хотя, наверное, номинально она существует». В решении с академией он видит корыстный мотив: «Думаю, кто-то положил глаз на имущество — землю здания. Но это мое мнение, возможно, я ошибаюсь. Теперь на очереди туполевское КБ?.. В Казань всегда ездили, жили здесь подолгу главные конструктора «Туполева» — по Ту-22М, Ту-214. А другие «мозги» сюда не поедут, они пристроятся где-нибудь в Москве. Грубо говоря, хотите развалить туполевское КБ — отправьте его в Казань».

Главный редактор отраслевого портала Aviaru.net Роман Гусаров в беседе с «БИЗНЕС Online» высказал опасение, что слухи о переезде могут быть небеспочвенными — информация о перенесении КБ поближе к заводу действительно ходит. Он тоже не исключает фактора «шкурного интереса»: «Это может идти в русле высвобождения московских территорий. Укладывается в логику вывода из Москвы в Жуковский, Раменское под разными предлогами всех авиационных институтов, КБ, инфраструктуры. А потом эту землю реализуют под девелоперские проекты. Во всяком случае отчет генпрокуратуры о результатах проверки ОАК заставляет задуматься... Если переезд в Казань — правда, то закончится все тем, что большая часть кадров никуда не поедет. И соответственно, мы получим еще более худшую ситуацию, чем имеем». Гусаров предрекает, что в случае принятия решения о переезде «аксакалы» КБ просто уволятся, то есть «бюро претерпит глобальную зачистку». «То, что будет создано в Казани, формально будет туполевским КБ, но на самом деле совсем новой структурой, — уверен Гусаров. — Школа, боюсь, может просто уйти. Ведь, несмотря ни на что (на то, что люди возрастные, что технологиями они современными не пользуются), школа, допустим, аэродинамики, разработки крыла у туполевцев всегда была на высочайшем уровне. Если произойдет такой разрыв поколений, некому будет передавать опыт. Для выращивания школы нужны годы, здесь нельзя делать резких шагов. И «Гражданские самолеты Сухого» наломали немало дров, потому что сделали ставку на технологии, на молодых талантливых конструкторов. Да, они владеют современными методами проектирования, но не имеют опыта. И не оказалось рядом старших товарищей, которые могли бы помочь избежать ошибок, которые были допущены».

А вот историк авиации Ильдар Валеев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» указал на то, что схожая ситуация с переездом туполевцев из Москвы в Казань уже была. Никто не согласился поехать, даже несмотря на «убедительные рекомендации» НКВД. «В 1935 году было принято решение о строительстве в Казани самолетов ПС-124 (в основе — проект «Максим Горький»), — рассказал Валеев. — Но опыта-то у местных не было, кадров не хватало, КАИ только открылся, станочный парк был слабенький. А в 1938 году первый самолет надо уже сдавать, и в Москве приняли решение прислать в Казань конструкторов из ОКБ Туполева (это была их машина) на помощь, больше 50 человек. Все до одного отказались! И это ведь был 1938 год! Но ни уговоры, ни запугивания сотрудников НКВД не помогли. Ситуация зашла в тупик. Что делать? Решили так. Вызывают в Москве конструктора, говорят: «Едешь в Казань, там получаешь под начало молодых конструкторов, учишь их за месяц, принимаешь на комиссии экзамены и едешь домой. Не получается за месяц, а только за два, значит, через два месяца едешь домой. Год — через год». Только таким хитрым образом смогли решить проблему».

ОБЪЕДИНЕНИЕ КАПО И ТУПОЛЕВА ДОЛЖНЫ ЗАВЕРШИТЬ 1 АПРЕЛЯ

Вместе с тем ОАК грех пенять на разгул слухов. Более года прошло с тех пор, как стало известно об объединении «Туполева» и КАПО, но внятной информации о планах, принципах интеграции с тех пор так и не появилось. Вначале заявили, что объединение завершится к концу 2013 года, потом срок перенесли на 1 апреля 2014-го. 24 марта прошли собрания акционеров обоих предприятий, но и после них никакой конкретной информации не появилось. Нет ее и в недавнем интервью генрального директора «Туполева» и КАПО Николая Савицких «Российской газете».

На днях «БИЗНЕС Online» удалось получить из кругов, участвующих в процессе объединения, что-то вроде меморандума на тему «Что даст объединение КАПО и Туполева». В нем есть хотя бы какие-то цифры (в ОАК не стали комментировать эту информацию, но и не опровергли ее). Что можно почерпнуть из бумаги, если опустить привычные слова о грядущей установке высокопроизводительного оборудования, цифровых технологиях и так далее?

Будут сформированы единый инженерный центр, технический центр по послепродажному обслуживанию. Косвенным подтверждением информации о переводе в Казань летно-испытательной базы могут служить слова об «объединении компетенций по летным испытаниям», а также о том, что «будет в значительной степени скомпенсирован дефицит собственных оборудованных стоянок самолетов «Туполева» для проведения летных испытаний и укрытий для проведения различных работ».

Предполагается, что создание инженерного центра позволит исключить дублирующие функции «Туполева» и КАПО при конструировании; снизить объем доработок конструкторской документации на 30%; сократить сроки ее запуска в производство на 10%. Оптимизация производственных процессов позволит сократить цикл производства на 10 - 15%; сократить количество брака на 15%.

Кое-что сказано и о недвижимости, например, о том, что после объединения избыточные производственные площади и земли КАПО будут законсервированы или реализованы (в 2013 году завод должен был продать 150 тыс. кв. м земли и 30 тыс. кв. м зданий на общую сумму 229,3 млн. рублей). Говорится и о московской площадке: производственные мощности будут выведены с 32,2 тыс. кв. метров. Но освободившееся место пустовать не будет — 22,8 тыс. кв. м планируется «реорганизовать под расширение наукоемкой инженерно-конструкторской составляющей предприятия».

«УСТРАНЕНИЕ ИЗЛИШНИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ»

Теперь о персонале. Предполагается радикальное изменение кадровой структуры (в соответствии с «меморандумом», на начало 2013 года на обоих предприятиях трудятся 8320 человек; по годовому отчету КАПО-2012, его коллектив — 4880 человек).

Автоматизация всего и вся позволит на 20% «оптимизировать» тех, кто сегодня занят расчетом зарплаты, а также производственно-диспетчерский персонал цехов. Столько же будет сокращено путем выделения вспомогательных служб в дочерние предприятия. «Устранение излишних управленческих звеньев» предполагает сокращение до 140 человек.

Одновременно будет идти набор персонала. До 2015 года ставка будет делаться главным образом на привлечение основных производственных рабочих, в меньшей степени — на инженерно-технических работников. В 2015 году на объединенном предприятии должно работать уже 9 тыс. человек. Упор будет на «закреплении» работников 30 - 49 лет (пересмотр социальных программ и так далее). Вообще же к 2020 году численность производственного персонала должна увеличиться в два раза (видимо, по отношению к нынешней ситуации).

Чем будет заниматься коллектив? Главная надежда — на гособоронзаказ: ОКР по модернизации авиатехники; ОКР по созданию новых самолетов; обслуживание эксплуатирующейся авиатехники. Кроме того, 15% деятельности предприятия должен составить выпуск агрегатов (например, для Ил-476 и Ил-112), а также крыльевое производство для гражданской линейки ОАК. О новых серийных самолетах не говорится ничего. Впрочем, некоторую надежду вызывает то, что на 2020 год назначен первый полет перспективного авиационного комплекса дальней авиации, который, предположительно, будут делать в Казани.

Также сообщается, что в 2013 году должны были завершиться тянущие предприятия вниз госконтракты еще 1990-х годов, в 2015-м авиастроители планируют выйти на безубыточность. Напомним, в 2012 году КАПО получило убыток в 1,2 млрд. рублей при выручке в 4,4 млрд., а Туполев — 219 млн. при 1,8 млрд. рублей. Как сообщается в «меморандуме», выручка от реализации в 2013 - 2020 годах должна увеличится с 7,7 млрд. до 33 млрд. рублей.