И НЕ ВЛАСТЬ, И НЕ ПРОСТИТУТКИ МЫ, А ПРОЛЕТАРИИ УМСТВЕННОГО ТРУДА...

Профессию журналиста называют «четвертой властью», а иногда «второй древнейшей», намекая на «продажность» и изменчивость интересов информационных каналов, их взаимодействие со структурами управления. А по жизни почти все заинтересованные круги хотят «поиметь» властителей дум, если не насиловать, так соблазнить, подкупить. Можно разместить PR-заказ, заплатить как следует, чтобы черное назвать зеленым, мокрое — сухим. Или чтобы удержаться во власти, продвигать нужную партии сомнительную личность на властную вершину. Довольно скучное зрелище, если не сказать омерзительное. Особенно когда идет обоюдный информационный мордобой, дискредитация при помощи грязных сплетен и клеветнических измышлений.

Наиболее богатые и влиятельные заводят свои информационные каналы, но редкие из карманных игрушечных СМИ привлекают массовую аудиторию и существенно влияют на погоду в обществе.

Но как же нам, обычным гражданам, налогоплательщикам быть? Смотреть, как сильные мира сего дурят народы при помощи информационных ресурсов? Иногда хочется просто узнавать, как проистекают жизнь, с чем связаны события, которые касаются всех.

Об этом тоже иногда пишут и показывают, если на данном мероприятии побывал Очень Большой или Средний начальник. Чаще всего не везет, и полезные гуманные дела остаются за пределами внимания общества. Зато если вспыхнет конфликт, свара, политическая разборка, тогда все мои коллеги все вывернут наизнанку, размажут по лицам жидкий шоколад с дерьмом вперемежку. Хоть и стыдно бывает за профессию в такие моменты, но что поделаешь! Ведь музыку заказывают сильные мужи сего мира, крутые олигархи и пр. Они легко находят себе угодливых и шустрых исполнителей, которых никогда не мучает совесть...

Но все равно я отлично знаю, что наш брат-журналист сам по себе никакая не «четвертая власть». И вряд ли нас можно сравнить с труженицами древнейшей профессией, которых всегда перещеголяют политики и жаждущие злата и прибылей богачи, которые почему-то легко становятся законодателями. Мы, скорее всего, обычные пролетарии умственного труда, включая небедных звезд экрана Малахова и Познера...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИЛИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ЗНАЧЕНИЯ?

Перед праздником 8 Марта по своим делам заглянул в Казанский государственный университет культуры и искусства и обнаружил, что здесь открывается I Международный конкурс вокалистов «Сандугач-Соловей» с участием 80 талантов из десятков регионов России. Жюри возглавляет народная артистка Татарстана и России Венера Ганеева — вдохновительница и инициатор конкурса. Поскольку участники конкурса «Сандугач-Соловей» состязались в номинациях по академическому, народному, эстрадному пению, чего никогда не было в других популярных конкурсах и фестивалях («Татарская песня» и «Татар моны» и др.), новый музыкальный форум мне показался интересным. Настолько, что послушал выступления первого тура, а назавтра пришел на второй, потом заехал посмотреть награждение и гала-концерт. Любопытно было посмотреть и послушать новых для себя исполнителей, красивых девушек, их подбор репертуара, узнать оценку жюри, в составе которого были выдающийся композитор Резеда Ахиярова и замечательный певец Рустам Маликов (регалии и награды этих достойных деятелей искусства не называю) и очень компетентные специалисты по вокалу из Москвы и зарубежных стран. Они не дремали, а строго судили и сами выступали со сцены вне конкурса. Преподаватель московского педагогического университета Цзян Шанжун (Китай) в перерыве между турами дал мастер-класс для вокалистов, а лауреат международных конкурсов, популярный австрийский певец и композитор Йозеф Ивашка (Австрия) перед гала-концертом исполнил свои песни.

При вручении наград в большом зале университета культуры и искусств сидели только участники конкурса и их родственники. Но все равно было торжественно, как и положено общефедеральным мероприятиям.

На открытии и закрытии конкурса галантно и компетентно управлял зрелищем настоящий маэстро — оперный певец Эдуард Трескин. Таких комментаторов классической музыки, как он, в Казани и в России встретишь нечасто. Уровень дипломантов и победителей был весьма высок. Мне особенно понравились Ильдар Жамалов, Гульсия Хилажева (Уфа), исполнившие на гала-концерте башкирскую народную песню, Гульсирень Абдуллина (г. Елабуга) и обладательница гран-при Венера Протасова (Улан-Удэ-Казань), исполнившая «Соловей» Алябьева — коронное произведение из репертуара Венеры Ганеевой.

Сама Ганеева — заведующая кафедрой сольного пения, которую ректор университета культуры и искусств Ришат Юсупов назвал «душой конкурса» — была счастлива исполнению своей мечты. Организаторам и спонсорам конкурса хотелось, чтобы классический вокал и эстрадно-народное пение звучали гармонично, на высоком уровне, самобытно и талантливо. В значительной степени получилось! Happy end — редко встречающаяся ныне счастливая концовка весьма хлопотной гуманитарной затеи энтузиастов. Как говорится, аллага шокер, слава богу!

Правда, такой нюанс: и в первый, и во второй день конкурса (как минимум общероссийского по составу участников) я был единственным журналистом, оказавшим почтение этому незаурядному событию. Составленная мной информация (появилась в газете «Республика Татарстан» и на сайте Всемирного конгресса татар) тоже оказалась почти единственной.

Ни снимков, ни фамилий, ни имен победителей в газетах и на экранах не было. Нигде! Правда, чуть позже в эфир вышел новостной репортаж на телеканале «Татарстан — новый век», исключительно благодаря дружественным контактам Венеры Ганеевой с руководством телекомпании. Сама Венера Ахатовна ни словом не упрекнула прессу за невнимание к международному конкурсу. Действительно, событий полно, редакции и журналисты перегружены, много официальных мероприятий, собраний, съездов, вплоть до международных конфликтов и разборок на уровне Совета безопасности ООН. Какой-то конкурс вокалистов в Казани просто «не тянет» на сенсацию. Все верно, конечно. Все понятно...

КАК СТАТЬ ГЕРОЕМ РЕПОРТАЖЕЙ?

Банальный случай с неиспользованным поводом «культурного» события не стоило упоминать, если бы он был единственным. Но такое происходит постоянно. Сенсации умирают на корню из-за невежества и нигилизма творцов и клерков нашего века. Журналисты, да и их редакторы, работают по команде. Если накачали на совещании у вышестоящего товарища, позвонили «сверху», проплатили рекламные услуги, будет репортаж или событийная информация. Есть темы и вопросы, за которые могут снять голову. Само собой, мероприятия с участием высокого начальства. И отрабатывание какого-либо гранта. Все остальное — сущие пустяки. Да и места на полосе или эфирных минут не хватит. Читатель, зритель, обыватель даже не заметит. Он смотрит сериалы, пьет чай. Что ему до того! Мало ли какие чудаки творят.

vystavka.jpg
Выставка «Кочевники Евразии на пути к империи»

НАС НЕ УДИВИШЬ КОПЬЕМ АТИЛЛЫ И СЕДЛОМ ЧИНГИЗ ХАНА

Наверняка именно так было, когда уникальная, просто феноменальная выставка «Кочевники Евразии на пути к империи» в казанском центре «Эрмитажа» за 9 месяцев экспозиции была замечена только тонкими ценителями истории. А ведь в нее были включены украшения, утварь, оружия и одежда скифов, тюрков, ювелирные изделия времен Атиллы, Македонского до Чингиз Хана. Сокровища уцелевшие древней России (20 - 30 вековой давности), наследие предков современных татар и других тюркских народов! Думаете яростные «борцы за татарский народ» догадались сходить в музей? Даже делегаты V съезда ВКТ не увидели эту выставку, так как она не была включена в программу всетатарского форума. Уникальные культурные события, музеи, книги, спектакли редко привлекают внимание аудитории, на которую они адресованы. К сожалению.

«Забойкотированные» открытия, забытые личности, нераспечатанные парадоксы остаются за бортом при обилии СМИ с бурным потоком избыточной информации.

В условиях рыночной экономики, когда печатная строка и эфирная минута имеют конкретную цену, хотя многие СМИ катастрофически желтеют и погружаются в ореол криминальной романтики. Нормальная, правдивая, гуманитарная информация редко пробивается через фильтры. Забвение и замалчивание факта или события — не худший вариант...

Несовершенство управления идеологическими и информационными инструментами — другая проблема. Сегодня я о другом. О нашем профессиональном и человеческом безразличии. Если мы, производители информ-продукции, гуманитарные борцы не предлагаем высокие идеи, точные адреса, как же может большой начальник одобрить или поддержать, профинансировать проект? Никто кроме нас не может придумать телепроект, газетно-журнальную акцию, модель гениального востребованного издания. Дело в корнях профессионализма — в обучении, раскрытии способностей.

ЖУРФАК КАК ПАСЫНОК

Довольно часто повторяется открытие — оказывается, журфак виноват. Окончивший КАИ или физфак КГУ пишет отличные статьи и рассказы, медик сочиняет бардовские песни. А смету редакционных и производственных расходов может составить бухгалтер универсама... Эта нигилистическая ересь серьезно принимается во внимание, когда решается структура университетского образования. Уже не один год прозябает старый добрый журфак, где учились почти все известные руководители, первые перья республики и рядовые труженики. А ведь помним времена, когда на журфак и татфак были конкурсы по 5 - 8 человек на одно место. А сейчас иногда еле заполняют плановый набор — 9 бюджетных мест и пару десятков коммерческих вакансий. В татарской журналистике на платное образование не идут.

Кажется, опять реформируют журфак, хотя уже дважды переселяли. Неизвестно куда кинут его сейчас, говорят, могут и закрыть или слить с кем-либо. Считается, что от гуманитариев, особенно филологов и журналистов, в первую очередь татарских, нет пользы и славы. Они не дают рейтинги по мировой шкале университетов. Как же им сравниться с миллионными договорными работами технических специальностей? Никак.

НА «ТРОЕЧНИКОВ» НАДЕЖДЫ НЕТ

Среди технарей встречаются замечательные «лирики», любящие и понимающие гуманитарную сферу, способные творить и трудиться в ней. Декан физфака КФУ, ныне директор института Альберт Аганов в свои солидные годы конструирует учебную и научную работу, выпустил учебники и методические пособия на татарском языке, которым он владеет в совершенстве. Но мне известны татары по крови, не знающие языка и культуры своих предков, не преуспевающие ни в точных, ни в гуманитарных науках.

«Троечник» или «двоечник», пристроенный на филфак или на журфак, вряд ли станет хорошим журналистом, филологом. Без этнического самосознания он не будет срывать звезды с неба национальной журналистики и литературы. Вот почему дипломированные журналисты иногда выглядят бледно! Если мне дадите парня с отличными знаниями по математике, я могу научить его писать или снимать видео- и радиосюжеты, публицистическому анализу. А теперь посмотрите на состав абитуриентов журфака: в престижную профессию властителя дум и «четвертой власти» довольно часто идут не самые яркие медалисты и победители олимпиад. Потому что журналистом работать трудно, нужны и знания, и талант, и политическая культура. Отличники уходят в естественные науки, где можно заработать на жизнь и всегда найдется вакансия. «Самородки» и таланты вроде Бориса Бронштейна — штучные изделия. И они тоже обучились кое-чему в редакциях у профессионалов.

При всем уважении к технарям, от них мало толку в нашей профессии без знаний основ журналистики как профессии и как социального института, закономерностей ее существования. Пусть журналистом станет хоть скрипач, хоть ветеринар, но программу образовательного стандарта, утвержденную минобразом РФ по специальности 10.01.10 он должен освоить. Можно изучить самостоятельно, дистанционно. Но реальнее и проще овладеть основами профессии в специальном вузе или у опытного преподавателя и журналиста.

Можно переучиваться после вуза на журналиста за год-два. Пройти курсы повышения квалификации, освоить узкую специализацию. Но пока такой системы подготовки и переподготовки нет. Поэтому журналистскую школу шпыняют, то закрывая, то передавая. Требуют вклада в повышение рейтинга КФУ. А ведь подготовки выпускника журфака — главного редактора «Российской газеты» и «Комсомольской правды» Владислава Фронина достаточно, чтобы в течение 40 лет признавать высокий рейтинг вуза. И Фронин — не единственная «звезда» журналистики и медиа-менеджмента, получивший диплом в Казанском университете.

ЗА ПУБЛИКАЦИЮ В ИНОСТРАННОМ ЖУРНАЛЕ РАНЬШЕ САЖАЛИ

Сейчас оценка рейтинга вуза доходит до абсурда: кроме объема хоздоговорных работ, научных работ федерального уровня, нужно опубликоваться в международном или зарубежном журнале. Тогда получишь балл, а университет повысит рейтинг. Не знаю, как можно в татарской журналистике написать труд федерального уровня, кто может его оценить кроме самого Казанского университета? В иностранном журнале охотно опубликуют статьи с ноу-хау и стратегической информацией. Могут даже пригласить на работу «за бугор». Но хорошо ли это для российской науки, которая и так страдает от утечки кадров.

Впрочем, можно написать статью о нашей общественно-политической жизни и национальных проблемах и опубликовать в престижном иностранном издании. Там возьмут, напечатают, даже заплатят. Особенно, если в твоем труде есть антироссийский заряд. А не лучше ли придумать критерий для нас самих?

Просто неудобно смотреть на наши косяки в формировании общественного сознания. Многие этнические сообщества ассимилируются, забывают родной язык, историю своего народа. Другие потихоньку превращаются в шариковых, ненавидящих другие народы или целые социальные группы. При бурном расширении сети масс-медиа, деградация общества тоже набирает обороты. Как раз в этот момент для поступления на татарское отделение журфака или на татарскую филологию нужно иметь оценку ЕГЭ по русскому языку и литературе. И при таком порядке мы, гордые за воссоединение с Крымом, обещаем другим нерусским народам их этническое процветание, гарантируем их покой и развитие.

ЛИШЬ БЫ НЕ МОЛЧАЛИ, КОГДА НАДО КРИЧАТЬ

Уверен, что за такие «крамольные» мысли меня не запишут в «пятую колонну» и «национал-предатели». Я не обижаюсь на Путина за эти термины. Это его ораторская риторика. Уверен, что сам оратор не затыкает рты, не ест младенцев. Эти термины из разряда «мочить в сортире», «бандерлоги», которые применяются для куража в целях информационной войны, в качестве PR-технологии. Путин — отличный пиарщик и полемист. А вы как думали? В реальной жизни власть и народ ориентируются не на метафоры политической агитации, а на настоящий информпродукт, подлинно народное мнение. А его как раз обычно не услышишь. Гражданское общество вместо нас старик Хоттабыч не построит и нормальные ценности с неба не упадут. И правду вместо нас самих никто не скажет. Сейчас невозможно устроить «темную» кому-либо, все происходит в режиме оnline. Лишь бы сами не молчали, когда надо кричать.

Мы сами виноваты. Соглашаемся на суррогатные медиа, совращаем власть липовыми комплиментами, закрываем глаза на ее косяки. «Не замечаем», как убивают очаги интеллекта и духовности, демонтируют альма матер, отключают от кислорода настоящие творческие сообщества. Сами миримся с созданием вонючей, напряженной, предвоенной атмосферы. Потворствуем клерикалам, молчим, когда извращают смысл слова «патриот». Не удивляемся бездарному информационному сопровождению сложнейших процессов.

Может быть, я сгущаю краски, искажаю действительность? Что ж, опровергайте. Я не против. Небось, алла бирса, не посадят ни вас, ни меня. Пока.