«За мою карьеру у меня работали около полутысячи человек. Из них только двое трудились по специальности, остальные приходили с абсолютно разными дипломами. Все смотрят на софт скилы, хард скилы и умение решать рабочие задачи. В большинстве случаев работодателей это интересует больше, чем корочка», — рассказывает гендиректор ООО «Топ-Тайм» Максим Булатов, основатель офлайн-школы Skillbox в Казани. Он убежден, что дополнительное образование нужно всем — и молодым людям без опыта, и зрелым специалистам. Одна из первых офлайн-школ в России открыла свои двери осенью прошлого года, но ее выпускников уже ждут потенциальные работодатели. О том, какие направления пользуются спросом и как школа помогает найти работу, — в интервью Булатова «БИЗНЕС Online».
Максим Булатов: «Запуск курса в офлайн — это кропотливый процесс. Нельзя просто взять любой онлайн-курс и перенести его в школу»
«Многие путают нас с кружками. Это абсолютно не так»
— Максим Борисович, офлайн-школа Skillbox в Казани начала полноценно функционировать в октябре прошлого года. Расскажите, пожалуйста, сколько студентов вы привлекли за это время и какие программы обучения им доступны?
— В декабре 2022 года у нас занимались около 60 человек. Мы начали с таких направлений, как Python-разработчик, дизайнер интерьеров, графический дизайнер, коммерческий иллюстратор и веб-дизайнер. В январе 2023 года запускается курс «Java-разработчик», рассматриваем еще несколько направлений. Запуск курса в офлайн — это кропотливый процесс. Нельзя просто взять любой онлайн-курс и перенести его в школу. Во-первых, отбираются профессии, которые реально востребованы на рынке вакансий. Во-вторых, Skillbox серьезно прорабатывает методологию курса и только потом отправляет ее в офлайн.
— Какие направления пользуются наибольшим спросом?
— Графический дизайн и коммерческая иллюстрация. У нас очень крутой преподаватель, она сильный иллюстратор и графдизайнер, которая давно работает в этом направлении. И, что важнее всего, ей нравится преподавать и передавать свои знания дальше. Сказался на популярности и тот факт, что эти два курса мы запустили первыми, им досталось больше рекламы, и, соответственно, о них узнало больше людей.
«У нас учатся ребята 20–25 лет, есть мои ровесники, которым за 40. Нашему самому юному студенту 9 лет»
— Есть усредненный портрет студентов, которые к вам приходят?
— Если честно, нет. Студенты разные, с отличающимся бэкграундом и разного возраста. У нас учатся ребята 20–25 лет, есть мои ровесники, которым за 40. Нашему самому юному студенту 9 лет. Эта девочка — исключение из правил: обычно мы детей не берем. Для того чтобы пустить ребенка на курс, мне нужно поговорить с ним и узнать уровень его осознанности, мотивации и самодисциплины. Мы должны убедиться, что родители поддерживают ребенка и понимают наш процесс. Многие могут воспринимать нас как кружок или досуговый центр, куда можно привести ребенка и занять его на несколько часов, пока взрослый съездит по своим делам. У нас так не работает. Мы даем дополнительное профессиональное образование, где нужно посещать занятия, выполнять домашние задания и в целом серьезно относиться к учебе.
«В нашей школе регулярно организовываются мастер-классы, приходят крутые лекторы. Студенты могут прийти на любой из них и расширять кругозор в разных направлениях, а не только в том, что они выбрали для себя»
«Ко мне приходят коллеги и спрашивают, когда можно будет забирать наших студентов»
— В чем преимущества смешанного формата обучения?
— Есть статистика, по которой 80 процентов купленных онлайн-курсов люди даже не открывают! Skillbox вовремя заметил эту тенденцию, среагировал и начал выход в офлайн. Мы видим, что гораздо органичнее получается смотивировать студентов, когда они видят таких же студентов и занимаются вместе. У них сильнее стимул учиться и выполнять «домашки», они выходят из «пузыря» и развиваются быстрее. Здесь, в школе, на наших глазах создается комьюнити единомышленников, ребята начинают общаться между собой и находят клиентов. Есть студенты, которые уже через два месяца обучения получили первые заказы (это в графическом и веб-дизайне). К марту мы ожидаем еще больше историй успеха.
В этом ценность и сила смешанного обучения, blended learning, когда ты используешь все преимущества обоих форматов. Ты занимаешься на онлайн-платформе под руководством крутого практикующего специалиста, осваиваешь теорию, получаешь домашнее задание. Приходишь к нам и закрепляешь этот материал с офлайн-преподавателем, можешь проработать домашнее задание. И ты не один всю дорогу. Я вижу большую силу школы в том, что она строит сообщество и знакомит друг с другом классных людей из IT и смежных отраслей.
В нашей школе регулярно организовываются мастер-классы, приходят крутые лекторы. Студенты могут прийти на любой из них и расширять кругозор в разных направлениях, а не только в том, что они выбрали для себя. Недавно выступал крутой программист, интроверт. Рассказывал, как иногда тяжело быть интровертом, как он с этим справляется, организовывает работу, коммуницирует с людьми. Станут приходить люди, которые будут делиться своими историями успеха: как они работают, как устроен рынок и клиентская работа, где брать заказы. Я буду сам рассказывать о работе с клиентами, у меня опыт больше 20 лет в этом направлении. Есть мероприятия, открытые для всех, например киновечера по четвергам. С Нового года плотно выстроится череда таких ивентов. Плюс у нас есть «скил-койны» — если часто занимаешься у нас, то можно тратить их на всякие «плюшки».
«В наших аудиториях стоит новейшая техника. Этого требует специфика обучения: почти всем тяжелым инструментам для работы с графикой и 3D-моделирования нужно мощное оборудование»
— Что насчет технического оснащения?
— В наших аудиториях стоит новейшая техника. Этого требует специфика обучения: почти всем тяжелым инструментам для работы с графикой и 3D*-моделирования нужно мощное оборудование. Его стоимость начинается от 100 тысяч рублей, не меньше. Конечно, не у всех есть на это деньги в начале пути. У наших студентов есть школа: им можно приходить сюда, пользоваться всей техникой, которая есть, брать заказы и нарабатывать себе портфолио. А потом уже и свои ноутбуки купят.
— Насколько гарантировано трудоустройство после прохождения вашего курса?
— Трудоустройство гарантировано в пакете «Профессия». Там все просто. Если ты не ленишься, регулярно выполняешь все домашние задания, стараешься, ты будешь гарантированно трудоустроен. В Skillbox есть целый отдел HR**-сопровождения, который учит правильно готовиться к собеседованию, составлять резюме, оформлять портфолио. Это колоссальная работа. За время работы в IT***-сфере я оброс хорошими знакомствами, у нас много друзей в IT-комьюнити республики, своим студентам я всегда буду помогать. Мы недавно открылись, а ко мне уже приходят коллеги и спрашивают, когда можно будет забирать наших ребят.
— Как стать вашим студентом?
— Для начала надо выбрать, какое направление вам ближе всего, и прийти к нам на пробный урок. Этот этап очень важен, на нем мы рассказываем, как мы работаем, как учатся студенты, как выстроен весь процесс, какие есть тарифы. Я всем рекомендую записаться на пробный урок. Его проводит куратор, который помогает погрузиться в процесс и еще раз убедиться, что направление выбрано правильно. Если человек пришел на направление «Python-разработчик», но наш куратор понимает, что это вообще не его, он предложит ему другие курсы. Скоро у нас появится профориентолог, который будет помогать с выбором деятельности.
— Сколько длится курс?
— Полная программа по освоению профессии длится год-полтора. Все зависит от времени, которое человек готов вложить в свое развитие.
«Я проработал в разных странах и компаниях, у меня нигде не спрашивали диплом. Все смотрят на софт скилы и хард скилы. Всем нужно, чтобы человек мог решать рабочие задачи»
«Ограничиваться только высшим образованием я бы не стал»
— Вы упомянули, что вашими студентами становятся и взрослые люди, которые хотят с нуля освоить новую профессию. Это реально в зрелом возрасте?
— Абсолютно реально. Я знаю кучу таких примеров. Например, один мой знакомый работал геодезистом. Он купил онлайн-курс по front-end****-разработке, через три месяца начал получать зарплату в 120 тысяч рублей, сейчас работает в Турции, все у него хорошо. Другой приятель занимается строительством домов, он плотно работал с дизайнерами, но потом понял, что и сам хочет уметь то же, что и они. Он изучил все необходимые программы и сейчас сам создает дизайн, элементы декора. У него очень круто получается, выходят красивые дорогие дома.
Людей моего возраста никто не спрашивал, чем мы хотим заниматься. Нас родители ставили перед фактом: «тебе надо идти врачом или юристом». И все на этом. Почему-то у нас так сложилось, что ты должен выбежать из школы и сразу идти получать высшее образование. Это привычный сценарий, так принято. За мою карьеру у меня работали около полутысячи человек. Из них только двое трудились по своей специальности, остальные приходили с абсолютно разными дипломами. Скажу больше, я проработал в разных странах и компаниях, у меня нигде не спрашивали диплом. Все смотрят на софт скилы и хард скилы. Всем нужно, чтобы человек мог решать рабочие задачи. В большинстве случаев работодателей это интересует больше, чем корочка.
Конечно, если человек хочет стать архитектором в программировании, ему нужно глубоко погружаться в предмет и не обойтись без высшего образования, как и хирургу без всех лет медунивера. Главное — качество этого образования, место и преподаватели. Но я бы все равно рекомендовал параллельно получать дополнительное образование, которое позволит работать, зарабатывать и применять навыки сразу. К высшему образованию сейчас много вопросов. В учебных планах университетов по большей части нет сильной практики. До сих пор студентов заставляют от руки переписывать конспекты. Они сидят, музыку слушают фоном и механически пишут что-то в тетради. Так они ничего никогда не запомнят! Как они чему-то научатся переписыванием, непонятно.
— То есть вузы, колледжи вы не рассматриваете как конкурентов?
— Нет. Я их рассматриваю как дополнение. Если ты хочешь учиться на архитектора или дизайнера в КГАСУ — поступай, начинай учиться и одновременно получай где-то дополнительное прикладное образование. Тогда ты будешь высококлассным профессионалом, выше всех на голову. У тебя будет и практика, и умение работать с инструментарием, и диплом.
— А вузы не должны сами давать этот инструментарий?
— Конечно. Но это проблема всего мира. Это машина, которую надо немного начинать менять. Школьный класс 100 лет назад и сейчас никак не изменились. Об этом все говорят. Поменять тяжело, потому что это громадная машина.
«Мне нравится обучать людей и давать им новые возможности. Я получаю удовольствие от успехов, которые они достигают»
«Мне хочется, чтобы люди реально меняли свою жизнь к лучшему»
— Расскажите о себе, как вы попали в этот бизнес?
— Я делаю сайты с 1998 года. В 2012-м я открыл в Казани студию AltoVision, за пару лет мы стали топовой студией республики, а потом вошли в топ-20 по России. Тогда я подружился с компанией AIC, один из ее основателей — Сергей Попков, он позже стал сооснователем Skillbox. Они начали создавать образовательную платформу, потому что столкнулись с той же проблемой, что и мы, — в один прекрасный момент поняли, что на рынке нет кадров, которые нам нужны. Когда Сергей сказал, что они будут открывать еще и офлайн-школы, мы с партнерами предложили сделать это в Казани.
Мне нравится обучать людей и давать им новые возможности. Я получаю удовольствие от успехов, которые они достигают. Радуюсь их победам больше, чем своим. Есть птенчики, которых мы отбирали, тогда они почти ничего не умели, а сейчас это топовые дизайнеры мирового уровня. Это так круто, меня это очень заряжает и вдохновляет.
— Вы сами проходили курсы Skillbox?
— Да. Я и своих сотрудников отправлял на курсы. Сейчас я учусь на таргетолога, потому что очень мало понимаю в этой теме. Еще хочу выучиться на дизайнера интерьеров. У меня есть список курсов, которые я хочу пройти, просто надо найти время на все это.
«Мы точно откроем школу в Набережных Челнах. И, может, еще одну школу в Казани и еще в одном городе»
— Какие планы ставите на этот год?
— Мы точно откроем школу в Набережных Челнах. И, может, еще одну школу в Казани и еще в одном городе. Планируем добавлять больше курсов и привлекать больше студентов. У нас нет конкретного плана по количеству студентов. Очень хочется, чтобы об этой возможности менять жизнь к лучшему через обучение узнало как можно больше людей. Мне важно видеть, что все наши рабочие места заняты, ребята занимаются и делают крутые проекты.
Записаться на пробный урок по графическому дизайну и коммерческой иллюстрации.
Записаться на пробный урок по веб-дизайну.
Записаться на пробный урок по курсу «Python-разработчик».
Записаться на пробный урок по дизайну интерьеров.
* 3D — трехмерный
** HR — человеческие ресурсы
*** IT — информационные технологии
**** front-end — презентационная часть информационной или программной системы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.